"ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С СООТВЕТСТВИЯ С ФОП ДО"
методическая разработка

Текутова Елена Александровна

Выступление на педагогическом совете и на заседании ГТГ "Школа здорового человека" в 2023-2024 учебном году

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска

Организация и планирование образовательного процесса по физическому развитию с соответствия с

ФОП ДО

Подготовила: Текутова Е.А.,

инструктор по физической культуре

Сентябрь, 2023 г.

Содержание

  1. Организация образовательного процесса по физическому развитию с соответствия с ФОП ДО        2
  1. Способы организации детей по образовательному процессу

«физическое развитие»        16

  1. Формы проведения утренней гимнастики        20
  1. Планирование физкультурно – оздоровительной работы        22

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С СООТВЕТСТВИЯ С ФОП ДО

Физическое развитие детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образования. За последние годы произошли значительные изменения в подходах к организации физической активности в детском саду. На смену устаревшим методикам пришли новые подходы, ориентированные на гармоничное развитие ребенка.

Один из основных принципов новой методики – это учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Теперь педагоги детского сада стремятся создать условия для развития уникальных возможностей каждого ребенка и способствовать его гармоничному развитию.

Содержание работы по физическому развитию дошкольников реализуется инструктором по физкультуре, педагогами ДОО в соответствии с ФОП, ФГОС ДО, образовательной программой ДОО.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО и ФОП предусматривает организацию образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями ребенка:

От 2 месяцев до 1 года.

В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются:

  • обеспечивать охрану жизни и укрепление здоровья ребёнка, гигиенический уход, питание;
  • организовывать физиологически целесообразный режим жизнедеятельности и двигательную деятельность детей, обучая основным движениям (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) на основе положительного эмоционального общения и совместных действий педагога с ребёнком;
  • поддерживать положительную эмоциональную реакцию при выполнении движений, чувство удовлетворения и радости от совместных действий ребёнка с педагогом в играх-забавах.

Содержание образовательной деятельности.

Педагог приучает ребёнка к определенному жизненному ритму и порядку в ходе режимных процессов, организует двигательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья средствами физического воспитания.

  1. С 2 месяцев педагог оказывает помощь в удержании головы в вертикальном положении, повороте её в сторону звука, игрушки; побуждает переворачиваться со спины на бок (к 4 месяцам), на живот (к 5 месяцам), с живота на спину (к 6 месяцам); отталкиваться ногами от опоры в вертикальном положении при поддержке под мышки; побуждает захватывать и удерживать игрушку; поощряет попытки лежать на животе с опорой на предплечья, кисти рук; дотягиваться до игрушки, подползать к ней; проводит комплекс гимнастики.
  2. С   6   месяцев   педагог   помогает   осваивать   движения,

подготавливающие к ползанию, поощряет стремление ребёнка ползать, самостоятельно садиться из положения лежа и ложиться из положения сидя, уверенно переворачиваться со спины на живот и обратно, сидеть; помогает вставать и стоять с поддержкой, переступать, держась за опору (к 8 месяцам); побуждает к манипулированию предметами (берет, осматривает, перекладывает из руки в руку, размахивает, бросает и другое); проводит с ребёнком комплекс гимнастики, включая упражнения с использованием предметов (колечки, погремушки).

  1. С 9 месяцев педагог создает условия для развития ранее освоенных движений, упражняет в ползании в разных направлениях, вставании, перешагивании, побуждает приседать и вставать, делать первые шаги вдоль опоры при поддержке за руки, за одну руку, самостоятельно; ходить за каталкой, при поддержке подниматься на ступеньки; брать, держать и бросать мяч; поощряет стремление ребёнка к разнообразным движениям (приседать на корточки, поднимать предметы, переносить их, открывать и закрывать крышку коробки, ставить один предмет на другой и так далее); вызывает эмоциональный отклик и двигательные реакции на игровые действия и игры- забавы («Поехали-поехали», «Сорока-сорока», «Ладушки», «Коза рогатая»,

«Пташечка-перепелочка» и другое) и ритмичную музыку; проводит комплекс гимнастики и закаливания; начинает формировать первые культурно- гигиенические навыки, приучает к опрятности.

От 1 года до 2 лет.

Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:

  • создавать условия для последовательного становления первых основных движений (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) в совместной деятельности педагога с ребёнком;
  • создавать условия для развития равновесия и ориентировки в пространстве; поддерживать желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом; привлекать к участию в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх, побуждать к самостоятельным действиям;
  • укреплять здоровье ребёнка средствами физического воспитания, способствовать усвоению культурно-гигиенических навыков для приобщения к здоровому образу жизни.

Содержание образовательной деятельности.

Педагог активизирует двигательную деятельность детей, создает условия для обучения основным движениям (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба), развития координации при выполнении упражнений; побуждает к самостоятельному выполнению движений; обеспечивает страховку для сохранения равновесия; поощряет и поддерживает, создает эмоционально- положительный настрой, способствует формированию первых культурно- гигиенических навыков.

В процессе физического воспитания педагог обеспечивает условия для развития основных движений и выполнения общеразвивающих упражнений.

  1. Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения).

Основные движения:

бросание и катание: бросание мяча (диаметр 6-8 см) вниз, вдаль; катание мяча (диаметр 20-25 см) вперед из исходного положения сидя и стоя;

ползание, лазанье: ползание по прямой на расстояние до 2 метров; подлезание под веревку, натянутую на высоте - 50 см; пролезание в обруч (диаметр 50 см), перелезание через бревно (диаметр 15-20 см); лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1-1,5 метра);

ходьба: ходьба за педагогом стайкой в прямом направлении;

упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (шириной 25-20-15 см), по ребристой доске; вверх и вниз по наклонной доске, приподнятой на 10-15-20 см (ширина доски 25-30 см, длина 1,5-2 м) с поддержкой; подъем на ступеньки и спуск с них, держась за опору; перешагивание через веревку, положенную на пол, палку или кубик высотой 5-15-18 см со страховкой.

Общеразвивающие упражнения:

упражнения из исходного положения стоя, сидя, лежа с использованием предметов (погремушки, кубики, платочки и другое) и без них;

в комплекс включаются упражнения: поднимание рук вперед и опускание, повороты корпуса вправо и влево из положения сидя, наклоны вперед (положить кубик и поднять его, перегибаясь через веревку, натянутую на высоте 40-45 см), сгибание и разгибание ног, приседание с поддержкой педагога или у опоры.

  1. Подвижные игры и игровые упражнения: педагог организует и проводит игры-забавы, игровые упражнения, подвижные игры, побуждая детей к активному участию и вызывая положительные эмоции.

Детям предлагаются разнообразные игровые упражнения для закрепления двигательных навыков.

  1. Формирование основ здорового образа жизни: педагог помогает осваивать элементарные культурно-гигиенические действия при приеме пищи, уходе за собой (при помощи педагога мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться салфеткой, есть ложкой, пользоваться личным полотенцем и так далее).

От 2 лет до 3 лет.

Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:

  • обогащать двигательный опыт детей, помогая осваивать упражнения основной гимнастики: основные движения (бросание, катание, ловля, ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки), общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения;
  • развивать психофизические качества, равновесие и ориентировку в пространстве;
  • поддерживать у детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в небольших подгруппах;
  • формировать интерес и положительное отношение к выполнению физических упражнений, совместным двигательным действиям;
  • укреплять        здоровье        детей        средствами        физического        воспитания, формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания,

приобщая к здоровому образу жизни.

Содержание образовательной деятельности.

Педагог формирует умение выполнять основные движения, общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения в различных формах физкультурно- оздоровительной работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, индивидуальная работа по развитию движений и другое), развивает психофизические качества, координацию, равновесие и ориентировку в пространстве. Педагог побуждает детей совместно играть в подвижные игры, действовать согласованно, реагировать на сигнал. Оптимизирует двигательную деятельность, предупреждая утомление, осуществляет помощь и страховку, поощряет стремление ребёнка соблюдать правила личной гигиены и проявлять культурно-гигиенические навыки.

  1. Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения).

Основные движения:

  • бросание, катание, ловля: скатывание мяча по наклонной доске; прокатывание мяча педагогу и друг другу двумя руками стоя и сидя (расстояние 50-100 см), под дугу, в воротца; остановка катящегося мяча; передача мячей друг другу стоя; бросание мяча от груди двумя руками, снизу, из-за головы; бросание предмета в горизонтальную цель и вдаль с расстояния 100-125 см двумя и одной рукой; перебрасывание мяча через сетку, натянутую на уровне роста ребёнка с расстояния 1-1,5 м; ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния до 1 м;
  • ползание и лазанье: ползание на животе, на четвереньках до погремушки (флажка) 3-4 м (взяв её, встать, выпрямиться), по доске, лежащей на полу, по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20-30 см; по гимнастической скамейке; проползание под дугой (30-40 см); влезание на лесенку-стремянку и спуск с нее произвольным способом;
  • ходьба: ходьба стайкой за педагогом с перешагиванием через линии, палки, кубы; на носках; с переходом на бег; на месте, приставным шагом вперед, в сторону, назад; с предметами в руке (флажок, платочек, ленточка и другие); врассыпную и в заданном направлении; между предметами; по кругу по одному и парами, взявшись за руки;
  • бег: бег стайкой за педагогом, в заданном направлении и в разных направлениях; между линиями (расстояние между линиями 40-30 см); за катящимся мячом; с переходом на ходьбу и обратно; непрерывный в течение 20-30-40 секунд; медленный бег на расстояние 40-80 м;
  • прыжки: прыжки на двух ногах на месте (10-15 раз); с продвижением вперед, через 1-2 параллельные линии (расстояние 10-20 см); в длину с места как можно дальше, через 2 параллельные линии (20-30 см); вверх, касаясь предмета, находящегося выше поднятых рук ребёнка на 10-15 см;
  • упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м); по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20 см; по гимнастической скамейке; перешагивание линий и предметов (высота 10-15 см); ходьба по извилистой дорожке (2-3 м), между линиями; подъем без помощи рук на скамейку, удерживая равновесие с положением рук в стороны;

Общеразвивающие упражнения:

упражнения для кистей рук, развития и укрепления плечевого пояса: поднимание рук вперед, вверх, разведение в стороны, отведение назад, за спину, сгибание и разгибание, выполнение хлопков руками перед собой, над головой; махи руками вверх-вниз, вперед-назад;

упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника: повороты вправо-влево, с передачей предмета сидящему рядом ребёнку, наклоны вперед из исходного положения стоя и сидя; одновременное сгибание и разгибание ног из исходного положения сидя и лежа, поочередное поднимание рук и ног из исходного положения лежа на спине;

упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и гибкости позвоночника: сгибание и разгибание ног, держась за опору, приседание, потягивание с подниманием на носки и другое;

музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном занятии, включаются в содержание подвижных игр и игровых упражнений; педагог показывает детям и выполняет вместе с ними: хлопки в ладоши под музыку, хлопки с одновременным притопыванием, приседание «пружинка», приставные шаги вперед-назад, кружение на носочках, имитационные упражнения.

Педагог предлагает образец для подражания и выполняет вместе с детьми упражнения с предметами: погремушками, платочками, малыми обручами, кубиками, флажками и другое, в том числе, сидя на стуле или на скамейке.

  1. Подвижные игры: педагог развивает и поддерживает у детей желание играть в подвижные игры с простым содержанием, с текстом, с включением музыкально-ритмических упражнений. Создает условия для развития выразительности движений в имитационных упражнениях и сюжетных играх, помогает самостоятельно передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики, помахать крылышками, как птичка, походить как лошадка, поклевать зернышки, как цыплята, и тому подобное).
  2. Формирование основ здорового образа жизни: педагог формирует у детей полезные привычки и элементарные культурно-гигиенические навыки при приеме пищи, уходе за собой (самостоятельно и правильно мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета, чистить зубы, пользоваться предметами личной гигиены); поощряет умения замечать нарушения правил гигиены, оценивать свой внешний вид, приводить в порядок одежду; способствует формированию положительного отношения к закаливающим и гигиеническим процедурам, выполнению физических упражнений.

Содержание дошкольного образования

по образовательной области «Физическое развитие» (в соответствии с ФОП ДО)

Физическое упражнение

Возраст

3-4

года

4-5

лет

5-6

лет

6-7

лет

Основные движения

бросание, катание, ловля, метание

прокатывание двумя руками большого мяча вокруг предмета,

подталкивая его сверху или сзади

+

скатывание мяча по наклонной доске

+

катание мяча друг другу, сидя парами, ноги врозь, стоя на коленях

+

прокатывание мяча в воротца, под дугу, стоя парами

+

ходьба вдоль скамейки, прокатывая по ней мяч двумя и одной рукой

+

прокатывание мяча по гимнастической скамейке, направляя его рукой (правой и левой)

+

прокатывание мяча между линиями, шнурами, палками (длина 2-3 м), положенными на расстоянии 15-20 см одна от другой, и, огибая кубики

или кегли, расставленные по одной линии на расстоянии 70-80 см

+

прокатывание набивного мяча

+

произвольное прокатывание обруча, ловля обруча, катящегося от педагога

+

прокатывание обруча педагогу, удержание обруча, катящегося от педагога

+

прокатывание обруча друг другу в парах

+

прокатывание обруча, бег за ним и ловля

+

бросание мешочка в горизонтальную цель (корзину) двумя и одной рукой

+

бросание мяча двумя руками из-за головы стоя

+

подбрасывание мяча вверх и ловля его

+

+

подбрасывание мяча вверх и ловля его после удара об пол

+

подбрасывание и ловля мяча одной рукой 4-5 раз подряд

+

бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками не менее 20 раз

подряд, одной рукой не менее 10 раз

+

бросание мяча о землю и ловля его

+

отбивание мяча правой и левой рукой о землю не менее 5 раз подряд

+

отбивание мяча об пол на месте 10 раз

+

ведение мяча 5-6 м

+

ведение мяча, продвигаясь между предметами, по кругу

+

ведение мяча с выполнением заданий (поворотом, передачей другому)

+

бросание и ловля мяча в парах

+

+

бросание мяча двумя руками из-за головы сидя

+

бросание одной рукой мяча в обруч, расположенный на уровне глаз ребёнка, с расстояния 1,5 м

+

попадание в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 2-2,5 м

+

метание в цель одной и двумя руками снизу и из-за головы

+

метание в цель из положения стоя на коленях и сидя

+

метание в движущуюся цель

+

метание (бросание) вдаль

+

+

+

+

перебрасывание мяча через сетку

+

перебрасывание мяча друг другу в кругу

+

перебрасывание мяча друг другу и ловля его разными способами: стоя и сидя, в разных построениях

+

передача мяча друг другу стоя и сидя, в разных построениях

+

передача и перебрасывание мяча друг другу сидя по-турецки, лежа

на животе и на спине, в ходьбе

+

прокатывание и перебрасывание друг другу набивных мячей

+

перебрасывание мяча друг другу снизу, от груди, сверху двумя руками,

одной рукой от плеча

+

перебрасывание мяча из одной руки в другую

+

передача мяча с отскоком от пола из одной руки в другую

+

перебрасывание мяча через сетку

+

забрасывание мяча в баскетбольную корзину

+

+

скатывание мяча по наклонной доске, попадая в предмет

+

катание мяча правой и левой ногой по прямой, в цель, между

предметами, друг другу

+

ползание, лазание

ползание на четвереньках на расстояние 4-5-6 м до кегли (взять её,

встать, выпрямиться, поднять двумя руками над головой)

+

ползание на четвереньках "змейкой" между расставленными кеглями, по

наклонной доске, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками

+

+

ползание на четвереньках с опорой на стопы и ладони

+

+

ползание на четвереньках с опорой на предплечья и колени

+

ползание на четвереньках по прямой, толкая головой мяч (3-4 м)

+

ползание по гимнастической скамейке, за катящимся мячом

+

ползание на четвереньках по гимнастической скамейке вперед и назад

+

проползание на четвереньках под 3-4 дугами (высота 50 см, расстояние 1 м)

+

пролезание в обруч разными способами

+

ползание на четвереньках с опорой на ладони и ступни подоске

+

ползание по скамейке с опорой на предплечья и колени

+

влезание на лесенку-стремянку или гимнастическую стенку произвольным способом (не пропуская реек) и спуск с нее

+

подлезание под дугу (веревку, обруч), не касаясь руками пола

+

+

+

проползание под скамейкой

+

переползание через несколько предметов подряд

+

ползание на животе

+

ползание на животе и на спине, отталкиваясь руками и ногами

+

влезание на гимнастическую стенку и спуск с нее, не пропуская реек

+

лазание по гимнастической стенке чередующимся шагом

+

влезание на гимнастическую стенку до верха и спуск с нее чередующимся шагом одноименным и разноименным способом

+

переход по гимнастической стенке с пролета на пролет вправо и влево

+

+

перелезание с пролета на пролет по диагонали

+

лазание по веревочной лестнице

+

выполнение упражнений на канате (захват каната ступнями ног,

выпрямление ног с одновременным сгибанием рук, перехватывание каната

+

руками)

влезание по канату на доступную высоту

+

ходьба

ходьба в заданном направлении небольшими группами

+

ходьба друг за другом по ориентирам (по прямой, по кругу, обходя предметы, врассыпную, "змейкой", с поворотом и

сменой направления)

+

ходьба обычная, в колонне по одному, придерживаясь указанного направления, с изменением темпа

+

+

+

ходьба гимнастическим шагом, крестным шагом, спиной вперед

+

ходьба на носках

+

+

+

ходьба на пятках

+

+

ходьба на внешней стороне стопы

+

+

ходьба, с высоко поднятыми коленями

+

+

ходьба в полуприсяде

+

ходьба в приседе, с различными движениями рук, в раз-

личных построениях

+

ходьба приставным шагом

+

+

ходьба с перешагиваем предметов, с остановкой по сигналу

+

+

ходьба с чередованием мелкого и широкого шага

+

ходьба "змейкой"

+

+

ходьба в противоположную сторону

+

ходьба со сменой ведущего

+

ходьба парами друг за другом, в разных направлениях

+

ходьба с выполнением заданий (присесть, встать, идти

дальше)

+

ходьба с разным положением рук (на поясе, в стороны

(плечи развести), за спиной)

+

ходьба с закрытыми глазами 3-4 м

+

ходьба выпадами, с закрытыми глазами, приставными шагами назад

+

ходьба по наклонной доске

+

ходьба в чередовании с бегом

+

+

бег

бег группами и по одному за направляющим

+

бег в колонне по одному

+

+

+

бег врассыпную

+

+

+

+

бег "змейкой"

+

бег со сменой темпа

+

бег со сменой направляющего, меняя направление движения и темпа

+

+

бег по кругу

+

+

бег обегая предметы

+

+

бег между двух или вдоль одной линии

+

бег со сменой направления

+

бег с остановками

+

+

бег мелким шагом

+

+

бег широким шагом

+

бег на носках

+

+

бег, с высоко поднятыми коленями

+

+

+

бег с захлестыванием голени назад

+

бег с выбрасыванием прямых ног вперед

+

бег из разных исходных положений (лежа на животе, ногами по направлению к движению, сидя по-турецки, лежа на спине, головой к

направлению бега)

+

бег на месте

+

бег в парах

+

+

+

бег наперегонки

+

непрерывный бег 1-1,5 мин

+

непрерывный бег 1,5-2 мин

+

убегание от ловящего

+

ловля убегающего

+

бег в течение 50-60 с

+

быстрый бег 10-15 м

+

быстрый бег 10 м 2-3-4 раза

+

быстрый бег 20 м 2-3 раза с перерывами

+

медленный бег 120-150 м

+

медленный бег 150-200 м

+

медленный бег 250-300 м

+

медленный бег до 2-3 минут

+

бег на скорость 20 м

+

+

бег по пересеченной местности

+

челночный бег 2×5 м

+

челночный бег 2×10 м

+

челночный бег 3×10 м

+

+

прыжки

прыжки на двух и на одной ноге

+

+

прыжки на месте

+

+

прыжки продвигаясь вперед на 2-3 м

+

прыжки через линию вперед и, развернувшись, в обратную

сторону

+

прыжки с поворотом вправо и влево, вокруг себя, ноги вместе-ноги врозь, стараясь достать предмет, подвешенный над головой

+

20 подпрыгиваний с небольшими перерывами

+

подпрыгивание на двух ногах с продвижением вперед на 2-

3 м

+

подпрыгивание на двух ногах 30 раз в чередовании с ходьбой, на месте и с поворотом кругом

+

подпрыгивание на месте одна нога вперед-другая назад,

ноги скрестно, ноги врозь.

+

+

подпрыгивание на одной ноге

+

подпрыгивание с хлопками перед собой, над головой, за

спиной

+

подпрыгивание с ноги на ногу, продвигаясь вперед через

начерченные линии, из кружка в кружок

+

подпрыгивание на месте 30-40 раз подряд 2 раза

+

подпрыгивание на одной ноге 10-15 раз

+

подпрыгивания вверх из глубокого приседа

+

прыжки в длину с места

+

+

+

+

прыжки в длину с разбега

+

+

прыжки через 2 линии (расстояние 25-30 см)

+

прыжки на двух ногах с продвижением вперед на 3-4 м

+

прыжки на одной ноге (правой и левой) 2-2,5 м

+

прыжки из обруча в обруч (плоский) по прямой

+

прыжки        через        4-6        параллельных        линий        (расстояние

15-20 см)

+

спрыгивание (высота 10-15 см)

+

спрыгивание со скамейки

+

спрыгивание с высоты в обозначенное место

+

перепрыгивание через веревку (высота 2-5 см)

+

перепрыгивание через шнур, плоский кубик (высота 5 см),

через 4-6 линий (расстояние между линиями 40-50 см)

+

перепрыгивание боком невысокие препятствия (шнур, ка-

нат, кубик)

+

перепрыгивание с места предметов высотой 30 см

+

впрыгивание на возвышение 20 см двумя ногами

+

впрыгивание на предметы высотой 30 см с разбега 3 шага

+

прыжки в высоту с разбега

+

+

перешагивание и прыжки через неподвижную скакалку

(высота 3-5 см)

+

перепрыгивание через скакалку с одной ноги на другую с

места, шагом и бегом

+

+

прыжки через скакалку на двух ногах, через вращающуюся

скакалку

+

прыжки на двух ногах с промежуточными прыжками и без

них

+

пробегание под вращающейся длинной скакалкой, прыжки

через вращающуюся скакалку с места

+

вбегание под вращающуюся скакалку – прыжок – выбегание

+

пробегание под вращающейся скакалкой парами

+

прыжки через обруч, вращая его, как скакалку

+

упражнения в равновесии

ходьба по прямой и извилистой дорожке (ширина 15-20 см,

длина 2-2,5 м)

+

ходьба по прямой и извилистой дорожке (ширина 15-20 см,

длина 2-2,5 м) приставным шагом

+

ходьба по гимнастической скамье

+

пробегание по скамье

+

ходьба по ребристой доске

+

+

ходьба по наклонной доске

+

+

ходьба по доске и расхождение вдвоем на ней

+

+

ходьба по скамье (с перешагиванием через предметы, с

мешочком на голове, с предметом в руках, ставя ногу сноска, руки в стороны)

+

ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием

посередине палки, пролезанием в обруч, приседанием и поворотом кругом

+

ходьба по гимнастической скамейке, приседая на одной

ноге, другую пронося прямой вперед сбоку скамейки

+

ходьба по гимнастической скамейке, на каждый шаг высоко поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок

+

ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки

+

+

ходьба с перешагиванием рейки, лестницы, лежащей на

+

полу

ходьба по шнуру

+

ходьба по шнуру прямо и зигзагообразно, приставляя пят-

ку одной ноги к носку другой

+

ходьба по плоскому обручу, лежащему на полу, приставным шагом

+

ходьба с выполнением заданий (присесть, встать и продолжить движение)

+

ходьба на носках

+

ходьба с остановкой

+

стойка на одной ноге, вторая поднята коленом вперед, в

сторону, руки в стороны или на поясе

+

стойка на гимнастической скамье на одной ноге

+

поднимание на носки и опускание на всю стопу, стоя на

скамье

+

пробегание по наклонной доске вверх и вниз

+

кружение в одну, затем в другую сторону с платочками,

руки на пояс, руки в стороны

+

кружение парами, держась за руки

+

кружение с закрытыми глазами, с остановкой и с сохранением заданной позы

+

стойка "ласточка"

+

+

стойка на одной ноге, закрыв по сигналу глаза

+

подпрыгивание на одной ноге, продвигаясь вперед, другой

ногой катя перед собой набивной мяч

+

прыжки на одной ноге вперед, удерживая на колене другой

ноги мешочек с песком

+

Общеразвивающие упражнения

упражнения для кистей рук, для развития и укрепления

мышц плечевого пояса

+

+

+

+

упражнения для развития и укрепления мышц спины и

гибкости позвоночника

+

+

+

+

упражнения для развития и укрепления мышц ног и

брюшного пресса

+

+

+

+

Музыкально-ритмические упражнения

ритмичная ходьба

+

+

бег под музыку по прямой и по кругу, держась за руки

+

ходьба и бег в соответствии с общим характером музыки, в разном темпе

+

бег на носках

+

+

+

топающий шаг

+

+

+

+

приставные шаги

+

+

+

прямой галоп

+

боковой галоп

+

подскоки по одному и в парах под музыку

+

+

+

танцевальный шаг «польки»

+

Строевые упражнения

построение в колонну по одному

+

+

+

+

построение в колонну по два

+

+

+

построение в шеренгу

+

+

+

+

построение в круг

+

+

+

перестроение в колонну по два

+

+

+

+

перестроение в колонну по три

+

+

перестроение врассыпную

+

+

+

+

смыкание и размыкание

+

+

+

+

повороты направо и налево

+

+

+

+

повороты кругом

+

+

Подвижные игры

сюжетные игры

+

+

+

+

несюжетные игры

+

+

+

+

эстафеты

+

+

Спортивные упражнения

катание на санках

по прямой

+

+

перевозка игрушек

+

катание на санках друг друга

+

+

спуск с горки

+

+

+

подъем с санками на гору

+

+

торможение при спуске

+

+

игровые задания и соревнования в катании на санях на

скорость

+

ходьба на лыжах

по прямой

+

ступающим шагом

+

скользящим шагом

+

+

+

попеременным двухшажным ходом (с палками)

+

с поворотами переступанием

+

+

+

+

подъем на гору "ступающим шагом" и "полуёлочкой"

+

+

поднимание на горку "лесенкой", "ёлочкой"

+

по лыжне (на расстояние до 500 м)

+

катание на коньках

удержание равновесия и принятие исходного положения на

коньках (на снегу, на льду)

+

приседания из исходного положения

+

скольжение на двух ногах с разбега

+

повороты направо и налево во время скольжения, торможения

+

скольжение на правой и левой ноге, попеременно отталкиваясь

+

катание на велосипеде (самокате)

по прямой

+

+

+

+

по кругу

+

+

+

+

с поворотами направо, налево

+

+

+

«змейкой»

+

с разной скоростью

+

+

+

Плавание

погружение в воду

+

погружение в воду с головой

+

+

+

приседание под водой, доставая предметы

+

ходьба и бег в воде прямо и по кругу

+

+

+

попеременные движения ног в воде, держась за бортик,

+

доску, палку

движения прямыми ногами вверх и вниз, сидя на бортике и

лежа в воде, держась за опору

+

скольжение на груди

+

скольжение на груди и на спине, движение ногами (вверх -

вниз)

+

плавание на ногах с надувной игрушкой или кругом в руках и без них

+

плавание произвольным способом

+

+

игры в воде с плавающими игрушками

+

игры в воде с предметами, доставание их со дна

+

Спортивные игры

городки

бросание биты сбоку

+

бросание биты от плеча

+

+

выбивание городка с кона (5-6 м) и полукона (2-3 м)

+

+

знание 3-5 городошных фигур

+

+

элементы баскетбола

дача мяча друг другу (двумя руками от груди, одной рукой

от плеча)

+

перебрасывание мяча друг другу от груди, стоя напротив

друг друга, и в движении

+

+

ловля летящего мяча на разной высоте (на уровне груди,

над головой, сбоку, снизу, у пола и т. п.) и с разных сторон

+

ведение мяча правой и левой рукой

+

ведение мяча одной рукой, передавая его из одной руки в

другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу

+

забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди, из-за

головы, от плеча

+

+

игра по упрощенным правилам

+

+

бадминтон

отбивание волана ракеткой в заданном направлении

+

перебрасывание волана ракеткой на сторону партнера без

сетки, через сетку, правильно удерживая ракетку

+

игра с педагогом

+

элементы футбола

отбивание мяча правой и левой ногой в заданном направлении

+

ведение мяча ногой между и вокруг предметов

+

+

отбивание мяча о стенку

+

передача мяча ногой друг другу (3-5 м)

+

+

забивание мяча в ворота

+

игра по упрощенным правилам

+

+

элементы хоккея

ведение шайбы клюшкой, не отрывая её от шайбы

+

прокатывание шайбы клюшкой друг другу, задерживание

шайбы клюшкой

+

ведение шайбы клюшкой вокруг предметов и между ними

+

забрасывание шайбы в ворота, держа клюшку двумя рука-

ми (справа и слева)

+

попадание шайбой в ворота, ударяя по ней с места и после

её ведения

+

элементы настольного тенниса

подготовительные упражнения с ракеткой и мячом (подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену)

+

подача мяча через сетку после его отскока от стола

+

Формирование основ здорового образа жизни:

педагог поддерживает стремление ребёнка самостоятельно ухаживать за собой, соблюдать порядок и чистоту, ухаживать за своими вещами и игрушками; формирует первичные представления о роли чистоты, аккуратности для сохранения здоровья, напоминает о необходимостисоблюдения правил безопасности в двигательной деятельности (бегать, не наталкиваясь друг на друга, не толкать товарища, не нарушать правила).

+

педагог уточняет представления детей о здоровье, факторах, положительно влияющих на него, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности (соблюдать очередность при занятиях с оборудованием, не толкать товарища, бегать в колонне, не обгоняя друг друга и другое), способствует пониманию детьми необходимости занятий физической культурой, важности правильного питания, соблюдения гигиены, закаливания для сохранения и укрепления здоровья. Формирует первичные представления

об отдельных видах спорта.

+

педагог продолжает уточнять и расширять представления детей о факторах, положительно влияющих на здоровье (правильное питание, выбор полезных продуктов, занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе). Формировать представления о разных видах спорта (футбол, хоккей, баскетбол, бадминтон, плавание, фигурное катание, художественная и спортивная гимнастика, лыжный спорт и другие) и выдающихся достижениях российских спортсменов, роли физкультуры и спорта для укрепления здоровья. Уточняет и расширяет представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности (при активном беге, прыжках, взаимодействии с партнером, в играх и упражнениях с мячом, гимнастической палкой, скакалкой, обручем, предметами, пользовании спортивны инвентарем и оборудованием) и учит их соблюдать в ходе туристских прогулок. Продолжает воспитывать заботливое отношение к здоровью своему и окружающих (соблюдать чистоту и правила

гигиены, правильно питаться, выполнять профилактические упражнения для сохранения и укрепления здоровья).

+

педагог расширяет, уточняет и закрепляет представления о факторах, положительно влияющих на здоровье, роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья; разных видах спорта (санный спорт, борьба, теннис, синхронное плавание и другие), спортивных событиях и достижениях отечественных спортсменов. Дает доступные по возрасту представления о профилактике и охране здоровья, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности (при активном беге, прыжках, играх-эстафетах, взаимодействии с партнером, в играх и упражнениях с мячом, гимнастической палкой, скакалкой, обручем, предметами, пользовании спортивны инвентарем, оборудованием), во время туристских прогулок и экскурсий. Приучает детей следить за своей осанкой, формирует представление о том, как оказывать элементарную первую помощь, оценивать свое самочувствие; воспитывает чувство сострадания к людям с особенностями здоровья, поддерживает стремление детей заботиться о своем здоровье и самочувствии других людей.

+

Активный отдых

физкультурные досуги:

досуг проводится 1-2 раза в месяц во второй половине дня на свежем воздухе, продолжительностью 20-25 минут. Содержание составляют подвижные игры и

игровые упражнения, игры-забавы, аттракционы, хороводы, игры с пением, музыкально-ритмические упражнения.

+

праздники проводятся 2 раза в год, продолжительностью не более 1-1,5 часов.

+

досуг организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня преимущественно на свежем воздухе, продолжительностью 20-25 минут. Содержание составляют: подвижные игры, игры с элементами соревнования, аттракционы,

музыкально -ритмические и танцевальные упражнения.

+

педагоги организуют праздники (2 раза в год, продолжительностью не более 1,5 часов). Содержание праздников составляют ранее освоенные движения, в том числе, спортивные и гимнастические упражнения, подвижные испортивные игры.

+

досуг организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня преимущественно на свежем воздухе, продолжительностью 30-40 минут. Содержание составляют: подвижные игры, игры-эстафеты, музыкально-ритмические упражнения, творческие задания.

+

педагоги организуют праздники (2 раза в год, продолжительностью не более 1,5 часов). Содержание праздников предусматривают сезонные спортивные упражнения, элементы соревнования, с включением игр-эстафет, спортивных игр, на базе ранее освоенных физических упражнений.

+

досуг организуется 1 -2 раза в месяц во второй половине дня преимущественно на свежем воздухе, продолжительностью 40-45 минут. Содержание досуга включает: подвижные игры, в том числе, игры народов

России, игры-эстафеты, музыкально-ритмические упражнения, импровизацию, танцевальные упражнения, творческие задания.

+

дни здоровья:

в этот день проводятся подвижные игры на свежем воздухе, физкультурный

досуг, спортивные упражнения, возможен выход за пределы участка ДОО (прогулка-экскурсия). День здоровья проводится один раз в квартал.

+

проводятся 1 раз в три месяца. В этот день проводятся физкультурно-

оздоровительные мероприятия, прогулки, игры на свежем воздухе.

+

педагог проводит 1 раз в квартал. В этот день проводятся оздоровительные мероприятия и туристские прогулки.

+

проводятся 1 раз в квартал. В этот день педагог организует оздоровительные

мероприятия, в том числе физкультурные досуги, и туристские прогулки.

+

туристские прогулки и экскурсии

педагог организует для детей непродолжительные пешие прогулки и экскурсии с постепенно удлиняющимися переходами - на стадион, в парк, на берег моря и другое. Время перехода в одну сторону составляет 30-40 минут, общая продолжительность не более 1,5-2 часов. Время непрерывного

движения 20 минут, с перерывом между переходами не менее 10 минут.

+

педагог организует пешеходные прогулки. Время перехода в одну сторону составляет 35-40 минут, общая продолжительность не более 2-2,5 часов.

Время непрерывного движения 20-30 минут, с перерывом между переходами не менее 10 минут.

+

На основе перспективного планирования педагог разрабатывает годовое планирование на каждую возрастную группу с распределением физических упражнений по неделям.

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ПО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Существует три способа организации занятия по физическому развитию:

  1. Фронтальный.
  2. Групповой.
  3. Индивидуальный.

При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения.  Фронтальный  способ  организации  обеспечивает  постоянное

взаимодействие воспитателя и детей.

При групповом способе группу делят на (2-4) и каждая получает отдельное задание. После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами.

При индивидуальном способе, каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.

На одном занятии можно чередовать способы организации детей.

Методика проведения занятия по физическому развитию

Основой построения занятия является его структура: ориентировочный план подбора и распределения упражнений и подвижных игр. Структура занятий разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

В схематическом плане занятия по физической культуре рассматривают 3 части: вводную, основную и заключительную.

В первой (вводной) части занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия. В содержание вводной части входят: ходьба, бег, прыжки, подскоки, перестроения, повороты, упражнения на осанку и упражнения, укрепляющие стопу, танцевальные шаги, упражнения на равновесие. Завершается вводная часть построением в шеренгу, в колонну по одному, в круг, врассыпную, игры на внимание. Бег дается в среднем темпе, а подвижные игры – средней подвижности, чтобы не перевозбудить детей. На эти упражнения отводится 2-4 мин (в зависимости от организованности группы) сосудистой и дыхательной систем. Обычно бег и прыжки чередуются с ходьбой. Упражнения вводной части занятия выполняют все дети одновременно. На общую и специальную подготовку отводится 4-8 минут.

Во второй (основной) части занятия решаются следующие задачи: повторение и закрепление ранее пройденного, обучение детей новым упражнениям, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств.

В младших группах даются 2-3 основных вида движений (1-2 – в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). В старших группах включают 3-4 основных видов движений (2-3 в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). Количеств основных движений может быть увеличено при высокой физической подготовленности детей и проведении упражнений по круговой системе.

Бег, прыжки нужно чередовать с успокаивающими движениями (ходьба). За упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, должны следовать более динамичные движения, благотворно влияющие на развитие всех мышц и всех систем организма. Чтобы обеспечить высокую моторную плотность основной части занятия, упражнения рекомендуется проводить со

всеми детьми одновременно. В основную часть занятия входит подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.

Продолжительность основой части увеличивается с 10 до 20 минут (зависит от интенсивности упражнений, возраста детей и т.д.)

В третьей (заключительной) части решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.

В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью взрослого. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью взрослого или придерживаясь за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.

В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

В среднем и старшем дошкольном возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки, кино- и диафильмы). Упражнения выполняются чаще в соревновательной форме.

Характерными чертами занятия являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно- оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Схематический план занятия по физическому развитию

Структур а занятия

Задачи

Содержание частей занятия

Методика проведения

Длительность частей занятия, мин

Первая часть, вводная

Повышение эмоционального тонуса        ребенка, активизация его

внимания, подготовка

Строевые упражнения, ходьба и бег, упражнения на        внимание,

упражнения        на формирование

Воспитатель должен не        допускать длительных

бесцельных

движений;        давать

четкие,        краткие

Первая        младшая группа — 1,5

Вторая        младшая группа — 1,5 - 2 Средняя группа — 2 -

3

организма                к большой физической        на-грузке                 в

основной        части занятия

стопы        и        осанки, танцевальные упражнения,

подскоки; могут быть упражнения в равновесии.

Завершается перестроением        на выполнение комплекса

общеразвивающих упражнений

организационно- методические указания, распоряжения,

команды; продумать ритмическое                со- провождение        (счет, бубен,        грамзапись, музыкальное сопровождение)

Старшая группа — 4- 5 Подготовительная к

школе группа — 4 - 5

Вторая часть, основная

Тренировка разных мышечных групп        для формирования правильной осанки,

обучение новым движениям, повторение        и закрепление ранее

пройденного материала, воспитание

физических                и нравственно- волевых качеств, совершенствова ние        всех

физиологически х        функций организма

ребенка

  1. Комплекс общеразвивающих упражнений                                (для комплекса        важно, чтобы                в                одном занятии                                были

охвачены        все группы крупных мышц; при подборе упражнений не рекомендуется

воздействовать        на одну и ту же группу мышц        двумя упражнениями подряд)

  1. Основные виды движений        (они

должны        быть

новыми        и

знакомыми; сначала надо        давать упражнения, требующие большой четкости, сосредоточенности внимания, а затем

—        упражнения большой физической нагрузки)

3. Подвижная игра (она        должна требовать большой подвижности и активности; в игре не         должен

повторяться тот вид движения,        в котором только что упражнялись дети)

Надо предусмотреть названия упражнений,        смену исходных положений для        каждого,                их разнообразную

Подачу (показ

воспитателя, ребенка, название,

проговаривание        и т.д.),        различное ритмическое сопровождение (счет, слою,                музыка, выполнение                 в свободном темпе) Надо         поставить перед детьми задачу, создать условия для многократного творческого повторения

движений,                про думать        методы обучения, оценку; каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать желание                        к

выполнению движения

Воспитатель должен объяснить                игру                        (с учетом                                возраста детей, новизны игры, для        старших                        — выделить        правила); распределить                роли (на каждом занятии по-разному); использовать                        всю возможную площадь; добиваться

выполнения правил, качественного

Первая        младшая группа:

общеразвивающие упражнения (ОРУ) — 3—4 основные виды движений (ОВД) - 1-2

(7) игра — 1—2 Вторая        младшая группа: ОРУ - 3-5 ОВД - 2-3 (6-7) игра

— 1 —2

Средняя группа:

ОРУ - 5-6 ОВД-3-4 (12-13) игра — 2—3

Старшая группа:

ОРУ - 6-7 ОВД-4 (12-

13) игра — 3 Подготовительная        к школе группа:

ОРУ - 7-8 ОВД-3-5

(13-14) игра — 4

творческого выполнения движений; регулировать

нагрузку

Третья часть, заключите льная

Снижение эмоциональной и физической на- грузки, т.е.

постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному.

Ходьба        в

спокойном темпе с дыхательным упражнением.

Ходьба может быть заменена        игрой малой подвижности.

Подведение итогов занятия.

Упражнения        на расслабление

Нельзя        допускать

резкой        остановки после бега и других нагрузочных упражнений;

восстанавливать дыхание

Первая        младшая группа — 1

Вторая        младшая группа — 2

Средняя группа — 3 Старшая группа — 3—4

Подготовительная к школе группа — 3—4

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

  • традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
  • обыгрывание        какого-нибудь        сюжета:        «На        прогулке»,        «Мы        на        луг ходили», «Воробушки» и др.;
  • игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
  • с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
  • оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени)
  • с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);
  • с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т.д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.)

Методика проведения утренней гимнастики

п/ п

Группа

Количество

повторений ОРУ

Бег        –

Количество секунд

Прыжки        -

количество

1

I младшая

2-3

7-8

4-6 в чередовании с ходьбой 2-4 раза

* 2 раза

2

II младшая

3-4

10

4-6 в чередовании с ходьбой 2-4 раза

* 2 раза

3

Средняя

4-5

20

6-8 в чередовании

с ходьбой 3-4 раза

* 3 раз

4

Старшая

5-6

30

8-10        в

чередовании с ходьбой 4-5 раза * 3 раз

5

Подготовительная

6-8

35-40

10   –   12   в

чередовании с ходьбой 5-6 раз * 3раза

ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В планировании физкультурно – оздоровительной работы в детском саду условно выделяют три блока:

  1. Специально организованное обучение: взрослый занимает учительскую позицию с инициативой в предъявлении учебных задач и осуществлением контроля за направлением детской деятельности.

Воспитатель планирует гимнастику – утреннюю, после дневного сна, а также физкультурные занятия.

  1. Совместная деятельность взрослого и детей: взрослый выступает в качестве партнера – инициатора, участвующего в совместной деятельности; создает условия для развития детской инициативы в деятельности.

Совместная деятельность должна быть ненавязчивой и нежесткой. В этот блок включают разнообразные формы активности – чтение художественной литературы о спорте и спортсменах, рассматривание иллюстраций о спорте, беседы на тему «Забочусь о своем здоровье», физические упражнения, подвижные игры (в помещении и на прогулке.

Воспитатель должен планировать:

  • индивидуальную работу с детьми (как со слабыми, так и с сильными по уровню физического развития и физической подготовленности);
  • работу с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья;
  • предварительную работу до физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр;
  • ознакомление        дошкольников        с        подвижными        и        спортивными играми;
  • ознакомление с дидактическими играми; настольными играми;
  • чтение рассказов о спорте, спортсменах;
  • конкурс рисунков на спортивную тематику;
  • изготовление атрибутов к подвижным играм;
  • обучение правильному дыханию;
  • обучение точечному массажу (профилактика ОРЗ);
  • закаливание;
  • обучение оздоровительным упражнениям.
  1. Свободная самостоятельная деятельность детей: воспитатель находится за кругом детской деятельности, обеспечивая развивающую предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами. Одновременно он является потенциальным партнером детей, готовым подключиться при просьбе о поддержке и помощи в реализации их собственных замыслов.

Этот блок занятий предусматривает формирование самостоятельной двигательной  деятельности  дошкольников,  обеспечивает  возможность

саморазвития личности.

Планирование        свободной        самостоятельной        деятельности предусматривает:

  • рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах;
  • рассматривание альбома «Забочусь о своем здоровье»;
  • изготовление атрибутов к подвижным играм;
  • предложение детям придумать варианты к знакомым подвижным играм;
  • дидактические и настольные игры;
  • создание условий для игр разной степени подвижности;
  • оздоровительные упражнения.

Для развития самостоятельной двигательной активности поможет дидактический материал (рисунки, схемы, карточки), которые можно поместить в спортивный уголок, подборка иллюстраций о видах спорта, спортсменах. Необходимо в Уголке иметь: спортивную символику, атрибутику, спортивное оборудование (мячи, кегли, скакалки, обручи и т. д.), тренажеры.

Независимо от того, совместная ли с воспитателем или самостоятельная деятельность детей, необходимо разнообразить формы физкультурно- спортивного образования и воспитания дошкольников воспитатель планирует следующие виды работ и мероприятий:

  • рассказы, сказки, викторины, загадки на спортивную тематику;
  • конкурсы рисунков на тему физической культуры и спорта;
  • ролевые и сюжетные игры, основанные на движении и имеющие спортивную и оздоровительную идеи;
  • спектакли и театрализованные представления, разработанные и поставленные на сюжеты сказок и рассказов на олимпийскую тематику;
  • олимпийский урок;
  • разучивание спортивных стихов, песен, проведение конкурсов чтецов и певцов;
  • олимпийский праздник детского сада;
  • посещение музея спорта, художественных выставок;
  • постоянную выставку в детском саду работ детского творчества, посвященную физической культуре и спорту;
  • встречи с известными спортсменами;
  • шахматно – шашечный клуб.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и планирование образовательного процесса

Модели организации образовательного процесса в ДОУ. Структура образовательного процесса.Варианты планирования работы воспитателя....

Организация и планирование образовательного процесса

Модели организации образовательного процесса в ДОУ. Структура образовательного процесса.Варианты планирования работы воспитателя....

Организация и планирование образовательного процесса

Модели организации образовательного процесса в ДОУ. Структура образовательного процесса.Варианты планирования работы воспитателя....

Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ.

Презентация для педагогов ДОУ   "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ."...

Авторские пособия, разработанные мною и используемые в работе с детьми раннего возраста при организации образовательного процесса области физического развития.

Нестандартное оборудованиекак средство формирования мотивации и поддержания интересак занятиям физической культурой у детей раннего возраста....

для воспитателей "Модель интегрированного планирования образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"

для педагогов "Модель интегрированного планирования образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"...