Трудовые поручения как эффективная форма трудового воспитания
консультация (старшая группа)
В соответствии с программой, трудовое воспитание одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, которое включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, коллективный труд детей. Не столь важно выработать трудовые навыки, как выработать у детей правильное понимание труда и благосклонное отношение к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovye_porucheniya.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовые поручения как эффективная форма трудового воспитания
В соответствии с программой, трудовое воспитание одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, которое включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, коллективный труд детей. Не столь важно выработать трудовые навыки, как выработать у детей правильное понимание труда и благосклонное отношение к нему. Трудолюбие намного важнее умений. Главной целью трудового воспитания детей является воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду.
Задачи:
-развитие трудовых навыков детей,
-развитие умения планировать трудовую деятельность
-формирование общественных мотивов трудовой деятельности.
В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи сверстникам, взрослым. Часто у ребят сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям.
ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
Особенности:
-они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача;
-в них заключается элемент требования, с помощью которого дети приучаются действовать целенаправленно, осознавать, что они выполняют задание взрослого;
-они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
Регулярное выполнение поручений, позволяет подготовить детей к дежурствам столовой, уголке природы, по подготовке к занятию. Выполняя индивидуальные поручения, ребенок овладевает не только трудовыми навыками (хозяйственно-бытовой, ручной труд, труд в природе), но и умениями планировать свою деятельность, учится справляться с трудностями, исправлять ошибки, проявлять настойчивость в достижении результата.
При выборе объектов труда и распределении между детьми трудовых поручений я учитывала их трудовую подготовку, состояние здоровья, интересы. В ходе выполнения трудовых поручений, формирую у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, воспитывается уважение и интерес к труду.
Трудовые поручения в детском саду многообразны. Они могут быть простые и сложные, кратковременные, эпизодические и длительные. Индивидуальные или коллективные. Особенно ценны (в плане подготовки несение обязанностей) длительные поручения, когда дети несут ответственность за какую-то работу определенный срок (день, два, три).
Это позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществляют их всестороннее воспитание. Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Ведь только в труде ребенок может всесторонне развиваться, раскрывать свои возможности и таланты. Очень важно с малых лет прививать у ребенка уважение к труду взрослых, вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивого, стремящегося принести своим трудом пользу.
Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.
В нашем детском саду данному направлению в работе с дошкольниками я уделяю много внимания. Дети моей группы проявляют живой интерес и с охотой берутся за дело. Особенно распространены индивидуальные поручения (реже — коллективные, маленьким подгруппам — двум-трем детям). Отсюда для детей создаются возможности формирования трудовых умений и навыков. Ведь научить одного-двух ребят легче, чем целую группу, при этом более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет.
Разновидности поручений:
1.Кратковременные, эпизодичные связанны с выполнением одного способа действия
2. Регулярные, запланированные
3. Долговременные
1.Кратковременные, эпизодичные связанны с выполнением одного способа действия
Подать указку, принести воду в лейке, разложить ложки на столе,отнести в приемную журнал, красиво расставить игрушки в шкафу, отодвинуть стул, чтобы можно пройти, поднять упавший карандаш, устранить случившийся беспорядок (что-то по неосторожности уронили, разбили, разлили. ) Дети у нас знают, где взять тряпку, чтобы подтереть стол или пол. Или при одевании на улицу, предлагаю помочь друг другу: развязать шарф, застегнуть молнию Мирону, Даше.
2. Регулярные, запланированные
Содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций. Нужны и знания, и умения в обращении с ними: это изготовление книжек малышек, поделки из природного материала, а по окончанию убрать рабочее место, элементарно спланировать свою деятельность.
• протирать пыль в шкафах, помыть легко моющиеся игрушки
• подмести дорожки от листьев
• собирать и уносить мусор, полить комнатные растения, цветник, огород. При уходе за комнатными растениями, дети долго учились правило поливать. Сначала переливали, потом стали совсем помалу поливать. И только сейчас некоторые дети уже сами контролируют, сколько надо полить. Также с рыхлением земли в горшках
3. Долговременные
Связанны с результатами, которых дети достигают не сразу: посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, энциклопедии, картинку определенного содержания, расческу, попросить папу подточить цветные карандаши.
С целью привлечения интереса детей к труду я проводила занимательные веселые конкурсы, соревнования, например «Собери листья в корзинку», «Кто красивее расставит игрушки», «Кто быстрее наведет порядок в шкафу». Ситуативные игры: «Что тут хорошо и что тут плохо», «Оцени поступок», «Что бы сделал ты». Словесные игры: «Семейка родственных слов» «Доскажи словечко», «Добрый дождик», «Ласковое слово», «Скажи наоборот», «Мирилки», «Копилка добрых дел».
В процессе выполнения трудовых поручений обязательно отмечаем, кто из детей и как выполнял задание: с желанием, охотой, как ребенок трудится рядом со сверстниками, как убирает рабочее место и оборудование после выполнения задания. Похвала стимулирует ребёнка к выполнению следующего задания с большим старанием. Для этого мы в группе организовали «Дневник добрых дел». Этот дневник дети самостоятельно заполняют и определяют какой значок поставить себе за выполненное поручение.
Критерии: звездочка –это хорошо справился с поручением.
Флажок – это тогда когда что-то не доделал, не захотел, не получилось, отвлекся и т.д.
Для выполнения поручений даю возможность проявить своё творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. С этой целью использую такие словесные приёмы, как «Сделай сам, как умеешь», «Сделай сам без меня», «Сделай сам по – другому», «подумай и сделай, как хочешь», «попробуй сравнить и расскажи, что тебе удалось лучше». «Сегодня ты хорошо постарался»
В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, договариваться между собой, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.
Итак, поручения позволяют решать различные задачи воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, дают возможность повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу, дают детям возможность самореализоваться, саморазвиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: "Формы трудовой деятельности, разработка моделей последовательности трудовых действий"
Основные формы организации труда детей в детском саду в разных возрастных группах. Модели последовательности трудовых действий....
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ И ПРОЕКТЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возрас...
Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников
В статье представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошольников через спортивно-массовые мероприятия...
Мастер класс Тема: «Экспериментирование как эффективная форма экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС»
В данном мастер классе представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников
Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников Одним из наиболее эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего пок...
«Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников совместно с семьёй»
Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе...
Консультация для педагогов на тему: "Различные формы трудовых поручений дошкольникам".
консультация на тему: "Различные формы трудовых поручений дошкольникам"....