консультация для родителей и воспитателей "Музыкотерапия для детей в детском саду и дома"
консультация (младшая группа)

Виноградова Елена Петровна

Данный материал предназначен воспитателям ДОУ и родителям дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и воспитателей                           «Музыкотерапия в детском саду и дома»

Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка. 
     Одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения.  Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

     Выделяют следующие формы музыкотерапии:
Активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки, словесный комментарий);
Пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон).

Непосредственное лечебное действие музыки на нервно-психологическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.
«Музыка – это лекарство, которое слушают»

Музыкотерапия помогает решить ряд проблем:

  • преодолеть психологическую защиту ребенка (успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать);
  • установить контакт между взрослым и ребенком;
  • развить коммуникативные и творческие возможности ребенка;
  • занять его увлекательными делами (музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах).

Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психо-гимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

  • звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;
  • духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;
  • музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;
  • струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;
  • вокальная музыка оказывает влияние на весь организм, но больше всего на горло.  

                                      
В детском саду музыка прослушивается детьми дозировано, это зависит от времени суток, вида деятельности, и даже настроения детей:

  • Утром предпочтительно включить солнечную, классическую музыку, добрые песни с понятным текстом. 
  •  Для снятия эмоционального и физического напряжения, расслабления, для спокойного погружения в дневной сон следует воспользоваться благотворным воздействием релаксирующей и мелодичной классической музыки, заполненной звуками природы (журчание ручейка, шум морских волн и крик дельфинов, шелест листьев, голоса птиц). Дети подсознательно расслабляются и успокаиваются. 
  • Для пробуждения нужно использовать тихую, нежную, легкую и радостную музыку. Услышав звуки привычной музыки, детям будет легче и спокойнее переключаться из состояния абсолютного покоя к активной деятельности.

                                       Музыкотерапия  содержит: 

  • слушание музыкальных произведений;
  •  пение песен, музыкально-ритмические движения под музыку;
  • музыкальные паузы на занятиях;
  • взаимодействие музыки и изобразительной деятельности;
  • игру на детских музыкальных инструментах;
  • музыкальные упражнения и др.

Рекомендации по применению музыкотерапии

в коррекционной работе с детьми:


- использовать для слушания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;
- желательно слушать музыкальные пьесы, которые знакомы детям;
продолжительность слушания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.
    
        Дома с детьми вы тоже можете использовать музыкотерапию, при соблюдении определенных правил, основанных на психофизиологических принципах более  чем на эстетико-художественных.

                           Самые важные из них:
1. В начале нужно изучить информацию об исполняемом произведении. Следует понимать его суть и текстуру. Заранее можно посмотреть текст исполняемого произведения.
2. Расслабление - это поможет вам «открыть двери бессознательного» и в полной мере ощутить действие музыки. И не важно, что вы хотите испытать успокаивающее действие музыки или поднимающее настроение.
3. Нужно правильно выбрать дозу. Так как лечение музыкой не должно быть утомительным, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.
4. Громкость и сила музыки обязательно должна регулироваться. Небольшую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для бодрящей. Очень большая громкость музыки утомляет и возбуждает нервную систему.
5. После слушания лечебной музыки немного отдохните. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.
Лечебное использование музыки во время сна особенно рекомендуется для детей, и вообще для людей беспокойных и возбужденных.
  
Рекомендуемые произведения для проведения музыкотерапии
Музыка для пробуждения:

  • «Вальс цветов», «Зимнее утро» П. Чайковский
  • «Аквариум» К. Сен – Санс
  • «Романс» Д. Шостакович
  • «Утро». Э. Григ
  • «Менуэт» Л. Боккерини

Музыка для релаксации:

  • Колыбельные песни
  • «Мелодия» К. Глюк
  • «Лебедь» К. Сен – Санс
  • «Лунная соната» Л. Бетховен
  • «Песня Сольвейг» Э. Григ
  • «Романс» Г. Свиридов

Организующая музыка: (способствующая концентрации внимания)

  • «Марш» С. Прокофьев
  • «Ария» И.С. Бах
  • «Музыкальный момент» Ф. Шуберт
  • Альбом «Времена года»: «Весна», «Лето» Вивальди

             Таким образом, хотелось бы отметить, что музыкотерапия является интересным и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях, она снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет, активизирует скрытые возможности подсознания и мобилизует резервы организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Режим дня жизни детей в детском саду и дома"

Одним из важнейших условий воспитания здоровых, жизнерадостных детей является организация правильного режима, т.е. четкого распорядка дня.Если жизнь ребенка проходит по режиму, т.е. играет, ест ...

консультация для родителей " Режим дня жизни детей в детском саду и дома."

Одним из важнейших условий воспитания здоровых, жизнерадостных детей является организация правильного режима, т.е. четкого распорядка дня.Если жизнь ребенка проходит по режиму, т.е. играет, ест и спит...

Консультация для родителей «Режим дня жизни детей в детском саду и дома»

Консультация для родителей «Режим дня жизни детей в детском саду и дома»Одним из важнейших условий воспитания здоровых, жизнерадостных детей является организация правильного режима, т.е. ч...