Требования к личности и профессиональной компетентности воспитателя дошкольного учреждения
консультация

Лепехина Марина Анатольевна

Требования к личности и профессиональной компетентности воспитателя дошкольного учреждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к личности и профессиональной компетентности воспитателя дошкольного учреждения.

Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. По словам ученых, воспитание как объективный процесс начало складываться в период перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. В обществе стала формироваться объективная потребность в воспитании молодого поколения. Взрослые направляли  поведение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине правила, требования, запреты. Это знаменовало зарождение собственно форм воспитания, целью которого теперь становилась не только передача опыта трудовой деятельности, но и развитие у детей таких качеств, форм поведения, которые соответствовали требованиям общества.

Слово «педагог»  возникло в Древней Греции. В состоятельных семьях попечение о детях возлагали на более или менее образованного раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу, нес все необходимое для учебы, дожидался окончания занятий, чтобы довести его до дома. Дома раб следил за его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого означает «детоводитель». Позднее из обычного раба педагог превратился в домашнего воспитателя. Таким образом, слово «педагог» утратило свое первоначальное значение. Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей.

В древнем Риме учителями назначались наиболее образованные государственные чиновники. В средние века педагогами были в основном священники. Появление университетов, а затем широкой сети учительских семинарий приводит к тому, что педагогическая профессия постепенно становится массовой. С развитием и дифференциацией наук и производства, введением всеобщего обучения и образования расширяется спектр педагогических профессий, появляются новые педагогические специальности.

В «Толковом словаре» Даля значение слова «учитель» определяется как наставник, преподаватель.

Профессия «Воспитатель» – возникла в 17 – 18 вв., когда появились первые дошкольные учреждения. В Европе, в том числе и в России, такие учреждения предназначались для детей сирот. Позже были учреждены благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества. Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей.

1840 г. ознаменован в истории педагогики тем, что Ф. Фребель (1782 - 1852), дал своему дошкольному заведению в г. Бланкербурге (1837) название детский сад. 

Первые детские сады в России появились в 60 гг. 19 в. По инициативе частных лиц, благотворительности. Первый бесплатный детский сад для низших слоев населения был открыт в 1866 г. в Петербурге.

Чтобы отвечать современным повышенным требованиям, педагог должен:

  • постоянно пополнять знания общекультурного и профессионального характера;
  •  работать с самоотверженностью;
  •  нести высокую ответственность за свои действия.

Особенность педагогической деятельности заключается в том, что воспитателю, учителю не всегда удается пожинать плоды своего труда, наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее».

Педагог должен обладать следующими личными качествами:

1. Профессиональная направленность.

2. Эмпатия. – сочувствие, сопереживание.

3. Педагогический такт – чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом.

4. Педагогическая зоркость – способность фиксировать существенное в развитии ребенка, видеть перспективу, динамику в развитии.

5. Педагогический оптимизм – вера в возможности каждого ребенка.

6. Культура профессионального общения – умение находить общий язык с детьми, с родителями, коллегами и т.п.

7.Педагогическая рефлексия – способность анализировать результаты своей деятельности.

Педагог должен обладать следующими умениями:

1.Гностические умения – умения, с помощью которых воспитатель изучает ребенка, коллектив в целом.

2.Коммуникативные умения – установление взаимоотношений с детьми, родителями, администрацией и т.п.

3.Конструктивные умения – умение строить планировать педагогический процесс.

4.Организаторские умения – умение организовать себя и коллектив детей.

5. Специальные умения – умение петь, танцевать, вязать и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитатель дошкольного учреждения. Требования к его личности и профессиональной компетентности.

Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества....

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.

Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...

Требования к личности и профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми ОВЗ

Переход от традиционно принятой системы обучения к расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предъявля...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения

На мой взгляд, наиболее полно компоненты профессиональной компетенции представлены Ольгой Вячеславовной Тихомировой....

Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования. В ряде законодательных актов говорится об актуальности проблемы подготовки высококвалифицированного педагога,...