Тема мастер-класса «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада».
материал

Залесская Оксана Викторовна

 

Тема мастер-класса «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада».

Цель мастер-класса:  Создать творческую атмосферу.

Задачи: Познакомить и обучить внедрению игр, на основе технологии ТРИЗ для развития дошкольников, Формирование  практическое освоение технологии ТРИЗ.

Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.

Уважаемые коллеги я приглашаю желающих пройти к столам.

Проведение мастер-класса.

Добрый день! Уважаемые члены комиссии! Уважаемые коллеги! 

Вашему вниманию предлагается мастер-класс.

Тема моего мастер-класса «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада».

Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. И эта страна называется ТРИЗ.

Что же такое ТРИЗ вам поможет понять следующая история:

В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний – старый и уродливый – влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.

Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца».

Теперь представьте, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или что бы вы ей посоветовали? Ответы педагогов.

Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

Продолжение притчи:

Вслед за этим она полезла в сумку и вытащила камешек. Но, прежде чем успели разглядеть его цвет, камешек выскользнул из руки у девушки. Он упал на землю, сплошь усеянную гравием, так что нельзя было установить, что за камешек она держала в руке. Несмотря на волнение, купеческая дочь с изысканной вежливостью обратилась к ростовщику:— Мне жаль, что я уронила камешек. Его теперь не отыскать. Остается одно. Посмотрим, какого цвета камешек у вас в сумке. Если белый, значит, мой был черным, и наоборот. Ростовщику ничего не оставалось, как вытащить из сумки камешек, который, естественно, был черным. Тем самым ростовщику пришлось признать, что купеческой дочери достался белый камешек. Итак, дочь с отцом были спасены. Смышленая дочь знала, что оба камешка в сумке ростовщика были черными и, значит, участь ее была предрешена. Она оказалась безучастным зрителем происходящего и ничего не могла поделать. Но благодаря уловке ей удалось перехватить инициативу и стать хозяйкой положения.

С помощью этой притчи мы сможем убедиться, что и мыслим мы тоже по-разному, у каждого будет свое мнение на сложившуюся ситуацию.
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать его творческое мышление, способность нестандартно мыслить. Используя в своей работе с детьми элементы ТРИЗ, я стараюсь реализовывать главное кредо тризовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г.С.Альтшуллер).   Поэтому основной задачей я ставлю обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
Предлагаю вам познакомиться  и поиграть с развивающими играми технологии ТРИЗ.

Хотите поиграть?

И так давайте поиграем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Какой признак нас объединяет?».

Цель: учить сравнивать объекты между собой и находить признак их объединяющий.

Ход игры:

Игра состоит из карточек с объектами и признаками.

 В игру играют от 2 до 5 детей. Дети выбирают себе карточку с заданием, внимательно рассматривает ее, называет объекты в каждой паре по очереди, сравнивает их и ищет признак который объединяет данные объекты.

 

 

Игра «Собирай урожай».

Цель: развивать умение детей подбирать имена признаки к анализаторам, учить детей анализировать, делать не сложные умозаключения. Формировать у детей обобщение картины мира, развивать умение описывать объект через признаки и их значения, что является необходимым при решение проблем, тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем  сравнения.

Ход игры:

Игра состоит из бочонков и овощей.

В окошечках овощей и фруктах различные объекты. В игру играют от 2 до 5 детей. Дети выбирают себе бочонок, признак. Дети договариваются кто какие овощи (урожай) будет собирать. Урожай подбирается по выбранному признаку, например: признак «цвет»- все объекты должны быть одного цвета; признак «температура» - все объекты подбираются по температуре

 (горячий – чайник, солнце, утюг; Холодный – снег, снеговик, мороженое и т.д); признак «рельеф» - все объекты подбираются по рельфу (колючий – еж, елка, дикобраз; пушистый – лиса, собака, заяц и т.д)

 

                                                                 ( играем с родителями)

 

Игра  «Да-нет» - «Волшебный поясок».

Цель: Метод суждения поиска посредством задавания вопросов. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

Задумывается нечто (число, предмет, сказочный герой, транспорт). Дети пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы воспитатель отвечает словами «да», «нет».

Например, задумано число 5.

Чтобы угадать, какое число задумано, ребята начинают задавать вопросы:

Находят серединку, устанавливают метку посередине пояска, уточняют с какой стороны находится число, «Нашел серединку закрой половинку»- закрывают ненужную часть пояска.

Это число больше 6? Нет

Это число меньше 6? Да

Это число больше 3? Да

Это число больше 3 на 1? Нет

Это число меньше числа 6 на 1? Да

Это число 5? Да.

Такую игру можно использовать на  всех занятиях: познавательного развития (фэмп, окружающий мир),  речевого развития и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Хорошо — плохо».

 Цель: Сформировать умение выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры: Ведущим называется любой объект или явление у которых, определяются положительные и отрицательные свойства.

Предлагаю вам разделиться на две команды. Первая команда называет хорошие качества, вторая плохие.

 Картинка Весна— это: ХОРОШО: Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д.

ПЛОХО: Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться и т. д.

Обсуждение с детьми противоречия в погоде.

Дождь.

А как, по-вашему, дождь - хороший или плохой?

- ….

Что хорошего в дожде?

- ответы (все растет, свежий воздух после дождя…)

- А что плохого в дожде?

- ответы

— Значит, получается, что в дожде есть и хорошее, и плохое. Мы говорим, что дождь - это «хорошо» тогда, когда…., и дождь для нас это «плохо», когда…

 

Солнце.

- А солнце какое, хорошее или плохое? Что хорошего в солнце?

- …(ответы: оно ласковое, теплое, от него светло…).

- А что плохого может быть в солнце?

- …

- Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

Молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы продолжаем  «Жил-был кто-то. И было у него что-то». Кажется, у меня получаются стихи, и это не случайно, потому что следующее задание связано именно с рифмами и стихами.

 Игра «Рифмы».

 Сейчас посмотрите на картинки с разными объектами. Изображения предметов:( баран, кепка, перо  и т.д) Найдите, пожалуйста, среди них рифмующиеся между собой слова ( баран- варан, кепка- скрепка, перо – ведро и т.д). Составьте четверостишие с любыми из этих слов или со всеми словами сразу. (Сочиняют рифмовки стихотворение).

 

 

 

«Взял я кепку

Но она зацепилась за скрепку».

« По улице бегал баран

Такой грозный как варан».

 

 

Рефлексия.

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Буду очень рада, если эти приёмы вы будете использовать в своей работе, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

Спасибо за внимание.

 

Анализ проведенного мероприятия педагогом.

Уважаемые члены комиссии! Вами был просмотрен мастер-класс на тему «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада». В своем анализе мне хотелось бы остановиться на том, что задачи поставленные мною достигнуты. Я думаю, что мне удалось заинтересовать педагогов в применении технологии ТРИЗ, так как они активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение творческих заданий способствовало раскрепощению личностей педагогов, активизации их творческих способностей.

Я была рада видеть вас на своем мастер-классе, я учту все ваши рекомендации и пожелания. Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

Мастер - класс - «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов, изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконеч...

Мастер - класс для педагогов Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Мастер - класс для педагоговТема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в и...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...

Мастер – класс для педагогов. Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Мастер – класс для педагогов.Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»...