Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ.
"Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей" Лев Николаевич Толстой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Первое знакомство детей с книгой всех книг, с Библией. | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МДКОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»
Методическая разработка конспекта занятия
по духовно-нравственному воспитанию
«Самая главная книга»
(знакомство с Библией)
для детей 6-7 лет
Составила воспитатель
Воронкина Оксана Михайловна
МЕДВЕНКА
2023
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, ознакомление с основами православной культуры.
Задачи:
Обучающие:
1. Первоначально познакомить детей с Библией и Заповедями Божьими, как основой нравственной жизни человека.
2. Сформировать представление детей о Библии как источнике мудрости, сборнике проповедей о добре и зле, своде законов жизни человека.
Развивающие:
1. Развивать способность жить по законам духовных и нравственных заповедей.
2. Развивать познавательную активность детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к вере и верующим.
2. Воспитывать интерес к Библии.
Возрастная группа - подготовительная
Демонстрационный материал. Различные издания Библии, иллюстрации.
Методы и приёмы работы с детьми:
1. Тематическая беседа на диалоговой основе
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Чтение произведения духовно- нравственного содержания.
4. Использование пословиц.
5. Обсуждение.
План занятия.
1.Организационный момент.
2. Вводная часть.
3.Рассказ «Библия – священное писание» 4. Беседа «10 заповедей»
5.Физминутка. 7. Беседа по прочитанному.
8. Итог занятия.
1. Организационный момент.
Дети, садитесь удобно, расправьте плечи и посмотрите, что у меня есть.
(Если у вас есть возможность, то приобретите какую-нибудь вещь, которую нужно будет собрать (в отделе рукоделия, детского творчества) снимите все наклейки и уберите инструкцию. Выложите детали перед детьми и спросите что это, и что с ним делать.
Подвести детей к пониманию того, что бы понять как надо действовать нужна инструкция.)
В жизни точно так же, мы часто не знаем, что и как нам делать, и нам нужна инструкция. Библия, как раз и есть инструкция для жизни. Библия дает нам знание как надо жить правильно, как вести себя, общаться с другими людьми, для того чтобы жизнь наша была долгой и счастливой.
2. Вводная часть.
Библия- в переводе с греческого языка значит книга. А как вы думаете, что означает слово «библиотека»? (ответы детей)
Слово «библиотека» переводится как хранилище книг.
Очень давно жили люди: пророки, цари, пастухи, рыбаки, врачи, сборщики налогов и т.д. Эти люди принимали участие в писании книги, которая называется - Библия. Первые книги были рукописными. Это сейчас книги печатают, а в то время их переписывали пером. Заглавные буквы писали красными чернилами. Книги переплетали в кожу и богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями.
3. Рассказ «Библия – священное писание»
Главный автор Библии — Бог. (приложение 1)
На протяжении многого времени Бог подсказывал людям о чём надо писать и люди записывали это в Библию. (приложение 2) Господь открывал некоторым людям то, что сокрыто от взоров других людей, помогал видеть этот мир и всё, что в нем происходит. Потом всё это записывали. Так как Библию писали люди и Бог вместе, то христиане называют Библию Священным Писанием и оно является главной книгой о Боге и руководством в жизни.
Библия состоит из двух частей. (показать детям Библию)
Первая книга - Ветхий Завет. Она была написана первой, поэтому и называется Ветхий завет.
Вторая книга Новый Завет – она написана после того как родился Иисус Христос.
4. Беседа «10 заповедей»
Сегодня я расскажу вам о 10 заповедях, которые Бог передал пророку Моисею. Эти заповеди были написаны на каменных скрижалях (плитах). (приложение 3)
Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди. Десять Заповедей Ветхого Завета, послушайте их внимательно:
- Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
- Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
- Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдыха, который посвяти Господу Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
- Не убий.
- Не прелюбодействуй.
- Не укради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не пожелай ничего чужого.
1. Скажите мне, как вы думаете, заповедь: «почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен» - о чём говорит?
(Ответы детей)
Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, слушаться их, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу. Неуважение родителей есть великий грех.
Об уважении и заботливом отношении к родителям есть много пословиц. Послушайте:
1. Жалей отца с матерью, других не найдёшь. ( Эта пословица говорит о том, что родителей надо беречь, так как других не может быть)
2. Отца с матерью почитать – горя не знать. (Родители очень любят своих детей и сделают всё для того, что бы их дети не знали горя, но и дети должны заботится о своих родителях)
2. Подумайте и скажите, о чём говорит заповедь: «Не укради»
(Ответы детей)
Здесь Господь Бог запрещает присваивать то, что принадлежит другим. Является воровством, когда человек не хочет платить, когда это нужно, утаивает найденное, например нашёл какую то вещь и захотел оставить её себе, не стал искать хозяина этой вещи, чтобы вернуть. Не заплатить работнику за работу то же считается воровством и т.д.
3. Ещё одна заповедь: «не лжесвидетельствуй», о чём она?
(Ответы детей)
Этой заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь. Нельзя говорить неправду, когда человек знает, что обманывает и все равно лжёт .
А теперь пришло время немного отдохнуть.
5. Физминутка.
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ещё раз! (повторить 2-3 раза)
А сейчас я хочу прочитать вам притчу из первой части Библии, которая называется как? Кто помнит? Правильно Ветхий завет.
6. Чтение «Ной и ковчег»
Было время, когда Господь наблюдал за людьми, и ему не нравилось то, что он видел: ссоры, войны, захват чужих территорий. Земля была местом, где люди боролись друг с другом и пытались друг друга перехитрить. Лишь один человек, казалось, живёт в мире со всеми. Этим человеком был Ной. Он безмятежно жил со своей большой семьёй и старался никому не причинять зла. Ной был настоящим праведником.
Тогда Господь призвал его и сказал: «Ной, пойди в лес и набери хорошей древесины, попроси помощи у твоих сыновей и сооруди большой ковчег, который сможет ходить по морю много дней. На этом ковчеге ты спасёшься от потопа, который накроет землю».
Ной взглянул на чистое безоблачное небо, но встал и сделал то, что сказал ему Господь. Он собрал древесину, придал ей нужную форму, продумал, как строить ковчег, и наконец соорудил его. (приложение 4)
Работая, он строго соблюдал указания Господа: ковчег был трёхэтажным, с окнами на крыше и просторными помещениями для провизии.
Потом Господь сказал: «Возьми по паре от каждого вида животных, мужского пола и женского, от птиц небесных и скота до пресмыкающихся, заведи их в ковчег, а затем возьми твою жену, трёх твоих сыновей и жён твоих сыновей.
Через семь дней начнётся потоп. Я буду лить дождь сорок дней и сорок ночей, пока вода полностью не накроет землю, и на ней не останется ни единого признака жизни».
Ной долго трудился, смолил свой ковчег, чтобы защитить его от воды, и раскладывал на нём еду и запасы для себя и животных. (приложение 5) Потом он начал запускать их в ковчег. (приложение 6)
Это была долгая и трудная работа, но в конце концов он сумел разместить в трюмах все виды животных и пригласил в ковчег свою семью. (приложение 7)
А потом закрыл вход и принялся ждать того, что предрёк ему Господь.
На седьмой день пошёл дождь, не прекращавшийся ни на минуту. Вода стала подниматься и заполнила поля, поглотила холмы и наконец накрыла вершину самых высоких гор. Ной открыл окошко в крыше ковчега и увидел, что повсюду простирается одна лишь вода. Всё было в точности так, как и сказал ему Господь. (приложение 8)
Долгими днями ковчег плавал по воде в тишине. Потом поднялся ветер, и воды начали опускаться. Ковчег продолжал плыть, пока внезапно не остановился, сев на мель прямо на вершине горы Арарат. (приложение 9)
Ной подождал сорок дней, открыл окно вверху ковчега и выпустил ворона. Птица почти сразу же вернулась обратно, потому что не знала, куда лететь.
Тогда Ной подождал ещё семь дней и выпустил голубку. Голубка летала весь день, но не нашла, куда сесть, и вернулась в ковчег к вечеру. Ещё через семь дней Ной снова выпустил голубя, который вернулся вечером с веточкой оливы в клюве. Тогда-то Ной понял, что путь ковчега окончен, вода отступает и скоро они вновь коснутся земли.
Подождал ещё неделю Ной, и в третий раз выпустил голубку. Весело вспорхнула она и далеко улетела. Но назад уже не вернулась.
Когда земля совсем просохла, Бог сказал Ною: «Выходи из ковчега с женой твоей, сыновьями и их жёнами; выведи животных, пусть они разойдутся по земле. Идите и заполните каждый уголок земли. Живите в счастье, и больше не ссорьтесь друг с другом».
7. Беседа по прочитанному.
Вопросы к детям:
Ребята, вы послушали притчу. Я хочу у вас спросить, как вы думаете почему Бог рассердился на людей? Как Он их наказал? О каком человеке здесь рассказывается? Что он построил и зачем? В какой книге можно прочитать притчи?
8. Итог занятия.
Вопросы к детям:
Чему учат заповеди Божьи?
Что нового вы для себя узнали?
Книгой книг называют Библию. Это самая распространенная книга на земле, по количеству она занимает первое место в мире.
Словарная работа:
Бог - Господь Бог является главным существом, Создателем и Творцом всего существующего. Бог — невидимый дух, который, подобно царю, владеет полнотой силы и власти, но только не в одной стране, а во всем мире. Он существует повсюду: видит и заботится обо всех людях, является самым сильным, мудрым и добрым правителем. Бог следит за миром и всеми людьми на Земле, желая, чтобы они жили в счастье и справедливости.
Инструкция — это документ, который помогает понять, кому, что и как делать.
Христиане — ученики и последователи Христа, все верующие в него.
Праведник - живущий по заповеди Божией.
Проро́к, или прорица́тель — в общем смысле, человек, заявляющий о том, что контактирует со сверхъестественными или божественными силами и служит посредником между ними и человечеством.
Завет — завещание, наставление, совет, наказ, данный тем людям которые будут жить в будущем, потомкам.
Ветхий Завет -первый раздел Библии, повествующий о сотворении мира, происхождении человека, Всемирном потопе.
Заповедь – то, что нужно соблюдать.
Праведник - человек, живущий согласно заповедям.
Скрижа́ль — доска или глиняные таблички с написанным на ней текстом.
Кумир - человек, которого боготворят, которым восхищаются.
Почитать - чтить, уважать, ценить, обожать, боготворить, дорожить, оказывать почтение (уважение, внимание, помощь).
Лжесвиде́тельствовать – говорить неправду, обманывать.
Благословенный - счастливый, благополучный.
Долголетие - долгая жизнь.
Притча — это краткое произведение. Истории, рассказанные в форме притчи, обязательно несут в себе поучение, указание в сторону правильного пути.Урок, заложенный в притче, нужно расшифровать самому.
Ковчег – судно.
Смолить – намазывать, пропитывать смолой, чтобы не протекала вода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....
конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"
Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет ,тема занятия " Праздник Пасхи"...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения; Расширять представления детей ...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе "Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы" Задачи:Образовательные: Познакомить детей с образом Богородицы-Мате...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительная группа
Многие детки не знают, что такое Рождество и их необходимо знакомить...
Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»
Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба. Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...
Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Родина»
Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитаниюво второй младшей группе «Родина» ...