Патриотическое воспитание детей младшего возраста
консультация (младшая группа)

Юлдашева Светлана Анатольевна
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта моей работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, младшего возраста, доступно чувство любви к семье, родному городу, родной природе. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.


Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам?

Можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, младшего возраста, доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине.
А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Цель воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родном дому.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

1.​ Привитие детям чувств любви к своему родному краю, своей семье, к родной природе, культуре и традициям;

2.​ Создавать эмоционально-благополучную атмосферу во взаимоотношениях между взрослыми и детьми;

3.​ Упражнять детей в проявлении сострадания, заботы, внимания к родным людям.

Патриотическое воспитание осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельностях, для которых создаю развивающую предметно-пространственную среду.

В работе используются такие методы и формы как:

Игры:

-​ Игры-беседы: "Я берегу игрушки и одежду", "Родная страна";

-​ Игры-посиделки: " Ладушки в гостях у бабушки".

-​ Игры-ситуации с использованием игрушек : "Кукла Дина стирает", "Кукла заболела", "Готовим для кукол обед" "Уборка квартиры", "Помоги маме сварить суп" и.др.

Малые фольклорные формы:

-​ Русские народные сказки: "Волк и семеро козлят", "Колобок", "Маша и медведь", "Репка","Заюшкина избушка", "Кот, лиса и петух".

-​ Потешки :"Наша- то хозяюшка сметлива была", " Сорока- белобока кашу варила","Как у нашего кота".

-​ Заклички: : "Приди весна с радостью", "Весна, весна красная", "Солнышко, солнышко ведрышко.

-​ Народные подвижные игры :"Кошки- мышки", "Ходит Ваня", "Пузырь"

На протяжении всего года воспитывать в детях желание радовать родителей подарками, сделанными своими руками.
Воспитывать в детях любовь к музыке, используя такие методы как:

-​ Прослушивание аудиозаписи: "Песенка для мамы", "Солнышко лучистое";

-​ Просмотр мультфильмов: "Репка", "Теремок";

-​ Организация досуга и утренников;

-​ Спортивно-речевое развлечение: "Курочка Ряба";

-​ Слушание народных мелодий;

-​ Пение песенок о членах семьи;

-​ Знакомство с русскими народными инструментами - свистулька, дудочка. шумелки, трещотки, деревянные ложки.

В работе с детьми используется ИКТ, что включает в себя мультимедийные пособия во время беседы, цифровой фотоаппарат, магнитофон.

Дети в раннем возрасте очень восприимчивы и внушаемы. Поэтому большая роль отводится семье в нравственном воспитании ребенка. Воздействие семьи длительное и постоянное. Ребенок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи. Поэтому воспитатель должен постоянно проводить большую работу с родителями по формированию у ребенка чувств, привычек, нравственного поведения и представлений о добре и зле, я явлениями общественной жизни. Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов, в украшении группы к праздникам "Новый год", "8-марта", участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, оказывают помощь в организации выставок , поделок, рисунков, и фотографий на тему "Моя семья", "Как я отдыхал этим летом", " Осенняя фантазия". Важным условием для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста является тесная взаимосвязь детского сада и семьи, потому что именно семья является хранительницей национальных традиций. Поэтому, чтобы донести до ребёнка духовность, красоту народных традиций, надо научить его видеть традиции своей семьи, уважать их, показать ребёнку, что традиции передаются из поколения в поколение. В этом нужна помощь родителей.
В патриотическом воспитании огромное значение для дошкольников имеет пример взрослых. Беседы родителей с ребёнком помогают детям понять, что их прадеды победили в Великой войне, потому что любят свою Родину и чтут память героев, отдавших жизнь за её счастливое будущее.

Результаты проведенной работы:

-​ сформированы представление у детей о родном крае, семье, детском саде;

-​ дети в активной речи используют потешки, считалки, загадки;

-​ сформировано умение играть в русские народные подвижные игры;

-​ расширены знания детей по сказкам и сказочных героев;

-​ дети осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют заклички, читают стихи);

-​ пополнены знания детей сказками и сказочными героями; сформировано умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

-​ используют атрибуты русской народной культуры (свистульки, дудочки, шумелки, трещотки, деревянные ложки) в самостоятельной деятельности.
Исследование показывает, что в современных условиях многие положения патриотического воспитания прошлого могут оказать неоценимую помощь в формировании истинного патриотизма в современной образовательной организации.

Список использованной литературы:

1. Аверьянова, А. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / А. П. Аверьянова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 135 с.

2. Азбука нравственного воспитания [Текст]: пособие для учителя / И. А. Каирова [и др.]; под ред. О. С. Богдановой. - 2-е изд., стер. - М.: Просвещение, 1997. - 134 с.

3. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Алешина. - М.: Просвещение, 2008. - 67 с.

4. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е. А. Алябьева. - М.: Вече, 2008. - 128 с.

5. Арутюнян С. Г. Коммунистическое воспитание молодёжи на героических традициях советского народа в годы Великой Отечественной войны / С. Г. Арутюнян. -- Смоленск, 1977.

6. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988 - 321 с.

7. Болдырев Н. И. Воспитание советского патриотизма у школьников / Н. И. Болдырев. -- М., 1949.

8. Быков А. К. Формирование патриотического воспитания / А. К. Быков// Педагогика. --2010. -- № 9.

9. Вавилова, И. Н. К вопросу о психологической характеристике целостности личности дошкольника [Текст] / И. Н. Вавилова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2007. - № 8. - С. 23-32.

10. Вавилова, И. Н. Обогащение информационного пространства дошкольного образовательного учреждения проблемой нравственности [Текст] / И. Н. Вавилова // Содержание образования в период детства: материалы Педагогического форума, посвященного 50-летию Института педагогики и психологии детства / Урал. гос. пед. ун-т. - 2007. - № 7 - С. 17- 22.

11. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: учеб.-метод. пособие / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 208 с.

12. Ватаман,В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры [Текст]: метод. пособие / В. П. Ватаман. - М.: Просвещение, 2008. - 213 с.

13. Виноградова, Н. А. Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду [Текст]:учеб.-метод. пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.- М.: Айрис-пресс, 2008. - 256 с.

14. Воспитание советского патриотизма в школе: сборник статей под ред. Н. В. Скворцова. -- М., 1950.

15. Гасанов З. Т. Социально-педагогические основы интернационального и патриотического воспитания учащихся / З. Т. Гасанов. -- Махачкала. 1973.

16. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н. Ф. Губанова. М.: Просвещение, 2009. - 132 с.

17. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] / Л. А. Григорович. -М.: Вече, 2010. - 98 с.

18. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. / В.И. Даль. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. - 736с.

19. Ерофеева, Т. М. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами [Текст] /Т. М. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 2002 - №10 - С. 23-26.

20. Журавлева, В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. Н. Журавлева. - Волгоград.: Учитель, 2009. - 172 с.

21. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы [Текст] / М. Б. Зацепина. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 113 с.

22. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. - М.: Издательство Скрипторий, 2008. - 112 с.

23. Клименко И. М. Формирование патриотизма в процессе обучения истории и внеучебной работы: авто- реф. дис.... канд. пед. наук / И. М. Клименко. -- Екатеринбург, 1999.

24. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева.- СПб.: Детство-Пресс, 1999. - 234 с.

25. Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина [Текст] практическое пособие для работников ДОО / Г. А. Ковалева. - М.: Просвещение, 2004. - 213 с.

26. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет [Текст] / Н. Г. Комратова, Грибова Л. Ф. - М.: Вече, 2007. -115 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей младшего возраста.

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего возраста «Я живу в Башкортостане»

В последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом традиций российского патриотизма. Работа в направлении воспитания любви к Родине, краю позволит формировать у ребенка правильные предс...

Статья для педагогов "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возраста через познавательное развитие"

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сфо...

Патриотическое воспитание детей младшего возраста

Если в воспитании юного гражданина заинтересованы педагоги и родители, то результат не заставит себя ждать, а уголок патриотического воспитания поможет в этом.Оформление патриотического уголка в перво...

Нравственное - патриотическое воспитание детей младшего возраста

Консультация нравственное о - патриотического воспитания, что поможет детям в развитии нравственное - патриотического воспитания ...

Нравственно- патриотическое воспитание детей младшего возраста.

Консультация для воспитателей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию....