МИНИ-МУЗЕЙ «БОЕВОЙ СЛАВЫ» В ГРУППЕ, КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья

Горбовая Надежда Михайловна

Дошкольный возраст — важный этап становления и развития личности ребенка, время, когда формируются нравственные основы, это сензитивный период для формирования первых социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком, гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие русского народа. Современный ритм жизни приводит к необходимости поиска новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами, необходимо найти оптимальную форму подачи исторического материала о великой Победе нашего народа для восприятия детьми разного возраста, начиная с дошкольного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИ-МУЗЕЙ «БОЕВОЙ СЛАВЫ» В ГРУППЕ, КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Горбовая Надежда Михайловна,

 воспитатель

МБДОУ «Детский сад №33» г. Воркуты

Дошкольный возраст — важный этап становления и развития личности ребенка, время, когда формируются нравственные основы, это сензитивный период для формирования первых социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком, гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие русского народа. Современный ритм жизни приводит к необходимости поиска новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами, необходимо найти оптимальную форму подачи исторического материала о великой Победе нашего народа для восприятия детьми разного возраста, начиная с дошкольного.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод музейной педагогики. Музейная педагогика для дошкольников, как одно из направлений педагогической науки, позволяет повысить познавательный интерес, развить фантазию, воображение, речь, помогает ребенку быть не только активным наблюдателем, но и прикоснутся к истории родного города, страны, стать участником создания самого музея, выставки, сделать его интересным для своих сверстников, пригласить родителей, участвовать в формировании музейной коллекции. Рыжова Н. А. раскрывает его актуальность: «Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми и сверстниками по поводу увиденного», что способствует всестороннему развитию личности ребенка.

   Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства, Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. С этой целью очень важно создавать условия для обогащения детей дошкольного возраста знаниями о Великой Отечественной войне, воспитания патриотизма, чувства гордости за свою семью. События, столь отдаленные по времени, не всегда доступны детскому пониманию без наглядного воплощения, поэтому в группе детского сада был создан мини-музей, который позволит сформировать системные представления детей о Великой Отечественной войне.  

Цель создания мини-музея: Использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, уважение и гордости к ветеранам войны.    

Ожидаемые результаты:

  • У детей будут сформированы представления: о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне
  • интерес к военно-патриотической музыке
  • чувство единения и гордости за старшее поколение
  • изменение приоритетов родителей в вопросе духовно-нравственного воспитания детей
  • совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами

Работа мини-музея была разбита на несколько этапов. Подготовительный: выбор темы мини-музея совместно с детьми и родителями, сбор материала по данной теме, оформление выставки рисунков на тему: «День Победы великий день!». С родителями было проведено собрание на тему: «Мини-музей как новая форма работы с детьми и родителями», где обсудили идеи и возможные способы реализации предложенных вариантов. С детьми проводились тематические занятия мужества, по ознакомлению с героизмом медицинских сестер, воинов освободителей, о детях военного времени, городах-героях. Мы организовали экскурсию на площадь Победы, где экскурсовод доступным языком рассказала о начале Великой Отечественной войны, что пришлось пережить людям в этот период. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов   о Великой Отечественной войне, о героизме русского народа, «Сказка о Мальчише -Кибальчише», «Солдатская сказка».  Формы работы с родителями воспитанников: целевые прогулки в Парк Победы. По предварительной договорённости подготовили и организовали с родителями временную выставку на тему «Орден за мужество», «Мои родственники защищают Отечество». В выставке представлены предметы и ордена из семейных архивов. Это позволило подойти к практическому этапу - совместной работе -  педагоги, дети, родители. Она включает оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировку, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов и т.д. Это значительно увеличивает объем зрительного восприятия, закрепляет последовательность, развивает восприятие перспективы и уровень понимания сюжета. Здесь дети могут моделировать различные виды военной техники, учатся понимать, отражать свои впечатления в рисунках. Родители с детьми приняли активное участие  в  организации выставки детскородительских  работ военно-патриотической тематики. Дети почувствовали себя причастными к созданию музея, они приносили из дома атрибуты. В обычном музее ребёнок – пассивный зритель, а здесь он – соавтор. Причем не только он сам, но и его родственники. Данная работа позволила вовлечь родителей в музейное дело, сделать их активными участниками творческого процесса. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды в нашей группе.  Для создания положительно-эмоционального настроя во взаимодействии детей и взрослых проводились познавательные викторины, досуги. Третий этап, презентационный -  большое внимание на этом этапе   уделяется подготовке юных экскурсоводов. Дети провели экскурсию по музею для родителей и детей  других групп. Это позволило детям  опробовать новую социальную роль - экскурсовод. Выступая в роли экскурсовода, ребенок приучается брать на себя ответственность за поручения, проявляет самостоятельность, развивает воображение, словеснологическое мышление, связную речь, углубляет словарь по данной теме, появляется  возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою  неповторимую индивидуальность.  

Мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях воспитательно – образовательного процесса, как в рамках дошкольного учреждения, так и за его пределами.

Таким образом музейная педагогика в условиях детского сада:

  • позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действенным модулем развивающей предметной среды;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для

самостоятельной исследовательской деятельности;

  • помогает наладить сотрудничество с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

 

Список использованной литературы и интернет - ресурсов:

  1. Н. Рыжова, Л. Логинова, А.Данилюк. — М.:Линко-пресс,2008. «Мини — музей в детском саду» С.- 21-41;
  2.  Н. В. Микляева, Н. Ф. Логутина Н Библиотека воспитателя. — М. : Сфера, 2011. «Музей в детском саду» С. — 6-15;
  3. Т.В.Майбородова. // Воспитатель. —2012.-N21.— «Мини-музейный комплекс в детском саду» С.34-37;
  4. Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музеи в ДОУ как инновационный подход к решению задач патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы)

Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении играют образовательные учреждения, детские организации, в рамках деятельности которых обеспечивается ...

Мини-музей как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников

Поликультурное воспитание дошкольников, развитие нравственных качеств личности ребенка.«Человеком ты родился, но Человеком должен стать»В.А.СухомлинскийЧто характеризует человека, прежде всего?  ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Экскурсия в комнату Боевой славы. Беседа о ВОВ по духовно-нравственному воспитанию (средняя группа)

Дать детям представление о духе русского народа, которые одержал победу в ВОВ над фашизмом. Беседа проводиться в комнате боевой славы, в которой находяться предметы военных лет. Стенды с изображением ...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Мини музей «В гостях у сказки» - как эффективное средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников

Мини  музей «В гостях у сказки» - как эффективное средство  нравственно- патриотическоговоспитания дошкольников...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...