Проект по патриотическому воспитанию «День Победы»
проект (подготовительная группа)
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_den_pobedy.docx | 147.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по патриотическому воспитанию
«День Победы»
для детей 6 - 7 лет
Подготовила: Воспитатель Чепель М.В.
Продолжительность проекта: краткосрочный, с 30 апреля по 11 мая.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители. Возраст детей: 6 – 7лет.
День Победы… «Это радость со слезами на глазах», - сказал поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь – рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, что остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А ещё поздравляют воинов Великой Отечественной Войны, которые живут сегодня, а их становится все меньше. Это они стояли до последнего — защищая Родину. Стояли — и выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменившие ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а ещё растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.
Очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. Во времена нашего детства День Победы отмечали ежегодно – мемориалы славы, возложение цветов к Вечному огню, рассказы и чествование ветеранов, салют, фильмы и программы о войне. Это был настоящий праздник – без ложного патриотизма. И нам взрослым, необходимо рассказывать детям о Дне Победы в Великой Отечественной Войне, о героях войны, как ветеранах, так и тружениках тыла – женщинах, стариках и детях. О событиях и поражениях, о том в какие руины превратилась наша Родина, и как быстро и дружно восстанавливали свою Родину, выжившие в Великой Отечественной Войне. О помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.
Актуальность.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступными для восприятия.
В преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров. Как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ.
Проблема:
Дети дошкольного возраста плохо ориентируются в истории нашей страны; у детей не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия. Дети не имеют представлений о причинах возникновения праздника.
Гипотеза:
Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте, через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.
Цель: формирование у старших дошкольников патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.
Задачи:
Для детей:
- Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной войне.
- Донести до детей мысль о том, как тяжело приходилось защитникам русской земли и простым людям в те суровые военные годы.
- Расширение знаний о защитниках Отечества, о функциях армии.
- Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
- Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет.
- Воспитывать уважение к героическому прошлому своего народа, к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны, трепетное отношение к празднику Победы.
- Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.
Для педагогов:
- Наладить взаимоотношения с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
- Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта.
Для родителей:
- Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада, праздники, досуги, экскурсии.
- Рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.
- Подборка исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в боевых действиях.
- Повысить компетентность родителей по теме недели. Предполагаемые результаты для детей:
- Расширится представление детей о защитниках Отечества и героях Великой Отечественной войны;
- У детей должны быть сформированы такие понятия как, ветераны, оборона, фашисты, захватчики, фашистская Германия.
- Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
- Сформируется внимательное и уважительное отношение к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Для педагогов:
- Подбор дидактических игр патриотического содержания.
- Подборка наглядно-дидактического материала на тему Великой Отечественной войны и солдатских будней.
- Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
- Самореализация.
Для родителей:
- Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
- Повышение компетентности по данной теме.
- Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
- Укрепление детско-родительских отношений.
Продукты проектной деятельности:
Для детей:
- Изготовление поздравительных открыток для ветеранов.
- Патриотический праздник «День Победы».
- Выставка рисунков «Война глазами детей».
Для педагогов:
- Создание в группе мини – музея «Военная техника».
- Подготовка рекомендаций для родителей «Расскажите детям о Великой Отечественной войне.
Для родителей:
1. Участие в конкурсе рисунков «Этот день Победы»
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
- Выявление уровня представлений у детей.
- Определение проблемы, целей и задач, создание условий для самостоятельной деятельности детей.
- Разработка плана работы на этапах реализации проекта (цикл педагогических мероприятий познавательной, художественно – эстетической направленности).
- Создание методического обеспечения проекта (подбор информации по данной теме из познавательной, справочной, методической литературы; художественных произведений).
- Организация предметно – развивающей среды.
- Подбор дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр;
2. Основной этап
- Проведение занятий по плану реализации проекта.
- Проведение бесед;
- Рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
- Сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры.
- Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне.
- Консультации и папки – передвижки для родителей.
3. Заключительный этап
Патриотический праздник «День Победы».
Создание мини – музея «Военная техника».
Выставка рисунков.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми: занятия, беседы с рассматриванием иллюстраций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.
Формы работы с родителями: Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.
Возможные риски: не все дети в одинаковой степени успешно усвоят материал по теме проекта.
План реализации проекта:
Образовательная область | Виды детской деятельности | Осуществляемая детьми деятельность |
Социально – коммуникативное развитие | Коммуникативная Игровая | Беседы: «74 года Победе»; «Почему война называется Великой Отечественной?»; «Подвиг на войне»; «Дети и война»; «История георгиевской ленточки»; «Праздник Победы». Просмотр видеороликов о детях – героях войны с последующим обсуждением. Сюжетно – ролевые игры: «Моряки»; «Воины – пограничники»; «Разведчики». Дидактические игры: «Кто защищает наши границы»; «Отгадай военную профессию; «Собери картинку»; «Воину - солдату своё оружие»; «Чья форма»; «Что изменилось»; «Узнай герб нашей страны»; "Военный транспорт»; |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы | Занятие «Беседа о войне»; Заучивание и чтение стихотворений о войне, солдатах, ветеранах. Отгадывание загадок на военную тематику. Чтение пословиц и поговорок о мужестве. Д/и «Доскажи словечко». Рассматривание книг, иллюстраций о Великой Отечественной войне. Е. Благинина «Шинель»; С.М. Георгиевска «Галина мама»; Ю. П. Герман «Вот как это было»; А. М. Жариков «Смелые ребята»; В. А. Осеева «Андрейка»; К. Г. Паустовский «Стальное колечко»; Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»; Л. Кассиль из книги "Твои защитники"; С. Михалков "День Победы"; А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная» |
Познавательное развитие | Занятия: РПИД «Символы Победы – ордена, медали и знамена» ФЭМП «Разведчики». Рассматривание плакатов «Родина-мать зовет!» И.М. Тоидзе, «Письмо с фронта» А. Лактионова; | |
Художественно – эстетическое развитие. Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность | Продуктивная | Рисование: «Георгиевская ленточка»; «Праздничный салют над городом»; «Пограничник с собакой». Лепка: «Танк» (пластилинография) Конструирование из бумаги «Голубь мира». Слушание музыки: Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война» сл. Лебедева-Кумача, «День победы» Д. Тухманов, «Катюша» Б. Блантер, «Прощание славянки» В. Агапкин. Разучивание песен, танцевальных движений; |
Физическое развитие | Двигательная | Подвижные игры: «Пройди по трапу»; «Собери патроны»; «Салют» - эстафета (воздушные шарики); «Снайперы» (попади мешочком в цель); «Смелые моряки». «Кто быстрее»; «Саперы». |
Взаимодействие с родителями.
Подготовка рекомендации для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»; Оформление папки – передвижки «Великая Отечественная Война».
Советы родителям «Как рассказать детям о войне».
Организация выставок детских работ: рисунков, поделок из пластилина. Оформление информационного стенда.
Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков и поделок.
Полученный результат
- Дети имеют представление о легендарном прошлом нашей Родины.
- У детей сформировались понятия о ветеранах, обороне, захватчиках, фашистах, фашистской Германии.
- Сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
- В группе создан мини – музей военной техники.
- Родители приняли активное участие в выставке рисунков и поделок «Этот день Победы».
- Развивающая среда группы пополнилась дидактическими играми.
ВЫВОД
Данный проект, который был реализован с детьми подготовительной группы, показал следующее: у детей расширились представления о Великой Отечественной войне. Дети имеют представление о военных профессиях, о родах войск, военной технике. Знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику. Испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ. Обогатился и активизировался словарный запас за счет новых слов.
Родители – активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию. Проект поможет родителям понять необходимость патриотического воспитания детей.
Список литературы:
1.Основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т.С., Васильевой М. А. (МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2015г.).
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. 112 с.
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
- Казакова А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе», Москва 2010 г.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества, методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. А-М: ТЦ Сфера,2006-192 с.
- Морозова И. Л., Пушкарева М. А., Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет. И.Л. Морозова, М.А. Пушкарева. Мозаика – синтез. М. 2007.
- Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138
8.Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.
Приложение
Блиц – опрос детей подготовительной группы.
- Знаешь ли ты, какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?
- Что случилось летом в 1941 г.
- Что такое война?
- Кто напал на нашу Родину?
- Кто встал на защиту нашей Родины?
- Кто такие солдаты, что они делают?
- Когда закончилась война?
- Кто победил в этой войне?
- Что такое парад?
- Что такое памятник павшим воинам?
- Как страна празднует День Победы?
- Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах?
- Тебе читают книги о ВОВ?
- Ты смотришь фильмы о ВОВ?
- Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Что нужно, для этого?
НОД «Беседа о войне»
Цель: Расширение представлений детей о событиях Великой Отечественной войны через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Задачи:
Продолжать знакомить дошкольников с историческими фактами военных лет.
Активизировать и пополнять словарный запас детей (подвиг, герой, ветеран).
Стимулировать любознательность, творческую познавательную и речевую активность (строить логически завершенное высказывание, отвечать на вопросы полным предложением).
Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание сделать для них подарок.
Развивать умение самостоятельно заниматься выбранным делом, договариваться.
Методы и приёмы педагогической деятельности: словесные (беседа, вопросы, рассказ, наглядные (демонстрация презентации, рассматривание фотографий,
практические (составление поздравительной открытки.)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно–эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Оборудование и материал:
Мультимедийная техника: ноутбук, запись песни «Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача, презентация, звуки салюта, звуки разрывающихся снарядов, метронома в минуту молчания.
Предварительная работа: Рассматривание картин и иллюстраций на тему «Великая Отечественная война», альбомов, фотографий, плаката «Родина - Мать зовет», памятника «Неизвестному солдату». Беседа с детьми о войне, о дне Великой победы, чтение книг: С. Алексеев «Герои Великой Отечественной», А. Митяев «Рассказы о Великой Отечественной войне», А. Печёрская«Дети – герои Великой Отечественной войны».
Ход занятия
Звучит фрагмент песни «Священная война» В. Лебедева-Кумача.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем сейчас звучала песня? Чему она посвящена? (Эта песня о войне, о защите Родины).
Воспитатель: да, ребята, 22 июня 1941 года в четыре часа утра на нашу страну напал враг – фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое война? Что вы знаете о войне? (Это горе и страх, разруха и смерть.Война – это борьба, когда враг нападает, а защитники освобождают свою землю от врагов).
Воспитатель: Внезапно огромные силы немецкой армии двинулись на нашу Родину: танки, пехота, самолеты, артиллерия. Фашистские самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады, школы.
Воспитатель: Все люди поднялись на защиту своей Родины
Воспитатель: На фронт шли не только солдаты нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами.
Воспитатель: Старики, женщины и дети на заводах и фабриках строили танки, самолёты, выпускали автоматы, снаряды для фронта. В госпиталях, лечили раненных солдат. Делали все для победы.
Воспитатель: Война длилась долгие четыре года. Много солдат полегло на поле боя. Много жизней унесла война. Но люди не теряли веры в победу даже в самые тяжелые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами» – эти слова звучали повсюду.
Воспитатель: Наши солдаты дошли до Берлина - столицы Германии. И там, на самом главном здании, был водружен наш красный флаг Победы.
Воспитатель: Во время войны совершено было много героических подвигов, многие солдаты стали героями.
Воспитатель: Как вы думаете, кто такой герой? (Это храбрый человек, сделавший что-то хорошее).
Воспитатель: Давайте сегодня все вместе узнаем, кто такие герои и почему на войне было много героев.
Воспитатель: Где и как можно узнать информацию о героях войны? (В книгах, газетах, спросить у взрослых).
Воспитатель: Герои совершают подвиги, спасают людей, защищают детей.
Как вы думаете, что такое «подвиг»? (Это смелый, отважный, героический, самоотверженный, хороший поступок).
Воспитатель: 9 мая 1945 года закончилась Великая отечественная война, и тот день стал самым светлым и любимым праздником Днем Победы русского народа!
Воспитатель: Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн. В этой страшной войне погибли более 20 миллионов наших людей. У каждого из них были родные и близкие. Память о погибших героях навеки сохранится в нашем сердце.
Воспитатель: По всей стране стоят памятники известным и неизвестным героям. Кто совершил подвиг – всем им присвоено звание Героя Советского Союза.
Воспитатель: У многих памятников горит вечный огонь. Есть такой обычай чтить память погибших героев минутой молчания. Давайте склоним свои головы и почтим память павших героев за Родину минутой молчания.
Воспитатель: Каждый год теперь 9 мая на Красной площади проходят парады, гремят салюты, идут курсанты, офицеры военных училищ. Это внуки тех, кто воевал в ВОВ.
Воспитатель: Открывают парад ветераны Великой Отечественной войны. Что на груди у ветеранов? (Ордена и медали).
И сегодня, Соня Ромакина принесла нам награды своего прапрадедушки, Ромакина Олега Ивановича, который был участником Великой отечественной войны, он прошел всю войну, вернулся с фронта живым, вот с этими наградами. И сейчас Соня расскажет нам о своем дедушке. (Рассказ Сони)
Воспитатель: Совсем скоро наша страна будет отмечать великий праздник – День Победы. В этом году 9 мая исполняется 74 года со дня Великой Победы.
Воспитатель: Кого мы поздравляем 9-го мая? (Тех, кто воевал во время войны).
Воспитатель: Как можно назвать одним словом тех, кто когда-то воевал, защищал нашу страну, трудился в тылу? (Ветераны Великой Отечественной войны).
Воспитатель: С каждым годом ветеранов войны остаётся всё меньше и меньше. Многие из них стали уже совсем старыми и больными. Давайте подумаем, как мы с вами можем поздравить ветеранов? (Подарить цветы, сделать открытку, сказать поздравительные слова, слова благодарности).
Воспитатель: Я предлагаю объединить все предложения в один общий подарок и сделать для Ветеранов Великой Отечественной войны поздравительную открытку. Как вы думаете, что мы можем изобразить на открытке? (Цветы, салют, звезду). Рефлексивно - оценочный этап
Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня говорили? (О войне, о ветеранах ВОВ).
Воспитатель: Скажите, какой праздник приближается в мае? (День Победы).
Воспитатель: Кого и как мы поздравляем в этот праздник? (Ветеранов Великой
Отечественной войны. Дарим цветы, говорим слова благодарности за мирное небо).
Воспитатель: А, что вы сделали для них? (Поздравительную открытку).
Воспитатель: У нас получился красивый, замечательный подарок. Ветеранам будет приятно, что мы помним о той трудной, великой Победе. Спасибо вам за помощь в подготовке к Великому празднику!
Беседа «Почему война называется Великой Отечественной?»
Великая Отечественная Война - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.
Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна!
Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.
Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века!
Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы! 22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.
Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!
Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!
По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.
Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир. 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - День Пбеды над Фашисткой Германией.
Вопросы:
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Почему она так называется?
- Какая страна развязала войну?
- Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?
- Кто встал на защиту Отечества?
Подвижная игра «Кто быстрее?»
На стульчиках, расставленных в несколько рядов, как в армии, лежат гимнастерка, комбинезон, плащ-накидка, буденовка, бескозырка. По команде дети должны как можно быстрее одеться или одеть кукол. Выигрывает тот, кто все действия проделает быстрее других и правильно.
«Саперы»
Две команды перебираются с одной стороны на другую, наступая только на дощечки.
«Смелые моряки»
Дети делятся на две команды. Капитаны берут шлюпку (большой обруч) обегают буй (конус), в лодку садится пассажир, на лодке капитан переправляет его за буй, затем бежит за вторым пассажиром, итак пока вся команда не будет спасена.
«Салют» (эстафета).
Капитаны на линии финиша встают лицом к командам. В руках каждого игрока – «салют» (несколько воздушных шаров). По сигналу первый участник бегом направляется к капитану, передает ему салют, возвращается в свою команду и передает эстафету.
Сюжетно – ролевая игра «Воины – пограничники»
Цель: формировать у дошкольников представления о воинах пограничниках, о их подвиге во время войны во имя своей Родины. Способствовать военно - патриотической подготовке дошкольников. Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет, ролевое взаимодействие в игре, умение вести диалог.
Развивать быстроту, ловкость, выносливость, меткость, равновесие, силу. Воспитывать у детей смелость, выдержку, дружеские взаимоотношения.
Словарная работа: штаб, плац, застава, шпион, пакет, командир заставы, разведчики, пограничники, санитарки и др.
Предшествующая работа: беседы: «Как пограничники охраняют Родину», «Особенности военной службы в мирное время»; Рассматривание картины Б. Окорокова «Пограничники». Чтение произведений: А. Барто «На заставе», Ю. Коваль «Путешествие на границу», А.Митяева «Почему армия всем родная?» Л. Кассиль «Сестра».
Рисование на тему «На границе».
Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры (бинокли, пилотки, косынки для медсестер, карта - схема).
Игровой материал. Игрушки: пистолеты, автоматы, погоны, знаки различия, палатка (для оборудования санчасти), санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, бинокли, котел, кружку, пакет в нем зашифрованный ребус слово (шпион) и картинка - лабиринт, карта схема, обручи, мешочки, мишень.
Подготовка к игре: военно - спортивная подготовка: изучение простейших топографических знаков, построение по сигналу тревоги, перевязка раненых, спортивные игры, упражнения:
метание в цель, прыжки, бег между предметами, упражнения на наблюдательность (лабиринты).
Спортивная эстафета: «Кто быстрее?».
Разработка карты - схемы вместе с детьми.
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру, а в какую вы попробуйте угадать.
Ребенок читает стихотворение М. Исаковского «У самой границы». У самой границы в секрете, я зоркую службу несу, за каждый пригорок в ответе, за каждую елку в лесу.
- О чем это стихотворение? (о границе). Угадали, в какую игру мы будем играть? правильно, в игру «Воины-пограничники».
- Давайте, рассмотрим карту - схему, что на ней изображено? (Застава – рис.1).
- Что находится на заставе? (штаб, санчасть, плац, граница - на карте - схеме это красная линия, рис 2).
А теперь па площадке детского сада найдем все названные объекты.
- Кто же находится на границе, на заставе? (пограничники)
- Кто командует пограничниками? (командир заставы)
- В чем заключается служба пограничников? (они должны охранять границу, чтобы через нee не прошел нарушитель, заниматься строевой подготовкой, чтобы быть сильными, ловкими, быстрыми.)
- Сейчас мы распределим роли. Сначала командиром буду я, все разделимся на подгруппы:
одни дети будут пограничным патрулем; пограничниками, свободными от несения караула; другие будут разведчиками, санитарками, шпионами.
- Что делает пограничный патруль? (стоит в дозоре и охраняет границу) - Что делают разведчики? (они внимательно изучают все вокруг, если что-то изменится, сразу докладывают командиру)
- Что делают санитарки? (готовят все необходимое, чтобы оказать помощь раненым, если потре6уется: перевязать раненных, отвести их в санчасть).
А кто такие шпионы? (нарушители границы, которых послали узнать, что - то секретное важное, или передать пакет с заданием)
Командир заставы (Воспитатель) говорит: «Нам доверено охранять границу, и стало известно, что в нашу сторону идут несколько нарушителей. Наша задача - задержать их, знайте, враг хитер, будет умело маскироваться».
Командир командует, чтобы все приступили к несению службы.
Вдоль границы зашагали патрули, они оглядываются по сторонам, прислушиваются к шорохам.
Санитарки в санчасти готовят все необходимое для приема раненных.
Разведчики получают боевое "3адание: пройти 1О шагов, затем повернуть налево, возле кустов внимательно посмотреть не найдете ли что-нибудь, по пути запоминайте все вокруг, возвращайтесь обратно. Доложите мне, что увидели и нашли.
Пограничники свободные от несения караула, будут заниматься строевой подготовкой.
Дети выполняют упражнения на развитие меткости, быстроты.
Игровое упражнение «Кто самый меткий?» (Метание мешочков в вертикальную цель: стоя, с колена, лежа).
Игровое упражнение «Кто быстрее?» (Бег между предметами, пролезание в обруч способом сверху, снизу. Прыжки через кубики высота - 20 см., рис 2)
Командир заставы (Воспитатель) следит за правильным выполнением движений.
Задание «Помоги солдату» – (рис 3)
Отмечает, что патруль хорошо несет службу, внимательно следит за тем, чтобы границу не перешли нарушители.
Разведчики вернулись с задания, и докладывают: «Найден пакет, в котором содержится секретная информация. И увидели, что в сторону границы движутся какие-то люди». Патруль заметил шпионов, которые перешли границу, звучит команда: «Застава в ружье!» пограничники берут автоматы, пистолеты бегут на задержание шпионов, санитарки помогают раненым, шпионы отстреливаются, но их задерживают пограничники. Задержанных шпионов ведут в штаб к командиру, где он с ними беседует: «Для чего их послали перейти границу? Какое у них было задание?
Шпионы отвечают, что у них было задание взять пакет в условленном месте, и вернуться назад.
Командир заставы объявляет о том, что пограничники хорошо несли службу, сумели обезвредить шпионов, действовали дружно, оказывали друг другу помощь, были ловкие, быстрые, смелые. Разведчики были внимательными, зоркими. Медсестры вовремя оказывали помощь раненым, и доставляли их в госпиталь. И зачитывает приказ: «Всем пограничникам, участвующим в боевой операции, за ловкость, смелость, находчивость, объявить благодарность. Всех наградить медалями за Отвагу».
При последующем проведении игры можно расширять сюжет: ребята могут изображать жизнь на пограничной заставе, дежурить в штабе, осваивать способы маскировки, провести соревнование двух погранзастав. И в следующих играх роль командира заставы можно передать ребенку.
Стихи о Великой Отечественной войне.
У кремлевской стены,
Где раскинулся парк,
Люди молча, сняв шапки, стоят.
Там пылает огонь,
И в земле рядом спит
Вечным сном неизвестный солдат.
Мы приходим к тебе и приносим цветы,
Скромный дар от российских ребят,
Мы клянемся тебе
Край родной так любить, как любил неизвестный солдат.
***
Сегодня праздник — День Победы!
Счастливый праздник — день весны, в цветы все улицы одеты, и песни звонкие слышны.
Там, где пушки не гремят, в небе солнце ярко светит. Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир для всей планеты!
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы: с фронта едут, едут, едут Наши деды и отцы.
Рекомендации для родителей
«Расскажем детям о Великой Отечественной войне»
История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Семьдесят четыре года минуло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: «Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа».
9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны, простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга. Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей 5-6 лет. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченный детский опыт, и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную
связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.
Поэтому следует, уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.
Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в детских
образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность. Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.
Предлагаем примерные формы работы по изучению данной темы родителей со своими детьми дома:
- чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику;
- рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (бабушек, дедушек);
- словесно – дидактические игры;
- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему;
- участие в выставках совместного семейного творчества;
- посещение военных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные исторические места (если имеется такая возможность). Особое внимание родителей хотелось бы уделить ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение, гордость за свою Родину.
Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам? Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?
Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому, его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь.
Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы:
-дать небольшие сведения из истории;
-рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали Родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;
- говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженную землю. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать. Предлагаю вашему вниманию список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного:
- С.П. Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы;
- Е. Благинина «Шинель» - о детстве, лишенном радостей по чьей – то злой воле, подрпненном войной, заставившей рано повзрослеть;
- А. Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;
- С.М. Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести
- Ю. П. Герман «Вот как это было». Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.
- В. Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
- А. М. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юнбат Иванов». - В. А. Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
- К.Г. Паустовский «Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
-И. Токмакова «Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека.
- А. Шишов «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны. - Ю. Яковлев « Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. -Л. Кассиль "Твои защитники"; - С. Михалков "День Победы".
Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.
Пусть мир украсит доброта
И расцветут улыбкой лица,
А слово «страшное» война
Пусть никогда не повториться! Пусть солнце светит над землей, Любовь шагает по планете. И в каждой пусть семье большой С любимой мамой будут дети!
(М. В. Сидорова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по патриотическому воспитанию "День Победы".
Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.Подбор материала по образовательным областям....
Проект по патриотическому воспитанию "День Победы - 9 МАЯ " для детей средней группы
К сожалению, сегодня, в период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и прежде всего, в сфере передачи нравственного опы...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию "День Победы"
Автор проекта воспитатель МБДОУ ДС № 95 "Калинка" Пикатова Виктория Евгеньевна...
Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию " День Победы"
Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию " День Победы"...
Проект по патриотическому воспитанию « День Победы» для старшей возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 7 лет.
Проект по патриотическому воспитанию « День Победы»для старшей возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 7 лет....
Творческо - информационный проект по патриотическому воспитанию «День Победы!»
Творческо - информационный проект по патриотическому воспитанию«День Победы!»...
информационно-творческий краткосрочный проект по патриотическому воспитанию «День победы». (старшая группа № 5)
ЦЕЛЬ: · воспитание гражданско-патриотических чувств;· ощущение чувство гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественнойвойне. ЗАДАЧИ:· расширять и обобщать полученные...