Требования к личности и профессиональной компетентности воспитателя дошкольного учреждения
консультация
Требования к личности и профессиональной компетентности воспитателя дошкольного учреждения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Требования к личности и профессиональной компетентности воспитателя дошкольного учреждения.
Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. По словам ученых, воспитание как объективный процесс начало складываться в период перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. В обществе стала формироваться объективная потребность в воспитании молодого поколения. Взрослые направляли поведение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине правила, требования, запреты. Это знаменовало зарождение собственно форм воспитания, целью которого теперь становилась не только передача опыта трудовой деятельности, но и развитие у детей таких качеств, форм поведения, которые соответствовали требованиям общества.
Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В состоятельных семьях попечение о детях возлагали на более или менее образованного раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу, нес все необходимое для учебы, дожидался окончания занятий, чтобы довести его до дома. Дома раб следил за его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого означает «детоводитель». Позднее из обычного раба педагог превратился в домашнего воспитателя. Таким образом, слово «педагог» утратило свое первоначальное значение. Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей.
В древнем Риме учителями назначались наиболее образованные государственные чиновники. В средние века педагогами были в основном священники. Появление университетов, а затем широкой сети учительских семинарий приводит к тому, что педагогическая профессия постепенно становится массовой. С развитием и дифференциацией наук и производства, введением всеобщего обучения и образования расширяется спектр педагогических профессий, появляются новые педагогические специальности.
В «Толковом словаре» Даля значение слова «учитель» определяется как наставник, преподаватель.
Профессия «Воспитатель» – возникла в 17 – 18 вв., когда появились первые дошкольные учреждения. В Европе, в том числе и в России, такие учреждения предназначались для детей сирот. Позже были учреждены благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества. Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей.
1840 г. ознаменован в истории педагогики тем, что Ф. Фребель (1782 - 1852), дал своему дошкольному заведению в г. Бланкербурге (1837) название детский сад.
Первые детские сады в России появились в 60 гг. 19 в. По инициативе частных лиц, благотворительности. Первый бесплатный детский сад для низших слоев населения был открыт в 1866 г. в Петербурге.
Чтобы отвечать современным повышенным требованиям, педагог должен:
- постоянно пополнять знания общекультурного и профессионального характера;
- работать с самоотверженностью;
- нести высокую ответственность за свои действия.
Особенность педагогической деятельности заключается в том, что воспитателю, учителю не всегда удается пожинать плоды своего труда, наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее».
Педагог должен обладать следующими личными качествами:
1. Профессиональная направленность.
2. Эмпатия. – сочувствие, сопереживание.
3. Педагогический такт – чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом.
4. Педагогическая зоркость – способность фиксировать существенное в развитии ребенка, видеть перспективу, динамику в развитии.
5. Педагогический оптимизм – вера в возможности каждого ребенка.
6. Культура профессионального общения – умение находить общий язык с детьми, с родителями, коллегами и т.п.
7.Педагогическая рефлексия – способность анализировать результаты своей деятельности.
Педагог должен обладать следующими умениями:
1.Гностические умения – умения, с помощью которых воспитатель изучает ребенка, коллектив в целом.
2.Коммуникативные умения – установление взаимоотношений с детьми, родителями, администрацией и т.п.
3.Конструктивные умения – умение строить планировать педагогический процесс.
4.Организаторские умения – умение организовать себя и коллектив детей.
5. Специальные умения – умение петь, танцевать, вязать и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитатель дошкольного учреждения. Требования к его личности и профессиональной компетентности.
Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества....
Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.
Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...
Требования к личности и профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми ОВЗ
Переход от традиционно принятой системы обучения к расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предъявля...
«Современные требования к профессиональным компетенциям воспитателя дошкольного образовательного учреждения».
Статья для педагогов детского сада....
Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения
На мой взгляд, наиболее полно компоненты профессиональной компетенции представлены Ольгой Вячеславовной Тихомировой....
Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования. В ряде законодательных актов говорится об актуальности проблемы подготовки высококвалифицированного педагога,...
«ИКТ технологии как метод повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения»
Использование ИКТ технологий в работе воспитателя....