"ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С СООТВЕТСТВИЯ С ФОП ДО"
методическая разработка
Выступление на педагогическом совете и на заседании ГТГ "Школа здорового человека" в 2023-2024 учебном году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.kopilka_organizatsiya_i_planirovanie_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 104.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска
Организация и планирование образовательного процесса по физическому развитию с соответствия с
ФОП ДО
Подготовила: Текутова Е.А.,
инструктор по физической культуре
Сентябрь, 2023 г.
Содержание
- Организация образовательного процесса по физическому развитию с соответствия с ФОП ДО 2
- Способы организации детей по образовательному процессу
«физическое развитие» 16
- Формы проведения утренней гимнастики 20
- Планирование физкультурно – оздоровительной работы 22
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С СООТВЕТСТВИЯ С ФОП ДО
Физическое развитие детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образования. За последние годы произошли значительные изменения в подходах к организации физической активности в детском саду. На смену устаревшим методикам пришли новые подходы, ориентированные на гармоничное развитие ребенка.
Один из основных принципов новой методики – это учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Теперь педагоги детского сада стремятся создать условия для развития уникальных возможностей каждого ребенка и способствовать его гармоничному развитию.
Содержание работы по физическому развитию дошкольников реализуется инструктором по физкультуре, педагогами ДОО в соответствии с ФОП, ФГОС ДО, образовательной программой ДОО.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО и ФОП предусматривает организацию образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями ребенка:
От 2 месяцев до 1 года.
В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются:
- обеспечивать охрану жизни и укрепление здоровья ребёнка, гигиенический уход, питание;
- организовывать физиологически целесообразный режим жизнедеятельности и двигательную деятельность детей, обучая основным движениям (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) на основе положительного эмоционального общения и совместных действий педагога с ребёнком;
- поддерживать положительную эмоциональную реакцию при выполнении движений, чувство удовлетворения и радости от совместных действий ребёнка с педагогом в играх-забавах.
Содержание образовательной деятельности.
Педагог приучает ребёнка к определенному жизненному ритму и порядку в ходе режимных процессов, организует двигательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья средствами физического воспитания.
- С 2 месяцев педагог оказывает помощь в удержании головы в вертикальном положении, повороте её в сторону звука, игрушки; побуждает переворачиваться со спины на бок (к 4 месяцам), на живот (к 5 месяцам), с живота на спину (к 6 месяцам); отталкиваться ногами от опоры в вертикальном положении при поддержке под мышки; побуждает захватывать и удерживать игрушку; поощряет попытки лежать на животе с опорой на предплечья, кисти рук; дотягиваться до игрушки, подползать к ней; проводит комплекс гимнастики.
- С 6 месяцев педагог помогает осваивать движения,
подготавливающие к ползанию, поощряет стремление ребёнка ползать, самостоятельно садиться из положения лежа и ложиться из положения сидя, уверенно переворачиваться со спины на живот и обратно, сидеть; помогает вставать и стоять с поддержкой, переступать, держась за опору (к 8 месяцам); побуждает к манипулированию предметами (берет, осматривает, перекладывает из руки в руку, размахивает, бросает и другое); проводит с ребёнком комплекс гимнастики, включая упражнения с использованием предметов (колечки, погремушки).
- С 9 месяцев педагог создает условия для развития ранее освоенных движений, упражняет в ползании в разных направлениях, вставании, перешагивании, побуждает приседать и вставать, делать первые шаги вдоль опоры при поддержке за руки, за одну руку, самостоятельно; ходить за каталкой, при поддержке подниматься на ступеньки; брать, держать и бросать мяч; поощряет стремление ребёнка к разнообразным движениям (приседать на корточки, поднимать предметы, переносить их, открывать и закрывать крышку коробки, ставить один предмет на другой и так далее); вызывает эмоциональный отклик и двигательные реакции на игровые действия и игры- забавы («Поехали-поехали», «Сорока-сорока», «Ладушки», «Коза рогатая»,
«Пташечка-перепелочка» и другое) и ритмичную музыку; проводит комплекс гимнастики и закаливания; начинает формировать первые культурно- гигиенические навыки, приучает к опрятности.
От 1 года до 2 лет.
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
- создавать условия для последовательного становления первых основных движений (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) в совместной деятельности педагога с ребёнком;
- создавать условия для развития равновесия и ориентировки в пространстве; поддерживать желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом; привлекать к участию в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх, побуждать к самостоятельным действиям;
- укреплять здоровье ребёнка средствами физического воспитания, способствовать усвоению культурно-гигиенических навыков для приобщения к здоровому образу жизни.
Содержание образовательной деятельности.
Педагог активизирует двигательную деятельность детей, создает условия для обучения основным движениям (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба), развития координации при выполнении упражнений; побуждает к самостоятельному выполнению движений; обеспечивает страховку для сохранения равновесия; поощряет и поддерживает, создает эмоционально- положительный настрой, способствует формированию первых культурно- гигиенических навыков.
В процессе физического воспитания педагог обеспечивает условия для развития основных движений и выполнения общеразвивающих упражнений.
- Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения).
Основные движения:
бросание и катание: бросание мяча (диаметр 6-8 см) вниз, вдаль; катание мяча (диаметр 20-25 см) вперед из исходного положения сидя и стоя;
ползание, лазанье: ползание по прямой на расстояние до 2 метров; подлезание под веревку, натянутую на высоте - 50 см; пролезание в обруч (диаметр 50 см), перелезание через бревно (диаметр 15-20 см); лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1-1,5 метра);
ходьба: ходьба за педагогом стайкой в прямом направлении;
упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (шириной 25-20-15 см), по ребристой доске; вверх и вниз по наклонной доске, приподнятой на 10-15-20 см (ширина доски 25-30 см, длина 1,5-2 м) с поддержкой; подъем на ступеньки и спуск с них, держась за опору; перешагивание через веревку, положенную на пол, палку или кубик высотой 5-15-18 см со страховкой.
Общеразвивающие упражнения:
упражнения из исходного положения стоя, сидя, лежа с использованием предметов (погремушки, кубики, платочки и другое) и без них;
в комплекс включаются упражнения: поднимание рук вперед и опускание, повороты корпуса вправо и влево из положения сидя, наклоны вперед (положить кубик и поднять его, перегибаясь через веревку, натянутую на высоте 40-45 см), сгибание и разгибание ног, приседание с поддержкой педагога или у опоры.
- Подвижные игры и игровые упражнения: педагог организует и проводит игры-забавы, игровые упражнения, подвижные игры, побуждая детей к активному участию и вызывая положительные эмоции.
Детям предлагаются разнообразные игровые упражнения для закрепления двигательных навыков.
- Формирование основ здорового образа жизни: педагог помогает осваивать элементарные культурно-гигиенические действия при приеме пищи, уходе за собой (при помощи педагога мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться салфеткой, есть ложкой, пользоваться личным полотенцем и так далее).
От 2 лет до 3 лет.
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
- обогащать двигательный опыт детей, помогая осваивать упражнения основной гимнастики: основные движения (бросание, катание, ловля, ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки), общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения;
- развивать психофизические качества, равновесие и ориентировку в пространстве;
- поддерживать у детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в небольших подгруппах;
- формировать интерес и положительное отношение к выполнению физических упражнений, совместным двигательным действиям;
- укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания,
приобщая к здоровому образу жизни.
Содержание образовательной деятельности.
Педагог формирует умение выполнять основные движения, общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения в различных формах физкультурно- оздоровительной работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, индивидуальная работа по развитию движений и другое), развивает психофизические качества, координацию, равновесие и ориентировку в пространстве. Педагог побуждает детей совместно играть в подвижные игры, действовать согласованно, реагировать на сигнал. Оптимизирует двигательную деятельность, предупреждая утомление, осуществляет помощь и страховку, поощряет стремление ребёнка соблюдать правила личной гигиены и проявлять культурно-гигиенические навыки.
- Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения).
Основные движения:
- бросание, катание, ловля: скатывание мяча по наклонной доске; прокатывание мяча педагогу и друг другу двумя руками стоя и сидя (расстояние 50-100 см), под дугу, в воротца; остановка катящегося мяча; передача мячей друг другу стоя; бросание мяча от груди двумя руками, снизу, из-за головы; бросание предмета в горизонтальную цель и вдаль с расстояния 100-125 см двумя и одной рукой; перебрасывание мяча через сетку, натянутую на уровне роста ребёнка с расстояния 1-1,5 м; ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния до 1 м;
- ползание и лазанье: ползание на животе, на четвереньках до погремушки (флажка) 3-4 м (взяв её, встать, выпрямиться), по доске, лежащей на полу, по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20-30 см; по гимнастической скамейке; проползание под дугой (30-40 см); влезание на лесенку-стремянку и спуск с нее произвольным способом;
- ходьба: ходьба стайкой за педагогом с перешагиванием через линии, палки, кубы; на носках; с переходом на бег; на месте, приставным шагом вперед, в сторону, назад; с предметами в руке (флажок, платочек, ленточка и другие); врассыпную и в заданном направлении; между предметами; по кругу по одному и парами, взявшись за руки;
- бег: бег стайкой за педагогом, в заданном направлении и в разных направлениях; между линиями (расстояние между линиями 40-30 см); за катящимся мячом; с переходом на ходьбу и обратно; непрерывный в течение 20-30-40 секунд; медленный бег на расстояние 40-80 м;
- прыжки: прыжки на двух ногах на месте (10-15 раз); с продвижением вперед, через 1-2 параллельные линии (расстояние 10-20 см); в длину с места как можно дальше, через 2 параллельные линии (20-30 см); вверх, касаясь предмета, находящегося выше поднятых рук ребёнка на 10-15 см;
- упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м); по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20 см; по гимнастической скамейке; перешагивание линий и предметов (высота 10-15 см); ходьба по извилистой дорожке (2-3 м), между линиями; подъем без помощи рук на скамейку, удерживая равновесие с положением рук в стороны;
Общеразвивающие упражнения:
упражнения для кистей рук, развития и укрепления плечевого пояса: поднимание рук вперед, вверх, разведение в стороны, отведение назад, за спину, сгибание и разгибание, выполнение хлопков руками перед собой, над головой; махи руками вверх-вниз, вперед-назад;
упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника: повороты вправо-влево, с передачей предмета сидящему рядом ребёнку, наклоны вперед из исходного положения стоя и сидя; одновременное сгибание и разгибание ног из исходного положения сидя и лежа, поочередное поднимание рук и ног из исходного положения лежа на спине;
упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и гибкости позвоночника: сгибание и разгибание ног, держась за опору, приседание, потягивание с подниманием на носки и другое;
музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном занятии, включаются в содержание подвижных игр и игровых упражнений; педагог показывает детям и выполняет вместе с ними: хлопки в ладоши под музыку, хлопки с одновременным притопыванием, приседание «пружинка», приставные шаги вперед-назад, кружение на носочках, имитационные упражнения.
Педагог предлагает образец для подражания и выполняет вместе с детьми упражнения с предметами: погремушками, платочками, малыми обручами, кубиками, флажками и другое, в том числе, сидя на стуле или на скамейке.
- Подвижные игры: педагог развивает и поддерживает у детей желание играть в подвижные игры с простым содержанием, с текстом, с включением музыкально-ритмических упражнений. Создает условия для развития выразительности движений в имитационных упражнениях и сюжетных играх, помогает самостоятельно передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики, помахать крылышками, как птичка, походить как лошадка, поклевать зернышки, как цыплята, и тому подобное).
- Формирование основ здорового образа жизни: педагог формирует у детей полезные привычки и элементарные культурно-гигиенические навыки при приеме пищи, уходе за собой (самостоятельно и правильно мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета, чистить зубы, пользоваться предметами личной гигиены); поощряет умения замечать нарушения правил гигиены, оценивать свой внешний вид, приводить в порядок одежду; способствует формированию положительного отношения к закаливающим и гигиеническим процедурам, выполнению физических упражнений.
Содержание дошкольного образования
по образовательной области «Физическое развитие» (в соответствии с ФОП ДО)
Физическое упражнение | Возраст | |||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
Основные движения | ||||
бросание, катание, ловля, метание | ||||
прокатывание двумя руками большого мяча вокруг предмета, подталкивая его сверху или сзади | + | |||
скатывание мяча по наклонной доске | + | |||
катание мяча друг другу, сидя парами, ноги врозь, стоя на коленях | + | |||
прокатывание мяча в воротца, под дугу, стоя парами | + | |||
ходьба вдоль скамейки, прокатывая по ней мяч двумя и одной рукой | + | |||
прокатывание мяча по гимнастической скамейке, направляя его рукой (правой и левой) | + | |||
прокатывание мяча между линиями, шнурами, палками (длина 2-3 м), положенными на расстоянии 15-20 см одна от другой, и, огибая кубики или кегли, расставленные по одной линии на расстоянии 70-80 см | + | |||
прокатывание набивного мяча | + | |||
произвольное прокатывание обруча, ловля обруча, катящегося от педагога | + | |||
прокатывание обруча педагогу, удержание обруча, катящегося от педагога | + | |||
прокатывание обруча друг другу в парах | + | |||
прокатывание обруча, бег за ним и ловля | + | |||
бросание мешочка в горизонтальную цель (корзину) двумя и одной рукой | + | |||
бросание мяча двумя руками из-за головы стоя | + | |||
подбрасывание мяча вверх и ловля его | + | + | ||
подбрасывание мяча вверх и ловля его после удара об пол | + | |||
подбрасывание и ловля мяча одной рукой 4-5 раз подряд | + | |||
бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками не менее 20 раз подряд, одной рукой не менее 10 раз | + | |||
бросание мяча о землю и ловля его | + | |||
отбивание мяча правой и левой рукой о землю не менее 5 раз подряд | + | |||
отбивание мяча об пол на месте 10 раз | + | |||
ведение мяча 5-6 м | + | |||
ведение мяча, продвигаясь между предметами, по кругу | + | |||
ведение мяча с выполнением заданий (поворотом, передачей другому) | + | |||
бросание и ловля мяча в парах | + | + | ||
бросание мяча двумя руками из-за головы сидя | + | |||
бросание одной рукой мяча в обруч, расположенный на уровне глаз ребёнка, с расстояния 1,5 м | + | |||
попадание в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 2-2,5 м | + | |||
метание в цель одной и двумя руками снизу и из-за головы | + | |||
метание в цель из положения стоя на коленях и сидя | + | |||
метание в движущуюся цель | + | |||
метание (бросание) вдаль | + | + | + | + |
перебрасывание мяча через сетку | + | |||
перебрасывание мяча друг другу в кругу | + | |||
перебрасывание мяча друг другу и ловля его разными способами: стоя и сидя, в разных построениях | + | |||
передача мяча друг другу стоя и сидя, в разных построениях | + | |||
передача и перебрасывание мяча друг другу сидя по-турецки, лежа на животе и на спине, в ходьбе | + | |||
прокатывание и перебрасывание друг другу набивных мячей | + | |||
перебрасывание мяча друг другу снизу, от груди, сверху двумя руками, одной рукой от плеча | + | |||
перебрасывание мяча из одной руки в другую | + | |||
передача мяча с отскоком от пола из одной руки в другую | + | |||
перебрасывание мяча через сетку | + | |||
забрасывание мяча в баскетбольную корзину | + | + | ||
скатывание мяча по наклонной доске, попадая в предмет | + | |||
катание мяча правой и левой ногой по прямой, в цель, между предметами, друг другу | + | |||
ползание, лазание | ||||
ползание на четвереньках на расстояние 4-5-6 м до кегли (взять её, встать, выпрямиться, поднять двумя руками над головой) | + | |||
ползание на четвереньках "змейкой" между расставленными кеглями, по наклонной доске, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками | + | + | ||
ползание на четвереньках с опорой на стопы и ладони | + | + | ||
ползание на четвереньках с опорой на предплечья и колени | + | |||
ползание на четвереньках по прямой, толкая головой мяч (3-4 м) | + | |||
ползание по гимнастической скамейке, за катящимся мячом | + | |||
ползание на четвереньках по гимнастической скамейке вперед и назад | + | |||
проползание на четвереньках под 3-4 дугами (высота 50 см, расстояние 1 м) | + | |||
пролезание в обруч разными способами | + | |||
ползание на четвереньках с опорой на ладони и ступни подоске | + | |||
ползание по скамейке с опорой на предплечья и колени | + | |||
влезание на лесенку-стремянку или гимнастическую стенку произвольным способом (не пропуская реек) и спуск с нее | + | |||
подлезание под дугу (веревку, обруч), не касаясь руками пола | + | + | + | |
проползание под скамейкой | + | |||
переползание через несколько предметов подряд | + | |||
ползание на животе | + | |||
ползание на животе и на спине, отталкиваясь руками и ногами | + | |||
влезание на гимнастическую стенку и спуск с нее, не пропуская реек | + | |||
лазание по гимнастической стенке чередующимся шагом | + | |||
влезание на гимнастическую стенку до верха и спуск с нее чередующимся шагом одноименным и разноименным способом | + | |||
переход по гимнастической стенке с пролета на пролет вправо и влево | + | + | ||
перелезание с пролета на пролет по диагонали | + | |||
лазание по веревочной лестнице | + | |||
выполнение упражнений на канате (захват каната ступнями ног, выпрямление ног с одновременным сгибанием рук, перехватывание каната | + |
руками) | ||||
влезание по канату на доступную высоту | + | |||
ходьба | ||||
ходьба в заданном направлении небольшими группами | + | |||
ходьба друг за другом по ориентирам (по прямой, по кругу, обходя предметы, врассыпную, "змейкой", с поворотом и сменой направления) | + | |||
ходьба обычная, в колонне по одному, придерживаясь указанного направления, с изменением темпа | + | + | + | |
ходьба гимнастическим шагом, крестным шагом, спиной вперед | + | |||
ходьба на носках | + | + | + | |
ходьба на пятках | + | + | ||
ходьба на внешней стороне стопы | + | + | ||
ходьба, с высоко поднятыми коленями | + | + | ||
ходьба в полуприсяде | + | |||
ходьба в приседе, с различными движениями рук, в раз- личных построениях | + | |||
ходьба приставным шагом | + | + | ||
ходьба с перешагиваем предметов, с остановкой по сигналу | + | + | ||
ходьба с чередованием мелкого и широкого шага | + | |||
ходьба "змейкой" | + | + | ||
ходьба в противоположную сторону | + | |||
ходьба со сменой ведущего | + | |||
ходьба парами друг за другом, в разных направлениях | + | |||
ходьба с выполнением заданий (присесть, встать, идти дальше) | + | |||
ходьба с разным положением рук (на поясе, в стороны (плечи развести), за спиной) | + | |||
ходьба с закрытыми глазами 3-4 м | + | |||
ходьба выпадами, с закрытыми глазами, приставными шагами назад | + | |||
ходьба по наклонной доске | + | |||
ходьба в чередовании с бегом | + | + | ||
бег | ||||
бег группами и по одному за направляющим | + | |||
бег в колонне по одному | + | + | + | |
бег врассыпную | + | + | + | + |
бег "змейкой" | + | |||
бег со сменой темпа | + | |||
бег со сменой направляющего, меняя направление движения и темпа | + | + | ||
бег по кругу | + | + | ||
бег обегая предметы | + | + | ||
бег между двух или вдоль одной линии | + | |||
бег со сменой направления | + | |||
бег с остановками | + | + | ||
бег мелким шагом | + | + | ||
бег широким шагом | + | |||
бег на носках | + | + | ||
бег, с высоко поднятыми коленями | + | + | + | |
бег с захлестыванием голени назад | + | |||
бег с выбрасыванием прямых ног вперед | + |
бег из разных исходных положений (лежа на животе, ногами по направлению к движению, сидя по-турецки, лежа на спине, головой к направлению бега) | + | |||
бег на месте | + | |||
бег в парах | + | + | + | |
бег наперегонки | + | |||
непрерывный бег 1-1,5 мин | + | |||
непрерывный бег 1,5-2 мин | + | |||
убегание от ловящего | + | |||
ловля убегающего | + | |||
бег в течение 50-60 с | + | |||
быстрый бег 10-15 м | + | |||
быстрый бег 10 м 2-3-4 раза | + | |||
быстрый бег 20 м 2-3 раза с перерывами | + | |||
медленный бег 120-150 м | + | |||
медленный бег 150-200 м | + | |||
медленный бег 250-300 м | + | |||
медленный бег до 2-3 минут | + | |||
бег на скорость 20 м | + | + | ||
бег по пересеченной местности | + | |||
челночный бег 2×5 м | + | |||
челночный бег 2×10 м | + | |||
челночный бег 3×10 м | + | + | ||
прыжки | ||||
прыжки на двух и на одной ноге | + | + | ||
прыжки на месте | + | + | ||
прыжки продвигаясь вперед на 2-3 м | + | |||
прыжки через линию вперед и, развернувшись, в обратную сторону | + | |||
прыжки с поворотом вправо и влево, вокруг себя, ноги вместе-ноги врозь, стараясь достать предмет, подвешенный над головой | + | |||
20 подпрыгиваний с небольшими перерывами | + | |||
подпрыгивание на двух ногах с продвижением вперед на 2- 3 м | + | |||
подпрыгивание на двух ногах 30 раз в чередовании с ходьбой, на месте и с поворотом кругом | + | |||
подпрыгивание на месте одна нога вперед-другая назад, ноги скрестно, ноги врозь. | + | + | ||
подпрыгивание на одной ноге | + | |||
подпрыгивание с хлопками перед собой, над головой, за спиной | + | |||
подпрыгивание с ноги на ногу, продвигаясь вперед через начерченные линии, из кружка в кружок | + | |||
подпрыгивание на месте 30-40 раз подряд 2 раза | + | |||
подпрыгивание на одной ноге 10-15 раз | + | |||
подпрыгивания вверх из глубокого приседа | + | |||
прыжки в длину с места | + | + | + | + |
прыжки в длину с разбега | + | + | ||
прыжки через 2 линии (расстояние 25-30 см) | + | |||
прыжки на двух ногах с продвижением вперед на 3-4 м | + | |||
прыжки на одной ноге (правой и левой) 2-2,5 м | + |
прыжки из обруча в обруч (плоский) по прямой | + | |||
прыжки через 4-6 параллельных линий (расстояние 15-20 см) | + | |||
спрыгивание (высота 10-15 см) | + | |||
спрыгивание со скамейки | + | |||
спрыгивание с высоты в обозначенное место | + | |||
перепрыгивание через веревку (высота 2-5 см) | + | |||
перепрыгивание через шнур, плоский кубик (высота 5 см), через 4-6 линий (расстояние между линиями 40-50 см) | + | |||
перепрыгивание боком невысокие препятствия (шнур, ка- нат, кубик) | + | |||
перепрыгивание с места предметов высотой 30 см | + | |||
впрыгивание на возвышение 20 см двумя ногами | + | |||
впрыгивание на предметы высотой 30 см с разбега 3 шага | + | |||
прыжки в высоту с разбега | + | + | ||
перешагивание и прыжки через неподвижную скакалку (высота 3-5 см) | + | |||
перепрыгивание через скакалку с одной ноги на другую с места, шагом и бегом | + | + | ||
прыжки через скакалку на двух ногах, через вращающуюся скакалку | + | |||
прыжки на двух ногах с промежуточными прыжками и без них | + | |||
пробегание под вращающейся длинной скакалкой, прыжки через вращающуюся скакалку с места | + | |||
вбегание под вращающуюся скакалку – прыжок – выбегание | + | |||
пробегание под вращающейся скакалкой парами | + | |||
прыжки через обруч, вращая его, как скакалку | + | |||
упражнения в равновесии | ||||
ходьба по прямой и извилистой дорожке (ширина 15-20 см, длина 2-2,5 м) | + | |||
ходьба по прямой и извилистой дорожке (ширина 15-20 см, длина 2-2,5 м) приставным шагом | + | |||
ходьба по гимнастической скамье | + | |||
пробегание по скамье | + | |||
ходьба по ребристой доске | + | + | ||
ходьба по наклонной доске | + | + | ||
ходьба по доске и расхождение вдвоем на ней | + | + | ||
ходьба по скамье (с перешагиванием через предметы, с мешочком на голове, с предметом в руках, ставя ногу сноска, руки в стороны) | + | |||
ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием посередине палки, пролезанием в обруч, приседанием и поворотом кругом | + | |||
ходьба по гимнастической скамейке, приседая на одной ноге, другую пронося прямой вперед сбоку скамейки | + | |||
ходьба по гимнастической скамейке, на каждый шаг высоко поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок | + | |||
ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки | + | + | ||
ходьба с перешагиванием рейки, лестницы, лежащей на | + |
полу | ||||
ходьба по шнуру | + | |||
ходьба по шнуру прямо и зигзагообразно, приставляя пят- ку одной ноги к носку другой | + | |||
ходьба по плоскому обручу, лежащему на полу, приставным шагом | + | |||
ходьба с выполнением заданий (присесть, встать и продолжить движение) | + | |||
ходьба на носках | + | |||
ходьба с остановкой | + | |||
стойка на одной ноге, вторая поднята коленом вперед, в сторону, руки в стороны или на поясе | + | |||
стойка на гимнастической скамье на одной ноге | + | |||
поднимание на носки и опускание на всю стопу, стоя на скамье | + | |||
пробегание по наклонной доске вверх и вниз | + | |||
кружение в одну, затем в другую сторону с платочками, руки на пояс, руки в стороны | + | |||
кружение парами, держась за руки | + | |||
кружение с закрытыми глазами, с остановкой и с сохранением заданной позы | + | |||
стойка "ласточка" | + | + | ||
стойка на одной ноге, закрыв по сигналу глаза | + | |||
подпрыгивание на одной ноге, продвигаясь вперед, другой ногой катя перед собой набивной мяч | + | |||
прыжки на одной ноге вперед, удерживая на колене другой ноги мешочек с песком | + | |||
Общеразвивающие упражнения | ||||
упражнения для кистей рук, для развития и укрепления мышц плечевого пояса | + | + | + | + |
упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника | + | + | + | + |
упражнения для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса | + | + | + | + |
Музыкально-ритмические упражнения | ||||
ритмичная ходьба | + | + | ||
бег под музыку по прямой и по кругу, держась за руки | + | |||
ходьба и бег в соответствии с общим характером музыки, в разном темпе | + | |||
бег на носках | + | + | + | |
топающий шаг | + | + | + | + |
приставные шаги | + | + | + | |
прямой галоп | + | |||
боковой галоп | + | |||
подскоки по одному и в парах под музыку | + | + | + | |
танцевальный шаг «польки» | + | |||
Строевые упражнения | ||||
построение в колонну по одному | + | + | + | + |
построение в колонну по два | + | + | + | |
построение в шеренгу | + | + | + | + |
построение в круг | + | + | + | |
перестроение в колонну по два | + | + | + | + |
перестроение в колонну по три | + | + | ||
перестроение врассыпную | + | + | + | + |
смыкание и размыкание | + | + | + | + |
повороты направо и налево | + | + | + | + |
повороты кругом | + | + | ||
Подвижные игры | ||||
сюжетные игры | + | + | + | + |
несюжетные игры | + | + | + | + |
эстафеты | + | + | ||
Спортивные упражнения | ||||
катание на санках | ||||
по прямой | + | + | ||
перевозка игрушек | + | |||
катание на санках друг друга | + | + | ||
спуск с горки | + | + | + | |
подъем с санками на гору | + | + | ||
торможение при спуске | + | + | ||
игровые задания и соревнования в катании на санях на скорость | + | |||
ходьба на лыжах | ||||
по прямой | + | |||
ступающим шагом | + | |||
скользящим шагом | + | + | + | |
попеременным двухшажным ходом (с палками) | + | |||
с поворотами переступанием | + | + | + | + |
подъем на гору "ступающим шагом" и "полуёлочкой" | + | + | ||
поднимание на горку "лесенкой", "ёлочкой" | + | |||
по лыжне (на расстояние до 500 м) | + | |||
катание на коньках | ||||
удержание равновесия и принятие исходного положения на коньках (на снегу, на льду) | + | |||
приседания из исходного положения | + | |||
скольжение на двух ногах с разбега | + | |||
повороты направо и налево во время скольжения, торможения | + | |||
скольжение на правой и левой ноге, попеременно отталкиваясь | + | |||
катание на велосипеде (самокате) | ||||
по прямой | + | + | + | + |
по кругу | + | + | + | + |
с поворотами направо, налево | + | + | + | |
«змейкой» | + | |||
с разной скоростью | + | + | + | |
Плавание | ||||
погружение в воду | + | |||
погружение в воду с головой | + | + | + | |
приседание под водой, доставая предметы | + | |||
ходьба и бег в воде прямо и по кругу | + | + | + | |
попеременные движения ног в воде, держась за бортик, | + |
доску, палку | ||||
движения прямыми ногами вверх и вниз, сидя на бортике и лежа в воде, держась за опору | + | |||
скольжение на груди | + | |||
скольжение на груди и на спине, движение ногами (вверх - вниз) | + | |||
плавание на ногах с надувной игрушкой или кругом в руках и без них | + | |||
плавание произвольным способом | + | + | ||
игры в воде с плавающими игрушками | + | |||
игры в воде с предметами, доставание их со дна | + | |||
Спортивные игры | ||||
городки | ||||
бросание биты сбоку | + | |||
бросание биты от плеча | + | + | ||
выбивание городка с кона (5-6 м) и полукона (2-3 м) | + | + | ||
знание 3-5 городошных фигур | + | + | ||
элементы баскетбола | ||||
дача мяча друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча) | + | |||
перебрасывание мяча друг другу от груди, стоя напротив друг друга, и в движении | + | + | ||
ловля летящего мяча на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т. п.) и с разных сторон | + | |||
ведение мяча правой и левой рукой | + | |||
ведение мяча одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу | + | |||
забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди, из-за головы, от плеча | + | + | ||
игра по упрощенным правилам | + | + | ||
бадминтон | ||||
отбивание волана ракеткой в заданном направлении | + | |||
перебрасывание волана ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку, правильно удерживая ракетку | + | |||
игра с педагогом | + | |||
элементы футбола | ||||
отбивание мяча правой и левой ногой в заданном направлении | + | |||
ведение мяча ногой между и вокруг предметов | + | + | ||
отбивание мяча о стенку | + | |||
передача мяча ногой друг другу (3-5 м) | + | + | ||
забивание мяча в ворота | + | |||
игра по упрощенным правилам | + | + | ||
элементы хоккея | ||||
ведение шайбы клюшкой, не отрывая её от шайбы | + | |||
прокатывание шайбы клюшкой друг другу, задерживание шайбы клюшкой | + | |||
ведение шайбы клюшкой вокруг предметов и между ними | + | |||
забрасывание шайбы в ворота, держа клюшку двумя рука- ми (справа и слева) | + |
попадание шайбой в ворота, ударяя по ней с места и после её ведения | + | ||||
элементы настольного тенниса | |||||
подготовительные упражнения с ракеткой и мячом (подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену) | + | ||||
подача мяча через сетку после его отскока от стола | + | ||||
Формирование основ здорового образа жизни: | |||||
педагог поддерживает стремление ребёнка самостоятельно ухаживать за собой, соблюдать порядок и чистоту, ухаживать за своими вещами и игрушками; формирует первичные представления о роли чистоты, аккуратности для сохранения здоровья, напоминает о необходимостисоблюдения правил безопасности в двигательной деятельности (бегать, не наталкиваясь друг на друга, не толкать товарища, не нарушать правила). | + | ||||
педагог уточняет представления детей о здоровье, факторах, положительно влияющих на него, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности (соблюдать очередность при занятиях с оборудованием, не толкать товарища, бегать в колонне, не обгоняя друг друга и другое), способствует пониманию детьми необходимости занятий физической культурой, важности правильного питания, соблюдения гигиены, закаливания для сохранения и укрепления здоровья. Формирует первичные представления об отдельных видах спорта. | + | ||||
педагог продолжает уточнять и расширять представления детей о факторах, положительно влияющих на здоровье (правильное питание, выбор полезных продуктов, занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе). Формировать представления о разных видах спорта (футбол, хоккей, баскетбол, бадминтон, плавание, фигурное катание, художественная и спортивная гимнастика, лыжный спорт и другие) и выдающихся достижениях российских спортсменов, роли физкультуры и спорта для укрепления здоровья. Уточняет и расширяет представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности (при активном беге, прыжках, взаимодействии с партнером, в играх и упражнениях с мячом, гимнастической палкой, скакалкой, обручем, предметами, пользовании спортивны инвентарем и оборудованием) и учит их соблюдать в ходе туристских прогулок. Продолжает воспитывать заботливое отношение к здоровью своему и окружающих (соблюдать чистоту и правила гигиены, правильно питаться, выполнять профилактические упражнения для сохранения и укрепления здоровья). | + | ||||
педагог расширяет, уточняет и закрепляет представления о факторах, положительно влияющих на здоровье, роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья; разных видах спорта (санный спорт, борьба, теннис, синхронное плавание и другие), спортивных событиях и достижениях отечественных спортсменов. Дает доступные по возрасту представления о профилактике и охране здоровья, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности (при активном беге, прыжках, играх-эстафетах, взаимодействии с партнером, в играх и упражнениях с мячом, гимнастической палкой, скакалкой, обручем, предметами, пользовании спортивны инвентарем, оборудованием), во время туристских прогулок и экскурсий. Приучает детей следить за своей осанкой, формирует представление о том, как оказывать элементарную первую помощь, оценивать свое самочувствие; воспитывает чувство сострадания к людям с особенностями здоровья, поддерживает стремление детей заботиться о своем здоровье и самочувствии других людей. | + | ||||
Активный отдых | |||||
физкультурные досуги: | |||||
досуг проводится 1-2 раза в месяц во второй половине дня на свежем воздухе, продолжительностью 20-25 минут. Содержание составляют подвижные игры и игровые упражнения, игры-забавы, аттракционы, хороводы, игры с пением, музыкально-ритмические упражнения. | + | ||||
праздники проводятся 2 раза в год, продолжительностью не более 1-1,5 часов. | + |
досуг организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня преимущественно на свежем воздухе, продолжительностью 20-25 минут. Содержание составляют: подвижные игры, игры с элементами соревнования, аттракционы, музыкально -ритмические и танцевальные упражнения. | + | ||||
педагоги организуют праздники (2 раза в год, продолжительностью не более 1,5 часов). Содержание праздников составляют ранее освоенные движения, в том числе, спортивные и гимнастические упражнения, подвижные испортивные игры. | + | ||||
досуг организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня преимущественно на свежем воздухе, продолжительностью 30-40 минут. Содержание составляют: подвижные игры, игры-эстафеты, музыкально-ритмические упражнения, творческие задания. | + | ||||
педагоги организуют праздники (2 раза в год, продолжительностью не более 1,5 часов). Содержание праздников предусматривают сезонные спортивные упражнения, элементы соревнования, с включением игр-эстафет, спортивных игр, на базе ранее освоенных физических упражнений. | + | ||||
досуг организуется 1 -2 раза в месяц во второй половине дня преимущественно на свежем воздухе, продолжительностью 40-45 минут. Содержание досуга включает: подвижные игры, в том числе, игры народов России, игры-эстафеты, музыкально-ритмические упражнения, импровизацию, танцевальные упражнения, творческие задания. | + | ||||
дни здоровья: | |||||
в этот день проводятся подвижные игры на свежем воздухе, физкультурный досуг, спортивные упражнения, возможен выход за пределы участка ДОО (прогулка-экскурсия). День здоровья проводится один раз в квартал. | + | ||||
проводятся 1 раз в три месяца. В этот день проводятся физкультурно- оздоровительные мероприятия, прогулки, игры на свежем воздухе. | + | ||||
педагог проводит 1 раз в квартал. В этот день проводятся оздоровительные мероприятия и туристские прогулки. | + | ||||
проводятся 1 раз в квартал. В этот день педагог организует оздоровительные мероприятия, в том числе физкультурные досуги, и туристские прогулки. | + | ||||
туристские прогулки и экскурсии | |||||
педагог организует для детей непродолжительные пешие прогулки и экскурсии с постепенно удлиняющимися переходами - на стадион, в парк, на берег моря и другое. Время перехода в одну сторону составляет 30-40 минут, общая продолжительность не более 1,5-2 часов. Время непрерывного движения 20 минут, с перерывом между переходами не менее 10 минут. | + | ||||
педагог организует пешеходные прогулки. Время перехода в одну сторону составляет 35-40 минут, общая продолжительность не более 2-2,5 часов. Время непрерывного движения 20-30 минут, с перерывом между переходами не менее 10 минут. | + |
На основе перспективного планирования педагог разрабатывает годовое планирование на каждую возрастную группу с распределением физических упражнений по неделям.
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Существует три способа организации занятия по физическому развитию:
- Фронтальный.
- Групповой.
- Индивидуальный.
При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное
взаимодействие воспитателя и детей.
При групповом способе группу делят на (2-4) и каждая получает отдельное задание. После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами.
При индивидуальном способе, каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.
На одном занятии можно чередовать способы организации детей.
Методика проведения занятия по физическому развитию
Основой построения занятия является его структура: ориентировочный план подбора и распределения упражнений и подвижных игр. Структура занятий разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.
В схематическом плане занятия по физической культуре рассматривают 3 части: вводную, основную и заключительную.
В первой (вводной) части занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия. В содержание вводной части входят: ходьба, бег, прыжки, подскоки, перестроения, повороты, упражнения на осанку и упражнения, укрепляющие стопу, танцевальные шаги, упражнения на равновесие. Завершается вводная часть построением в шеренгу, в колонну по одному, в круг, врассыпную, игры на внимание. Бег дается в среднем темпе, а подвижные игры – средней подвижности, чтобы не перевозбудить детей. На эти упражнения отводится 2-4 мин (в зависимости от организованности группы) сосудистой и дыхательной систем. Обычно бег и прыжки чередуются с ходьбой. Упражнения вводной части занятия выполняют все дети одновременно. На общую и специальную подготовку отводится 4-8 минут.
Во второй (основной) части занятия решаются следующие задачи: повторение и закрепление ранее пройденного, обучение детей новым упражнениям, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств.
В младших группах даются 2-3 основных вида движений (1-2 – в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). В старших группах включают 3-4 основных видов движений (2-3 в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). Количеств основных движений может быть увеличено при высокой физической подготовленности детей и проведении упражнений по круговой системе.
Бег, прыжки нужно чередовать с успокаивающими движениями (ходьба). За упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, должны следовать более динамичные движения, благотворно влияющие на развитие всех мышц и всех систем организма. Чтобы обеспечить высокую моторную плотность основной части занятия, упражнения рекомендуется проводить со
всеми детьми одновременно. В основную часть занятия входит подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.
Продолжительность основой части увеличивается с 10 до 20 минут (зависит от интенсивности упражнений, возраста детей и т.д.)
В третьей (заключительной) части решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.
В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью взрослого. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью взрослого или придерживаясь за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.
В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.
В среднем и старшем дошкольном возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки, кино- и диафильмы). Упражнения выполняются чаще в соревновательной форме.
Характерными чертами занятия являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.
Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно- оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.
Схематический план занятия по физическому развитию
Структур а занятия | Задачи | Содержание частей занятия | Методика проведения | Длительность частей занятия, мин |
Первая часть, вводная | Повышение эмоционального тонуса ребенка, активизация его внимания, подготовка | Строевые упражнения, ходьба и бег, упражнения на внимание, упражнения на формирование | Воспитатель должен не допускать длительных бесцельных движений; давать четкие, краткие | Первая младшая группа — 1,5 Вторая младшая группа — 1,5 - 2 Средняя группа — 2 - 3 |
организма к большой физической на-грузке в основной части занятия | стопы и осанки, танцевальные упражнения, подскоки; могут быть упражнения в равновесии. Завершается перестроением на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений | организационно- методические указания, распоряжения, команды; продумать ритмическое со- провождение (счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение) | Старшая группа — 4- 5 Подготовительная к школе группа — 4 - 5 | |
Вторая часть, основная | Тренировка разных мышечных групп для формирования правильной осанки, обучение новым движениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, воспитание физических и нравственно- волевых качеств, совершенствова ние всех физиологически х функций организма ребенка |
охвачены все группы крупных мышц; при подборе упражнений не рекомендуется воздействовать на одну и ту же группу мышц двумя упражнениями подряд)
должны быть новыми и знакомыми; сначала надо давать упражнения, требующие большой четкости, сосредоточенности внимания, а затем — упражнения большой физической нагрузки) 3. Подвижная игра (она должна требовать большой подвижности и активности; в игре не должен повторяться тот вид движения, в котором только что упражнялись дети) | Надо предусмотреть названия упражнений, смену исходных положений для каждого, их разнообразную Подачу (показ воспитателя, ребенка, название, проговаривание и т.д.), различное ритмическое сопровождение (счет, слою, музыка, выполнение в свободном темпе) Надо поставить перед детьми задачу, создать условия для многократного творческого повторения движений, про думать методы обучения, оценку; каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать желание к выполнению движения Воспитатель должен объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших — выделить правила); распределить роли (на каждом занятии по-разному); использовать всю возможную площадь; добиваться выполнения правил, качественного | Первая младшая группа: общеразвивающие упражнения (ОРУ) — 3—4 основные виды движений (ОВД) - 1-2 (7) игра — 1—2 Вторая младшая группа: ОРУ - 3-5 ОВД - 2-3 (6-7) игра — 1 —2 Средняя группа: ОРУ - 5-6 ОВД-3-4 (12-13) игра — 2—3 Старшая группа: ОРУ - 6-7 ОВД-4 (12- 13) игра — 3 Подготовительная к школе группа: ОРУ - 7-8 ОВД-3-5 (13-14) игра — 4 |
творческого выполнения движений; регулировать нагрузку | ||||
Третья часть, заключите льная | Снижение эмоциональной и физической на- грузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному. | Ходьба в спокойном темпе с дыхательным упражнением. Ходьба может быть заменена игрой малой подвижности. Подведение итогов занятия. Упражнения на расслабление | Нельзя допускать резкой остановки после бега и других нагрузочных упражнений; восстанавливать дыхание | Первая младшая группа — 1 Вторая младшая группа — 2 Средняя группа — 3 Старшая группа — 3—4 Подготовительная к школе группа — 3—4 |
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.;
- игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
- с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени)
- с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);
- с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т.д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.)
Методика проведения утренней гимнастики
№ п/ п | Группа | Количество повторений ОРУ | Бег – Количество секунд | Прыжки - количество |
1 | I младшая | 2-3 | 7-8 | 4-6 в чередовании с ходьбой 2-4 раза * 2 раза |
2 | II младшая | 3-4 | 10 | 4-6 в чередовании с ходьбой 2-4 раза * 2 раза |
3 | Средняя | 4-5 | 20 | 6-8 в чередовании с ходьбой 3-4 раза |
* 3 раз | ||||
4 | Старшая | 5-6 | 30 | 8-10 в чередовании с ходьбой 4-5 раза * 3 раз |
5 | Подготовительная | 6-8 | 35-40 | 10 – 12 в чередовании с ходьбой 5-6 раз * 3раза |
ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В планировании физкультурно – оздоровительной работы в детском саду условно выделяют три блока:
- Специально организованное обучение: взрослый занимает учительскую позицию с инициативой в предъявлении учебных задач и осуществлением контроля за направлением детской деятельности.
Воспитатель планирует гимнастику – утреннюю, после дневного сна, а также физкультурные занятия.
- Совместная деятельность взрослого и детей: взрослый выступает в качестве партнера – инициатора, участвующего в совместной деятельности; создает условия для развития детской инициативы в деятельности.
Совместная деятельность должна быть ненавязчивой и нежесткой. В этот блок включают разнообразные формы активности – чтение художественной литературы о спорте и спортсменах, рассматривание иллюстраций о спорте, беседы на тему «Забочусь о своем здоровье», физические упражнения, подвижные игры (в помещении и на прогулке.
Воспитатель должен планировать:
- индивидуальную работу с детьми (как со слабыми, так и с сильными по уровню физического развития и физической подготовленности);
- работу с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья;
- предварительную работу до физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр;
- ознакомление дошкольников с подвижными и спортивными играми;
- ознакомление с дидактическими играми; настольными играми;
- чтение рассказов о спорте, спортсменах;
- конкурс рисунков на спортивную тематику;
- изготовление атрибутов к подвижным играм;
- обучение правильному дыханию;
- обучение точечному массажу (профилактика ОРЗ);
- закаливание;
- обучение оздоровительным упражнениям.
- Свободная самостоятельная деятельность детей: воспитатель находится за кругом детской деятельности, обеспечивая развивающую предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами. Одновременно он является потенциальным партнером детей, готовым подключиться при просьбе о поддержке и помощи в реализации их собственных замыслов.
Этот блок занятий предусматривает формирование самостоятельной двигательной деятельности дошкольников, обеспечивает возможность
саморазвития личности.
Планирование свободной самостоятельной деятельности предусматривает:
- рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах;
- рассматривание альбома «Забочусь о своем здоровье»;
- изготовление атрибутов к подвижным играм;
- предложение детям придумать варианты к знакомым подвижным играм;
- дидактические и настольные игры;
- создание условий для игр разной степени подвижности;
- оздоровительные упражнения.
Для развития самостоятельной двигательной активности поможет дидактический материал (рисунки, схемы, карточки), которые можно поместить в спортивный уголок, подборка иллюстраций о видах спорта, спортсменах. Необходимо в Уголке иметь: спортивную символику, атрибутику, спортивное оборудование (мячи, кегли, скакалки, обручи и т. д.), тренажеры.
Независимо от того, совместная ли с воспитателем или самостоятельная деятельность детей, необходимо разнообразить формы физкультурно- спортивного образования и воспитания дошкольников воспитатель планирует следующие виды работ и мероприятий:
- рассказы, сказки, викторины, загадки на спортивную тематику;
- конкурсы рисунков на тему физической культуры и спорта;
- ролевые и сюжетные игры, основанные на движении и имеющие спортивную и оздоровительную идеи;
- спектакли и театрализованные представления, разработанные и поставленные на сюжеты сказок и рассказов на олимпийскую тематику;
- олимпийский урок;
- разучивание спортивных стихов, песен, проведение конкурсов чтецов и певцов;
- олимпийский праздник детского сада;
- посещение музея спорта, художественных выставок;
- постоянную выставку в детском саду работ детского творчества, посвященную физической культуре и спорту;
- встречи с известными спортсменами;
- шахматно – шашечный клуб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и планирование образовательного процесса
Модели организации образовательного процесса в ДОУ. Структура образовательного процесса.Варианты планирования работы воспитателя....
Организация и планирование образовательного процесса
Модели организации образовательного процесса в ДОУ. Структура образовательного процесса.Варианты планирования работы воспитателя....
Организация и планирование образовательного процесса
Модели организации образовательного процесса в ДОУ. Структура образовательного процесса.Варианты планирования работы воспитателя....
Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ.
Презентация для педагогов ДОУ "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ."...
Авторские пособия, разработанные мною и используемые в работе с детьми раннего возраста при организации образовательного процесса области физического развития.
Нестандартное оборудованиекак средство формирования мотивации и поддержания интересак занятиям физической культурой у детей раннего возраста....
для воспитателей "Модель интегрированного планирования образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"
для педагогов "Модель интегрированного планирования образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"...