«История образования: от первых школ на Руси до советских».
презентация
Предлагаю вашему вниманию презентацию, в которой представлен марериал по теме «История образования: от первых школ на Руси до советских». Данный материал полезен воспитателям детских садов и учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shkoly_ot_rusi_.ppt | 943 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В разное время в отечественных школах преподавали уроки грамоты и черчения, физики и логики, астрономии и греческого. Занятия вели сначала духовные лица, а позже — учителя-предметники.
Первые школы. После крещения Руси в 988 году перед государством встала задача «привить» новую религию , а для этого было необходимо научить население грамоте. Появилась славянская азбука — ее создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий. В Киеве, Новгороде , Смоленске , Суздале , Курске открылись первые школы. Ученые установили, что понадобилось от 50 до 100 лет, чтобы письменность широко распространилась среди знати, духовенства, отдельных купцов и ремесленников.
Учение в допетровской Руси. В XVII веке училища для мальчиков 8–12 лет держали духовные лица. Обучение шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму. В старших классах осваивали «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание, то есть астрономию . Из иностранных языков в почете были лишь латынь и греческий — их преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.
Школы при Петре I Петр I понимал необходимость профессионального образования. Поэтому в 1701 году в Москве по его указу открыли Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию. В 1714 году появились начальные цифирные школы — упор в них делали на арифметику и геометрию. Одним из последних детищ Петра стала Академия наук . Ее император учредил в 1724 году.
Реформа образования Екатерины II Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II. В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц. В историю оно вошло как Смольный институт. Институт просуществовал до 1917 года. Женское образование значительно отличалось от мужского. Основанный еще в 1732 году Шляхетский сухопутный кадетский корпус при Екатерине II получил новый устав. В корпусе учились с пятилетнего возраста до 21 года.
Образование в XIX веке. В 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения. Его основными принципами были бессословность (за исключением крепостных) и бесплатность начального образования, а также преемственность учебных программ. В 1804 году при церковных приходах стали открывать начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети. С 1803 года главные народные училища стали преобразовывать в гимназии (первая женская гимназия открылась через 55 лет, в 1858 году, в Петербурге). В 1811 году состоялся первый набор в Императорский Царскосельский лицей .
Советская школа. После Октябрьской революции 1917 года нужны были квалифицированные рабочие, поэтому в стране стали открываться трудовые школы. 1920-е годы прошли под знаком экспериментов. Отменили домашние задания, уроки истории заменили политграмотой и обществоведением. На местах пытались ввести американскую модель: дети могли сами выбирать предметы и сдавать по ним проекты. Такое обучение приближало учеников к практике. Однако в 1927 году правительство обозначило уже не примерные, а обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Первое ратное поле Руси. «Куликово поле»
Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательного цикла: «Первое ратное поле Руси - «Куликово поле» дл...
История музыкального воспитания в дошкольном образовании России первой половины ХХ века
Статья опубликована в сборнике VIII Международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016 г.). В статье представлены обобщённые факты и...
История возникновения праздника Новый год на Руси.
Сколько лет Деду Морозу? Когда появился Дедушка Мороз?Как еще называют Деда Мороза...
Приобщение детей дошкольного возраста к истории родного города через экскурсию к мемориалу Героя Советского Союза И.Е.Алексеева.
В нашем детском саду всегда чтут память тех, кто защищал Родину в годы ВОВ, уважают заслуги тех, кто сражался и сражается за свободу и независимость нашей страны, за мир, за жизнь во всем мире!...
Фотоотчет по занятию "Первые школы на Руси"
quot;Первые школы на Руси"...
Проектная карта «По следам истории возникновения первой игрушки на Руси»
Проектная карта «По следам истории возникновения первой игрушки на Руси»Дата проведения: Цель проекта: создание социальной ситуации развития в процессе выставки рисунков...
Проектная карта «По следам истории возникновения первой игрушки на Руси»
Проектная карта «По следам истории возникновения первой игрушки на Руси»Дата проведения: 30.10-03.11.Цель проекта: создание социальной ситуации развития в процессе выставки рис...