Городское методическое объединение «Молодой старший воспитатель» г. Волжского Волгоградской области – как одна из форм наставничества
презентация
Система наставничества педагогических работников – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии. В статье определены цели и задачи системы наставничества, формы и методы взаимодействия наставника с наставляемым, представлены наиболее интересные формы поддержки деятельности молодых специалистов, обеспечивающие результативную и легкую их адаптацию к профессиональной деятельности. Используются разные формы наставничества: традиционная (индивидуальная и коллективная), реверсивное наставничество, флэш-наставничество, скоростное наставничество, виртуальное (дистанционное) наставничество.
Основная и более эффективная форма наставничества – это индивидуальная форма, когда за одним или двумя молодыми специалистами закрепляется один наставник, но при этом другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.Актуальна также реверсивная форма, когда молодой педагог выступает в роли наставника для более опытных педагогов. Обеим сторонам этой формы наставничества необходимо выйти из зоны комфорта и по-новому научиться думать, работать и обучаться. Считаем, что реверсивное наставничество позволяет заложить основы совместной деятельности разных поколений педагогов, ориентируясь на современные технологии обучения, цифровизацию. Педагоги старшего поколения имеют богатый опыт педагогического мастерства, являются высококвалифицированными профессионалами, но часто бывает, что по вопросам новых тенденций, информационных технологий и интернет-коммуникаций недостаточно компетентны. И здесь им на помощь придут молодые педагоги (составление мультимедийных презентаций, оформление видеороликов, создание и ведение групповых интернет-сообществ, дистанционная работа и т.д.) Здесь для обеих сторон имеет большое значение энтузиазм для достижения целей, развитие партнерства. Реверсивное наставничество меняет опытных педагогов, делая их менее авторитарными, умеющими признавать разные точки зрения.
Наставничества в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно - городское методическое объединение «Молодой старший воспитатель» (далее ГМО), руководителем которого я являюсь с 2019 года. В работе ГМО применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели наставничества, профессиональных затруднений, запроса наставляемых. Помимо традиционных форм наставничества, применяются и другие: виртуальное (дистанционное) наставничество, ситуационное наставничество, партнерское наставничество. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов. Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции на платформе ZOOM и SBER JAZZ. С целью распространения опыта работы и оказания консультативной помощи молодым старшим воспитателям ведется работа в интернет-сообщество в ВКонтакте «ГМО молодых старший воспитателей» https://vk.com/club195794479. Очень часто используется такая форма наставничества, как ситуационное наставничество – наставник (руководитель ГМО или другой опытный педагог) оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Также в работе ГМО используется партнерское наставничество (проведение мероприятий по обмену опытом с участием высококвалифицированных педагогов), такие как, круглый стол «Обзор основных нормативных документов, используемых при организации образовательного процесса в ДОУ. Разработка локальных актов учреждения», совещание «Управление оценкой качества образования в дошкольном учреждении», совещание «Методическое сопровождение педагогов для прохождения аттестация на квалификационные категории», митап на тему «Наставничество: модели и формы» в формате «Образовательное событие для взрослых» с элементами тимбилдинга и фасилитации и другие.
В рамках года наставника ежегодно проводится городской профессиональный конкурс «Лучшая методическая разработка» для старших воспитателей и педагогов-наставников дошкольных образовательных учреждений». Участие в профессиональных конкурсах является эффективным способом подготовки творческих, инициативных молодых педагогов и способствует образовательной рефлексии. Это стимул для самореализации, саморазвития и построения карьеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация о работе городского методического объединения "Молодой старший воспитатель" | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2023 год в Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает навыки и компетенции. Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 2
создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов; выявление и раскрытие творческой индивидуальности педагогов; формирование готовности к принятию новых тенденций в образовании; развитие восприимчивости к инновациям, создание условий для непрерывного профессионального образования, социального партнерства; выявление профессиональных потребностей и затруднений, методических проблем молодых педагогов и содействие их решению; помощь в освоении и внедрении в практику работы инновационных подходов к методической работе; обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Члены ГМО – старшие воспитатели дошкольных учреждений г. Волжского Волгоградской области, имеющие стаж в должности старшего воспитателя менее 4 лет Цели и задачи методического объединения : методическое сопровождение и поддержка начинающих старших воспитателей, совершенствование их профессионального мастерства как основы обеспечения качественного образования.
Индивидуальные консультации по возникшим вопросам (очные и дистанционные, через электронную почту): Например, Рабочая программа воспитания. Документация по написанию рабочей программы воспитания (приказы, положение и т.д.). Аттестация педагогических работников на квалификационные категории. Разработка ООП ДО учреждения, оформление изменений в ООП ДО. Разработка АОП для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сертификация дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ. Участие и выступления молодых педагогов на методических мероприятиях (семинарах, мастер-классах, конкурсах и т.д.). Работа в сообществе ВКонтакте «Молодой старший воспитатель» Взаимодействие в Сферум 4 Адресная помощь и поддержка Цель: помощь и поддержка молодых педагогов Формы и методы работы
5 Семинар-практикум «Рабочие программы воспитания» Совещание «Управление оценкой качества образования в дошкольном учреждении» Круглый стол «Инновационные модели сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья» Круглый стол «Обзор основных нормативных документов, используемых при организации образовательного процесса в ДОУ. Разработка локальных актов учреждения»
Участие молодых старших воспитателей в организации и проведении мероприятий в рамках деятельности региональных инновационных площадок ( старшие воспитатели МАДОУ д/с № 1, МДОУ д/с № 59, 80, 98) 6
7 Проведение мастер-классов , семинаров-практикумов
Привлечение старших воспитателей к работе в качестве жюри детских городских конкурсов, к участию в мероприятиях в рамках региональной инновационной площадки МАДОУ д/с № 1. Городские спортивные соревнования «Малые армейские игры» Оценка детских работ II открытого городского конкурса «Портфолио – книга обо мне» Оценка детских работ I регионального конкурса презентации «Портфолио – книга обо мне» Городской конкурс «Умный дошколенок» 8 Формы и методы работы
Городской профессиональный конкурс методических разработок для старших воспитателей дошкольных учреждений г. Волжского «Современность. Мастерство. Профессионализм» , Участие – 30% от общего количества участников Профессиональный конкурс «Лучшая методическая разработка», номинации: Методический проект. Методические рекомендации. Программа методического сопровождения. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа. Сценарии педсоветов, семинаров, мастер-классов. Участие молодых педагогов от общего количества участников – 58 %
Сообщество Вконтакте «ГМО молодых старших воспитателей» Консультации, рекомендации. Материал опытных педагогов. Размещение материала членов ГМО на страницах сообщества:, статьи, презентации, видео и др. Просмотр, комментарии, обсуждения. Объявления
Опыт работы и результаты деятельности городского методического объединения «Молодой старший воспитатель» в марте 2022 года представлены на региональном фестивале методических служб образовательных учреждений Волгоградской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном методическом объединении для старших воспитателей «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Сенсорная комната в детском саду»...
Методическое объединение для старших воспитателей и методистов ГБОУ Школы №2083
19 апреля прошло Методическое объединение посвященное теме «Уровень формирования элементарных математических представлений как необходимый компонент учебной деятельности» для с...
В «Ивушке» прошло методическое объединение для старших воспитателей и тьюторов
28 апреля состоялось методическое объединение для старших воспитателей и тьюторов образовательных площадок ГБОУ Школы №2083 на тему «Современные подходы к организации образовательной деяте...
Методическое объединение для старших воспитателей и методистов ГБОУ Школы №2083
В ГБОУ Школе №2083 прошло Методическое объединение посвященное теме «Уровень формирования элементарных математических представлений как необходимый компонент учебной деятельности» дл...
Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образования»
План проведения семинара...
Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образования»
Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образова...
Городское методическое объединение «Молодой старший воспитатель» г. Волжского Волгоградской области – как одна из форм наставничества
Актуальность темы обусловлена необходимостью возрождения такой эффективной формы сотрудничества с педагогами как наставничество. Система наставничества педагогических работников – реализация ком...