«Воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к труду на основе потенциала развивающей предметно – пространственной среды ДОУ и включения ребенка в активную трудовую деятельность»
презентация к уроку (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Труд – первое условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека ». Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов ». (Макаренко А. С. )
Трудовая деятельность в свете ФГОС ДО Одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС ДО п. 2.6).
Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования . Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий . ( ФГОС ДО п. 3.1) Только при хорошей организации ребёнок испытывает радость труда. Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживании и элементарном бытовом труде (в помещении и на улице), конструировании из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природного и иного материала (ФГОС ДО п. 2.7).
В соответствии с ФГОС ДО – трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества ; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества ; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Содействие сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащения детского развития. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Принцип развивающего образования (системности и последовательности). Принцип новизны (использование новейших информационных технологий). Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов
Виды труда в ДОУ Самообслуживание Хозяйственно-бытовой труд Ручной труд Труд в природе
Компоненты трудовой деятельности Мотив – это причина побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент Цель – это то, к чему надо стремиться Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат Планирование – это умение предвидеть предстоящую работу Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду .
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам Старшая группа Подготовительная группа Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата . Сформированные навыки и умения совершенствуются.
Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей Средний возраст Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду. Старший дошкольный возраст Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их ).
Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов . Средний возраст Старший дошкольный возраст Дети моют игрушки, дежурят по столовой и занятиям. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно. Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.
Труд в природе – в «центре природы», в цветнике, на огороде Средний возраст Старший дошкольный возраст Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи Помогают воспитателям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки). Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег, собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные и практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней. Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе Старшая группа Подготовительная группа В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, листьев, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности ( счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов). Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменением в СанПиН от 27.08.2015 № 41). П. 3.1 При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений. П. 6.11 Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается. П. 7.5 Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"
Участие в семинаре по теме "Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"...
Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"
Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"...
Статья на тему «Основы построение развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении»
Основы построения развивающей предметно - пространственной среды согласно требованиям ФГОС ДО....
Доклад на педагогическом совете. «Обогащение и расширение потенциала развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Доклад "Обогощение и расширение потенциала развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ"...
ГМО воспитателей групп детей раннего и младшего возраста «Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду посредством организации активного сотрудничества педагогов и родителей»
laquo;Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в детском садупосредством организацииактивного сотрудничества педагогов и родителей»...
Потенциал развивающей предметно - пространственной среды ДОО
Центры детской активности (ЦДА) в пространстве ДОО...