Проект к Году Семьи в ДОУ
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Иланский детский сад № 50»
ПРОЕКТ
«Организация в ДОО Года семьи»
Старший воспитатель МБДОУ
«Иланский детский сад № 50» С.Ю. Гамолка
№№ | Содержание | Стр. |
1. | Паспорт проекта | 2 |
2 | Пояснительная записка | 4 |
3. | Цель и задачи | 5 |
4. | Планируемые результаты | 6 |
5. | Риски и пути преодоления рисков | 7 |
6. | Мониторинг эффективности проекта | 8 |
7. | Содержание методической деятельности | 10 |
7.1. | Основные направления работы с детьми | 10 |
7.2. | Методическое сопровождение педагогов | 14 |
7.3. | Взаимодействие с родителями | 20 |
7.4. | Взаимодействие с социальными партнерами | 22 |
8. | Планирование методических, образовательных и досуговых мероприятий (по месяцам) | 24 |
9 | Литература | 33 |
- Паспорт проекта
Название и тип проекта | проект «Организация в ДОО Года семьи» |
Авторы-разработчики | старший воспитатель, творческая группа педагогов ДОО |
Участники проекта | Воспитанники, родители (законные представители), педагоги, старший воспитатель, социальные партнеры. |
Этапы реализации проекта | Реализация проекта осуществляется в течение 2024 года, с января по декабрь. I этап. Подготовительный (январь-февраль 2024) II этап. Основной (март-октябрь 2024) III этап. Заключительный (ноябрь-декабрь 2024) |
Основания для разработки проекта |
|
Цель проекта | Популяризация государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей в условиях ДОО. |
Задачи проекта |
|
Этапы проведения проекта | I этап. Подготовительный (январь-февраль 2024) Цель: Создание условий для организации педагогической работы в ДОО по сохранению и популяризации традиционных семейных ценностей российского общества. II этап. Основной (март-октябрь 2024) Цель: Разработка и реализация управленческих, методических и педагогических мероприятий, посвященных Году семьи. III этап. Заключительный (ноябрь-декабрь 2024) Цель: Обобщение опыта работы педагогического коллектива ДОО по теме проекта. |
Продукты проекта |
|
- Пояснительная записка
Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина 2024 год объявлен Годом семьи.
Семья – это основа жизни каждого человека и важнейшая ценность для развития общества и государства. Именно в семье сохраняются традиции и культурно-историческая преемственность поколений. В окружении близких родственников ребенок получает начальные знания об отношениях между людьми и об окружающем мире. Сложившиеся представления будут во многом определять его морально-ценностные установки, а также модель поведения уже во взрослом возрасте.
Поэтому формирование у детей дошкольного возраста представлений о семье и семейных ценностях - одно из важнейших направлений современной социально-образовательной политики. Не случайно, во многих нормативных документах по образованию упоминается о работе с семьей и взаимодействии с родителями.
Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (ред. от 19.12. 2023) говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации, российское движение детей и молодежи оказывают помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (Статья 44, п.2).
ФГОС дошкольного образования декларирует, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи (ФГОС, раздел .I, пункт 1.4. 6).
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее – ФОП), утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028, сказано, что основу воспитания детей составляют традиционные ценности российского общества.
Таким образом, государственная политика РФ направлена на защиту семьи и сохранение семейных ценностей, которые являются основой общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны.
Педагогам детского сада необходимо обеспечить у дошкольников ориентацию на традиционные семейные ценности, которые формируют мировоззрение граждан России и передаются от поколения к поколению.
К семейным ценностям относятся:
- уважение к родителям и родственникам;
- забота о детях, воспитание их в духовно-нравственных традициях своих предков;
- крепкие семейные отношения и сохранение домашнего очага.
Вышеназванные нравственно-этические понятия должны быть поняты и усвоены детьми.
В связи с объявленным Годом семьи, а также с целью популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей, был разработан данный управленческий проект «Организация в ДОО Года семьи».
- Цель и задачи проекта
Цель | Популяризация государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей в условиях ДОО. |
Задачи |
|
- Планируемые результаты проекта
Для методической службы ДОО |
|
Для педагогов |
|
Для детей |
|
Для родителей |
|
- Риски и пути преодоления рисков
Основные риски проекта | Пути преодоления рисков: |
|
|
- Мониторинг эффективности проекта
№ | Направления мониторинга | Диагностические методики |
1. | Диагностика знаний и | Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. Ссылка на пособие: https://yarkina-push-mashenka51.edumsko.ru/documents/doc/874372 В пособии: Диагностика знаний и представлений детей о семье: - первая младшая группа – стр. 33; - вторая младшая группа – стр. 34; - средняя группа – стр. 57; - старшая группа – стр. 77; - подготовительная к школе группа – стр. 80. |
2. | Мониторинг семьи | Мониторинг семьи в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]: методические рекомендации для педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций / сост. Г. Н. Кузнецова, С. Н. Обухова. – Челябинск : ЧИППКРО. – 2017. – 48 с. Ссылка на пособие: https://ipk74.ru/upload/iblock/180/1806e7e1aef6524e493bc32e7dedac31.pdf В пособии: - инструментальное обеспечение педагогического мониторинга компетентности родителей – стр.22; - основные мониторинговые методики – стр. 26; - дополнительные мониторинговые методики – стр.33. |
3. | Изучение эффективности взаимодействия педагога и семьи | Взаимодействие семьи и образовательной организации: слагаемые успеха. Методическое пособие // автор Пигуль Г.И.; под общ. ред. Осеевой Е.И. – Хабаровск: КГАОУ ДПО ХК ИРО, 2021. – 84 с. Ссылка на пособие: https://education-khv27.ucoz.net/_spt/mp-vzaimodejstvie_semi_i_obrazovatelnoj_organizaci.pdf В пособии: - критерии и показатели эффективности взаимодействия педагога с родителями – стр. 16. |
4. | Анализ РППС групп ДОО по ознакомлению детей с институтом семьи | «Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования». Ссылка на пособие: https://docs.edu.gov.ru/document/f4f7837770384bfa1faa1827ec8d72d4/ В пособии: - критерии оценки РППС - стр.38. |
Формами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ педагогической деятельности воспитателей и специалистов ДОО.
7. Содержание методической деятельности
- Основные направления работы с детьми
Воспитатели и специалисты детского сада обеспечивают формирование у дошкольников основ семейной культуры.
Содержание работы реализуется:
- в процессе организованной образовательной деятельности;
- в процесс взаимодействия педагога с детьми в режимные моменты;
- в самостоятельной деятельности дошкольников;
- в процессе взаимодействия с семьями воспитанников по реализации задач проекта.
Задачи конкретизируются по образовательным областям развития детей и интегрируются во все виды детской деятельности.
Образователь-ная область | Задачи | Виды детской деятельности |
Социально-коммуника-тивное развитие |
| Коммуника-тивная; игровая; познавательная |
Познава-тельное развитие |
| познавательно-исследова-тельская; коммуника-тивная; игровая. |
Речевое развитие |
| коммуника-тивная; познавательная; игровая. |
Художественно-эстетическое развитие |
| художественно-эстетическая; игровая; коммуника-тивная; познавательная; продуктивная. |
Физическое развитие |
| двигательная; игровая; коммуника-тивная; познавательная. |
Формы взаимодействия с детьми
Формы организации образовательной деятельности имеют вариативный характер, отбираются и используются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Форма | Содержание формы |
Образовательная ситуация | В процессе образовательной ситуации дети решают проблему, касающуюся семейных отношений или быта, а педагог направляет дошкольников на решение проблемы, помогает им смоделировать реальную действительность и возможные варианты поведения. Образовательные ситуации могут быть реализованы в процессе занятий, в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей. |
Игра | Применяются различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и малоподвижные, строительно-конструктивные, игры-квесты, игры-путешествия, игры-забавы, игровые ситуации и др. |
Игровые проблемные ситуации | При решении этих ситуаций у воспитанников лучше усваиваются необходимые знания, моделируется стратегия поведения для разрешения проблемы в сфере семейных отношений. |
Мастерская | Форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность. В «Мастерской» дети, совместно с воспитателями и родителями, рисуют, занимаются лепкой и аппликацией. изготавливают различные поделки, подарки, игрушки, лэпбуки по теме проекта и др. |
Чтение | Форма восприятия детской художественной литературы и произведений народного фольклора. Направлена на ознакомление детей с семейными ценностями, традициями, бытом семьи, взаимоотношениями между родственниками. |
Рассматривание и обсуждение | Форма совместной деятельности, в центре которой - предметные и сюжетные картинки, фотографии, картины, иллюстрации к литературным и художественным произведениям по теме «семья», |
Проект | Форма более углублённого изучения семьи по какому-либо направлению, например «Любимые блюда моей семьи» или «Любимые песни моей семьи». В проекте ребенок самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт. Анализирует и применяет полученные знания в различных детских видах деятельности. |
Викторины и конкурсы | Интерактивные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Таким образом проверяются знания детей по теме «семья». |
Оформление выставок | Форма организации педагога с детьми, направленная на результат совместной деятельности. В детском саду организуются различные тематические выставки по семейной тематике. |
Также используются такие формы совместной образовательной деятельности педагога и детей как:
- наблюдение;
- виртуальные экскурсии;
- просмотр семейных видеороликов;
- слушание музыки, исполнение танцев и песен;
- коллекционирование предметов и сувениров;
- моделирование.
- Методическое сопровождение педагогов
Методическая поддержка педагогов происходит непрерывно и поэтапно в деятельности, которая, в свою очередь, преобразует образовательное пространство ДОО.
Задачи методической службы:
- Создать научно-методические и материально-технические условия для развития профессиональных компетенций воспитателей и специалистов ДОО по формированию у детей дошкольного возраста представлений о семье и традиционных семейных ценностях.
- Разработать комплекс методических мероприятий, посвященных Году семьи.
- Сформировать и закрепить на практике компетенции педагогов, необходимые для включения в образовательный процесс ДОО эффективных практик по приобщению дошкольников к культуре семьи.
- Обобщить и транслировать накопленный опыт среди педагогического сообщества на различных уровнях, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Одним из важных условий реализации проекта является командная работа педагогов ДОО. Они должны быть объединены пониманием перспективы данного направления и проводить в коллективе единую политику по достижению поставленных задач. Эффективность и качество приобщения детей к семейным ценностям зависит от способности воспитателей и специалистов детского сада действовать совместно и взаимосвязанно.
Направления деятельности педагогических работников:
Должность | Направление деятельности |
Заведующий | - оптимизирует образовательный процесс; - улучшает материально-техническую базу. |
Старший воспитатель | - изучает и внедряет вариативные формы работы; - создает библиотеку педагогической литературы и периодических изданий по теме проекта; - создает условия для повышения профессиональных компетенций педагогов по данному направлению. |
Воспитатели | - проводят образовательную деятельность по формированию у детей знаний о семье, родственных отношениях, правилах общения в семье, значимых семейных событиях; - организуют мониторинговые мероприятия по освоению детьми представлений о семье и семейных ценностях. |
Музыкальный руководитель | - формирует у дошкольников ценностные представления о семье в процессе музыкальной деятельности; - знакомит воспитанников с музыкальными произведениями о семье. |
Инструктор по физкультуре | - оздоравливает и физически развивает детей на основе гимнастик, подвижных игр и различных видов спорта в рамках ознакомления с семейными ценностями. |
Специалисты ДОО (учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог) | - обеспечивают адаптивное образовательное пространство для детей с ОВЗ в процессе ознакомления их с институтом семьи; - проводят коррекционно-развивающую работу. |
Для успешной реализации задач организуется система внутреннего обучения педагогов. Данная методическая деятельность включает комплекс различных форм: коучинг-сессии, семинар-практикум, мастер-класс, педагогический тренинг, кейс-метод, баскет-метод, творческая лаборатория, педагогическая мастерская.
Проводятся открытые просмотры образовательных мероприятий с детьми, смотры-конкурсы развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах.
Предусматривается организация самостоятельной работы педагогов по освоению различных направлений темы проекта.
Основные формы обучения педагогов
№ | Форма обучения | Содержание |
1. | Коучинг-сессии | Тема: «Воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с традиционными семейными ценностями российского общества» Цель: ознакомление педагогов с теоретическими и практическими вопросами воспитания дошкольников в рамках традиционных семейных ценностей. Темы для обсуждения на коучинг-сессиях:
|
2. | Семинар-практикум | Тема: «Семейные традиции» Цель: создание условий для закрепления на практике профессиональных знаний педагогов о воспитательном значении семейных традиций. Содержание:
- «Празднование дней рождений и семейных праздников»; - «Традиционные домашние обязанности всех членов семьи»; - «Семейные игры родителей со своими детьми». |
3. | Мастер-класс | Тема: «Технологии, способствующие формированию у детей представлений о семье» Цель: формирование профессиональных компетенций педагогов по применению современных образовательных технологий в работе с дошкольниками.
Применение современных технологий деятельностного и личностно-ориентированного характера: - личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская); - технология проблемного обучения (Дж.Дьюи, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.Т. Кудрявцев); - технология моделирования (О.Г. Романенко, Н.Ю. Борякова, Ю.М. Горвиц); - элементы технологии ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер, И.Н. Мурашковска, А. Гин); - информационно-коммуникационные технологии (И.И. Комарова, А.В. Туликов); - технология проектного обучения (В.А. Деркунская, Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагова - игровые технологии (П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, В.М. Букатов); - и другие.
|
4. | Педагогический тренинг | Тема: «Мониторинг семьи в ДОО» (на основе пособия «Мониторинг семьи в дошкольной образовательной организации» [Электронный ресурс] : методические рекомендации для педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций / сост. Г. Н. Куз нецова, С. Н. Обухова. – Челябинск : ЧИППКРО. – 2017. – 48 с.) Цель: обеспечение эффективности работы с семьей на основе мониторинговых мероприятий. Решаемые вопросы:
|
5. | Кейс-метод | Тема: «Конфликтные ситуации в работе с родителями и пути их решения» Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов по взаимодействию с родителями при помощи моделируемых ситуаций. Применение кейсов: 1.Кейс-иллюстрация. Предлагается иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. На основе иллюстрации происходит разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. 2. Ролевое проектирование. Заключается в проигрывании смоделированной проблемной ситуации и нахождении выхода из данной ситуации. |
6. | Творческая лаборатория | Тема: «Освоение педагогами практической художественно-творческой деятельности» Цель: способствовать развитию профессиональных возможностей педагогов на основе декоративно-прикладного творчества в рамках темы проекта. Художественно-творческая деятельность педагогов включает:
|
7. | Баскет-метод (метод разбора деловой корреспонденции) | Тема: «Педагогическая деятельность по ознакомлению дошкольников с семьей» (Анализ деятельности воспитателей и специалистов ДОО по представленным документам и педагогическим материалам). Цель: формирование навыков педагогической рефлексии на основе работы с детьми дошкольного возраста. Вопросы для разбора:
|
8. | Педагогическая мастерская | Тема: «Проектирование Центра детской активности «Музей семьи» План проведения мастерской:
|
Эффективную роль играют дистанционные формы методической работы: просмотр и обсуждение открытых мероприятий по снятому видео, консультации в форме индивидуальных телефонных разговоров, в мессенджере WhatsApp, в социальной сети ВКонтакте.
В методическом кабинете необходимо иметь видеотеку вебинаров, мастер-классов, открытых НОД по теме ознакомления дошкольников с семьей.
Таким образом, активные формы работы с педагогами являются непременным условием успешной реализации задач по развитию компетентностей, так как позволяют формировать все компоненты трудовой функции педагога, полнее и эффективнее усваивать педагогические знания, развивать интерес и желание заниматься педагогической деятельностью, создавать благоприятные условия для самопознания и адекватной самооценки.
Системная организация практических методических мероприятий приносит ощутимые результаты. В итоге в арсенале большинства воспитателей и специалистов ДОО сформируется достаточно широкий спектр различных культурных практик, методик и технологий, применяемых при взаимодействии с детьми.
- Взаимодействие с родителями
В соответствии с ФОП ДО, главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи (ФОП ДО, раздел 26, пункт 1).
Направления взаимодействия с родителями
(в соответствии с ФОП)
№ | Направление | Содержание | Методы, приемы и способы |
1 | Диагностико-аналити-ческое | Включает получение и анализ данных о семье каждого ребенка, её запросах в отношении воспитания; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей; а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач. | Опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями; Дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так др. |
2 | Просвети-тельское | Предполагает просвещение родителей по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области защиты и сохранения семьи, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми. | Групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары- практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей; журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей, педагогические библиотеки; сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей и детей. Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные, музыкальные и другие тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и др. |
3 | Консульта-ционное | Объединяет в себе консультирование родителей по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и др. |
Особое внимание уделяется информированию родителей. Они должны быть в курсе всех проводимых в детском саду мероприятий.
Рекомендуется:
- установка небольших рекламных щитов в приемной группы по поводу предстоящего события;
- рекламная информация и видеоролики на сайте ДОО, на странице ВКонтакте или сообщение в Ватсап;
- создание информационных плакатов;
- выпуск предметов-сувениров с символикой предстоящего мероприятия (значки, конверты, открытки);
- создание электронной библиотеки по семейной тематике.
Использование ИКТ расширяет возможности взаимодействия педагога и родителей, поэтому на сайте ДОО размещаются консультации, советы, картотеки различных игр, проводятся дистанционные викторины. Выкладываются фотоотчеты и тематические видеофильмы о развлечениях, открытых занятиях и других мероприятиях, посвященных семье.
Все наглядно-информационные материалы должны создавать у родителей положительный, целостный и эмоционально-окрашенный образ и детского сада, и группы по организации Года семьи.
В результате такой целенаправленной деятельности происходит осознанное включение родителей (законных представителей) в единый совместный процесс ознакомления детей с семьей.
- Взаимодействие с социальными партнерами
С целью создания системы взаимосотрудничества педагогов с социальными институтами для реализации данного проекта, а также для обеспечения благоприятных условий в рамках формирования у детей представлений о семье и семейных ценностях, осуществляется совместная работа с образовательными и культурными учреждениями города (поселка).
Цель: максимальное использование возможностей совместной деятельности ДОО и социума, повышение качества образовательных услуг и уровня реализации ФОП ДО в рамках Года семьи.
Задачи:
- Создать систему взаимодействия ДОО с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов.
- Обеспечить взаимодополняемость и альтернативность путей реализации индивидуальных потребностей детей и родителей в качественном дошкольном образовании за счет взаимодействия с социальными партнерами.
- Обогатить образовательный процесс новыми педагогическими практиками в сфере сохранения института семьи.
- Способствовать развитию социокультурной компетентности всех участников образовательного процесса, направленных на активное освоение семейных традиций и ценностей народов России.
Взаимодействие с социумом
Наименование учреждения | Формы взаимодействия |
Обще- образовательная школа | - открытые просмотры занятий в школе и ДОО; - посещение детьми детского сада и их родителями социокультурных мероприятий в школе в качестве приглашенных гостей; - совместное проведение тематических мероприятий (праздников, развлечений, конкурсов и др.); - совместное проведение социокультурных акций; - разработка и реализация совместных проектов по теме «семья». |
Школа искусств | - посещение детьми детского сада и их родителями концертов в школе искусств качестве приглашенных гостей; - посещение выставок творческих работ учеников школы по семейной тематике; - совместное проведение мероприятий, посвященных Году семьи; - разработка и реализация совместных проектов; - совместное участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах в рамках Года семьи. |
Библиотека | - посещение тематических выставок методической, художественной и детской литературы; - посещение социокультурных мероприятий, организованных библиотекой; - совместное проведение тематических мероприятий: «Семейные гостиные», «День семьи» и др. |
Музей | - посещение экскурсий с целью приобщения детей к национальной культуре своего региона; - совместное проведение тематических мероприятий; - оказание помощи работников музея в организации в ДОО Центров детской активности «Музей семьи» (в группах) и экспозиций по теме «семья».
|
8. Планирование методических, образовательных
и досуговых мероприятий
(по месяцам)
Месяц | Содержание методических действий | Итоговые документы |
Январь | 1. Разработать: - Приказ об организации в ДОО мероприятий в рамках Года семьи; - Положение о творческой группе по организации и проведению в ДОО Года семьи. | Локальные документы, касающиеся организации в ДОО Года семьи |
2. Создать творческую группу в целях организации в ДОО комплекса мероприятий, посвященных Году семьи. | Положение о творческой группе,план творческой группы | |
3. Разработать управленческий проект по организации в ДОО методических, образовательных и досуговых мероприятий, посвященных Году семьи. | Управленческий проект«Организация в ДОО Года семьи» | |
4. Провести методический час с педагогами по организации в группе работы с целью формирования у детей представлений о семье. | Протокол проведения методическогочаса | |
5. Провести анализ соответствия РППС детского сада требованиям ФГОС ДО, ФОП ДО и задачам проекта. | Справка о соответствии РППС требованиям ФГОС ДО, ФОП ДО и задачам проекта | |
Февраль |
- методический буклет «Год семьи в ДОО»; - консультация-презентация «Организация в группе детского сада работы по формированию у дошкольников представлений о семье и семейных ценностях»; - методические рекомендации «Сотрудничество с родителями (законными представителями) по ознакомлению детей с традиционными ценностями семьи». В течение года разрабатывать методические документы по мере необходимости. | Материалы основного пакета методических документов: буклеты, тексты консультаций, рекомендаций и др. |
- родители (законные представители) - дети; - педагоги - родители (законные представители).
| Материалы профессионально-родительских и детско-родительских общностей: «Родительская школа», «Семейный совет», «Успешный родитель», «Семейная мастерская» и др. | |
3. Познакомить родителей с целью и задачами проекта «Организация в ДОО Года семьи» и планом работы по данному направлению. | Тексты сообщений, выступлений, консультаций. | |
4. Организовать педагогический тренинг для воспитателей и специалистов «Мониторинг семьи в ДОО» | Инструментарий мониторинга, диагностические материалы | |
Март |
| Протокол проведения методическогочаса |
| Планы работы воспитателей, конспекты и сценарииобразовательных и досуговых мероприятий | |
| Рукописныекниги | |
| Договоры о сотрудничестве.Планы совместной деятельности ДОО и учреждений социума | |
Апрель |
| Выставка пособий, предметов и объектов«Музея семьи» |
2. Инициировать деятельность педагогов в каждой группе по ознакомлению детей с культурой и семейными традициями народов родного края (региональный компонент). | Методические материалы, отображающие педагогическую деятельность по региональному содержанию | |
| Лэпбуки | |
4. Оказать методическую поддержку в организации и проведении праздников: 10 апреля — День брата и сестры | Сценарии праздников | |
Май |
| План летней оздоровительной работы |
| Тезисы и тексты консультаций. | |
В течение года пополнять методические пособия и литературу по мере необходимости. | Педагогическая, публицистическая и художественная литература по теме «семья» | |
В течение года пополнять оборудование по мере необходимости. | Пособия, атрибуты и оборудование, способствующие формированию представлений о семье | |
5. Оказать методическую поддержку в организации и проведении праздника: 15 мая - Международный день семьи. | Сценарий праздника | |
Июнь |
| Сценарий акции, посвященной Дню защиты детей |
| Макеты семейных предметов и реликвий | |
| Экспозиции и выставки | |
| Сценарии и конспекты обучающих мероприятий для родителей (законных представителей) | |
Июль | 1. Провести методическое мероприятие на основе кейс-метода «Конфликтные ситуации в работе с родителями и пути их решения» | План-конспект методического мероприятия |
2. Организовать посещение экскурсий в краеведческий музей с целью приобщения детей к национальной культуре своего региона и своих предков. | Фотовыставка о посещении краеведческого музея | |
3. Обеспечить проведение этнокультурных сеансов в каждой группе по приобщению детей и родителей с культурой того или иного народа (обучение танцу, песне, вышиванию национальных узоров). | Сценарии этнокультурных сеансов | |
4. Оказать методическую поддержку в организации и проведении праздника: 8 июля - День семьи, любви и верности. | Сценарий праздника | |
Август |
| Материалы семинара-практикума |
| Сценарий конкурса «Читающая семья» | |
| План совместных мероприятий библиотеки и ДОО,сценарий «Семейной гостиной» | |
| Сценарий праздника | |
Сентябрь |
| Материалы родительского собрания |
| Сценариймастер-класса | |
| Записи аудиотеки и видеотеки для педагогов | |
| План совместных мероприятий школы и ДОО,сценарий праздника «Моя семья» | |
Октябрь |
| Поделки ручной работы по семейной тематике |
| Приказ о проведении смотра-конкурса,фотовыставка, результаты смотра-конкурса. | |
| Конспекты образовательных мероприятий | |
- 1 октября — День пожилого человека; - День отца в России. | Сценарии праздников | |
Ноябрь |
| Комплект материалов «Эффективные практики по ознакомлению воспитанников с семьей» |
| Электронная библиотека для родителей по семейной тематике | |
| Аналитическая справка по деятельности воспитателей и специалистов ДОО в рамках ознакомления детей с семьей(по представленным документам и педагогическим материалам) | |
4. Оказать методическую поддержку в организации и проведении праздника: - последнее воскресенье ноября - День матери. | Сценарий праздника | |
Декабрь |
(Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.) | Аналитическая справка по результатам диагностики знаний детей |
(Взаимодействие семьи и образовательной организации: слагаемые успеха. Методическое пособие // автор Пигуль Г.И.; под общ. ред. Осеевой Е.И. – Хабаровск: КГАОУ ДПО ХК ИРО, 2021. – 84 с.) | Аналитическая справка по эффективности действий педагога в работе с родителями | |
(«Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования». – Министерство просвещения РФ, институт возрастной физиологии РАО: лаборатория дошкольного образования. – 113 с.). | Аналитическая справка по формированию РППС групп в рамках ознакомления дошкольников с семьей | |
4. Содействовать в организации и проведении праздника: - 22 декабря — Всероссийский праздник благодарности родителям «Спасибо за жизнь». | Сценарий праздника | |
5. Организовать со школой искусств «Фестиваль семейного творчества» | План совместных мероприятий школы искусств и ДОО,видеозапись фестиваля, фотовыставка | |
6. Разработать мультимедийную презентацию-отчет «Организация в ДОО Года семьи». | Мультимедийная презентация |
9. Литература
- Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 1.
- Баринова Т.М. Семейные традиции: содержание и формирование. СПб.: Сова, 2004. - 96 с.
- Взаимодействие семьи и образовательной организации: слагаемые успеха. Методическое пособие // автор Пигуль Г.И.; под общ. ред. Осеевой Е.И. – Хабаровск: КГАОУ ДПО ХК ИРО, 2021. – 84 с.).
- Градусова Л.В. Формирование образа семьи у детей старшего дошкольного возраста / Л.В. Градусова, Ю.С. Косарева // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – №5 – С. 417- 418.
- Давыдова О. И., Майер А. А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – М.: Детство-пресс, 2013.
- Дешеулина Р. П., Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2010.
- Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие по спецкурсу для студентов фак. дошк. и соц. педагогики и психологии по специальности 030900 «Дошк. педа- гогика и психология»/ Н.А. Каратаева ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2003. – 110 с.
- Коломийченко Л. В., О. А. Воронова. Семейные ценности в воспитании детей 3–7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
- Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
- Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Микляева Н. В. Семейный и родительский клубы в детском саду. – М.: Сфера, 2012.
- Микляева Н. В. Содружество детей и взрослых. Методический комплекс для детского сада. В 2-х книгах. – М.: Сфера, 2013.
- Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС. – М.: Просвещение, 2015.
- Мониторинг семьи в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] : методические рекомендации для педагогов и ру- ководителей дошкольных образовательных организаций / сост. Г. Н. Куз- нецова, С. Н. Обухова. – Челябинск : ЧИППКРО. – 2017. – 48 с.
- Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Скрипторий 2003», 2013.
- Психология и педагогика направленности ребенка на
мир семьи : учеб. пособие для подготовки магистров направления
050400 «Психолого-педагогическое образование» / О.В. Дыбина
[и др.] ; под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2011. - Ривина Е. К. Зачем знакомить дошкольников с родословной? — М.: Просвещение, 2010.
- Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Сергеева Р.Н. Пути формирования образа семьи у старших дошкольников [Текст] / Р.Н. Сергеева, В.Э. Головенко, Л.В. Гильманова // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). – Самара: Асгард, 2015.
- Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Фадеева Е. И. Семья и ДОО. Развиваем сотрудничество. Методическое пособие. – М.: Перспектива, 2015.
- Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников / Под ред. Л. В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект к Году семьи
Проект к году семьи...
Информационно-познавательная газета о ценностях и традициях семейного воспитания "Это моя семья!" (к 2024 году - Году семьи), выпуск №1 (январь)
Информационно-познавательная газета о ценностях и традициях семейного воспитания "Это моя семья!" (к 2024 году - Году семьи)Уважаемые родители!!!Указом Президента Российской Федерации от 22....
Информационно-познавательная газета о ценностях и традициях семейного воспитания "Это моя семья!" (к 2024 году - Году семьи), выпуск №2 (февраль)
Информационно-познавательная газета о ценностях и традициях семейного воспитания "Это моя семья!" (к 2024 году - Году семьи), выпуск №2 (февраль)Уважаемые родители!!!Семья – это счасть...
Информационно-познавательная газета о ценностях и традициях семейного воспитания "Это моя семья!" (к 2024 году - Году семьи), выпуск №3 (март)
Информационно-познавательная газета о ценностях и традициях семейного воспитания "Это моя семья!" (к 2024 году - Году семьи), выпуск №3 (март)Уважаемые родители!!!Семья – это перв...
Инновационный проект приуроченный к году семьи в Российской Федерации, по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Моя семья – моя Родина!»
Инновационный прпоект приуроченный к году семьи в Российской Федерации, по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Моя семья- моя Родина!"...
Информационно-познавательная газета о ценностях и традициях семейного воспитания "Это моя семья!" (к 2024 году - Году семьи), выпуск №5 (май)
Уважаемые родители!!!Семья – это главное богатство человека. Это родные люди, которые всегда готовы поддержать и помочь в любых ситуациях. Если вдруг случиться что-то, близкие готовы протян...
Информационно-познавательная газета о ценностях и традициях семейного воспитания "Это моя семья!" (к 2024 году - Году семьи), выпуск №6 (июнь)
Уважаемые родители!Семья - это союз родственников, в основе которого лежит эмоциональное чувство - любовь. Семья - это большая ценность, иметь семью - большое счастье! Предлагаем В...