Презентация
презентация
Самообразование - как норма повседневного труда педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразование-как норма повседневного труда педагога | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учитель живет, пока учится» К.Д.Ушинский «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» А. Дистервег
Теоретическое обоснование Самообразование – это специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации .
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования – выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога, в самореализации путем непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.
Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, индивидуализированность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность переходов от низких ступеней к высшим, вариативность.
Виды самообразовательной деятельности педагога: Фоновое общеобразовательное самообразование – самостоятельная познавательная деятельность как естественная часть жизни педагога (чтение художественной литературы, просмотр отдельных телепередач и т.д.). Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.
Перспективное профессиональное самообразование – работа педагога над определенной психолого-педагогической проблемой продолжительной во времени. Актуальное педагогическое самообразование – работа над отдельными существенными затруднениями в своей педагогической деятельности.
Уровни зрелости самообразования: Низкий – спонтанное (внесистемное) самообразование часто под воздействием внешних обстоятельств при отсутствии должным образом развитой познавательной культуры. Средний – ситуативное самообразование на фоне интереса к знанию, удовлетворения возникшей познавательной потребности. Высокий – систематическое целенаправленное самообразование на основе овладения технологией данного вида деятельности. Наивысший – самообразование становится постоянной жизненной потребностью человека, непрерывным процессом исследовательского характера.
М отивы, побуждающие учителя к самообразованию Необходимость ежедневной работы с информацией, поиска и анализа новой информации Стремительное развитие современной науки. Изменения, происходящие в жизни общества. Модернизация образования. Конкуренция, рейтинг популярности педагога среди учащихся, родителей, коллег, администрации. Общественное мнение. Материальное стимулирование (аттестация, премия, награды и т.д.) Желание творчества. Интерес.
Результаты самообразования педагога: повышение качества преподавания предмета; разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы и т.д. разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; выработка методических рекомендаций по применению новой технологии; разработка и проведение открытых занятий; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов по исследуемой проблеме.
Словарь Компенсаторность – облегчение процесса обучения Перманентность – непрерывность, постоянно продолжающийся ….
Результаты анкетирования
Анкета С какими проблемами Вы сталкиваетесь при подготовке к занятию, выступлению, родительскому собранию, общему мероприятию?
Анкета По Вашему мнению, какой педагог имеет больше прав в выборе часов при тарификации и др.?
Анкета По Вашему мнению, что значит быть плохим педагогом? Плохой педагог – это педагог, который : не стремиться к новому, который понимает каждого ребёнка. не может найти общего языка с детьми пренебрежительно относится к своей работе не умеет варьировать ситуации в нужный момент не стремиться к саморазвитию, не уважает личность ребёнка, его мнение и индивидуальность
Анкета Какими мотивами Вы руководствуетесь при повышении своей квалификационной категории, проранжируйте в порядке личной значимости:
Анкета В каких из направлений Вы совершенствуетесь и занимаетесь самообразованием
Анкета Какие виды деятельности, по-Вашему способствуют профессиональному росту педагога: 70% Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
Анкета Какими источниками знаний Вы пользуетесь?
Микроисследование № 1 Подведение итогов: 75 – 55 баллов. Активное саморазвитие. 54 – 36 баллов. Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий. 35 – 16 баллов. Остановившееся саморазвитие.
Микроисследование № 2 Методика определения уровня рефлексивности
«Самообразование как необходимое условие профессиональной деятельности педагога»
«Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются» академик Д.С. Лихачев
Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Л.Н.Клименко
Личный план самообразования • название темы • цели • задачи • предполагаемый результат • этапы работы • сроки выполнения каждого этапа • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой • способ демонстрации результата проделанной работы • форма отчета по проделанной работе.
МО предусматривает такие формы работы, как : взаимное посещение открытых занятий информация педагогов по самообразованию консультации диагностика конкурс педагогического мастерства
«Самообразование в Интернете» .
Самообразование с помощью информационно-коммуникационных технологий. Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
Преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами? Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации Средства коммуникации Интернета позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования
Каковы новые возможности? Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания. Разработка пакета тестового материала в электронном виде. Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем. Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы). Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету) Создание главы или страницы электронного учебника. Создание терминологического словаря по предметной теме, главе. Создание сборника предметных кроссвордов. Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления) Разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
Каковы новые возможности? Пакет административной документации методического предметного объединения База данных методик обучения. Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение ) Проект личной методической веб-страницы. Проект веб-страницы педагогического коллектива ДДТ. Пакет психолого-педагогических материалов для педагога. Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.) Ведение занятии с использованием медиа-ресурсов
ВОЗМОЖНОСТИ Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
Дистанционное образование — что это такое? Дистанционное образование – это комплекс образовательных услуг, с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь). Идея обучать всех желающих с помощью сети Интернет не случайна: принципы дистанционного образования – “Образование для всех” и “Образование через всю жизнь” –приоритетны. Создаются условия для того, чтобы в рамках образовательных программ (курсов) каждый из нас мог получить образование и решать проблемы саморазвития.
Достоинства обучения с применением дистанционных технологий Технологичность. Доступность и открытость обучения. Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию. Индивидуальность образовательной системы с применением дистанционных технологий обучения. Документирование процесса обучения. Творческий характер образовательной деятельности. Индивидуализация образования.
Заключение: Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Спасибо за внимание…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для детей. Презентация к совместной деятельности учителя-дефектолога и детей среднего возраста по трафаретному рисованию на тему "Поможем зайчику спрятаться от лисы"
Презентация поможет сделать занятие более увлекательным....
1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"
1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...
Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"
В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...
Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».
Основная идея использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы п...
Презентация к занятию (развитие речи, старшая группа) на тему: Непосредственно-определенная деятельность по теме: "День памяти А.С. Пушкина" Презентация в старшей группе.
Образовательная область "Коммуникация"...
Презентация "Как вода держит корабли?" Презентация Игнатовой Софья 5 лет-составлена при помощи воспитателей группы.
Презентация по экспериментальной деятельности . Тема : "Вода и её свойства"....
Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"
10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...