Сценарий педагогического совета «Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ»
методическая разработка

Штых Антонина Петровна
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
        Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это, как мы уже сказали, только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой и грамотностью.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка-детский сад 27 "Радуга" с.Хороль Хорольского муниципального округа

Приморского края

Сценарий педагогического совета

«Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ»

Подготовила

старший воспитатель

Штых Антонина Петровна

с.Хороль

2023год

Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Задачи: вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания дошкольников и применять их в практической деятельности; выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно-образовательной работы с детьми; создать в коллективе обстановку творческого поиска.

Форма проведения: (тематический, по одной из годовых задач) «Педагогическая мастерская» 

Ход педсовета

          - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим тематический  педсовет  на тему «Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ» по одной из годовых задач: 1.Углубить работу педагогов по воспитанию у детей бережного отношения к природе и умения правильно вести себя в природе.

Повестка дня

1.Погружение в проблему педсовета «Актуальность экологического воспитания подрастающего поколения». Ст.воспитатель

2.Деловая игра «Экологическая грамотность» Ст.воспитатель

3.«Педагогическая мастерская» (из опыта работы):

  • Выступление из опыта работы «Экологическая тропа в детском саду», воспитатель  
  • Выступление из опыта работы  «Использование игровых технологий в развитии у дошкольников умения правильно вести себя в природе". Учитель-логопед
  • Выступление из опыта работы  «Использование регионального компонента ООП в ознакомлении дошкольников с природой родного края». Воспитатель  
  • Выступление из опыта работы  «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания». Воспитатель

4.Рефлексия «Экологическое лукошко». Ст.воспитатель

5.Итоги опроса педагогов по теме «Экологическое воспитание дошкольников». Ст.воспитатель

6.Результаты анкетирования родителей по теме педсовета. Ст.воспитатель

7.Принятие решения педсовета.

Итак, приступим к работе.

  •    Ув.коллеги, вначале нашего педсовета предлагаю вам посмотреть небольшое видео о красоте нашей планеты.   

(Просмотр видео ролика

 https://www.yandex.ru/video/preview/11887518892654421608 

— Действительно красота живет повсюду. Научить видеть эту красоту, научить наблюдать природу, любить и уважать все живое: цветы, птицу, зверя, рыбу, защищать их, бережно относиться к ним - это главная задача экологического воспитания.

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

        Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это, как мы уже сказали, только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой и грамотностью.

       

2.  И я предлагаю вам провести деловую игру «Экологическая грамотность»

1. Кто является автором термина «Экология», введенного в 1886г?

1.Эрнст Геккель (1834-1919)

2. Чарльз Дарвин (1809-1882)

3.Теодор Рузвельт (1858–1919)

На самом деле, «экология» - слово, состоящее из греческого «ойкос» - ‘дом’ и «логос» - ‘наука’. Получается, что дословно «экология» - это наука о доме. Но, конечно, само понятие намного шире, многограннее и интереснее.

-Это наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой,

-это биологическая наука, изучающая организацию и функционирование биосистем различных уровней.

2. Проблемы экологии в мире, стране, посёлке.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем посёлке.

3. Что же такое экологическое воспитание?

– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.

4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

5. Определите задачи экологического воспитания.

– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.

– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.


7. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе; в чем берете вину на себя, как воспитатель. Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и невнимание» к поведению детей. Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.

8. Назовите организованные формы работы по эковоспитанию и совместную деятельность воспитателя и детей.

**Организованные:

  • экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д.)
  • занятия (познавательные, комбинированные, комплексные)
  • наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе
  • наблюдения и труд в уголке природы
  • целевые прогулки на природе, походы
  • чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), – рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.

заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.:

  • сбор коллекций, семян, камней, листьев
  • экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»)
  • опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории

юного исследователя:

  • марафоны, аукционы, акции
  • экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций
  • игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные)
  • различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику

9. Назовите детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях.

А.С.Пушкин, В.Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.

10. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы экоработы.

Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др.), оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и т. д.

3.А теперь мы переходим непосредственно в нашу «Педагогическую мастерскую», где вы расскажете, насколько же интересна была жизнь детей, постигающих просторы экологии.

  • Выступление из опыта работы «Экологическая тропа в детском саду». Воспитатель  
  • Выступление из опыта работы  «Использование игровых технологий в развитии у дошкольников умения правильно вести себя в природе». Учитель-логопед
  • Выступление из опыта работы  «Использование регионального компонента ООП в ознакомлении дошкольников с природой родного края». Воспитатель  
  • Выступление из опыта работы  «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания». Воспитатель

4.Что же нам удалось реализовать в работе по экологическому воспитанию дошкольников, а над чем еще стоит поработать?

Я предлагаю провести  рефлексию «Экологическое лукошко». 

Я буду называть вопросы или утверждения, а вы в свое лукошко будете класть либо красную ягодку, если утверждение правильное, либо зеленую ягодку, если это не так.

 Вопросы для рефлексии:

  • Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.
  • Вы доказали детям взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.
  • Наблюдения за живой природой проводятся вами постоянно, при этом развивают мыслительную деятельность дошкольников.
  • На вашем участке есть кормушки для птиц, где дети регулярно подкармливают птиц зимой.
  • В уголке природы дети поливают цветы и ухаживают за ними.
  • Дети знакомы с правилами поведения в природе - не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не разрушать муравейники и др.
  • Вы с детьми летом собираете корм для птиц.
  • В группе оформляется наглядная агитация для родителей по экологическому воспитанию.
  • Весной вместе с детьми сеете семена цветов для выращивания рассады.
  • Дети имеют представление о таких понятиях как: сьедобное, несьедобное, лекарственные растения, опасные насекомые, ядовитые растения.
  • Дети знакомы с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.

Посмотрите на наши лукошки с ягодами, они полны красных ягод, это очень хорошо, это положительные результаты в вашей работе!!! Но есть и зеленые ягодки, это значит, что нам с вами есть над чем работать.

5. А сейчас я подведу итоги опроса педагогов по теме «Экологическое воспитание дошкольников».

6. Результаты анкетирования родителей по теме педсовета. Ст.воспитатель Штых А.П.

Уважаемые коллеги, мы сегодня побывали, действительно, в педагогической мастерской, где движущей силой является ваша творческая деятельность, разнообразие форм и методов, которые повлекут за собой повышение качества образования. 

Проект решения педагогического совета

1. Уделять должное внимание экологическому воспитанию дошкольников, развивать экологическую культуру детей: прививать любовь и бережное отношение к нашему общему дому – природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений. 

Срок исполнения: постоянно. Ответственные: воспитатели, специалисты.

2. Продолжать регулярно использовать элементарные опыты и эксперименты в природе для развития познавательной деятельности дошкольников.

Срок исполнения: постоянно. Ответственные: воспитатели.

3.Продолжить работу над «Экологической тропой» на территории детского сада. Срок исполнения: до 1 сентября 2023г.

Ответственные: старший воспитатель, воспитатели.

Список использованной литературы

1. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». - М.: Карапуз-Дидактика, 2005;

2. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду».- М.: Карапуз, 2011;

3. Николаева С.Н. «Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду». – М.: Мозаика-Синтез. 2004;

4. Соколова Л.А. «Экологическая тропа детского сада». – Спб.: Детство-Пресс, 2014;

5. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях». – Волгоград: Учитель. 2008;

6. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». – СПб.: Детство-пресс, 2003;

7. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2000.-7- стр. 58-63

8. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Новая школа, 1996;

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

 1 https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/10/24/pedagogicheskiy-sovet

 2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/07/29/vystuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-na-temu-sovremennye

 3. https://open-lesson.net/8904/

4. https://dzen.ru/video/watch/6280053482ca89686a12acb7?f=d2d

5.   https://www.yandex.ru/video/preview/17653179110649170161

6.   https://www.yandex.ru/video/preview/11887518892654421608


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДСОВЕТ «Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ» Март 2023 Подготовила ст.воспитатель Штых А.П.

Слайд 2

Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры. Задачи: - вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания дошкольников и применять их в практической деятельности; -выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно — образовательной работы с детьми; -создать в коллективе обстановку творческого поиска.

Слайд 3

Повестка дня Погружение в проблему педсовета «Актуальность экологического воспитания подрастающего поколения». Ст.воспитатель 2. Деловая игра «Экологическая грамотность ». Ст.воспитатель 3. «Педагогическая мастерская» (из опыта работы): Выступление из опыта работы «Использование игровых технологий в развитии у дошкольников умения правильно вести себя в природе» Учитель-логопед Выступление из опыта работы «Экологическая тропа в детском саду», воспитатель Выступление из опыта работы «Использование регионального компонента ООП в ознакомлении дошкольников с природой родного края». Воспитатель Выступление из опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания». Воспитатель 4. Рефлексия «Экологическое лукошко» Итоги опроса педагогов по теме «Экологическое воспитание дошкольников». Ст.воспитатель Результаты анкетирования родителей по теме педсовета. Ст.воспитатель Принятие решения педсовета.

Слайд 4

Погружение в проблему педсовета «Актуальность экологического воспитания подрастающего поколения».

Слайд 5

Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала Росли как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Слайд 6

Деловая игра « Экологическая грамотность»

Слайд 7

Кто является автором термина «Экология», введенного в 1886г ? - Эрнст Геккель (1834-1919) - Чарльз Дарвин (1809-1882) - Теодор Рузвельт (1858–1919)

Слайд 8

2. Проблемы экологии в мире, стране, посёлке.

Слайд 9

3. Что же такое экологическое воспитание?

Слайд 10

3. Что же такое экологическое воспитание? – Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых. – Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями. – Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.

Слайд 11

4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Слайд 12

5. Определите задачи экологического воспитания .

Слайд 13

5. Задачи экологического воспитания. – Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным. – Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы. – Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

Слайд 14

6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника .

Слайд 15

6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника. Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности детей.

Слайд 16

«Педагогическая мастерская» (выступления из опыта работы): «Использование игровых технологий в развитии у дошкольников умения правильно вести себя в природе». Учитель-логопед 2. «Экологическая тропа в детском саду». Воспитатель «Использование регионального компонента ООП в ознакомлении дошкольников с природой родного края». Воспитатель 4. «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания». Воспитатель

Слайд 17

Рефлексия «Экологическое лукошко»

Слайд 18

Вопрос Ответы 1 Какая экологическая обстановка Вам наиболее интересна? а) в рабочем кабинете (Нормы Санпин) б) город в) страна г) мир 5 2 2 5 2 Как часто Вы интересуетесь экологическими проблемами? а) регулярно/часто б) периодически в) по мере рабочей необходимости г) практически не интересуюсь 5 - 4 - 3 Каким образом Вы чаще всего получаете информацию об экологической обстановке? а) СМИ б) интернет в) литература г) курсы повышения квалификации д) разговоры с коллегами/соседями 8 7 1 3 3 4 Каким образом Вы используете экологические знания в повседневной жизни? а) не сжигаю мусор б) сортирую отходы в) утилизирую батарейки г) отказываюсь от полиэтиленовых пакетов в пользу биоразлагаемых 8 5 3 2 5 Как часто Вы используете свои экологические знания в занятиях с детьми (в т.ч. упоминание природных объектов, разъяснение правил поведения на природе и др.)? а) ежедневно/ регулярно (не реже 2 раз в неделю) б) периодически (1-2 раза в месяц) в) только на экологической неделе/месячнике г) никогда 7 2 - - Итоги диагностики педагогов по теме «Экологическое воспитание дошкольников».

Слайд 19

6 Что, по Вашему мнению, способствует гармоничному развитию ребенка? (Выстроить рейтинг, где на первом месте приоритетное направление развития, на последнем – менее значимое). а) здоровый психологический климат в семье; б) культурное развитие; в) творчество; г) экологическое воспитание; д) физическая культура; е) религиозное воспитание; 111111 233345 44456 23355 222235 4666 7 Как много времени Вы уделяете тематическому экологическому образованию детей в рамках работы группы? а) 1-2 занятия в неделю б) 1-2 занятия в месяц в) только занятия в рамках экологической декады/месячника. 2 7 2 8 Есть ли в Вашей организации элементы эколого-развивающей среды зеленый/живой уголок, экологическая тропинка и др. Используются ли они в работе с детьми? Да 7 Нет 0 Да 5 Нет 1 Частично 1 9 Посещаете ли Вы какие-либо занятия/семинары (очные и онлайн) экологической тематики? а) да, посещаю по своей инициативе; б) да, по инициативе работодателя; в) да, за компанию или в виду развлечения; г) не посещаю. 8 2 2 - 10 В какой области Вы хотели бы улучшить свои профессиональные знания/навыки? а) культура б) экология в) творчество г) психология д) религия е) спорт. 2 1 2 4 - 1 11 Какие формы получения новой информации кажутся Вам наиболее подходящими? а) тренинг б) лекция в) обмен опытом с другими ДОО г) конференция д) дискуссия 6 1 5 3 2

Слайд 20

12 Как Вы оцениваете уровень своей экологической компетентности? а) высокий б) достаточный в) средний г) низкий - 9 1 - - 13 Какие экологические мероприятия из перечисленных проходят в Вашем детском саду? а) посещение музеев б) эксперименты/ наблюдения/опыты; в) трудовой экологический десант/субботники; г) беседы д) праздники; е) домашние задания; ж) свой вариант. 6 7 9 10 8 5 14 Какие экологические мероприятия проходят в масштабах вашей группы? а) посещение музеев б) эксперименты/ наблюдения/опыты; в) трудовой экологический десант/субботники; г) беседы д) праздники; е) домашние задания; ж) свой вариант. 1 1 1 1 1 Эколята , Праздник урожая, посадка рассады цветов , Субботники, Праздник урожая, огород на окне, Раздельный сбор мусора, уход за растениями в группе, поделки из бросового и природного материала , По плану рабочей программы, экологические мероприятия, развлечения , Синичкин день, покормите птиц зимой, Экскурсии по экологической тропе «весной, осенью и зимой» 15 Каких экологических мероприятий, по Вашему мнению, не хватает нашему ДОУ? Экологических конкурсов творческого характера, Всего достаточно, Не хватает мероприятий с родителями, Выставки детского творчества 16 Является ли Ваша организация участником районных/ городских/ областных экологических мероприятий? а) да, является организатором; б) да, является участником; в) затрудняюсь ответить; г) нет, не является. - 6 3 - 17 Как вы оцениваете уровень работы Вашего детского сада в экологическом направлении? а) высокий (ДОО с экологическим направлением); б) высокий (ДОО с другим направлением в) средний; г) низкий. - 3 6 -

Слайд 21

Итак, уровень экологической компетентности большинством педагогов был оценен как «средний», что является нормальным показателем для детского сада неэкологической направленности. Педагоги в ДОУ готовы повышать уровень своей экологической компетентности, что они и делают. В годовой план работы и в программы воспитания необходимо запланировать мероприятия, которых, по вашему мнению, не хватает в ДОУ.

Слайд 22

Результаты анкетирования родителей по теме педсовета. Ст.воспитатель Штых А.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему"Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ"

Тематический педагогический совет по совершенствованию работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологического воспитания....

Педсовет №3 Тема: «Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ"

Цель: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной...

Педсовет "Новые подходы по организации экологического воспитания"

Наш детский сад давно выбрал работу по эколого-краеведческому направлению. Так как  считаем, что любовь к природе надо воспитывать с раннего детства. Наши педагоги постоянно ищут новые формы, нап...

Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ

Тематический педсовет Тема:  «Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ»...

Деловая игра к педагогическому совету "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено сам...