Семинар «Сто для одного»
консультация

Дискуссионный стол. Обсуждение успехов и неудач в оргнизации и проведении образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diskussionnyy_stol.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Сто для одного»

Форма проведения: дискуссионный  стол

Обсуждение успехов и неудач в организации и проведении образовательной деятельности

Цель:

• повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах организации и проведении образовательной деятельности

• обучение объективному анализу образовательной деятельности, лабильности в принятии педагогически правильного решения.

План проведения:

1. Обсуждение предложенных педагогических ситуаций.

2. Рассматривание и обсуждение ситуаций организации и проведения ОД (из практики личного опыта молодых специалистов)

3. Анализ и обсуждение вопросов «Мотивационный этап ОД», «Итоговый этап ОД» и «Практический этап ОД».

4. Подведение итогов.

Ход проведения дискуссионного  стола

Предлагаю молодым педагогам разделиться на пары

1. Обсуждение предложенных педагогических ситуаций.

Участникам предлагается ряд педагогических ситуаций, каждая из которых требует от педагога как педагогических, так и психологических знаний и умений, сформировавшихся подходов и принципов деятельности. Выбрав ситуацию, группа обсуждает возможные варианты решения данной ситуации и предъявляет решение для общего обсуждения

1.Чаще всего дети воспринимают взрослых как учителей, наставников, а Вы бы хотели, чтобы воспринимали Вас как друга. Что Вы для этого сделаете?

Варианты ответов:

А. Буду вести себя как старший друг.

В. Педагог не может быть другом для детей.

С. Постараюсь угождать им во всем, что они пожелают.

D. Свой вариант.

2. В группе есть ребенок, который не хочет участвовать в образовательной деятельности. Вы оставите его в покое или…

Варианты ответов:

А. Конечно, оставлю его в покое.

В. Переведу его в другую группу.

С. Создам ситуацию, в которой ребенок проявит интерес к деятельности.

D. Свой вариант.

3.Часть ребят Вашей группы не хочет участвовать ни в каких делах. Они находят массу отговорок, только бы их не трогали. Как привлечь к деятельности, Ваши действия?

Варианты ответов:

А. Участие в мероприятиях является обязанностью для детей детского сада.

В. - Иди, будет интересно!

С. «Баба с возу, кобыле легче».

D. Свой вариант.

4. В группе появился новый ребенок, уравновешенный и способный. Мама равнодушна к проблемам и событиям, происходящим в группе. На предложение принять участие в … мероприятии, ссылается на занятость. Ваши действия?

Варианты ответов:

А. Поговорю с ребенком об отношении мамы к детскому саду. Попытаюсь настроить сына на разговор с мамой.

В. Поговорю с мамой, откровенно спрошу о причинах равнодушия к жизни группы.

С. Родители делают так, как считают нужным. Не буду вмешиваться.

D. Свой вариант.

2. Рассматривание и обсуждение ситуаций организации и проведения ОД (из практики личного опыта молодых специалистов)

Предлагаю молодым специалистам поделиться из личного опыта организацией образовательной деятельности:

- написание конспекта;

- организация образовательной деятельности;

- этапы проведения организованной деятельности.

3. Анализ и обсуждение вопросов «Цель, задачи ОД», «Структура ОД», «Принципы, методы и подходы организации ОД», «Мотивационный этап ОД», «Практический этап ОД»,  «Рефлексивный этап», «Требование к проведению образовательной деятельности»

Для чего педагог определяет цели?

  1. Определяются ключевые результаты, к которым будут стремиться все участники образовательного процесса.
  2. Определяются направления, по которым будет выстраиваться образовательный процесс.
  3. Определяются необходимые технологии и парадигма обучения.
  4. Подбираются индикаторы, показывающие результативность образовательной деятельности.
  5. Цель является фактором, способным дать педагогу удовольствие от выполняемой деятельности и повышению своей педагогической компетентности.

       Цель ОД, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программы.

Главным основанием постановки целей ООД должны служить

- анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т. ч. временных) с другой

- цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам;

- напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка);

- сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они

- известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими.

- цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ.

Алгоритм постановки цели:

1. оценка имеющейся проблемы и определение главной, чёткая ее формулировка;

2. определение шагов (действий) по её решению, их последовательность;

3. точное определение промежуточного результата (эффекта) исполнения каждого шага (действия);

4. оценка каких (и сколько) этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной ООД;

5. определение и формулировка цели ОД, содержащей описание эффекта от действий, которое планируется осуществить в рамках одной ОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.

ООД реализуется через организацию различных видов детской деятельности  или их интеграцию с использованием разнообразных

форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы и решения конкретных

образовательных задач.

Обучения осуществляется в определенном порядке и режиме и отличаются по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения.

Задачи

       Сегодня, формулируя задачи образовательной деятельности, мы убираем глаголы - учить, научить, заменяя их альтернативными. Например, обогащать, формировать и т. д.

Примерный перечень глаголов для составления задач
- Активизировать… - Воспитывать…
- Добиваться… - Закрепить…
- Напоминать… - Осваивать…
- Обеспечить… - Обогащать…
- Помочь… - Показать…
- Приобщать… - Расширять…
- Способствовать… - Укреплять здоровье…
- Формировать умения… - Формировать представления…
- Создавать условия (обстановку)… - Развивать стремление…
- Ввести новые роли (действия)… - Развивать интерес, потребность…

Организуя ООД с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта ОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей ОД (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей ОД они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.

Как определяется структура ОД? Структура ОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Структура ОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится:

- на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка;

- на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;

- на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- на партнёрской форме организации (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.) 

Принципы, которые используют при организации ООД:

- амплификации развития ребенка;

- культурно-исторический;

- личностно-ориентированный принципы;

- принципы развивающего образования;

- деятельностного обучения;

- принципы заинтересованности;

- природосообразности;

- принцип здоровьесбережения;

- принцип тематичности.

Какие же инновационные технологии используются?

- проектная деятельность,

- ТРИЗ,

- метод моделирования,

- проблемно - поисковая (исследовательская деятельность),

- дифференцированное обучение, 

- деятельностный метод,

- интегрированное обучение,

- проблемно-игровое обучение,

- здоровьесберегающие технологии,

- компьютерные технологии.

Способ достижения цели в ООД - это совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели, которая называется методом. Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности педагога и воспитанника в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Выбор метода зависит от цели и содержания ОД. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Каждый метод состоит из определённых приёмов (элементы того или другого метода, частное по отношению к общему, которые направлены на решение более узкой учебной задачи и чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят)

При организации ОД используют

- традиционные методы и приемы (практические, наглядные, словесные, игровые, перцептивные - чувственное воспитание);

- современные методы и приемы:

а) методы формирования интереса к учению, долга и ответственности (проф. Ю. К. Бабанский),

б) методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков,

А. Н. Клюева),

в) методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов),

г) методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

Успешность формирования ООД зависит от того, какими мотивами она побуждается: от определения содержания, направленности и характера деятельности. Выбор мотивации зависит от задач и целей, учёт возрастных особенностей. Мотивация должна быть экономной. Основной мотив участия/неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие/отсутствие интереса.

Мотивационный этап ОД

Организация мотивационного этапа также вызывает у воспитателей затруднения. Об этом можно судить по тому, как однообразны приемы, которые они используют в конспектах. Педагоги, которые работают с детьми дошкольного возраста, должны изучать методическую литературу, опыт коллег, применять творческий подход к процессу, чтобы вызывать у воспитанников живой отклик, неподдельную заинтересованность, увлечь их различными видами деятельности. Сложно каждый раз придумывать эффектное, мотивирующее и мобилизующее начало, но стремиться к этому нужно. Произвольное внимание в дошкольном возрасте только формируется, и воспитателю нужно постараться, чтобы мотивом участия детей в ООД был их непосредственный интерес, а не указание взрослого

Виды мотивации:

- игровая мотивация (даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится);

- внешняя мотивация (если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя);

- внутренняя мотивация, которая вызвана познавательным интересом ребёнка (результаты ООД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами);

- мотивация общения;

- личной заинтересованности;

- проблемно-бытовая;

- сказочная;

- мотивация достижения успеха (5-7 лет);

- познавательная;

- информационная (после 6 лет);

- семантическая (обозначающая); 

- соревновательная (6-7 лет).

- Мотивационный этап - водная часть: (организация детей) – 3 мин предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

Практический этап ОД направлен на самостоятельную умственную практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач, на этом этапе осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата).

Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений. Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности (действия). Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы

в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений. Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

На данном этапе, как и на следующем, воспитатель предусматривает ситуацию выбора материалов, вида активности, партнера по деятельности и общению. Даже если он предоставляет ребенку не широкий выбор, а всего лишь два варианта, это позволит дошкольнику самостоятельно принять решение. Самостоятельная работа детей. Данный этап можно не отражать в плане, если воспитатель не предполагает самостоятельную работу. Это зависит от цели ООД. Но если он планирует ее, то должен обозначить свою роль на данном этапе. Воспитатель может:

  • провести индивидуальную работу с детьми, которым необходима помощь;
  •  продолжить диалог со всеми воспитанниками по теме НОД;
  • дать дополнительную информацию;

сделать пометки, чтобы потом их внести в индивидуальные карты наблюдений

Рефлексивный этап - заключительная часть (рефлексия, подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности) – 2 мин. В подготовительной к школе группе к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Эффективность рефлексивной части - это отношение детей к ОД и мотивация их на перспективу ОД.

          Рефлексия – последний и обязательный этап ООД. Формировать рефлексивные навыки как показатели личностного роста детей – важная задача воспитателя. В конце образовательной деятельности можно и нужно обсуждать:

  • результат – соответствует ли он цели, ожиданиям в начале НОД (он может быть коллективный (У нас получилось?) и индивидуальный (У тебя получилось?);
  • моменты, которые требуют коррекции (Что хотели бы исправить?);
  • содержание (Что узнали? О чем расскажете дома?);
  • способы, последовательность деятельности (Как достигли результата?)
  • взаимодействие в ходе деятельности: внимание к интересам других, взаимовыручка;
  • отношение к происходящему, эмоциональный фон (с каким настроением работали?);
  • перспективы деятельности (Что еще можно сделать? Что хотели бы еще сделать? Узнать? Какой способ выбрали бы в следующий раз?).

Требование к проведению образовательной деятельности

При проведении ОД следует выполнять ряд санитарно - гигиенических 

требований:

- прежде всего, это учёт возрастных, психофизиологических особенностей детей;

- соблюдение гигиенических условий (помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны);

- оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям;

- удовлетворение двигательной активности;

- длительность ОД, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно;

- воспитатель следит за правильной осанкой за столом.

Дидактические требования:

- точное определение образовательных задач ОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;

- творческое использование всех дидактических принципов в единстве;

- определять оптимальное содержание ООД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;

- выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели ОД;

- обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер ООД;

- рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;

- использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами, сюжетно-дидактические и игры-инсценировки), словесные и игровые приемы, дидактический материал;

- систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования:

- иметь в наличие продуманный план проведения ОД;

- четко определенные цель и дидактические задачи ОД;

- грамотно подобранные различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;

- необходимая дисциплина и организованность детей при проведении ОД.

ОД в ДОУ не должна проводиться  по школьным технологиям, ее следует  связывать с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности). Организации процесса обучения полезна интеграция содержания. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

        Какая должна быть форма общения педагога с детьми при проведении ООД? Это - партнерские  отношения: взрослый – партнер, рядом с детьми  (вместе), в кругу. В ходе проведения ООД разрешено свободное размещение детей и их свободное перемещение в процессе деятельности, а также свободное общение детей (рабочий гул).

       В проявление личностных качеств педагога следует отметить речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность), его педагогическую культуру, такт, позицию по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид. 

Также следует создать обеспечение психолого-педагогических условий в ООД:

- обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное 

общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

- поддержка индивидуальности и инициативы детей;

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- не директивная помощь детям; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;

- развитие коммуникативных способностей детей и умения детей работать в группе сверстников.

Особенности организации ООД

- организация образовательной деятельности без принуждения;

- ненасильственные формы организации;

- развивающий характер обучения дошкольников;

- чувственный способ познания мира;

- присутствие субъектных отношений педагога и детей (сотрудничество, партнерство)

- игровая цель или другая интересная детям;

- опора на опыт и знания детей;

- преобладание диалога воспитателя с детьми;

- предоставление детям возможности выбора деятельности и организация проблемно - поисковой деятельности;

- более свободная, в отличие от занятия, структура ОД;

- создание ситуаций успеха;

- развитие креативности, самостоятельности, инициативы детей

- активное участие помощника воспитателя.

Доброжелательная оценка педагога всегда рождает в маленьком сердце желание быть лучше, быть самим собой. Выражайте свободно и искренне свои чувства ребенку.

Оценка воспитателем деятельности детей
1. Умница! Ты прав! Правильно! Это хорошо! Прекрасно! Отлично! .Это то, что надо!
Это лучше всего! Необыкновенно! Замечательно! Хорошая работа! Я горжусь тем, как ты работал.
11.Ты сейчас на правильном пути.
12. Я знал, что ты сможешь сделать
13. Мне нравится ход твоих мыслей!
14. Я очень горжусь тобой.
15. Твоя работа принесла мне много радости.
16. Я верю в тебя, у тебя всегда всё получается.
17. Продолжай работать так же.

4. Подведение итогов.

Вывод
Воспитатель в процессе ООД обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Дети учатся самостоятельно делать выбор; активно играют; используют материалы, которым можно найти более чем одно применение; работают все вместе и заботятся друг о друге; отвечают за свои поступки.

                                                         Организовала и провела старший воспитатель: Миягашева Л.В.

Сентябрь 2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД к семинару на тему: «Использование технологий проектирования как одной из форм поисковой деятельности дошкольников».

Упражнять детей в совместной постановке цели проекта, его мотивации; привлекать детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана, прогнозированию результата, совместному анал...

Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"

В презентации  рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и  теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...

Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...

Постоянно действующий семинар-практикум, как одна из форм методической работы с кадрами на этапе модернизации дошкольного образования.

В данном материале представлен опыт работы в рамках постоянно-действующего в ДОУ семинара практикума....

«Семинар-практикум, как одна из форм организации пропаганды детского дорожно-транспортного травматизма среди родителей»

Выступление на заседении внештатных инспекторов по ПДД . Обмен пеадовым педагогическим опытом....

Презентация "Семинар-практикум, как одна из форм работы с педагогическим коллективом

В презентации рассматривается семинар-практикум, как  форма работы с педагогами. Плюсы и минусы семинара-практикума, его особенности....