Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Мини - картинная галерея – путь привлечения детей к искусству» 2021 г
рабочая программа (средняя группа)
Актуальность данной программы состоит в необходимости приобщения сегодняшнего поколения дошкольников к такому виду искусства как живопись. Ведь современные дети совершенно не интересуются данным видом искусства и погружены в мир виртуальности и телевидения. А у родителей, зачастую, просто нет времени на какие-либо занятия с ребенком, а на походы в картинную галерею тем более.
Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_kartinnaya_galereya_21god.docx | 53.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 90 «Айболит»
Дополнительная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Мини - картинная галерея –
путь привлечения детей к искусству»
Возраст обучающихся:
от 4 лет до прекращения образовательных отношений
Срок реализации: 1 учебный год
СОГЛАСОВАНА На педагогическом совете № Протокол № от 2021 года | Автор-составитель: Абсалямова Р.Р. воспитатель |
г. Нижневартовск 2021
Содержание | Страница | |
Раздел 1. Пояснительная записка | ||
1.1. | Актуальность и новизна программы | |
1.2. | Цели и задачи реализации программы | |
1.3. | Планируемые результаты освоения программы | |
1.4. | Характеристика особенностей развития детей: - от 4 до 5 лет - от 5 до 6 лет - от 6 лет до прекращения образовательных отношений | |
1.7. | Основные принципы реализации программы | |
Раздел 2. Содержание программы | ||
2.1 | Учебный план от 4 лет до прекращения образовательных отношений | |
2.2 | Календарный учебный график | |
2.3 | Перспективный план для детей от 4 лет до прекращения образовательных отношений | |
Раздел 3. Организационно-педагогические условия | ||
3.1 | Кадровые условия | |
3.2 | Материально-технические условия | |
Раздел 4. Оценка качества освоения программы | ||
4 | Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы |
РАЗДЕЛ 1.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эти эмоции творят чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.
Понятие Искусство – очень многогранно. Оно окружает нас в жизни повсюду и таит в себе множество видов – музыка, театр, киноискусство, литература, и другие. Программа познакомит детей с изобразительными видами искусства - графикой, живописью, скульптурой.
Начинать знакомство с искусством в дошкольном возрасте, это не значит начинать рассказывать биографии художников или смысл картин. Это в первую очередь «воспитание глаза», т.е. окружение ребенка произведениями искусства (конечно, в разумных пределах). Чтобы уже с детства глаз ребенка постепенно воспитывался на лучших образцах изобразительного искусства, с детства вырабатывался хороший вкус.
Самый верный путь приобщения к искусству — это постоянное общение с ним.
От первого впечатления зависит, будет ли ребенок с охотой и интересом рассматривать живописные полотна или же усвоит, что это скучно и утомительно.
1.1. Актуальность и новизна программы
Актуальность данной программы состоит в необходимости приобщения сегодняшнего поколения дошкольников к такому виду искусства как живопись. Ведь современные дети совершенно не интересуются данным видом искусства и погружены в мир виртуальности и телевидения. А у родителей, зачастую, просто нет времени на какие-либо занятия с ребенком, а на походы в картинную галерею тем более.
Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом мире.
Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эти эмоции творят чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.
Очень часто понимание красоты к ребенку приходит через вкусовые оценки взрослых, в процессе диалогического общения взрослого и ребенка. Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям.
В связи с требованиями Госстандарта по дошкольному образованию в дошкольных учреждениях должны быть музей, вернисаж или картинная галерея.
Наша мини картинная галерея это первый опыт создания художественной галереи для детского сада.
Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это – развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Общеизвестно, что «живое» общение с искусством ничем заменить нельзя.
Помочь эстетическому развитию ребенка, сформировать у него интерес к изобразительному искусству, научить любить и понимать его возможно на занятиях в картинной галерее, организованной в детском саду.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы – развитие художественно-творческой активности детей дошкольного возраста на основе эстетического восприятия произведений искусства.
Задачи программы:
- Формировать устойчивый интерес дошкольников к искусству,
- Различать виды и жанры изобразительного искусства, выделять выразительные средства каждого вида искусства, понимать язык искусства.
- Знакомить с творчеством русских художников и графиков, с некоторыми произведениями мирового искусства.
- Способствовать познанию окружающего мира (быта, труда людей, природы) посредством знакомства с произведениями изобразительного искусства.
- Развивать эстетический вкус дошкольников: понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине; видеть красоту пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на картине.
- Развивать природные задатки, творческие способности дошкольников.
Уровень сложности программы – стартовый. Предполагает освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой данного направления. Сложность материала – минимальная.
Направленность программы – художественная.
Объем освоения программы – 180 часов.
Срок освоения программы – 3 учебных года.
Форма обучения – очная, групповая.
Количество детей в группе – 10 человек.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут с детьми от 5-ти до 7-ми лет на 3 этаже дошкольного учреждения.
1.3. Планируемые результаты
- Ребенок проявляет бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, эстетически привлекательным объектам, музейным сокровищам; высказывает желание приминать участие (посильное) в их сохранении.
- Ребенок проявляет устойчивый интерес к освоению искусства (к красивым объектам, произведениям искусства разных видов и жанров, задает вопросы о произведениях (образах, средствах выразительности, авторах).
- Ребенок эмоционально откликается на художественный образ произведений. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности живописного и графического искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и на их основе более глубоко понимает художественный образ (на доступном дошкольникам уровне). Дает эстетическую оценку предметов и явлений окружающего мира, произведений искусства.
- Ребенок знает некоторые известные произведения живописи и графики.
- Ребенок узнает и эмоционально откликается на рассматриваемые ранее произведения, эстетические объекты; размышляет, комментирует.
- Ребенок различает, называет произведения по видам искусства. Имеет представление и поясняет некоторые отличительные особенности живописи, графики; жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая живопись); имеет представление о творческих профессиях, их значении, особенностях.
- Ребенок понимает и использует в речи слова, обозначающие эстетические категории, виды и жанры искусства, некоторые средства выразительности, изобразительные материалы и техники, название творческих профессий.
- Ребенок стремиться высказывать суждения по поводу увиденного, привлекать собственный опыт (ссылаться на собственный опыт). Высказывает предпочтения, собственное понимание художественного образа, настроения произведения и т.п. Проявляет исследовательское поведение, инициативу и самостоятельность в процессе освоения искусства, восприятия эстетически привлекательных объектов, собственной творческой эстетической деятельности; отражает впечатления, ассоциации в разных видах деятельности.
- Ребенок проявляет интерес к посещению музея, картинной галерее, имеет некоторые представления о музее, понимает необходимость соблюдения некоторых правил поведения; стремиться к бережному отношению к музейным предметам. Проявляет хороший уровень умений последовательно рассматривать музейные предметы, выделять разнообразные свойства, устанавливать связи, размышлять, на основе чего будет формироваться целостный образ предмета. Ребенок обращает внимание на гармоничность музейного пространства; эмоционально откликается на проявление красоты.
1.4 Характеристика возрастных особенностей развития детей
Характеристика особенностей развития детей от 4 до 5 лет
Художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.
Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
Характеристика особенностей развития детей от 5 до 6 лет
Характеристика особенностей развития детей от 6 лет до прекращения образовательных отношений
1.5. Основные принципы реализации программы
Процесс обучения должен осуществляться одновременно по нескольким направлениям, но с обязательным соблюдением принципов:
1. Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах образовательной деятельности, и на протяжении всего периода обучения по данной программе.
2. Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала.
3.Доступность – комплекс образовательной деятельности составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
4.Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
5.Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозор
РАЗДЕЛ 2.
Содержание программы
2.1. Учебный план для детей от 4 до окончания образовательных отношений
№ | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Обучающий видеоролик «История искусства» «Где живет искусство?» | 5 | 3 | 2 | |
«Сказки в картинной раме» Просмотр развивающих мультфильмов тетушки Совы о великих художниках. | 4 | 1 | 3 | |
«Если видишь на картине…. Жанры живописи» Презентация «Знакомство с жанрами живописи» | 2 | 1 | 1 | |
«Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето» Виртуальная экскурсия в галерею. | 4 | 1 | 3 | |
«Смотрим Пушкина. Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 1 | 1 | |
«Зеркало души» | 1 | 1 | 1 | |
«Каждый охотник желает знать… Загадка радуги» | 1 | 1 | 1 | |
Всего | 18 |
2.2. Календарный учебный график
Годовой календарный график к программе «» определяет: начало обучения – 1 октября и окончание обучения – 31 мая.
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество занятий/ часов | Режим занятий |
1 год | октябрь | май | 30 | 60/30 | 2 раза в неделю по 30 мин |
2 год | октябрь | май | 30 | 60/30 | 2 раза в неделю по 30 мин |
3 год | октябрь | май | 30 | 60/30 | 2 раза в неделю по 30 мин |
2.3. Календарный учебный график для детей от 4 до 5 лет |
Месяц | № | Тема | Задачи | Дидактическая игра |
Сентябрь | 1. | «Где живет искусство?»
| Познакомить детей с Эрмитажем, Третьяковской галереей. Раскрыть понятия: музей, экскурсовод, экспонат и др. Повторить правила поведения в музее. | «18 художников» |
2. | «Где живет искусство? Картинные галереи Липецка. Дом мастера» | Познакомить детей с картинными галереями г. Липецка, Домом мастер (музей В. Сорокина) | «Собираем Пазл» |
Октябрь | 1. | «Если видишь на картине…. Жанры живописи»
| Познакомить с профессией художника, жанрами живописных произведений; Познакомить детей с изобразительными терминами: пейзаж, портрет, натюрморт, пространство картины. | «Узнай по описанию» |
2. | «Времена года. Осень» | Познакомить с пейзажной живописью И.Левитана, В.Поленова и др. Активировать познавательно творческие способности детей: через рассказ-описание живописного произведения подготовить к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами, побудить детей к высказыванию своих мыслей о картине. Познакомить с сезонными занятиями людей, с традиционным календарным праздником Осенины, др. | «Лишняя репродукция» | |
Ноябрь | 1. | «Где живет искусство? В мастерской живописца»
| Дать представление о мастерской живописца. Дать понятие, что в живописи главное – цвет, представление о тепло холодности. Закрепить полученные знания в игровой форме. | «Откуда деталь?» |
2. | «Сказки в картинной раме. В. Васнецов» | Познакомить с волшебным фантастическим миром, созданным В. Васнецовым. | «Схемы» | |
Декабрь | 1. | «Времена года. Зима» | Познакомить с пейзажной живописью К. Юона, И. Левитана, В. Поленова и др. Активировать познавательно творческие способности детей: через рассказ-описание живописного произведения подготовить к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами, побудить детей к высказыванию своих мыслей о картине. Познакомить с сезонными занятиями людей, с традиционными календарными праздниками Рождество, Масленица, др. | «Лэпбук» |
2. | «Сказки в картинной раме. М. Врубель» | Познакомить с волшебным фантастическим миром, созданным М. Врубелем | «Подвижные картинки» | |
Январь | 1. | «Зеркало души» | Развивать эмоциональный интеллект ребенка. | «Оживляем картину» |
2. | «Где живет искусство? В мастерской графика»
| Познакомить с понятием «Графика» как одним из основных видов изобразительного искусства и с помощью белой бумаги и черного карандаша (маркера), а также определенных движений под музыку освоить основные художественные средства графического языка: пятно, линию, штрих, ритм. | «Это не я рисовал!» | |
Февраль | 1. | «Сказки в картинной раме. Кустодиев Б.» | Познакомить с волшебным фантастическим миром, созданным Б. Кустодиевым. | «Восстанови картину» |
2. | «Где живет искусство? В мастерской скульптора» | Знакомить детей с профессией «особенного художника» - скульптора, мастерской скульптора, особенностями скульптуры как вида изобразительного искусства, на основе сравнения с произведениями живописи и графики. Знакомить с инструментами и материалами скульптора, самостоятельное создание детьми небольшой бескаркасной фигурки птицы или животного. | «Где картина, где скульптура?» | |
Март | 1. | «Времена года. Весна» | Познакомить с пейзажной живописью К. Юона, И. Левитана, В. Поленова и др. Активировать познавательно творческие способности детей: через рассказ-описание живописного произведения подготовить к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами, побудить детей к высказыванию своих мыслей о картине. Познакомить с сезонными занятиями людей, с традиционными календарными праздниками Пасха, др. | Кубики «Живопись» |
2. | «Морские пейзажи (марина)» | Закрепить понятие «Пейзаж». Познакомить с морским пейзажем и термином «Марина». Познакомить с художником И. Айвазовским, его картинами. | «Сложи половинки» | |
Апрель | 1. | «Каждый охотник желает знать… Загадка радуги» | Закрепить цвета, составляющие природное явление - радуга Закрепить холодные и теплые цвета, какие цвета считаются с основными и почему. Дать представление о том, что можно написать картину одним цветом. | «Рисуем как художник» |
2. | «Сказки в картинной раме. К. Юон» | Занятия приглашают ребенка в волшебный фантастический мир, созданный К. Юоном. Хотя занятия проходит в игровой форме, мы обсуждаем с детьми важные вопросы борьбы добра и зла, силы оружия и силы любви. | «Какие жанры используются?» | |
Май | 1. | «Смотрим Пушкина. Сказка о рыбаке и рыбке» | Дать в игровой форме базовые представления о русском обществе прошлого. | Кубики «Собери букет» |
2. | Тема: Времена года. Лето. | Познакомить с пейзажной живописью К. Юона, И. Левитана, В. Поленова и др. Активировать познавательно творческие способности детей: через рассказ-описание живописного произведения подготовить к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами, побудить детей к высказыванию своих мыслей о картине. Познакомить с сезонными занятиями людей, с традиционными календарными праздниками Троица, др. | «Лишняя репродукция» |
РАЗДЕЛ 3.
Организационно-педагогические условия
3.1. Кадровые условия
Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
ФИО педагога | Абсалямова Родалина Родалина | |
Образование | ||
Уровень образование | Высшее | |
Место обучения | ШГПИ | |
Стаж работы и квалификационная категория | ||
Общий | 19 лет | |
Педагогический | 19 лет | |
В данном учреждении | 19 лет | |
Квалификационная категория | Первая квалификационная категория | |
Курсы повышение квалификации | ||
Тема курсов повышения квалификации | Развитие художественно –зстетических способностей детей дошкольного возраста с использованием техники ригами. |
3.2. Материально-техническое обеспечение
Помещение
Наименование помещение | Изо студия |
Расположение | 3 этаж |
Площадь (кв. м2) | 11 |
Естественное освещение | |
Количество окон | 0 |
Площадь окон (кв. м2) | 0 |
Учебное оборудование
Виды помещения | Оснащения помещения | Материалы для непосредственной работы с детьми |
Группа. Холл 3 этажа. |
• Видео презентации по теме. |
Альбомы для рассматривания с изображением различных жанров искусства, художников, графиков Подборка аудио- и видеокассет с музыкальными
|
3.3. Учебно-методические условия
Парциальная программа с указанием выходных данных | |
Методическое обеспечение (учебно-методические пособия, практические пособия и т.д.) с указанием выходных данных | |
Технические средства обучения | ноутбук |
ЭОР | Мультимедийный каталог презентаций: |
РАЗДЕЛ 4.
Оценка качества освоения программы
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности обучения.
Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной программы и влияние непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые песни в играх, в процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
4.1. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы
4.2. Принципы педагогической диагностики
4.3. Методы проведения педагогической диагностики
Формализованные методы: диагностическое задание, диагностическая ситуация.
Малоформализованные методы: анализ продуктов детской деятельности.
В проведении диагностики участвует воспитатель.
4.4. Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности
Критерии: Уровень овладения детьми техническими навыками.
Методика исследования: Анализ продукта детской деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа дополнительного образования художественной направленности "Театр"
модифицированная программа художественной направленности предназначена для дополнительной образовательной деятельности в ДОУ, для развития творческих способностей детей...
Дополнительная ОП художественной направленности "В гостях у сказки".
Настоящая программа предназначена для обучения с помощью музыкально-театральной деятельности реализовать изначально присущие детям добрые чувства, научить делать нравственный выбор в сторону добра, чу...
Методическая разработка мастер-класса для педагогов дополнительного образования художественной направленности на тему "Корзиночка для подарка"
Целью данного мастер-класса является передача коллегам личного профессионального опыта...
Картинная галерея - путь привлечения детей к искусству
Проект связанный с взаимодействием с социальными партнерами...
Общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 6 лет) «Веселая палитра»
Программа для детей дошкольного возраста....
Дополнительная программа художественной направленности «Умелые ручки» (для группы компенсирующей направленности)
Цели, задачи работы кружкаЦель Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с ра...
Знакомство дошкольников с картинной галереей - путь привлечения детей к искусству
Знакомство дошкольников с картинной галереей - путь привлечения детей к искусству...