«От любопытства к любознательности»
консультация
Приобретение любого познания
всегда полезно для ума, ибо он
сможет впоследствии отвергнуть
бесполезное и сохранить хорошее.
Ведь ни одну вещь нельзя ни любить,
ни ненавидеть, если сначала её
не познать.
Леонардо да Винчи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_lyubopytstva_k_lyuboznatelnosti.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«От любопытства к любознательности»
Приобретение любого познания
всегда полезно для ума, ибо он
сможет впоследствии отвергнуть
бесполезное и сохранить хорошее.
Ведь ни одну вещь нельзя ни любить,
ни ненавидеть, если сначала её
не познать.
Леонардо да Винчи
Знаменитое восклицание Архимеда – «Эврика!», что означает: нашёл, понял, открыл, ежедневно сопровождает детей дошкольного возраста. Не зря дошколят зовут «почемучками». Им всё интересно, ведь многое в жизни они постигают впервые.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт) направлен на решение многих задач, среди которых особое место занимают задачи познавательного развития. В Стандарте использованы три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия» [1]. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности [2].
Что значит любопытство? Может ли оно перерасти в любознательность, и как этого добиться? Наверное, можно сказать, что все дети любопытны. А вот, чтобы «пробудить» любознательность, необходимо сформировать познавательный интерес, познавательную самостоятельность и инициативность. Далеко не все дети дошкольного возраста обладают этими ценными качествами. Взрослые чаще озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоят задачи формирования личности «нового поколения» - человека творческого, инициативного, способного принимать решения в различных ситуациях. А для этого необходимо формировать у ребёнка устойчивый интерес к активности, преодолению препятствий, а также желание попробовать самому.
Хотелось бы поделиться своим опытом по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. В качестве важного условия познавательного развития в Стандарте названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить наряду с другими видами детской деятельности - познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами. В 2017 - 2019 учебном году в нашем ДОУ стартовал долгосрочный практико-ориентированный проект «Благоустройство участка на территории ДОУ – островок познания». Реализация этого проекта даёт нам возможность создать единое образовательное пространство, а также наиболее эффективно использовать режимные моменты для организации образовательной деятельности. Все прогулочные участки имеют тематическую направленность в соответствии с линией развития ребёнка и возрастными особенностями детей. Так, появились «островки» Сказок, Знаек, Здоровячков, Народных умельцев и др. На каждом участке - островке накапливается игровой и дидактический материал, ориентированный на все возрастные группы. Один раз в неделю дети переходят на «чужой» участок. Педагоги заранее готовятся к прогулке, отбирают необходимые средства обучения, подбирают игры, проводят предварительную работу с детьми. Оформление участка группы старшего возраста направлено на развитие познавательных интересов детей. Собрана большая картотека и оборудование для проведения экспериментально-исследовательской деятельности. Дети любой возрастной группы могут найти занятие по интересам: заглянуть в «творческую лабораторию», поупражняться в настольных играх, понаблюдать за погодными явлениями. В летнее время совершить мини-поход и посидеть у «костра», зимой побывать на Северном полюсе и встретиться с Умкой и его мамой. Таким образом, повышается интерес детей и к самой прогулке и к её содержанию.
Ещё одно направление, которому я уделяю большое внимание – это привлечение самих ребят к изготовлению дидактических игр и пособий, изобразительных средств, игровых атрибутов и пр. Необходимо «зажечь» в ребёнке творческую искорку, а затем создать ситуацию успеха, чтобы юный экспериментатор поверил в свои силы. Часто мы сетуем на то, что не хватает средств на приобретение нового оборудования. Я изобрела свой способ изготовления занимательных игр, превращая, казалось бы, на первый взгляд незатейливые и непригодные предметы в полезный развивающий материал. Пластиковые крышки, бельевые прищепки, фигурки из киндер-сюрпризов, «оживают» под руками педагога и обретают новые возможности. Вместе со мной мастерят и дети. Для них является настоящим открытием, что крышки из-под йогуртов можно превратить в разноцветные шашки, а кусочки картона преобразовать в различные геометрические фигуры. Уровень познавательной активности детей возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, являются не только наблюдателями процесса, а занимают активную позицию и сами участвуют в творческой деятельности. Ведь игры, выполненные своими руками гораздо привлекательней и интересней. А как здорово, если в результате экспериментальной деятельности получается полезный продукт, например, мыло. Дети поэтапно выполняют все необходимые действия, следят за изменениями, и на их глазах бесцветная масса превращается в ароматные, разноцветные брусочки в виде разнообразных фигурок. И не любимая детьми процедура, как мытьё рук перед едой, становится приятным удовольствием. Такая форма работы как творческая лаборатория привлекает даже малоактивных детей. Дети охотно познают то, к чему хорошо относятся.
Ещё одной интересной формой работы в группе старшего возраста является конкурс «Играй, думай, делай!». Существует ошибочное мнение, что успешным и умным считается тот, кто способен с точностью повторить, воспроизвести. Но в данном случае ребёнок задействует свою память, а не мышление. И при столкновении с новой проблемой он становится беспомощным. Гораздо эффективнее, когда ребёнок сам добывает знания и находит ответы. Пусть он ошибается и преодолевает трудности, не надо давать готовых решений. Мы, взрослые, должны поддержать его и сказать: «Не бойся, иди вперёд! Да, этот мир неизведан, но мы вместе будем открывать эту книгу знаний.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
[Текст] – М: Центр педагогического образования, 2014. – 10, 11 с.
2. Аксёнова Т.А. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Режим доступа: nsportal.ru – Статья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Кто ничего не видел, тот лишен любопытства"
Вы, конечно, знаете, что мотив – это то, что побуждает человека к деятельности. Ради чего ребенок учится? Может быть, ему интересен сам процесс познания нового? Или он б...
«Неизведанное рядом! Любопытство? Интерес?» Встреча родительского клуба «Мы вместе!».
Цель:заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами. Задачи:- ознакомить родителей с условиями развити...
СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Любопытство - не порок»
Альтернативные формы работы с родителями...
Консультация для родителей "Детское любопытство"
Консультация для родителей о формах и проявлениях детского любопытства....
Детское любопытство
Детское любопытство не знает границ...конечно, кроме нежелания взрослых его удовлетворить. Родители часто устают от детских "почему", воспринимают их как вредность, баловство. К тому же, взрослые част...
Консультация "Удовлетворить любопытство детей"
В консультации описывается что главный помошник маме в удовлетворении любопытства детей - это стихи....
Любопытство и любознательность.
Каждый ребенок активно стремится к накоплению информации об окружающем мире. Но почему одного такого карапуза называют просто любопытным, а второго гордо именуют любознательным? Существует ли разница ...