Методическая разработка "Развивающие игрушки для ребенка от 2-х до 3-х лет"
методическая разработка (младшая группа)
Значение игрушки в раннем возрасте сложно переоценить. Правильно подобрать игрушки, значит правильно направить развитие ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игрушки для ребенка от 2-х до 3-х лет
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский.
Основные сферы развития ребенка от 2 до 3 лет
Для каждого ребенка характерен свой индивидуальный ритм развития, и поэтому однозначно невозможно сказать, к каким навыкам и на каком уровне наиболее сенситивен (восприимчив) конкретный ребенок в возрасте от двух до трех лет, тем более что сенситивные периоды не имеют четких границ. Но психологи выделяют основные сферы развития и виды деятельности, которые наиболее характерны для этого возраста.
К таким сферам относятся:
- физическое развитие, совершенствование двигательных способностей;
- развитие речи и навыков общения, развитие эмоциональной сферы;
- развитие игры, как основного способа познания мира;
- развитие воображения, фантазии и творческих способностей;
- развитие когнитивной сферы (память, внимание, мышление) и сенсорное развитие.
Кроме того, важно знать, что в возрасте до трех лет мышление ребенка носит наглядно–действенный характер и направлено на выявление различных свойств реальных предметов, их формы, цвета, размеров.
Ниже приведен обзор развивающих игрушек для ребенка от 2 до 3 лет, которые помогут удовлетворять потребности ребенка в развитии и реализации познавательных интересов.
Игрушки для физического развития:
- Мячики разных размеров и цветов. Их можно бросать друг другу, катать по полу и с горки, бросать в цель (в коробку, например), или попадать в ворота, пинать ногой, догонять, приседать за мячом и передавать друг другу в рамках эстафеты, хлопать ладошкой и ударять об землю.
- Фитбол также может пригодиться для занятий гимнастикой.
- Шведская стенка полезна для перемещения вверх–вниз, также можно учиться висеть на турнике.
- Маленькие подушки. В подвижных играх можно перешагивать или перепрыгивать через них, устраивать полосу препятствий.
- Спортивный коврик или мягкий мат. Можно делать веселую зарядку и упражнения на совмещение движений и слов, устраивать игры на подражание (эти игры, кроме развития координации и крупной моторики, еще отлично работают на развитие речи, эмоциональной сферы).
- Ортопедические или сенсорные коврики незаменимы для массажа маленьких ножек.
- Велосипед, самокат, беговел, сани, лыжи.
Игрушки для развития воображения, пространственного и конструктивного мышления, координации движений, крупной моторики
- Конструкторы с деталями разного размера и формы, кубики, наборы Lego. Строить можно замки, башни, туннели, гаражи, ограждения для разных площадок и дорог, выкладывать фигурки животных и людей и так далее… Стройте вместе или просите ребенка построить фигуру по вашему образцу, постепенно усложняйте задачу, добавляйте к игре сюжет, заселяйте замки и домики человечками и так далее.
- Прищепки. С помощью прищепок можно создавать различные образы (лучики у солнышка, колючки у ёжика и лапки зверей), использовать их в творческих занятиях.
- Игрушка «Рыбалка» в различных ее воплощениях. Это многофункциональная игрушка. И если вам удастся заинтересовать малыша, то использовать ее можно будет для развития памяти, внимания, математических представлений, навыков игры по правилам или в команде (ловить рыбку по очереди).
- Трафареты (животные, транспорт, овощи, фрукты, геометрически фигуры, спирограф и так далее).
- Материалы для творчества (рисование, аппликация, лепка, конструирование и так далее).
Сенсорное развитие. Развитие математических представлений, логики, мышления, внимания, памяти
К сенсорному развитию относят восприятие и осознание ребенком цвета, формы, размера, пространственного расположения, целостности, запаха, вкуса.
По словам Л.С. Выготского, «восприятие всегда и одинаковым образом связано с вниманием, память всегда одинаковым образом связана с восприятием, мысль – с памятью и так далее».
В отдельности эти процессы развиваться не могут. И очень важно понимать, что в возрасте до 3-х лет все эти процессы только формируются, и основой их развития является сенсорное развитие. Поэтому не стоит форсировать события и нагружать ребенка сложными логическими занятиями.
К двум годам малыши уже, как правило, знакомы с основными цветами, формами, владеют понятиями «больше» и «меньше», некоторыми основными понятиями пространственного ориентирования (над, под, выше, ниже, за, перед и так далее). Учитывая принцип действия «зоны ближайшего развития», игры должны организовываться с учетом того, что малыш уже знает и умеет. В игре обращайте внимание ребенка на сравнение характеристик предметов (по размеру, форме, цвету, весу, температуре), группируйте предметы по различным признакам.
- Мелкие предметы: шарики, кубики, крупы, мелкие фигурки животных, овощей, фруктов, желуди, шишки. Их можно сортировать, угадывать на ощупь, выкладывать последовательности, пересчитывать, использовать в сюжетных играх.
- Пазлы (в том числе объемные).
- Узоры из геометрических фигур. Подойдут пособия Никитина, блоки Дьенеша.
- Палочки Кюизенера, счетные палочки. Их можно – пересчитывать, складывать последовательности по образцу, выкладывать различные фигуры.
- Мозаики.
- Материалы с различной текстурой поверхности (можно обклеить разными тканями кубики)..
- Матрешка. Разнообразие развивающих игр с матрешкой – это отдельная тема, и если коротко, то упомяну такие игры, как собирать последовательности по убыванию и возрастанию, расставлять по размеру с закрытыми глазами, сравнивать и искать сходства и различия, обрисовывать основания и расставлять по соответствующим местам, использовать в сюжетных играх.
- Карточки с изображениями цифр, рамки-вкладыши с цифрами.
- Наборы карточек «мемо», лото, домино, логические пазлы.
Развитие речи, слуха и музыкальное развитие
Игрушки для развития мелкой моторики рук ребенка
Важной составляющей развития речи ребенка являются упражнения на развитие мелкой моторики рук. В этом помогут такие «развивающие пособия», как различные крупы, камешки, бусинки, пуговки, шнуровки, пальчиковый театр, пластилин (или различные массы для лепки, соленое или крахмальное тесто и так далее), ленты (и даже бинт) и веревочки. Пластиковые бутылочки и флаконы с закручивающимися крышками.
Игрушки для развития слухового восприятия
Развитию слухового восприятия (физиологического и фонематического слуха) способствуют игры, в которых ребенку демонстрируют различные звуки музыкальных инструментов (или голоса животных) и просят по памяти (без участия зрения) воспроизвести звук, или угадать какой инструмент (или животное) этот звук издает. В качестве пособий можно использовать барабан, бубен, ксилофон, синтезатор, различные озвученные книги с голосами животных (хорошего качества).
Овладение навыками сюжетно–ролевых игр. Развитие воображения. Эмоциональное развитие
Для пополнения словарного запаса и эмоционального развития пригодятся всевозможные карточки с изображениями лиц людей, животных, растений, зданий, предметов обихода, книги. Деткам в возрасте до трех лет достаточно показывать и рассказывать только об основных эмоциях («страх», «удивление», «злость», «печаль», «удовольствие», «радость»), без оттенков. И постепенно расширять список.
Куклы, фигуры животных, перчаточные персонажи сказок, машинки (различные спецмашины), мягкие игрушки, тематические наборы инструментов, элементы одежды (колпак повара, каска строителя, халат доктора и так далее), детская посуда используются для сюжетно–ролевых игр и способствуют пополнению словарного запаса, развитию воображения и эмоциональной сферы ребенка.
Как сделать развивающие игрушки эффективными
Безусловно, ребенок в возрасте от 2 до 3 лет не способен к полноценной самостоятельной игре, нуждается в организации своего времени и участии в игре взрослого.
Для того чтобы ваши занятия с ребенком были наиболее эффективны, а потенциал развивающих игрушек для ребенка от 2 до 3 лет использовался максимально, существуют рекомендации о том, как играть с ребенком:
- важна искренняя заинтересованность взрослого игрой;
- задания должны быть ребенку под силу;
- упражнение нужно закончить до того, как малыш потеряет интерес и устанет;
- для усвоения информации старайтесь задействовать все органы чувств малыша;
- необходимо в играх чередовать различные виды деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-501480-1413714643.jpg)
Методические рекомендации "Игрушка своими руками"
Содержит примеры создания игрушек из бросового материала совместно с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-995298-1516012103.jpg)
Методические рекомендации для родителей «Как правильно выбирать игрушку для ребенка дошкольного возраста».
Игрушка - это главное в жизни ребенка. Ведь игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Ребенок играет везде, где бы он ни находился....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-1188256-1573904959.jpg)
Методические рекомендации для родителей «Как правильно выбирать игрушку для ребенка дошкольного возраста».
Методические рекомендации для родителей «Как правильно выбирать игрушку для ребенка дошкольного возраста».Игрушка - это главное в жизни ребенка. Ведь игровая деятельность в дошко...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/17/picture-1262044-1597623106.jpg)
ИГРЫ И ИГРУШКИ/ КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ РЕБЕНКУ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ?
ИГРЫ И ИГРУШКИ/ КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ РЕБЕНКУ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ? 1. СЮЖЕТНО- ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИДля развития самостоятельной игры детей третьего года жизни оченьбольшое значение имеет подбор сюжетно-образ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/27/picture-1407990-1672167084.png)
Современные игрушки : польза и вред? Как выбрать игрушку для ребенка?
Роль игрушек в жизни ребенка.Игрушки — это не просто развлечение, а важный инструмент для развития ребенка.Через игру дети познают мир, развивают мышление, речь, моторику и социальные навы...