Методические подходы к организации занятий в дошкольном образовательном учреждении
статья

Кирильчук Анастасия Андреевна

В статье представлен теоретический обзор методологических подходов к организации занятий с детьми дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Раскрыты содержательные аспекты видов и типов занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_a.a._kirilchuk.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.211.24

 Анастасия Андреевна Кирильчук

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Ягодка» с. Владимиро-Александровское

Партизанского муниципального округа, Приморского края

E-mail: aaom2008@mail.ru

Методические подходы к организации занятий в дошкольном образовательном учреждении.

Аннотация: в статье представлен теоретический обзор методологических подходов к организации занятий с детьми дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Раскрыты содержательные аспекты видов и типов занятий.

Ключевые слова: образовательный процесс, обучение, развитие, воспитание детей дошкольного возраста.

Актуальность. Современное образование детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной системе образования всегда вызывает много вопросов у субъектов образовательного процесса: педагогов, методистов, родителей. В связи с тем, что в настоящее время меняется социально экономические аспекты жизнедеятельности, меняется мир восприятия взрослых и детей, появляются информационно-коммуникационные технологии, современные гаджеты, внедряется цифровая среда в образование и поэтому организационно-методические вопросы организации, реализации современного занятия в дошкольной системе образования претерпевают изменения, и порождает вопросы: чему учить детей дошкольного возраста? какими должны быть занятия в детских образовательных учреждениях? как сделать обучение, развитие и воспитание детей более продуктивным, содержательным, интересным, привлекательным и формирующим желание познавать мир во всех его проявлениях.

 Организация занятия в дошкольном учреждении может быть, в виде образовательных и проблемно-обучающих ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, творческих и исследовательских проектов. Занятие будет иметь успех, если педагог планирует его с учетом возраста и индивидуальных особенностей воспитанников в своей группе. Педагоги дошкольного образовательного учреждения, организуя образовательную деятельность детей, руководствуются основными нормативными документами, которые регламентируют образовательную деятельность. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации [1]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [2]. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [3]. Педагоги системы дошкольного образования могут применять и ориентироваться на Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» [4].

Задачи образования детей дошкольного возраста предполагают формирование жизненной компетентности, усвоение знаний, овладение умениями и навыками, способность использовать умения и навыки в жизни, формирование культуры познания, создание фонда « Я могу».

Принципы организации образовательного процесса в дошкольном учреждении.

  • Принцип интеграции в содержание различных видов деятельности (интеграция-объединение в единое целое части и элементов системы на основе их взаимопроникновения, взаимозависимости и взаимодополняемости);
  • Принцип индивидуализации. Возведение образовательного процесса к малым индивидуальным формам;
  • Принцип многоканальности включение всех сенсорных каналов восприятия: аудио (звуки), видео (зрение), кинестетика (тактильность), обоняние (запахи) в процесс обучения и приоритет витогенных (жизненных) технологий обучения.
  • Принцип обеспечения интеллектуальной и речевой активности, включенности ребенка в образовательный процесс;
  • Принцип разнообразных форм организации образовательного процесса (групповые, подгруппы, работа в парах, индивидуально, компелятивные (смешанные) формы организации занятия).

Образовательный процесс охватывает все компоненты обучения: деятельность педагога, деятельность детей, методические средства, с помощью которых реализуются цели образовательного процесса. Цели образования детей дошкольного возраста согласуются с задачами ФГОС ДО, федеральной образовательной программой, конкретным направлением развития детей образовательной областью, с учетом основной программы дошкольного учреждения.   Цели образования традиционно рассматриваются в трех аспектах: обучение, развитие и воспитание. Любое занятие, любой направленности физическое, музыкальное, эстетическое, интеллектуальное должно отражать чему обучать, что при этом развивать и какие качества воспитывать. Например, обучаем умению счета до десяти, развиваем логическое, наглядной мышление, и воспитываем внимательность, наблюдательность, аккуратность [5]. В настоящее время в дошкольном образовании предлагаются разные модели образовательного процесса в дошкольном учреждении.  Проектная модель предполагает сознательную позицию каждого из участников от начала до финиша, ребенок - равноценный партнер. Проектная деятельность приучает детей прилагать усилия, не надеясь на быстрый результат. Финал - презентация конечного результата. Реализация проекта предусматривает проведение цикла фронтальных занятий, экскурсий, различных форм организации индивидуальной и групповой работы. Ситуативная модель предполагает, что организация образовательного процесса реализуется детьми, детям доверяют самим выбрать из предложенного педагогом материала, что им интересно, или выбрать последовательность выполнения индивидуально - познавательных задач. Данная модель требует временных и организационных затрат для педагога и вариативность выбора материала. Модель занятий как форма организации обучения, регламентированная педагогом деятельность, направленная на овладение способами познания.  В рамках представленных моделей традиционно основной формой обучения дошкольников в процессе организованной познавательной деятельности было и остается занятие. В методическом обеспечении дошкольного образовательного процесса выделяют разные виды занятий: динамические, тематические, интегрированные, комбинированные, комплексные, сюжетные, сюжетно-игровые, литературные, художественные, доминантные занятия. В отечественной литературе, рассматривают классификацию занятий с позиции направленности содержания. Традиционно в дошкольном учреждении наиболее распространенными были и остаются однонаправленные занятия, которые решают, как правило одну задачу. [6].

Первая группа занятий направлены преимущественно на обучение.  Предметные занятия различаются по ведущей отрасли знаний - речевое, математическое, природоведческое, валеологическое, музыкальное, физкультурное. Такие занятия сопровождаются указанием на определенную тематику. Наряду с предметными занятиями проводятся разнонаправленные занятия, содержание которых объединяет разные отрасли званий и виды деятельности. К этой группе можно отнести интегрированные и комплексные занятия, их специфику можно лучше понять в сопоставлении с однонаправленным занятием. При этом разнообразие способов обучения, регулярная смена видов деятельности, эмоциональная насыщенность занятия позволяют сохранить высокий уровень работоспособности детей и педагога.

Интегрированные занятия, направлены на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационно-предметном поле занятия.

Комплексное занятие направлено на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами деятельности, которые последовательно сменяют друг друга и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушаем сказку.

Итоговые занятия направлены на закрепление ранее усвоенных знаний и занятия по контролю качества усвоения знаний, умений, навыков.

Вторая группа занятий направлены на закрепление ранее сформированных знаний к ним относятся образовательно-игровые, сюжетно-игровые и игровые занятия.

 Сюжетно-игровые занятия характеризует наличие единой сюжетной линии, которая является стержнем всего занятия и определяет его логику. Игровые элементы могут быть представлены театрализацией, драматизацией, игровыми ситуациями, подвижными, словесными играми. Игровое занятие также имеет свою специфику: оно строится на основе игрового сюжета и имеет все признаки игры: игровые роли, игровые правила, игровые действия, подведение итогов игры.

Третья группа занятий направленны на осуществление контрольно-оценочной деятельности, относятся занятия-соревнования, занятия-шоу и занятия - игра.

Занятия-соревнования не обязательно должны быть спортивного характера. Это могут быть интеллектуальные соревнования -- турнир знатоков или викторина по любой отрасли знаний; художественный конкурс, выставка, участники которой демонстрируют свои художественные таланты. Учитывая психологические особенности дошкольников, целесообразность занятий-соревнований очевидна лишь в отношении старших детей, причем должен доминировать именно процесс презентации достижений, а не сравнение.

Занятие-игра имеет тренинговый характер, дети упражняются в применении тех или иных способов действий, закрепляют уточняют или расширяют знания, полученные раньше. Если в сюжетном занятии воспитатель является ключевой фигурой, то в занятии - игре его роль, помогать детям создавать и развертывать игровой сюжет.

Занятия-шоу как вид итоговых, показательных занятий, весьма популярные в настоящее время. Эти занятия для гостей, для зрителей. Это занятие можно отнести к разряду развлечений, поскольку оно насыщено разнообразными сюрпризными моментами, концертными номерами. Занятия-шоу уместно организовывать во время презентации опыта работы.  Преимущество такого занятия заключается в том, что дети получают яркие эмоциональные, возможно даже эстетические впечатления. Недостатки таких занятий в том, что речевая, интеллектуальная активность детей на таком занятии не предвидится, следовательно, о его развивающем эффекте говорить не приходится. Способы организации детей на занятии предполагают применять групповые, подгрупповые, работа в парах, индивидуально. [7].

Требования к проведению современного занятия: наличие мотиваций; связь с жизнью; игровая форма; инновационная деятельность; физкультурно-оздоровительная направленность; самостоятельная поисковая деятельность; создание ситуации успеха; рациональное использование наглядности, помещения группы; наличие новизны; опосредованные способы воздействия на детей (поощрения, положительные оценки, тактичные советы); дифференцированный и индивидуальный подход; ориентировка на «зону ближайшего развития».

Таким образом, организация занятий с детьми дошкольного возраста в дошкольном учреждении в соответствии с принципами организации, с учетом требований к занятиям, применение разных видов занятий, учет индивидуальных особенностей детей, позволяет развивать у детей лучшие качества, усваивать объем знаний, улучшает взаимодействие с детьми между собой  все это способствует качественному развитию детей дошкольного возраста, а педагогам позволяет совершенствовать свое педагогическое мастерство  делать работу творческой и разнообразной.

 Литература: 

  1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации". https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf
  4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозаика-Синтез, Москва, 2019, с.336.
  5. Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). Учебно- практическое пособие. Издательство: Педагогическое сообщество России, Москва, 2014, с.96
  6. Кудрявцева Е.А, Гулидова Т.В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. Издательство: Учитель, Москва, 2024, с.77 https://www.labirint.ru/authors/144675/
  7. Виноградова Н.А., Кодачигова Ю.В. Перспективы работы детских садов в условиях переходного периода на ФГОС ДО // Управление ДОУ, 2013, № 9. С.21-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Комплексный  подход к организации деятельности  предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, что способствует повышению  качества предоставляемых на...

Комплексный подход к организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях

Комплексный  подход к организации деятельности  предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, что способствует повышению  качества предоставляемых населени...

Современный подход к организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Система дошкольного образования призвана быть сегодня гибкой,  отвечающей социальным запросам родителей и повышающим качество дошкольного образования. ...

Новые подходы к организации методической работы с педагогическими кадрами в дошкольном образовательном учреждении

Использование нетрадиционных форм взаимодействия с педагогами способствует повышению уровня их мастерства. Таким образом данные формы занимают приоритетное направление деятельности методической работы...

Методические рекомендации по организации питания в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для разных возростных групп по организации питания в дошкольном образовательном учреждении....