Игры в дошкольном образовательном учреждении. Применение игр в воспитательно-образовательном процессе. Буклет для воспитателей.
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Как известно, ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста – игровая деятельность. При этом игровые действия по мере развития ребенка, овладения им новыми навыками, умениями, знаниями усложняются. И сама игра тоже своего рода «инструмент» познания и социализации, ведь в её ходе дети овладевают нормами и ценностями, принятыми в обществе, учатся выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. В детском саду игровой деятельности уделяется достаточно много внимания, а направленность диктует даже организацию пространства группы. Буклет разработан для воспитателей МДОУ, других специалистов, работающими с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_v_dou._primenenie_igr_v_vospitatelno-obrazovatelnom_protsesse.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 118 «Ягодка»
Игры в дошкольном образовательном учреждении.
Применение игр в воспитательно-образовательном процессе
(буклет для воспитателей)
Как известно, ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста – игровая деятельность. При этом игровые действия по мере развития ребенка, овладения им новыми навыками, умениями, знаниями усложняются. И сама игра тоже своего рода «инструмент» познания и социализации, ведь в ее ходе дети овладевают нормами и ценностями, принятыми в обществе, учатся выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В детском саду игровой деятельности уделяется достаточно много внимания, а направленность диктует даже организацию пространства группы.
В группе детей возраста до года воспитательный процесс строится путем организации индивидуальных игр-занятий.
В них ставится цель сформировать у детей те умения, которые не могут возникнуть без специального обучения. Эти игры-занятия чередуются с самостоятельными играми. В этом возрасте посредством игры развивается восприятие, речь, действия с предметами, координация движений. Уместны также музыкальные игры, которые способствуют развитию музыкального восприятия, и игры-развлечения.
В группе детей раннего возраста (1-2 года) игровая деятельность уже более разнообразна, дети постепенно овладевают навыками самостоятельной деятельности. Для детей этого возраста игровая деятельность используется как средство развития познавательной и двигательной активности. Отдельное место занимают подвижные игры: игры с движением (катание тележек, колясок, машинок и проч.), игры с мячом, с подъемом и спуском по лесенке или горке, игры с бегом, сбиванием кеглей. Также дети учатся играть в сюжетные игры со строительным материалом, снегом. Подобные игры могут иметь и дидактические цели. Воспитатель учит ребенка действовать по инструкции, прося его находить или же показывать какие-либо игрушки, совершать заданные игровые действия с ними.
К 2 годам дети уже способны воспроизвести в своей игре какую-то последовательность действий, до этого известных в отдельности. С помощью игр или игровых инструкций в детях воспитывается чувство симпатии к сверстникам, способность делиться или меняться игрушками, оказывать другому самую простую помощь.
В этом возрасте ребенка можно научить самостоятельно использовать дидактические игры, увиденные на занятиях.
Значение игр-занятий и их количественный состав расширяются. Теперь выделяются:
- игры-занятия с дидактическим материалом, игрушками;
- игры-занятия с предметами-орудиями;
- игры-занятия со строительным материалом.
В возрасте 2-3 лет формируются зачатки сюжетно-ролевой игры, получает развитие умение играть и заниматься рядом со сверстниками. Игра используется как форма организации жизни детей.
В проведении и организации сюжетно-ролевых игр пока еще помогает воспитатель, посредством их закрепляется умение действовать с предметами и игрушками, формируются игровые действия, объединенные простым сюжетом, увеличивается их число.
Содержание подвижных игр такое же несложное, они направлены главным образом на совершенствование координации движений и формирование желания играть вместе с воспитателем.
В дидактических играх развивается внимание, память, слуховая дифференциация, мелкая моторика рук, интеллект, различные виды мышления (например, игры на составление целого из частей кубиками, пазлами, разрезанными картинками, игры с группированием, сравнением, соотнесением однородных предметов по одному из признаков), обогащается чувственный опыт детей, их тактильные ощущения. Для закрепления знаний о величине, форме и цвете предметов используются игры с пирамидками, различные геометрические мозаики, сортеры.
Особенностью во второй младшей группе (дети 3-4 лет) является их условность, то есть игровые действия совершаются предметами-заместителями.
Продолжительность игр в этом возрасте небольшая, количество ролей – одна или две, сюжеты просты и не развернуты. Правил как таковых нет, подобные игры в этом возрасте только начинают формироваться.
Сюжетно-ролевые игры, а также подвижные и дидактические продолжают развиваться и расширяться. Появляются и театрализованные игры, что обусловливает возникновение интереса к театрально-игровой деятельности.
В возрасте от 4 до 5 лет в игровой деятельности начинают появляться ролевые взаимодействия. Ролевое взаимодействие – знак того, что ребенок уже начал отделять себя от принятой им роли. Таким образом, игровые действия выполняются не ради них самих, а ради сюжета, смысла игры.
Постепенно усложняясь, сюжетно-ролевые игры становятся и более разнообразными по своему сюжету. Распределение ролей, совместная деятельность по постройке и т.п. способствует дружеским
взаимоотношениям между детьми, воспитывает способность считаться с мнением и интересами своих товарищей.
Театрализованные игры для детей этого возраста представляют собой короткие инсценировки из знакомых им литературных произведений, таким образом поддерживается и развивается интерес к театрально-игровой деятельности.
Дидактическим и подвижным играм также уделяется время, но к ним ещё прибавляются настольно-печатные игры, которые не только развивают внимание, память и интеллект, но также воспитывают терпение, понимание, уступчивость.
Дети 5-6 лет распределяют роли уже до начала своей сюжетно-ролевой игры, при этом выбранная роль определяет, как будет вести себя в игре ребенок, как будет говорить, какую интонацию при этом использовать и т.д.
Надо отметить, что ролевая речь ребенка отличается от той, которая сопровождает его реальные отношения с другими детьми или взрослыми.
В этом возрасте уже начинается освоение социальных отношений, ребенок понимает иерархию, принцип подчинения в различных видах деятельности взрослых, поэтому одни роли для него более привлекательны, чем другие.
Сюжетно-ролевая игра у детей 5-6 лет усложняется за счет увеличения количества ролей и комбинации различных маленьких сюжетов в один большой. Она способствует формированию и развитию организаторских способностей, самостоятельности, это обусловливают выбор темы игры, определение ее сюжета, ее ход.
Театрализованные игры, в свою очередь, также становятся более сложными и длительными, они развивают эмоциональную сферу ребенка, эстетическое восприятие, формируют нравственные качества. Дети этого возраста уже способны самостоятельно организовать свою игровую деятельность, включающую и сюжетно-ролевые, и подвижные, и дидактические, и театрализованные и другие игры.
Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в своих сюжетно-ролевых играх активно осваивают достаточно сложные взаимодействия взрослых и аспекты их жизни. Сюжетом их игр уже может стать свадьба, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д. Игровые действия более сложные, зачастую они требуют и расширение, усложнения игрового пространства, в котором можно насчитать несколько центров, и в каждом из них будет своя сюжетная линия.
Старший дошкольник способен отследить поведение других играющих в этом игровом пространстве и изменить свое поведение в зависимости от этого. К примеру, ребенок разговаривает с «продавцом» не просто как покупатель, а как покупатель-мама, покупатель-малыш или покупатель-больной, а исполняя роль водителя, он руководит пассажирами, однако подчиняется указаниям дорожного инспектора. Если же сюжет игры требует какой-то новой роли, то ребенок может взять ее исполнение на себя, а затем вернуться к прежней. Играющие также могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры, делая ему замечания, прося внести какие-либо коррективы.
Буклет подготовила педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 118» Фурцева Е.В.
Петрозаводск, 2022-2023 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме "Роль воспитателя в процессе непосредственно образовательной деятельности по физической культуре".
В консультации говорится о том, что должен знать воспитатель и какую помощь оказывать инструктору по ФК в процессе НОД по физической культуре....
Консультация для воспитателей "Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
В материале расскрываются возможности ипользования информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми....
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении, как способ управления воспитательно-образовательным процессом.
Презентация к защите выпускной квалификационной работы...
Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.
Теоретический материал для педагогов ДОУ...
АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ»
Представление педагогического опыта...
Консультация для воспитателей «Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе»
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает...
Консультация для воспитателей "Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошк...