ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОССИИ
Новожилова Алина Викторовна, воспитатель ГБДОУ детский сад №39 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОССИИ. «В КАЖДОЙ ИЗБУШКЕ СВОИ ИГРУШКИ»
Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность (Д.С. Лихачев).
Оценивая события, происходящие в мире, в нашем современном обществе все больше укореняется идея о сохранении национального этноса, его истории, культуры, традиций, обычаев и духовно-нравственных ценностей, формировавшихся поколениями.
Целое поколение было ориентировано на западную культуру, которая отодвинула на задний план присущие нам ценности и идеалы. Поэтому нашей первостепенной задачей в данное время становится приобщение детей к народной культуре уже с раннего возраста, чтобы ребенок «с молоком матери» впитывал культуру своего народа и ощущал себя его частью.
Даже в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования за основу всестороннего развития личности ребенка берутся именно духовно-нравственные и социокультурные ценности. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, гордость за родную страну, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
В настоящее время актуальна проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение на самых разных уровнях и находит отражение в ряде нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N» 273-ФЗ; «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015. N 996-р выделяет среди прочих следующие приоритеты государственной политики в области воспитания:
- формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства
причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, фактором национального самоопределения.
В России 2022 год объявлен Президентом В.В.Путиным годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Именно с раннего возраста следует воспитывать уважение к исконным традициям, их мудрости и культуре, ритуалам и обычаям, так как в это период идет процесс формирования личности будущего гражданина нашей страны. Но следует учитывать, что дошкольный возраст, несмотря на свои огромные возможности и множество сензетивных периодов, имеет свои особенности в усвоении нового. Поскольку ведущим видом деятельности у детей- дошкольников является всё-таки игра, то просто рассказы и образовательные моменты не смогут в полной мере обеспечить ту вовлеченность, которая позволит заинтересовать и завлечь ребенка. Поэтому приобщение к народной культуре и истории в детском саду нужно проводить в игре. И здесь большим потенциалом обладают дидактические игры, созданные руками воспитателей и детей.
Главная идея заключается в активном сотворчестве педагога и детей, их общее сопереживание, в умении взрослого включиться в игровое взаимодействие народной игры, что позволит повысить интерес детей к народной культуре, воспитывая и развивая у них нравственные и эстетические ценности, при этом учитывая региональные особенности культуры, традиций, реализацию задач нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения на краевом материале.
Таким образом, ведущей идеей является приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством народной игры.
Игра является ведущей деятельностью детей-дошкольников. Именно с ее помощью ребенок познает окружающий мир, приобщается к нормам и правилам, принятым в обществе.
Неправильный подход к организации игровой деятельности ребёнка может привести к негативным последствиям, которые мы можем наблюдать в современной социокультурной среде.
Грамотно организованная игровая деятельность способствует становлению важнейших духовно-нравственных чувств ребёнка, развивает чувство патриотизма. Анализируя процесс освоения ребенком ценностей культуры и истории страны, необходимо учитывать его поэтапность, постепенность. Именно на реализацию этогонаправления мы сориентировали содержание наших игр.
В каждой игре закладывался символический смысл, связанный с различными сторонами жизни народа.
Для освоения детьми своей национальной культурой, сохранения и приумножения
местных традиций, формирования у дошкольников духовно-нравственных качеств
важно использование разнообразных средств (посещение мини-музея «Русская изба»,
знакомство с местными традициями; разучивание устного, песенного фольклора; проведение праздников и развлечений; разучивание народных игр; посещения мастеркласса на дому)
Наши дидактические игры помогают погрузиться в атмосферу исторического времени, определённую эпоху и связанную с ней систему ценностей, отношений, культурных образцов. В этих играх проявляются и творческие способности детей. В них каждый ребёнок проявляется индивидуально. Все они связаны единой идеей, образуя, таким образом, целую систему, направленную на развитие нравственно-патриотических, духовноэстетических качеств у дошкольников, выходящей за пределы непосредственной образовательной деятельности и поэтапном ознакомление и обучение детей в процессе использования дидактической игры.
Данная система включает несколько направлений
1. «Познание окружающего мира». Данный направление предлагает решение общих задач приобщения детей к истокам народной культуры. Ознакомление их с предметами быта, народными промыслами, игрушками народными костюмами, с музыкальными народными инструментами.
2. «Национальные традиции и фольклор». знакомство и овладение детьми устным народным творчеством через книжки на липучках с русскими народными сказками. Приобщение детей к народным праздникам с помощью игрового набора «Календарь русских народных праздников.
3. Организация разнообразной окружающей среды для самостоятельной игровой деятельности.
В совокупности, проводимая нами работа позволяет проявить индивидуальные интересы, приобщить детей к народному наследию и национальной культуре. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.
Для приобщения детей к истокам народной культуры, определяются следующие
направления работы:
- Знакомство с русским народным бытом (с русской народной деревенской избой);
- Знакомство с обычаями и традициями,
- Знакомство с народным творчеством;
- Знакомство с русской народной игрушкой (матрешка)
- Знакомство с русским народным национальным костюмом.
- Приобщение к русской культуре
Знакомство с русским бытом происходит через серии игр лэпбука «Русский быт»
и игру на липучках «Русская изба». Здесь дети знакомятся со старинной посудой и мебелью, предметами быта и труда (самовар, сундук, колыбель, прялку и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.
Знакомство с обычаями и традициями идет через календарь народных праздников.
Он включает в себя альбом, позволяющий познакомить детей с традициями празднования, и набор дидактических игр, посвященных каждому празднику.
Знакомство с народным творчеством включает в себя два направления:
- устное народное творчество (русские народные сказки)
-народные промыслы.
Знакомство с русскими народными сказками проходит не просто в форме традиционного чтения или рассказывания, где дети пассивны, а процессе игры.
«Читая» детям книжку на липучках, ребенок не только слушает её, но и сам взаимодействует с персонажами переставляя их с одной странички на другую, убирая или добавляя по мере надобности («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Рукавичка», «Теремок»). Также эти сказки представлены в виде мини театра на липучках. Данная технология полезна не только тем, что ребенок в ходе игры быстрее и лучше запоминает сказки, но и тем, что развиваются такие психические процессы как речь, память, мышление, воображение, пространственное восприятие, мелкая моторика.
В ходе знакомства с народными промыслами нами были использованы уникуб «Народные промыслы» и дидактические игры «Лото», «Заплатки», «Варежки», «Пазлы». В игровой форме дети знакомятся с разнообразием народных промыслов их отличительными особенностями, учатся различать их. Это позволяет уже в младшем дошкольном возрасте видеть разнообразие промыслов и к старшему дошкольному возрасту дети подходят с определенным багажом практических знаний.
При знакомстве с народной игрушкой мы сделали упор на матрешку, как самую узнаваемую и простую для понимания детей игрушку. Матрешке у нас посвящено множество игр: «Разложи матрешек во возрастанию и убыванию», «Половинки», «Косынка для матрешки», «Хоровод», «Собери семью», «Шнуровки», раскраски, лепбук «Матрешка», национальные матрешки. В ходе игр дети знакомятся с историей игрушки, процессом ее создания, особенностями национальной росписи в разных регионах России. Кроме этого, закрепляются математические понятия (больше-меньше, выше ниже, право-лево, счет), развивается мелкая моторика.
Любое приобщение к культуре России не обходится без знакомства с национальными костюмами. Здесь мы предложили детям следующее: альбом «История русского народного костюма» и игры «Одень куклу». Дети узнают элементы и особенности костюмов народов России.
Понятие «Родина» для детей младшего дошкольного возраста мало понятно. Поэтому знакомство начинаем с отдельных элементов: простых и наглядных, можно сказать, символов России (русская березка, флаг, музыка русских композиторов, произведения детских русских писателей). Все это опять же идет в игровой форме: математические паззлы, «Угадай сказку», лепбук «Моя Родина», «Продолжи ряд», «Кто за кем», теневое лото.
Для создания игр и пособий были использованы материалы из открытых сообществ педагогов в социальных сетях. Каждый материал скачивался отдельным файлом, просматривался в фоторедакторе или PDF- редакторе. Необходимые страницы и изображения распечатывались на принтере и вырезались, затем каждое отдельное изображение ламинировалось и снова вырезалось. Все элементы собирались по имеющейся схеме, при необходимости скреплялись пружинами. На отрывные или съемные детали прикреплялись липучки или магниты. Готовые игры и пособия выставлены в группе и находятся в открытом доступе для детей.
Библиографический список
1. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром: практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
2. Т.С. Комарова Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры детей младшего школьного возраста. М. Просвещение, 1983. 192 с.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М: Просвещение, 1982. 203 с.
5. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М: 1975. 104 с.
6. Жуковская Р.И. Нравственное воспитание детей в процессе игры.
7. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М: Педагогика, 1990.
160 с.
8. Флерина Е.А. Игра и игрушки. М., 1973. с. 6.
9. Эльконин Д.Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте. /
Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978. 243 с.