Деловая игра для воспитателей "Фольклор - кладезь мудрости"
учебно-методический материал

Шкодий Ирина Владимировна

Деловая игра позволит выявить профессиональные  знания, умения, педагогическую эрудицию воспитателей по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с устным народным творчеством". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_folklor_-_kladez_mudrosti.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                     «ДЕТСКИЙ САД № 7 «ОГОНЕК» Г. ЗЕЛЕНОКУМСКА СОВЕТСКОГО РАЙОНА»

(МДОУ «Детский сад № 7 «Огонек»)

Деловая игра для воспитателей

«Фольклор — кладезь мудрости»

Подготовила  и провела: Шкодий И.В.

г. Зеленокумск

Деловая игра «Фольклор-кладезь мудрости»

Цель: выявление профессиональных знаний, умений, педагогической эрудиции воспитателей по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с устным народным творчеством". Обучение пониманию простого и переносного смысла пословиц. Формирование умения применять пословицы в разных жизненных ситуациях. Развитие памяти, воображения, абстрактного мышления.

План игры:

1. Знакомство с правилами и ходом игры.

2. Представление жюри.

3. Педагоги делятся по командам.

4. Разминка «Заморочки». 

5. Конкурс «Что бы это значило».

6. Конкурс Музыкальный конкурс «Кот в мешке».

7. Конкурс «Озорные буквы».

8. Конкурс «Крылатые выражения».

9. Конкурс  «Продолжи потешку».

10. Конкурс  «В гостях у сказки».

11. Конкурс «Многоликая загадка»

12.  Подведение итогов игры.

Ход игры

Педагоги делятся на команды: предложить прямоугольники 2-х цветов, педагоги разбиваются на команды по цветам.

 

Разминка «Заморочки». На обдумывание – 3 минуты. Отвечает та команда первой, которая поднимет первой свой флажок.

Жюри проставляет количество баллов на контрольных листах и табло.

Задание. Узнать во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованные русские пословицы и поговорки.

  1. Потерялся в небольшом количестве хвойных вечно зеленых деревьев. (В трех соснах заблудился.)
  2. Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства. (Знает кошка, чье мясо съела.)
  3. Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждет возмездие за выделившийся в большом количестве секрет слезных желез маленького грызуна. (Отольются кошке мышкины слезки.)
  4. Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заострить свой орган обоняния. (Комар носа не подточит.)
  5. Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики.)
  6. В нижних конечностях истины нет. (В ногах правды нет.)
  7. Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать сильное влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. (Любовь зла – полюбишь и козла.)
  8. Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно. (Голь на выдумку хитра.)
  9. Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения. (Кто старое помянет – тому глаз вон.)
  10. Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг глазного яблока. (Врет и глазом не моргнет.)

 

Конкурс «Что бы это значило?»

Задание. Выбрать из вариантов толкования слова один  верный.

  1. Отопки – несгоревшие дрова или стоптанные башмаки?
  2. Книгочей – любитель чтения или библиотекарь?
  3. Вертун – вертлявый человек (непоседа) или ветряная мельница?
  4. Катанки – санки или валенки?
  5. Каракуль – ценный мех или непонятная запись?
  6. Сирый – волк или сирота?
  7. Хмарь – темнота, пелена тумана или преступник?
  8. Тараторка – тот, кто много говорит или сорока?

1 Кружлявый:
  - прыщавый:

  - кудрявый (правильный ответ);

  - веснушчатый.

2.Уварахтаться:

- испачкаться (правильный ответ);

 -  укутаться;

- заблудиться.    

3. Остолопиться:

- сердиться:

   - упрямиться;

   - растеряться (правильный ответ);

4. Кукомоя

-красавица

-неряха(правильный ответ)

-стряпуха;

5.Жуко́вина

-муравейник

-камень на перстне (правильный ответ)

-ягода;

6.Закуржеветь

-заиндеветь (правильный ответ)

-заржаветь

-покраснеть;

7. Карла – ворона или человек маленького роста?

8. Шамкать – есть не спеша или говорить невнятно? 

Музыкальный конкурс «Кот в мешке».

Задание: звучат 4 мелодии русских народных песен или плясок, игроки должны отгадать их название. Отвечает та команда первой, которая поднимет первой свой флажок.

Конкурс «Озорные буквы»

Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.

  1. Мы сами с ушами (усами) ш – с.
  2. Больше дела, меньше снов (слов) н – л.
  3. Не тесто красит человека, а человек тесто (место) т – м.
  4. Марина любит ласку, чистку, смазку (машина) р – ш.
  5. На ловца и дверь бежит (зверь) д –з.
  6. Корова на дворе – молоко на столбе (столе), лишняя б.
  7. Лось до добра не доведет (ложь) с – ж.
  8. Не речь кормит, а труд (печь) р- п.
  9. Лес рубят, кепки летят (щепки) к – щ.
  10. Двое пишут – семеро руками машут (пашут) и – а.
  11. Не зная броду, не суйся в моду (воду) м – в.
  12. Своя нога не тянет (ноша) г – ш.
  13. Летом тень год кормит (день) т – д.
  14. Машу маслом не испортишь (кашу) м – к.
  15. Нашла коза на камень (коса) з – с.
  16. Голода не бойся и по пояс мойся (холода) г – х.
  17. У лжи ногти коротки (ноги), лишняя т.
  18. Полк в овечьей шкуре (волк) п- в.
  19. Забота не волк –  в лес не убежит (работа) з – р.
  20. Ни кола, ни вора (двора), не хватает д.

Конкурс «Крылатые выражения». Задание:  назвать произведение и автора.

1-У сильного всегда бессильный виноват

(Басня «Волк и Ягненок». Крылов И.А.)

2-Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона                                                                              (басня И.А. Крылова Слон и Моська)

        

3 -Счастливые часов не наблюдают.

-Подписано, так с плеч долой.

-Служить бы рад, прислуживаться тошно.

-Свежо предание, а верится с трудом.

-А судьи кто?

-Ах, злые языки страшнее пистолетов.

-Ба! знакомые все лица

(А.С. Грибоедов.«Горе от ума»)

4-Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука
.(И.Л. Крылова "Лебедь, Щука и Рак)

5.Услужливый дурак опаснее врага.

(И.Л.Крылов. Пустынник и Медведь.)

6.Великий человек лишь громок на делах.

Кто про свои дела кричит всем безумолку - в том, верно, мало толку.

(И.Л.Крылов. Две Бочки)

7.Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник                                                                                                        

(И.Л.Крылов."Щука и Кот")

8.В карете прошлого никуда не уедешь (М. Горький «На дне»)

 Конкурс «Продолжи потешку»

Ведущий раздаёт вопросы. На решение – 3 минуты. Игроки зачитывают ответы, передают листы жюри.

Задания:№1.

1). На болоте стоит пень - шевелиться ему лень

2). По дубочку постучишь - прилетает быстрый чиж

3). Сидит котенька на лавке - утирает глазки лапкой

Задания:№2.

1). Лиса по лесу бежала - лиса хвост потеряла

2). Идёт серенький волчок - тебя схватит за бочок

3). Наша деточка мала - сама к мамочке пошла

Конкурс «В гостях у сказки»

Задание. Отгадать название сказки.

  1. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал. (Колобок.)
  2. Группа террористов похищает ребенка, оставленного без присмотра. Мальчика приносят к главарю – старой женщине. Кто был главарем этой банды и как называется сказка? (Баба Яга. Гуси-лебеди.)
  3. Несмотря на то, что Баба Яга, как любая женщина, скрывает, сколько ей лет, стало известно, что ее возраст выражается наименьшим трехзначным числом. Сколько лет Бабе Яге? (100.)
  4. У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которыми на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? (Два веселых гуся.)

Конкурс «Многоликая загадка». Задание: отгадать загадку. Отвечает та команда первой, которая поднимет первой свой флажок.

1 Без крыл летит, без ног бежит

Без огня горит, без ран болит.

(Ветер, туча, солнце, сердце)

2 Пришёл волк-весь народ умолк,

Ясен сокол пришёл, весь народ пошёл.

(День, ночь)

 

       3  Вырос куст из 4 мест,

На том кусту 12 гнёзд,

В каждом гнезде по 4 синицы,

У каждой синицы по 14 яиц:

Семь беленьких, да 7 черненьких.

(Год, месяц, неделя, день, ночь)

4 Была белая да седая,

Пришла зелёная, молодая.

(зима, весна)

5 Мать толста, дочь красна,

Сын храбёр, под небеса ушёл.

(Печь, дым, огонь)

6 Дарья да Марья друг на дружку глядят,

Сойтись не могут.

(Пол, потолок)

7 Щука двинет, лес вянет,

На том месте город встанет.

(Коса, трава, копны)

8 Раскинут ковёр, рассыпан горох,

Ни ковра не поднять,

Ни гороха не собрать.

(небо, звёзды)

 Подведение итогов игры.

Жюри подводит итоги деловой игры.

Команды получают призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов « Древо Мудрости»

Проверить, выяснить и уточнить знания педагогов по экологическому воспитанию дошкольников....

Деловая игра для педагогов « Древо Мудрости»

Проверка знаний педагогов по экологическому воспитанию дошкольников....

Деловая игра для воспитателей «Фольклор — кладезь мудрости»

Деловая игра, чтобы пополнить профессиональные знания, умения воспитателей по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с устным народным творчеством"....

Деловая игра для воспитателей «Фольклор — кладезь мудрости»

Деловая игра, чтобы пополнить профессиональные знания, умения воспитателей по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с устным народным творчеством"....

Сценарий педсовета по формированию народной культуры. Деловая игра «Фольклор-кладезь мудрости»

Цель: выявление профессиональных знаний, умений, педагогической эрудиции воспитателей по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с устным народным творчеством"....

Деловая игра для педагогов "Дерево мудрости"

Готовая разработанная игра для педагогического коллектива....

Деловая игра для педагогов "Банк мудрости"

Мероприятие было организовано и  проведено в Доме учителя 22.11.2021 г.  Участники разделились на команды и проходили станции по маршрутным листам....