Практико-ориентированный проект «На чём музыка держится или Три Кита»
проект (подготовительная группа)
Практико-ориентированный проект «На чём музыка держится или Три Кита»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 «Светлячок»
Г.о. Спасск - Дальний
Практико-ориентированный проект
«На чём музыка держится, или Три Кита»
Авторы-разработчики:
Ст. воспитатель - Мокина В.Н.
Воспитатель - Ефименко В.А.
Участники проекта:
дети подготовительной группы
количество: 17 человек
возраст: 6-7 лет
Продолжительность проекта:
4 недели
г.о. Спасск - Дальний
2023 г.
«Игра развивает индивидуальность;
играя, ребенок учится воспроизводить
свои впечатления и идеи, поэтому
игра – могущественное орудие для
укрепления способностей мыслить и
для развития сознания»
Э. Жак-Далькроз
Тип проекта:
- по доминирующему методу – творческий;
- по характеру содержания – ребенок и его культурные ценности;
- по характеру участия ребенка в проекте – участник и исполнитель;
- по характеру контактов – внутри возрастной группы;
- по количеству участников – групповой;
- по продолжительности – средней продолжительности
Проблема: вопрос не столько правильного определения и осмысления жанра музыки с позиции слушателя, сколько наличие, либо отсутствие возможности двигательной, эмоциональной адаптации, подстраивания под тот или иной жанр музыки
Актуальность: многообразие стилей и направлений современной музыки предъявляет особые требования к подходу в создании основ музыкального развития ребенка
Цель проекта: расширять представления детей об основных жанрах музыки: песне, танце, марше; создание условий для самостоятельных музыкально-ритмических импровизаций детей; пополнение предметно-развивающей среды группы
Задачи проекта:
- развивать слуховое восприятие, внимание и память;
- расширять знания детей о музыкальных терминах;
- воспитывать у дошкольников любовь к музыке
Осуществление проекта: в рамках педагогической системы ДОУ
Методы проекта: игровая ситуация; игровые занятия; прослушивание музыкальных произведений; танцевальная импровизация под музыку; наглядно-образный; аудиовидеодемонстрация; дидактическая сказка; проблемные ситуации
Содержание проектной деятельности:
1. Организационный (подготовительный) этап: игры «Повтори как я», «Придумай ритм», «Подбери музыкальные инструменты к маршу»; разучивание песни «Золотая горка»; прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»
2. Организационный (основной) этап: музыкально-дидактическая игра «На чём музыка держится, или Три Кита»
Задачи игры:
Образовательные:
- познакомить детей с портретом композитора Д.Б. Кабалевского;
- побуждать детей двигаться в соответствии с характером музыки;
- формировать представление о жанре вокальной и инструментальной музыки
Развивающие:
- продолжать развивать представление о первичных жанрах музыки и их видах;
- развивать психические процессы: память, воображение, мышление;
- развивать умение отгадывать загадки;
- развивать творческое воображение
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разных жанров
Игровое оборудование: посылка, фигурки-киты, микрофон, музыкальные шумовые и ударные инструменты, партитуры, придуманные детьми для игры на ударных инструментах, портрет композитора Д.Б. Кабалевского, мыльные пузыри, ленты зелёного и голубого цвета на палочках
3. Практический (творческий) этап: перспектива развития игры – изготовление и раскрашивание карточек с изображением различных видов песни, танца и марша; придумывание и подбор загадок к карточкам игры – задание для родителей; мультимедийная игра на музыкальном занятии с использованием карточек
4. Обобщающий (первичный) этап: музыкальный досуг «Музыкальная викторина «Три Кита Музыки». Перенос полученных умений и навыков, игровых действий в свободную деятельность. Самостоятельное использование детьми музыкальной дидактической игры «Три Кита»
5. Обобщающий (итоговый) этап: результат данной деятельности – музыкальный досуг «Музыкальный калейдоскоп «Жанры музыки»; пополнение развивающей среды в группе настольной музыкально-дидактической игрой «Три Кита музыки», способствующей музыкальному развитию детей
План проектной деятельности
Этапы проекта | Задачи проекта | Проектные мероприятия | Временной отрезок исполнения | |
Деятельность музыкального руководителя | Деятельность детей (детей и родителей дома) | |||
1. Целеполагание (выбор темы) | Образовательные: - знакомить детей с различными способами и источниками получения и распространения информации о жанрах музыки Развивающие: - развивать интерес к основным музыкальным жанрам, развивать любознательность и интеллектуальную активность Воспитательные: - воспитывать у детей потребность познавать мир музыки, беседовать с детьми о музыке | Музыкальный руководитель собирает детей подготовительной группы и говорит: «Ребята, для вашей группы почтальон принес посылку. Давайте её откроем?» Открывают посылку и читают послание которое вложено туда вместе с игрушками-китами: «Ребята, это не простые игрушки. Это – Три Кита музыки. С ними вы можете совершить необычное путешествие в Море музыки. Ваш лучший друг Сочиняйкин». М.Р. спрашивает детей, знакомы им эти Киты или нет. Что можно сделать, чтобы узнать про них? (ответы: можно прочитать в книжке по музыке, найти в интернете вместе с родителями, придумать самим про них сказку, написать звуковое письмо Сочиняйкину и спросить у него). Какой способ вы хотите выбрать?». Педагог готовит карточки-тесты для родителей, раздаёт их детям и просит выполнить задания | Дети участвуют в придумывании заданий к играм «Повтори, как я», «Придумай ритм», «Подбери музыкальные инструменты к маршу» (играют в эти игры); разучивают танец «Буги-вуги»; разучивают песню «Золотая горка»; прослушивают пьесу П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», отвечают на вопросы педагога; выбирают способ получения информации о музыкальных жанрах. Получают карточки-тесты (памятки для родителей) и берут их домой | 3 занятия |
2. Подготовка к проекту | Образовательные: - познакомить детей с основными музыкальными жанрами: песня, танец, марш - совершенствовать исполнительские навыки детей в пении, движении и игре на музыкальных инструментах; Развивающие: - развивать творческие способности в музыкально-ритмических импровизациях; - развивать музыкальную память, внимание, воображение Воспитательные: - воспитывать уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность | Познавательные минутки-беседы «Знаешь ли ты?», помогающие заинтересовать ребёнка, зарождающие у детей состояние «хочу знать»; - «Звуковое письмо Сочиняйкину», придуманное и записанное вместе с детьми; - танцевально-пластические импровизации на тему морских обитателей («Море» Р.-Корсакова); - Посылка от Сочиняйкина, - показ презентации сказки с элементами развлечения «На чём держится музыка, или Три Кита». | - Активное участие в беседах по карточкам-тестам : дети рассказывают, что им удалось узнать о Китах музыки дома, вместе с родителями; -участие в записи звукового письма Сочиняйкину; - придумывание пластических импровизаций, изображающих морских жителей; - активное участие в просмотре презентации игры «На чём держится музыка, или три Кита»: пение знакомой песни «Золотая горка», исполнение танца «Буги-вуги», игра на музыкальных инструментах пьесы П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»; - отгадывание загадки | 2 занятия |
3. Реализация проекта | Образовательные: - предлагать вспоминать знакомые песни, танцы, марши, сравнивать их и выбирать песню, танец, марш для музыкально-дидактической игры «Три Кита»; -побуждать детей изготавливать цветные карточки для муз.-дид. игры; Развивающие: -развивать мыслительные способности и умение сравнивать знакомые муз. пьесы; Воспитательные: -воспитывать у детей любовь к музыкальным жанрам и желание исполнять их; -воспитывать умение слушать друг друга; -закреплять умение использовать нормативные способы разрешения конфликтных ситуаций.- | - организует работу по изготовлению карточек к настольной муз.-дидактической игре; - проводит консультацию с родителями по придумыванию загадок к разным видам жанра песни, танца и марша; -Выполняет мультимедийный вариант игры на компьютере; -Проводит мини-концерты со старшими детьми для малышей по теме «Жанры музыки»; -Составляет сценарий досуга для детей «Музыкальная палитра»; -Составляет мультимедийную игру-презентацию «Музыкальные загадки от Трёх Китов Музыки» | - изготовление и раскрашивание карточек с изображением различных видов песни, танца и марша; придумывание и подбор загадок к карточкам игры – задание для родителей; - участвуют в мультимедийной игре на музыкальном занятии с использованием карточек настольной муз.-дид. игры | 2 занятия |
4. Презентация проекта | Образовательные: - закрепить приобретённые знания о видах музыкальных жанров; Развивающие: - совершенствовать музыкально-исполнительские навыки детей; - развивать у детей мотивации к пению, танцам, игре на музыкальных инструментах; Воспитательные: - обогащать эмоциональный опыт детей через участие в музыкальных мероприятиях; - совершенствовать коммуникативные навыки | - Участвует в проведении досуга «Музыкальная палитра» в роли ведущей; - Показывает игру-презентацию «Музыкальные загадки от Трёх Китов Музыки» - Решает организационные вопросы: место и время проведения мероприятия и т.д. - Награждает победителей викторины диском с игрой «Три Кита» (на группу). | -Участвуют в досуге «Музыкальная палитра»; отвечают на вопросы, исполняют песни, танцы, читают загадки | 1 занятие |
Результат проекта:
- сценарий досуга-викторины «Музыкальная палитра»
- презентация музыкально-дидактической игры-сказки «На чём музыка держится, или Три Кита»
- мультимедийная игра «Музыкальные загадки от Трёх Китов Музыки»
- совершенствование художественно-музыкальных исполнительских навыков детей в музыкальной деятельности
- обогащение знаний детей о музыкальных жанрах, о способах получения и распространения информации о музыке
- картотека загадок о видах музыкальных жанров: песня, танец, марш
- настольная развивающая игра «Три Кита» для пополнения предметно-развивающей среды группы
- мягкие игрушки-киты для музыкального уголка группы
Продукт проекта и способ презентации
Досуг-викторина для детей и родителей «Музыкальная палитра»
Ресурсная база проекта
1. Информационные и программно-методические ресурсы.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
- Программа «Радуга». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: проект. / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 2014.
- Э.П. Костина. Программа Камертон. Азбука музыкального образования детей дошкольного возраста. НГЦ, 2001.
- О.П. Радынова. Парциальная программа музыкального развития детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры». Тема «Песня. Танец. Марш». ООО «ТЦ Сфера», 2014.
- А.И. Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет. «Музыкальная палитра» С-П.2012.
- Н.В. Дубровская. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.:Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Ладога. М.:АРКТИ, 2004
- В. Бедерханова. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. Ж. «Развитие личности» №1/2000
-Ж. «Управление ДОУ» №№ 1/2007,2/2005,8/2008
2. Материально-техническое:
- Мультимедийная Презентация игры-сказки «На чём музыка держится или Три Кита»
- Интерактивная игра «Музыкальные загадки от Трёх Китов Музыки»
- Портрет композитора Д.Б. Кабалевского
- ПК, музыкальный центр, экран,
- Фонограммы музыкальных произведений
Приложение №1
Конспект
музыкально-познавательного игрового занятия
«На чём музыка держится, или Три Кита».
(вариант для мотивации игры в группе )
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с портретом композитора Д.Б. Кабалевского;
- побуждать детей двигаться в соответствии с характером музыки;
- формировать представление о жанре вокальной и инструментальной музыки;
Развивающие:
- продолжать развивать представление о первичных жанрах музыки и их видах;
- развивать психические процессы: память, воображение, мышление;
- развивать умение отгадывать загадки;
- развивать творческое воображение
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разных жанров
Игровое оборудование: Посылка, фигурки-киты, микрофон, музыкальные шумовые и ударные инструменты, партитуры, придуманные детьми для игры на ударных инструментах, портрет композитора Д.Б. Кабалевского, мыльные пузыри, ленты зелёного и голубого цвета на палочках
Мотивация занятия:
Воспитатель собирает детей и говорит: «Ребята, для нашей группы почтальон принес посылку. Она ждет нас внизу, нужно ее забрать. Но все мы не можем туда пойти. Я предлагаю нескольким детям сходить вместе со мной за посылкой.» Воспитатель с подгруппой детей спускается в методический кабинет за посылкой. В группе дети вместе с воспитателем открывают посылку и читают послание, которое вложено туда вместе с игрушками-китами: «Ребята, это не простые игрушки. Это – Три Кита музыки. С ними вы можете совершить необычное путешествие в Мир музыки. Ваш лучший друг Сочиняйкин.» Посмотрите, ребята, здесь ещё есть диск, давайте пойдём в музыкальный зал и послушаем, что на нём записано». Дети вместе с воспитателем идут на музыкальное занятие, где их встречает музыкальный руководитель. Дети рассказывают ему о посылке и просят прослушать диск.
Ход занятия:
Дети садятся полукругом перед экраном. Начинается просмотр сказки о Трёх Китах. «В давние времена люди думали, что Земля держится на трёх китах и плавали киты в море Музыки ».
Дети выполняют первое задание игры: «превращаются» в подводных жителей. Используя зелёные и голубые ленты, мыльные пузыри (воспитатель) – изображают картину подводного царства.
Продолжают просмотр сказки, сидя на стульчиках. «Жили-были в море Музыки три кита. Одного кита звали – «Танец», другого кита звали – «Песня» , третьего кита звали «Марш». Однажды стали между собой три кита спорить, кто из них в Море Музыки главный?» «Послушайте, друзья, - говорит кит по имени Танец, - я из вас самый старший, со мной человеку всегда весело, ни один праздник без меня не обходится».
Дети слышат и узнают музыку знакомого танца. Музыкальный руководитель предлагает потанцевать вместе с Китом танец «Буги-вуги».
Дети танцуют современный массовый танец «Буги-вуги».
После танца дети продолжают просмотр сказки. «Тут Кит по имени Песня ему возражает: «Нет, я тебя старше и для человека нужнее. С песней человек никогда не расстаётся, даже маленький ребёнок очень любит петь. Песня помогает трудиться, отдыхать и веселиться».
Музыкальный руководитель предлагает спеть песню «Золотая горка» вместе с Китом Песня.
Дети поют знакомую песню «Золотая горка» (Д. Тухманов, Ю. Энтин), передавая микрофон друг другу.
Продолжают просмотр сказки. «Кит по имени Марш тоже в спор вступает: «Со мной человек тоже всю жизнь не расстаётся – я с ним на параде шагаю, в бой веду, спортсменам дух поднимаю, и на музыкальное занятие детей сопровождаю. Я в море Музыки главный!»
Музыкальный руководитель предлагает детям взять музыкальные инструменты и вместе с китом Марш сыграть «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. Дети берут партитуры для своего музыкального инструмента и рассаживаются в оркестре.
Дети исполняют пьесу «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.
Продолжается сказка. «Спорили они, спорили, и решили позвать Человека, чтобы он решил их спор. Послушайте, ребята, про кого эта загадка? «Кто пишет музыку для нас, мелодии играет, стихи он с музыкой подружит, кто песни сочиняет?» Дети отгадывают загадку.
«Смотрят, в море Музыки купается композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Помоги нам, композитор, решить , кто в море Музыке главнее? Долго думал композитор, а потом сказал вот что: «Песня, танец и Марш – одинаково важны, потому что музыка на этих «Трёх Китах» держится».
«И правда, ребята, ни одно наше музыкальное занятие не проходит без песни, танца и марша. Давайте споём для китов из сказки свою любимую песню». Дети исполняют песню «Осенние подарки»
В заключении музыкальный руководитель хвалит детей. Воспитатель благодарит музыкального руководителя за помощь и предлагает детям взять посылку и возвратиться в группу.
Приложение № 2.
Картотека загадок
о видах музыкальных жанров: песня, танец, марш
- Загадки от Кита Танец
- Лишь музыка начнёт играть, не могу я устоять.
На щеках моих румянец, когда я исполняю …… (Танец)
2) Друг друга за руки возьмём и по кругу мы пойдём,
Песню дружно запоём, что же с вами заведём? (Хоровод)
3) Мы по льду с тобой скользим, на коньках танцевать хотим.
На конкурс я с тобой пойду, конкурс называется……. (Танцы на льду)
4) Мы султанчики возьмём, аэробику начнём,
Танец наш такой активный, называется…….. (Спортивный)
5). Ярко зал засверкал! Здесь у нас сегодня бал!
Мальчик девочку на танец приглашает,
На балу какой же танец начинают? (Бальный)
- Загадки от Кита Песня
1) Я - ваша подруга, я - ваша попутчица,
В пути без меня ничего не получится!
Со мною, друзья, всегда интересно!
Узнали, кто я? Я детская…….. (Песня)
2) Перед хором я сто, все молчат, а я пою!
Кто же я? Что за артист? Ну, конечно же……. (Солист)
3) Вместе петь, ребята, нужно, складно, слаженно и дружно!
Песней полон коридор, так старается наш……… (Хор)
4) Эту песню нам пела мама, когда колыбель качала.
Что за песня? (Колыбельная)
5) Спектакль этот необычный, здесь все поют всегда отлично!
А когда поют всегда, называют……….. (Опера)
- Загадки от Кита Марш
- Мы на праздник идём, как нарядно кругом!
Музыкант играет наш праздничный, весёлый……. (Марш)
2) Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. Что это за марш? (Военный марш)
3) Любим спортом заниматься! Как шагает детвора!
Ножки ловко поднимаем и считаем –раз! два!
Громко музыкант играет наш и звучит…… (Спортивный марш)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/02/picture-613432-1491159174.jpg)
Практика - ориентированный творческий проект «Летние фантазии»
Опыт работы по благоустройству прогулочного участка группы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-498576-1413390240.jpg)
Практико-ориентированный проект "На чём музыка держится, или Три Кита"
Материал предназначем для музыкальных руководителей ДОУ. Оформлен в виде проекта. Цель проекта:расширять представление старших дошкольников о музыкальных жанрах - песне, танце, марше; способствовать о...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/02/picture-613432-1491159174.jpg)
Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»
Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-912739-1491229112.jpg)
Практико-ориентированный, педагогический проект "Городок сказочных героев"
Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям. В природных ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-539303-1417886910.jpg)
Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»
Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-539303-1417886910.jpg)
Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»
Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...