Проект к Году Семьи в ДОУ
проект

Гамолка Светлана Юрьевна

Мероприятия к Году Семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_organizatsiya_v_doo_goda_semi.docx113.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Иланский детский сад № 50»

ПРОЕКТ

«Организация в ДОО Года семьи»

Старший воспитатель МБДОУ

                               «Иланский детский сад № 50»           С.Ю. Гамолка

№№

Содержание

Стр.

1.

Паспорт проекта

2

2

Пояснительная записка

4

3.

Цель и задачи

5

4.

Планируемые результаты

6

5.

Риски и пути преодоления рисков

7

6.

Мониторинг эффективности проекта

8

7.

Содержание методической деятельности

10

7.1.

Основные направления работы с детьми

10

7.2.

Методическое сопровождение педагогов

14

7.3.

Взаимодействие с родителями

20

7.4.

Взаимодействие с социальными партнерами

22

8.

Планирование методических, образовательных и досуговых мероприятий (по месяцам)

24

9

Литература

33

  1. Паспорт проекта

Название и тип проекта

 проект «Организация в ДОО Года семьи»

Авторы-разработчики

 старший воспитатель, творческая группа педагогов ДОО

Участники проекта

Воспитанники, родители (законные представители), педагоги, старший воспитатель, социальные партнеры.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта осуществляется в течение 2024 года, с января по декабрь.

I этап. Подготовительный (январь-февраль 2024)

II этап. Основной (март-октябрь 2024)

III этап. Заключительный (ноябрь-декабрь 2024)

Основания для разработки проекта

  1. Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 г. № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи».
  2. Федеральный закон от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
  3. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. (С изменениями и дополнениями от: 22 февраля, 30 марта, 26 апреля, 11 сентября, 4 октября 2018; 22 января, 29 марта 2019).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 (в редакции Приказов Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 № 31, от 08.11. 2022 № 955) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  8. Письмо Министерства просвещения России от 19.12.2022 N 03-2110 «О направлении рекомендаций» (включены «Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования»).

Цель проекта

Популяризация государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей в условиях ДОО.

Задачи проекта

  1. Создать психолого-педагогические, методические, кадровые и материально-технические условия для популяризации и сохранения традиционных семейных ценностей.
  2. Организовать методическое сопровождение образовательных и досуговых мероприятий, посвященных Году семьи.
  3. Обеспечить максимальную реализацию развивающего предметно-пространственного потенциала ДОО.
  4. Сформировать у детей дошкольного возраста первичные представления о семье и семейных ценностях.
  5. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации образовательного процесса с целью формирования у детей представлений о семье, родственных отношениях,  правилах общения в семье, значимых семейных событиях.
  6. Организовать конструктивное взаимодействие с родителями и социальными партнерами по теме проекта.
  7. Обобщить накопленный методический и педагогический опыт среди коллег и общественности на различных уровнях.

Этапы проведения проекта

I этап. Подготовительный (январь-февраль 2024)

Цель: Создание условий для организации педагогической работы в ДОО по сохранению и популяризации традиционных семейных ценностей российского общества.

II этап. Основной (март-октябрь 2024)

Цель: Разработка и реализация управленческих, методических и педагогических мероприятий, посвященных Году семьи.

III этап. Заключительный (ноябрь-декабрь 2024)

Цель: Обобщение опыта работы педагогического коллектива ДОО по теме проекта.

Продукты проекта

  1. Комплект нормативных и методических документов по организации в ДОО Года семьи.
  2. Мультимедийная презентация-отчет «Организация в ДОО Года семьи».
  3. Обобщенный опыт педагогов по популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей.

  1. Пояснительная записка

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина 2024 год объявлен Годом семьи.

Семья – это основа жизни каждого человека и важнейшая ценность для развития общества и государства. Именно в семье сохраняются традиции и культурно-историческая преемственность поколений. В окружении близких родственников ребенок получает начальные знания об отношениях между людьми и об окружающем мире. Сложившиеся представления будут во многом определять его морально-ценностные установки, а также модель поведения уже во взрослом возрасте.

Поэтому формирование у детей дошкольного возраста представлений о семье и семейных ценностях - одно из важнейших направлений современной социально-образовательной политики. Не случайно, во многих нормативных документах по образованию упоминается о работе с семьей и взаимодействии с родителями.

Так,  в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (ред. от 19.12. 2023) говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации, российское движение детей и молодежи оказывают помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (Статья 44, п.2).

ФГОС дошкольного образования декларирует, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи (ФГОС, раздел .I, пункт 1.4. 6).

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее – ФОП), утвержденной  Приказом Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028, сказано, что основу воспитания детей составляют традиционные ценности российского общества.

Таким образом, государственная политика РФ направлена на защиту семьи и сохранение семейных ценностей, которые являются основой общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны.

Педагогам детского сада необходимо обеспечить у дошкольников ориентацию на традиционные семейные ценности, которые формируют мировоззрение граждан России и передаются от поколения к поколению.

К семейным ценностям относятся:

- уважение к родителям и родственникам;

- забота о детях, воспитание их в духовно-нравственных традициях своих предков;

- крепкие семейные отношения и сохранение домашнего очага.

Вышеназванные нравственно-этические понятия должны быть поняты и  усвоены детьми.

В связи с объявленным Годом семьи, а также с целью популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей, был разработан данный управленческий проект «Организация в ДОО Года семьи».

  1. Цель и задачи проекта

Цель

Популяризация государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей в условиях ДОО.

Задачи

  1. Создать психолого-педагогические, методические, кадровые и материально-технические условия для популяризации и сохранения традиционных семейных ценностей.
  2. Организовать методическое сопровождение образовательных и досуговых мероприятий, посвященных Году семьи.
  3. Обеспечить максимальную реализацию развивающего предметно-пространственного потенциала ДОО.
  4. Сформировать у детей дошкольного возраста первичные представления о семье и семейных ценностях.
  5. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации образовательного процесса с целью формирования у детей представлений о семье, родственных отношениях,  правилах общения в семье, значимых семейных событиях.
  6. Организовать конструктивное взаимодействие с родителями и социальными партнерами по теме проекта.
  7. Обобщить накопленный методический и педагогический опыт среди коллег и общественности на различных уровнях.

  1. Планируемые результаты проекта

Для методической службы ДОО

  1. Созданы научно-методические и материально-технические условия для развития профессиональных компетенций педагогов ДОО по формированию у дошкольников представлений о семье.
  2. Организована система методического сопровождения мероприятий, посвященных Году семьи.
  3. Разработаны методические материалы, включающие конспекты коучинг-сессий, сценарии мастер-класса, семинара-практикума, педагогического тренинга, творческой лаборатории, кейс-метода и баскет-метода, рекомендации для родителей и педагогов, презентации и др.
  4. Сформирована развивающая предметно-пространственная среда в ДОО по теме «семья».
  5. Осуществлена информационно-образовательная интеграция педагогов ДОО с родителями и  социальными партнерами.
  6. Педагогический и методический опыт обобщен и транслирован на  различных уровнях.

Для педагогов

  1. Разработан учебно-методический комплект для работы с детьми по теме проекта: конспекты НОД, игровые пособия, картотеки игр, сценарии праздников и развлечений, дидактические, информационные и иллюстративные материалы, аудиотека и видеотека.
  2. Развиты профессиональные компетенции по вопросам организации образовательного процесса с целью ознакомления воспитанников с семьей и семейными ценностями.
  3. Организовано педагогическое просвещение  родителей по теме проекта.

Для детей

  1. Сформированы первичные представления о семье, родственных отношениях,  правилах общения в семье, значимых семейных событиях.
  2. Обогащен опыт позитивного взаимодействия в семье посредством занятий, игр, бесед, семейных праздников и других мероприятий с участием родителей и детей.
  3. Усвоены нравственные ценности семейной жизни: любовь и уважение к родителям и родственникам, крепкие семейные отношения, взаимопомощь, сохранение семейных традиций.
  4. Развит интерес к изучению семьи, родословной, семейных традиций через элементы исследовательской, творческой, игровой и проектной деятельности.
  5. Отражает свои знания о семье в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.

Для родителей

  1. Сформированы педагогические знания по ознакомлению детей с институтом семьи и семейными ценностями.
  2. Приобретён опыт осознанного включения в воспитание своего ребенка на основе традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа.
  3. Развито желание участвовать в образовательном процессе ДОО.

  1. Риски и пути преодоления рисков

Основные риски проекта

Пути преодоления рисков:

  1. Неготовность педагогов ДОО к работе с родителями в условиях инновационного развивающегося образовательного пространства.
  2. Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС в Центрах активности по теме «Семья и семейные ценности»
  3. Недостаточная готовность родителей (законных представителей) к включению в процесс совершенствования воспитания на основе семейных ценностей.

  1. Методическая и психологическая поддержка каждого педагога в вопросах организации воспитательного процесса в ДОО на основе семейных ценностей.
  2. Создание системы стимулирования и поощрения активной деятельности педагогов посредством моральных и материальных стимулов.
  3. Привлечение родителей к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм партнерского взаимодействия детского сада и семьи.
  4. Педагогическое просвещение родителей о роли семьи и значении традиционных семейных ценностей для развития, воспитания и обучения детей.
  5. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду по теме проекта.

  1. Мониторинг эффективности проекта

Направления мониторинга

Диагностические методики

1.

Диагностика знаний и
представлений детей о семье

Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Ссылка на пособие:

https://yarkina-push-mashenka51.edumsko.ru/documents/doc/874372

В пособии:

Диагностика знаний и представлений детей о семье:

- первая младшая группа – стр. 33;

- вторая младшая группа – стр. 34;

- средняя группа – стр. 57;

-  старшая группа – стр. 77;

- подготовительная к школе группа – стр. 80.

2.

Мониторинг семьи

Мониторинг семьи в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]: методические рекомендации для педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций / сост. Г. Н. Кузнецова, С. Н. Обухова. – Челябинск : ЧИППКРО. – 2017. – 48 с.

Ссылка на пособие:

https://ipk74.ru/upload/iblock/180/1806e7e1aef6524e493bc32e7dedac31.pdf

В пособии:

- инструментальное обеспечение педагогического мониторинга компетентности родителей – стр.22;

- основные мониторинговые методики – стр. 26;

- дополнительные мониторинговые методики – стр.33.

3.

Изучение эффективности взаимодействия педагога и семьи

Взаимодействие семьи и образовательной организации: слагаемые успеха. Методическое пособие // автор Пигуль Г.И.; под общ. ред. Осеевой Е.И. – Хабаровск: КГАОУ ДПО ХК ИРО, 2021. – 84 с.

Ссылка на пособие:

https://education-khv27.ucoz.net/_spt/mp-vzaimodejstvie_semi_i_obrazovatelnoj_organizaci.pdf

В пособии:

- критерии и показатели эффективности взаимодействия педагога с родителями – стр. 16.

4.

Анализ РППС групп ДОО по ознакомлению детей с институтом семьи

«Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования».

Ссылка на пособие:

https://docs.edu.gov.ru/document/f4f7837770384bfa1faa1827ec8d72d4/

В пособии:

- критерии оценки РППС - стр.38.

Формами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ педагогической деятельности воспитателей и специалистов ДОО.

7. Содержание методической деятельности

  1. Основные направления работы с детьми

Воспитатели и специалисты детского сада обеспечивают формирование у дошкольников основ семейной культуры.

Содержание работы реализуется:

- в процессе организованной образовательной деятельности;

- в процесс взаимодействия педагога с детьми в режимные моменты;

- в самостоятельной деятельности дошкольников;

- в процессе взаимодействия с семьями воспитанников по реализации задач проекта.

Задачи конкретизируются по образовательным областям развития детей и интегрируются во все виды детской деятельности.

Образователь-ная область

Задачи

Виды детской деятельности

Социально-коммуника-тивное

развитие

  1. Познакомить с традиционными семейными ценностями, принятыми в российском обществе.
  2. Сформировать у детей представления о формах поведения и действиях в различных ситуациях в семье.
  3. Способствовать пониманию того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, совместный отдых), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу.
  4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание по отношению к другим людям.
  5. Воспитывать уважение к родителям и родственникам, уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, помогать им.

Коммуника-тивная;

игровая;

познавательная

Познава-тельное развитие

  1. Обогащать знания о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.
  2. Знакомить с элементами семейной культуры: семейными обычаями, праздниками, традиционными блюдами.
  3. Дать детям представление о родословной как истории семьи.
  4. Закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной с родственниками деятельности.
  5. Развивать способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности.

познавательно-исследова-тельская;

коммуника-тивная;

игровая.

Речевое развитие

  1. Обогащать словарный запас по теме: знакомить с обозначениями родственных связей, названиями предметов домашнего быта, семейных  праздников.
  2. Развивать все стороны устной речи.
  3. Развивать речевую активность в процессе общения со взрослыми и сверстниками по теме.
  4. Познакомить детей с фольклорной и художественной детской литературой по теме «семья».

 

коммуника-тивная;

познавательная;

игровая.

Художественно-эстетическое

развитие

  1. Приобщать детей к культурному наследию своей семьи.
  2. Познакомить с художественными и музыкальными произведениями по теме «семья».
  3. Способствовать разучиванию песен и танцев, популярных у родителей, бабушек, дедушек и других родственников.
  4. Формировать практические умения в различных народных декоративно-прикладных видах деятельности по семейной тематике.
  5. Развивать стремление к познанию культурных традиций своей семьи через творческую деятельность (изобразительную, музыкальную, театрализованную, культурно-досуговую).

художественно-эстетическая;

игровая;

коммуника-тивная;

познавательная;

продуктивная.

Физическое развитие

  1. Развивать физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные народные игры и забавы.
  2. Формировать представления о здоровом образе жизни и его важности для себя и своих близких.
  3. Обогащать двигательный опыт дошкольника на основе активного участия родителей в физическом развитии и оздоровлении своего ребенка.
  4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, осознанно соблюдать правила здорового образа жизни и безопасности в двигательной деятельности

двигательная;

игровая;

коммуника-тивная;

познавательная.

Формы взаимодействия с детьми

Формы организации образовательной деятельности имеют вариативный характер, отбираются и используются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Форма

Содержание формы

Образовательная ситуация

В процессе образовательной ситуации дети решают проблему, касающуюся семейных отношений или быта, а педагог направляет дошкольников на решение проблемы, помогает им смоделировать реальную действительность и возможные варианты поведения.

Образовательные ситуации могут быть реализованы в процессе занятий, в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей. 

Игра

Применяются различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые,  театрализованные, подвижные и малоподвижные, строительно-конструктивные, игры-квесты, игры-путешествия, игры-забавы, игровые ситуации  и др.

Игровые проблемные ситуации

При решении этих ситуаций у воспитанников лучше усваиваются необходимые знания, моделируется стратегия поведения для разрешения проблемы в сфере семейных отношений.

Мастерская

Форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность. В «Мастерской» дети, совместно с воспитателями и родителями, рисуют, занимаются лепкой и аппликацией. изготавливают различные поделки, подарки, игрушки, лэпбуки по теме проекта и др.

Чтение

Форма восприятия детской художественной литературы и произведений народного фольклора. Направлена на ознакомление детей с семейными ценностями, традициями, бытом семьи,  взаимоотношениями между родственниками.

Рассматривание и обсуждение

Форма совместной деятельности, в центре которой - предметные и сюжетные картинки, фотографии, картины, иллюстрации к литературным и художественным произведениям по теме «семья»,

Проект

Форма более углублённого изучения семьи по какому-либо направлению, например «Любимые блюда моей семьи» или «Любимые песни моей семьи». В проекте ребенок самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.  Анализирует и применяет полученные знания в различных детских видах деятельности.

Викторины и конкурсы

Интерактивные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Таким образом проверяются знания детей по теме «семья».

Оформление выставок

Форма организации педагога с детьми, направленная на результат совместной деятельности. В детском саду организуются различные тематические выставки по семейной тематике.

Также используются такие формы совместной образовательной деятельности педагога и детей как:

- наблюдение;

- виртуальные экскурсии;

- просмотр семейных видеороликов;

- слушание музыки, исполнение танцев и песен;

- коллекционирование предметов и сувениров;

- моделирование.

  1. Методическое сопровождение педагогов

Методическая поддержка педагогов происходит непрерывно и поэтапно в деятельности, которая, в свою очередь, преобразует  образовательное пространство ДОО.  

Задачи методической службы:

  1. Создать научно-методические и материально-технические условия для развития профессиональных компетенций воспитателей и специалистов ДОО по формированию у детей дошкольного возраста представлений о семье и традиционных семейных ценностях.
  2. Разработать комплекс методических мероприятий, посвященных Году семьи.
  3. Сформировать и закрепить на практике компетенции педагогов, необходимые для включения в образовательный процесс ДОО эффективных практик по приобщению дошкольников к культуре семьи.
  4. Обобщить и транслировать накопленный опыт среди педагогического сообщества на различных уровнях, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Одним из важных условий реализации проекта является командная работа педагогов ДОО. Они должны быть объединены пониманием перспективы данного направления и проводить в коллективе единую политику по достижению поставленных задач. Эффективность и качество приобщения детей к семейным ценностям зависит от способности воспитателей и специалистов детского сада действовать совместно и взаимосвязанно.

Направления деятельности педагогических работников:

Должность

Направление деятельности

Заведующий

- оптимизирует образовательный процесс;

-  улучшает материально-техническую базу.

Старший воспитатель

 - изучает и внедряет вариативные формы работы;

- создает библиотеку педагогической литературы и периодических изданий по теме проекта;

- создает условия для повышения профессиональных компетенций педагогов по данному направлению.

Воспитатели

- проводят образовательную деятельность по формированию у детей знаний о семье, родственных отношениях,  правилах общения в семье, значимых семейных событиях;

- организуют мониторинговые мероприятия по освоению детьми представлений о семье и семейных ценностях.

Музыкальный руководитель

- формирует у дошкольников ценностные представления о семье в процессе музыкальной деятельности;

- знакомит воспитанников с музыкальными произведениями о семье.

Инструктор по физкультуре

- оздоравливает и физически развивает детей на основе гимнастик, подвижных игр и различных видов спорта в рамках ознакомления с семейными ценностями.

Специалисты ДОО (учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог)

- обеспечивают адаптивное образовательное пространство для детей с ОВЗ в процессе ознакомления их с институтом семьи;

- проводят коррекционно-развивающую работу.

Для успешной реализации задач организуется система внутреннего обучения педагогов. Данная методическая деятельность включает комплекс различных форм: коучинг-сессии, семинар-практикум, мастер-класс, педагогический тренинг, кейс-метод, баскет-метод, творческая лаборатория, педагогическая мастерская.

Проводятся открытые просмотры образовательных мероприятий с детьми, смотры-конкурсы развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах.

Предусматривается организация самостоятельной работы педагогов по освоению различных направлений темы проекта.

Основные формы обучения педагогов

Форма обучения

Содержание

1.

Коучинг-сессии

Тема: «Воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с традиционными семейными ценностями российского общества»

Цель: ознакомление педагогов с теоретическими и практическими вопросами воспитания дошкольников в рамках традиционных семейных ценностей.

Темы для обсуждения на коучинг-сессиях:

  1. Что такое семейные ценности.
  2. Создание у ребенка образа семьи: семейный уклад, семейные роли и отношения.
  3. Применение образовательных технологий, способствующих ознакомлению воспитанников с семейными ценностями.
  4. Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной предметно-пространственной среде по формированию ценностного образа семьи.
  5. Формы сотрудничества с родителями по воспитанию детей на основе семейных ценностей.

2.

Семинар-практикум

Тема: «Семейные традиции»

Цель: создание условий для закрепления на практике профессиональных знаний педагогов о воспитательном значении семейных традиций.  

Содержание:

  1. Презентация-консультация «Роль семейных традиций в воспитании детей».
  2. Обсуждение темы «Преемственность между поколениями родственников в сохранении семейных традиций и семейного воспитания».
  3. Представление педагогами эффективных практик, реализованных в ДОО:

- «Празднование дней рождений и семейных праздников»;

- «Традиционные домашние обязанности всех членов семьи»;

- «Семейные игры родителей со своими детьми».

3.

Мастер-класс

Тема:  «Технологии, способствующие формированию у детей представлений о семье»

Цель: формирование профессиональных компетенций педагогов по применению современных образовательных технологий в работе с дошкольниками.

  1. Теоретическая часть:

Применение современных технологий деятельностного и личностно-ориентированного характера:

- личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская);

- технология проблемного обучения (Дж.Дьюи, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.Т. Кудрявцев);

- технология моделирования (О.Г. Романенко, Н.Ю. Борякова, Ю.М. Горвиц);

- элементы технологии ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер, И.Н. Мурашковска, А. Гин);

- информационно-коммуникационные технологии (И.И. Комарова, А.В. Туликов);

- технология проектного обучения (В.А. Деркунская, Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагова

- игровые технологии (П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, В.М. Букатов);

- и другие.

  1. Практическая часть: «Применение образовательных технологий в работе с детьми в процессе реализации задач по ознакомлению с семьей»  (опыт работы педагогов ДОО).

4.

Педагогический тренинг

Тема: «Мониторинг семьи в ДОО»

(на основе пособия «Мониторинг семьи в дошкольной образовательной организации» [Электронный ресурс] : методические рекомендации для педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций / сост. Г. Н. Куз нецова, С. Н. Обухова. – Челябинск : ЧИППКРО. – 2017. – 48 с.)

Цель: обеспечение эффективности работы с семьей на основе мониторинговых мероприятий.

Решаемые вопросы:

  1. Что входит в понятие «Педагогический мониторинг семьи» (сбор, обобщение и анализ информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе тактических решений).
  2. Методы проведения мониторинга семьи.
  3. Количественный и качественный анализ полученных фактов.
  4.  Интерпретация полученных данных, оценка степени достижения результатов.
  5. Диагностическая компетентность педагогов (умение педагогов проводить диагностические исследования).
  6. Проектирование работы с семьей на основе результатов мониторинга.

5.

Кейс-метод

Тема: «Конфликтные ситуации в работе с родителями и пути их решения»

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов по взаимодействию с родителями при помощи моделируемых ситуаций.

Применение кейсов:

1.Кейс-иллюстрация. Предлагается иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. На основе иллюстрации происходит разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

2. Ролевое проектирование. Заключается в проигрывании смоделированной проблемной ситуации и нахождении выхода из данной ситуации.

6.

Творческая

лаборатория

Тема: «Освоение педагогами практической художественно-творческой деятельности»

Цель: способствовать развитию профессиональных возможностей педагогов на основе декоративно-прикладного творчества в рамках темы проекта.

Художественно-творческая деятельность педагогов включает:

  1. Создание компонентов предметно-пространственной среды по ознакомлению детей с семьей: рукописных книг, дидактический игр, атрибутов сюжетных игр, макетов, лэпбуков, детских мобилей и др.
  2. Овладение разнообразным техниками декоративно-прикладного творчества.

7.

Баскет-метод (метод разбора деловой корреспонденции)

Тема: «Педагогическая деятельность по ознакомлению дошкольников с семьей»

 (Анализ деятельности воспитателей и специалистов ДОО по представленным документам и педагогическим материалам).

Цель: формирование навыков педагогической рефлексии на основе работы с детьми дошкольного возраста.

Вопросы для разбора:

  1. Диагностика знаний и представлений детей о семье (инструментарий, результаты диагностики).
  2. Эффективность планирования работы с детьми.
  3. Эффективность планирования работы с родителями.
  4. Анализ конспектов образовательной деятельности.
  5. Анализ материалов по организации РППС в группе.

8.

Педагогическая мастерская

Тема: «Проектирование Центра детской активности «Музей семьи»

План проведения мастерской:

  1.  Практикум «Оборудование и атрибуты, необходимые для формирования у детей знаний о семье».
  2.  Выступления воспитателей на тему «Развивающие сюжетно-ролевые игры по ознакомлению дошкольников с семьей».
  3. Выставка развивающих игр и пособий по теме «Семья»  .

Эффективную роль играют дистанционные формы методической работы: просмотр и обсуждение открытых мероприятий по снятому видео, консультации в форме индивидуальных телефонных разговоров, в мессенджере WhatsApp, в социальной сети ВКонтакте.

В методическом кабинете необходимо иметь видеотеку вебинаров, мастер-классов, открытых НОД по теме ознакомления дошкольников с семьей.

Таким образом, активные формы работы с педагогами являются непременным условием успешной реализации задач по развитию компетентностей, так как позволяют формировать все компоненты трудовой функции педагога, полнее и эффективнее усваивать педагогические знания, развивать интерес и желание заниматься педагогической деятельностью, создавать благоприятные условия для самопознания и адекватной самооценки.

Системная организация практических методических мероприятий приносит ощутимые результаты. В итоге в арсенале большинства воспитателей и специалистов ДОО сформируется достаточно широкий спектр различных культурных практик, методик и технологий, применяемых при взаимодействии с детьми.

  1. Взаимодействие с родителями

В соответствии с ФОП ДО, главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи (ФОП ДО, раздел 26, пункт 1).

Направления взаимодействия с родителями

(в соответствии с ФОП)

Направление

Содержание

Методы, приемы и способы

1

Диагностико-аналити-ческое

Включает получение и анализ данных о семье каждого ребенка, её запросах в отношении воспитания; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей; а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач.

Опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями; Дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так др.

2

Просвети-тельское

Предполагает просвещение родителей по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области защиты и сохранения семьи, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми.

Групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары- практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей; журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей, педагогические библиотеки; сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей и детей. Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные, музыкальные и другие тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и др.

3

Консульта-ционное

Объединяет в себе консультирование родителей по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и др.

Особое внимание уделяется информированию родителей. Они должны быть в курсе всех проводимых в детском саду мероприятий.

Рекомендуется:

- установка небольших рекламных щитов в приемной группы по поводу предстоящего события;

- рекламная информация и видеоролики на сайте ДОО, на странице ВКонтакте или сообщение в Ватсап;

- создание информационных плакатов;

- выпуск предметов-сувениров с символикой предстоящего мероприятия (значки, конверты, открытки);

- создание электронной библиотеки по семейной тематике.

Использование ИКТ расширяет возможности взаимодействия педагога и родителей, поэтому на сайте ДОО размещаются консультации, советы, картотеки различных игр, проводятся дистанционные викторины. Выкладываются фотоотчеты и тематические видеофильмы о развлечениях, открытых занятиях и других мероприятиях, посвященных семье.

Все наглядно-информационные материалы должны создавать у родителей положительный, целостный и эмоционально-окрашенный образ и детского сада, и группы по организации Года семьи.

В результате такой целенаправленной деятельности происходит осознанное включение родителей (законных представителей) в единый совместный процесс ознакомления детей с семьей.

  1. Взаимодействие с социальными партнерами

С целью создания системы взаимосотрудничества педагогов с социальными институтами для реализации данного проекта, а также для обеспечения благоприятных условий в рамках формирования у детей представлений о семье и семейных ценностях, осуществляется совместная работа с образовательными и культурными учреждениями города (поселка).

Цель: максимальное использование возможностей совместной деятельности ДОО и социума, повышение качества образовательных услуг и уровня реализации ФОП ДО в рамках Года семьи. 

Задачи:

  1. Создать систему взаимодействия ДОО с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов.
  2. Обеспечить взаимодополняемость и альтернативность путей реализации индивидуальных потребностей детей и родителей в качественном дошкольном образовании за счет взаимодействия с социальными партнерами.
  3. Обогатить образовательный процесс новыми педагогическими практиками в сфере сохранения института семьи.
  4. Способствовать развитию социокультурной компетентности всех участников образовательного процесса, направленных на активное освоение семейных традиций и ценностей народов России.

Взаимодействие с социумом

Наименование

учреждения

Формы взаимодействия

Обще-

образовательная

 школа

- открытые просмотры занятий в школе и ДОО;

- посещение детьми детского сада и их родителями социокультурных мероприятий в школе в качестве приглашенных гостей;

- совместное проведение тематических  мероприятий (праздников, развлечений, конкурсов и др.);

- совместное проведение социокультурных акций;

- разработка и реализация совместных проектов по теме «семья».

Школа искусств

- посещение детьми детского сада и их родителями концертов в школе искусств  качестве приглашенных гостей;

- посещение выставок творческих работ учеников школы по семейной тематике;

- совместное проведение мероприятий, посвященных Году семьи;

- разработка и реализация совместных проектов;

- совместное участие в муниципальных,

региональных и всероссийских конкурсах в рамках Года семьи.

Библиотека

- посещение тематических выставок методической, художественной и детской литературы;

- посещение социокультурных мероприятий, организованных библиотекой;

- совместное проведение тематических мероприятий: «Семейные гостиные», «День семьи» и др.

Музей

- посещение экскурсий с целью приобщения детей к национальной культуре своего региона;

- совместное проведение тематических мероприятий;

- оказание помощи работников музея в организации в ДОО Центров детской активности «Музей семьи» (в группах) и экспозиций по теме «семья».

 

8. Планирование методических, образовательных

и досуговых мероприятий

(по месяцам)

Месяц

Содержание методических действий

Итоговые документы

Январь

1. Разработать:

- Приказ об организации в ДОО мероприятий в рамках Года семьи;

- Положение о творческой группе по организации и проведению в ДОО Года семьи.

Локальные документы, касающиеся организации в ДОО Года семьи

2. Создать творческую группу в целях организации в ДОО комплекса мероприятий, посвященных Году семьи.

Положение о творческой группе,

план творческой группы

3. Разработать управленческий проект по организации в ДОО методических, образовательных и досуговых мероприятий, посвященных Году семьи.

Управленческий проект

«Организация в ДОО Года семьи»

4. Провести методический час с педагогами по организации в группе работы с целью формирования у детей представлений о семье.

Протокол проведения методического

часа

5. Провести анализ соответствия РППС детского сада требованиям ФГОС ДО, ФОП ДО и задачам проекта.

Справка о соответствии РППС требованиям ФГОС ДО, ФОП ДО и задачам проекта

Февраль

  1. Разработать методические документы, регламентирующих организацию образовательного процесса в ДОО по ознакомлению дошкольников с институтом семьи:

- методический буклет «Год семьи в ДОО»;

- консультация-презентация «Организация в группе детского сада   работы по формированию у дошкольников представлений о семье и семейных ценностях»;

- методические рекомендации «Сотрудничество с родителями (законными представителями) по ознакомлению детей с традиционными ценностями семьи».

В течение года разрабатывать методические документы по мере необходимости.

Материалы основного пакета методических документов: буклеты, тексты консультаций, рекомендаций и др.

  1. Оказать методическую помощь воспитателям  в организации в группах общностей (в соответствии с ФОП):

- родители (законные представители) - дети;

-  педагоги - родители (законные представители).

 

Материалы профессионально-родительских и детско-родительских общностей: «Родительская школа», «Семейный совет», «Успешный родитель», «Семейная мастерская» и др.

3. Познакомить родителей с целью и задачами проекта «Организация в ДОО Года семьи» и планом работы по данному направлению.

Тексты сообщений, выступлений, консультаций.

4. Организовать педагогический тренинг для воспитателей и специалистов «Мониторинг семьи в ДОО»

Инструментарий мониторинга, диагностические материалы

Март

  1. Провести методический час с педагогами по организации в группе работы с целью формирования у детей представлений о семье.

Протокол проведения методического

часа

  1. Оказать методическую помощь воспитателям в разработке практических материалов по ознакомлению воспитанников с культурой семьи, с правилами общения в семье, значимыми семейными событиями, традициями и другими понятиями.

Планы работы воспитателей, конспекты и сценарии

образовательных и досуговых мероприятий

  1. Включить в работу «Творческой лаборатории» изготовление рукописных книг на тему «семья».

Рукописные

книги

  1. Организовать сотрудничество с социальными партнерами на основе договоров и совместных планов.

Договоры о сотрудничестве.

Планы совместной деятельности ДОО и учреждений социума

Апрель

  1. Провести педагогическую мастерскую для воспитателей «Проектирование Центра детской активности «Музей семьи».

Выставка пособий, предметов и объектов

«Музея семьи»

2. Инициировать деятельность педагогов в каждой группе по ознакомлению детей с культурой  и семейными традициями народов родного края (региональный компонент).

Методические материалы, отображающие педагогическую деятельность по региональному содержанию

  1. Организовать работу в «Творческой лаборатории» по изготовлению лэпбуков на тему «семья».

Лэпбуки

4. Оказать методическую поддержку в организации и проведении праздников:

10 апреля — День брата и сестры
25 апреля — День дочерей

Сценарии праздников

Май

  1. Разработать план летней оздоровительной работы, включив мероприятия, посвященные Году семьи.

План летней оздоровительной работы

  1. Провести коучинг-сессии «Воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с традиционными семейными ценностями российского общества».

Тезисы и тексты консультаций.

  1. Пополнить фонд методических пособий и литературы по семейной тематике.

В течение года пополнять методические пособия и литературу по мере необходимости.

Педагогическая, публицистическая и художественная литература по теме «семья»

  1. Пополнить РППС детского сада соответствующими материалами, игровым и дидактическим оборудованием в соответствии с тематикой проекта.

В течение года пополнять оборудование по мере необходимости.

Пособия, атрибуты и оборудование, способствующие формированию представлений о семье

5. Оказать методическую поддержку в организации и проведении праздника:

15 мая - Международный день семьи.

Сценарий праздника

Июнь

  1. Организовать акцию, посвященную Дню защиты детей

Сценарий акции, посвященной Дню защиты детей

  1. Включить в работу «Творческой лаборатории» изготовление макетов семейных предметов и реликвий (фамильные драгоценности, часы, посуда, предметы быта, книги, открытки, игрушки и др.).

Макеты семейных предметов и реликвий

  1. Организовать в рекреациях ДОО экспозиции и выставки, посвященные семье и семейным традициям.

Экспозиции и выставки

  1. Обеспечить методическую поддержку педагогам по разработке обучающих мероприятий для родителей (законных представителей).

Сценарии и конспекты обучающих мероприятий для родителей (законных представителей)

Июль

1. Провести методическое мероприятие на основе кейс-метода «Конфликтные ситуации в работе с родителями и пути их решения»

План-конспект методического мероприятия

2. Организовать посещение экскурсий в краеведческий музей с целью приобщения детей к национальной культуре своего региона и своих предков.

Фотовыставка о посещении краеведческого музея

3. Обеспечить проведение этнокультурных сеансов в каждой группе по приобщению детей и   родителей с культурой того или иного народа (обучение танцу, песне, вышиванию национальных узоров).

Сценарии этнокультурных сеансов

4. Оказать методическую поддержку в организации и проведении праздника:

8 июля - День семьи, любви и верности.

Сценарий праздника

Август

  1. Провести семинар-практикум для педагогов «Семейные традиции».

Материалы семинара-практикума

  1. Способствовать организации воспитателями конкурса «Читающая семья».

Сценарий конкурса «Читающая семья»

  1. Обеспечить совместное с библиотекой проведение тематического вечера «Семейная гостиная».

План совместных мероприятий библиотеки и ДОО,

сценарий «Семейной гостиной»

  1. Оказать методическую поддержку в организации и проведении спортивно-оздоровительного праздника «Семейные олимпийские игры» (мероприятие проводится на улице).

Сценарий праздника

Сентябрь

  1. Организовать общее родительское собрание «Воспитание в семье».

 

Материалы родительского собрания

  1. Провести мастер-класс «Технологии, способствующие формированию у детей представлений о семье»

Сценарий

мастер-класса

  1. Способствовать пополнению аудиотеки и видеотеки по семейной тематике для педагогов.

Записи аудиотеки и видеотеки для педагогов

  1. Принять участие в разработке и проведении совместного с общеобразовательной школой праздника «Моя семья».

План совместных мероприятий школы и ДОО,

сценарий праздника «Моя семья»

Октябрь

  1. Обеспечить организацию выставок семейного творчества в каждой возрастной группе ДОО.

Поделки ручной работы по семейной тематике

  1. Провести смотр-конкурс по организации РППС в группах с целью ознакомления дошкольников с семьей.

Приказ о проведении смотра-конкурса,

фотовыставка,

результаты смотра-конкурса.

  1. Стимулировать проведение воспитателями и специалистами ДОО  открытых просмотров образовательных мероприятий с детьми по тематике проекта (открытые занятия, образовательные ситуации, режимные моменты и др.)

Конспекты образовательных мероприятий

  1. Оказать методическую поддержку в организации и проведении праздников:

- 1 октября — День пожилого человека;

- День отца  в России.

Сценарии праздников

Ноябрь

  1. Провести методическое объединение для педагогов по теме «Эффективные практики работы в ДОО по ознакомлению воспитанников с семьей».

Комплект материалов «Эффективные практики по ознакомлению воспитанников с семьей»

  1. Содействовать в формировании педагогами  электронной библиотеки для родителей по теме «Семья и семейные традиции»

Электронная библиотека для родителей по семейной тематике

  1. Организовать методическое мероприятие с использованием баскет-метода (разбора деловой корреспонденции) по теме «Педагогическая деятельность по ознакомлению дошкольников с семьей»

Аналитическая справка по деятельности воспитателей и специалистов ДОО в рамках ознакомления детей с семьей

(по представленным документам и педагогическим материалам)

4. Оказать методическую поддержку в организации и проведении праздника:

- последнее воскресенье ноября - День матери.

Сценарий праздника

Декабрь

  1. Оказать методическую помощь в проведении мониторинга освоения знаний у дошкольников о семье.

(Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.)

Аналитическая справка по результатам диагностики знаний детей

  1. Провести мониторинг эффективности взаимодействия педагогов с родителями.

(Взаимодействие семьи и образовательной организации: слагаемые успеха. Методическое пособие   //   автор   Пигуль   Г.И.; под общ. ред. Осеевой Е.И. – Хабаровск: КГАОУ ДПО ХК ИРО, 2021. – 84 с.)

Аналитическая справка по эффективности действий педагога в работе с родителями

  1. Осуществить анализ РППС групп ДОО по ознакомлению детей с институтом семьи.

(«Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования». – Министерство просвещения РФ, институт возрастной физиологии РАО: лаборатория дошкольного образования. – 113 с.).

Аналитическая справка по формированию РППС групп в рамках ознакомления дошкольников с семьей

4. Содействовать в организации и проведении праздника:

- 22 декабря — Всероссийский праздник благодарности родителям «Спасибо за жизнь».

Сценарий праздника

5. Организовать со школой искусств «Фестиваль семейного творчества»

План совместных мероприятий школы искусств и ДОО,

видеозапись фестиваля, фотовыставка

6. Разработать мультимедийную презентацию-отчет  «Организация в ДОО Года семьи».

Мультимедийная презентация

9.  Литература

  1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 1.
  2. Баринова Т.М. Семейные традиции: содержание и формирование. СПб.: Сова, 2004. - 96 с.
  3. Взаимодействие семьи и образовательной организации: слагаемые успеха. Методическое пособие   //   автор   Пигуль   Г.И.; под общ. ред. Осеевой Е.И. – Хабаровск: КГАОУ ДПО ХК ИРО, 2021. – 84 с.).
  4. Градусова Л.В. Формирование образа семьи у детей старшего дошкольного возраста / Л.В. Градусова, Ю.С. Косарева // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – №5 – С. 417- 418.
  5. Давыдова О. И., Майер А. А.  Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – М.: Детство-пресс, 2013.
  6. Дешеулина Р. П., Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2010.
  7. Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие по спецкурсу для студентов фак. дошк. и соц. педагогики и психологии по специальности 030900 «Дошк. педа- гогика и психология»/ Н.А. Каратаева ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2003. – 110 с.
  8. Коломийченко Л. В., О. А. Воронова.  Семейные ценности в воспитании детей 3–7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
  9. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
  10. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  11.  Микляева Н. В. Семейный и родительский клубы в детском саду. – М.: Сфера, 2012.
  12.  Микляева Н. В. Содружество детей и взрослых. Методический комплекс для детского сада. В 2-х книгах. – М.: Сфера, 2013.
  13.  Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС. – М.: Просвещение, 2015.
  14. Мониторинг семьи в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] : методические рекомендации для педагогов и ру- ководителей дошкольных образовательных организаций / сост. Г. Н. Куз- нецова, С. Н. Обухова. – Челябинск : ЧИППКРО. – 2017. – 48 с.
  15. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Скрипторий 2003», 2013.
  16. Психология и педагогика направленности ребенка на
    мир семьи : учеб. пособие для подготовки магистров направления
    050400 «Психолого-педагогическое образование» / О.В. Дыбина
    [и др.] ; под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2011.
  17. Ривина Е. К. Зачем знакомить дошкольников с родословной? — М.: Просвещение, 2010.
  18. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  19. Сергеева Р.Н. Пути формирования образа семьи у старших дошкольников [Текст] / Р.Н. Сергеева, В.Э. Головенко, Л.В. Гильманова // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). – Самара: Асгард, 2015.
  20. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. – Волгоград: Учитель, 2013.
  21. Фадеева Е. И. Семья и ДОО. Развиваем сотрудничество. Методическое пособие. – М.: Перспектива, 2015.
  22.  Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников / Под ред. Л. В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2013.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект к Году семьи

Проект к году семьи...

Информационно-познавательная газета о ценностях и традициях семейного воспитания "Это моя семья!" (к 2024 году - Году семьи), выпуск №1 (январь)

Информационно-познавательная газета о ценностях и традициях семейного воспитания "Это моя семья!" (к 2024 году - Году семьи)Уважаемые родители!!!Указом Президента Российской Федерации от 22....

Информационно-познавательная газета о ценностях и традициях семейного воспитания "Это моя семья!" (к 2024 году - Году семьи), выпуск №2 (февраль)

Информационно-познавательная газета о ценностях и традициях семейного воспитания "Это моя семья!" (к 2024 году - Году семьи), выпуск №2 (февраль)Уважаемые родители!!!Семья – это счасть...

Информационно-познавательная газета о ценностях и традициях семейного воспитания "Это моя семья!" (к 2024 году - Году семьи), выпуск №3 (март)

Информационно-познавательная газета о ценностях и традициях семейного воспитания "Это моя семья!" (к 2024 году - Году семьи), выпуск №3 (март)Уважаемые родители!!!Семья – это перв...

Инновационный проект приуроченный к году семьи в Российской Федерации, по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Моя семья – моя Родина!»

Инновационный прпоект приуроченный к году семьи в Российской Федерации, по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Моя семья- моя Родина!"...

Информационно-познавательная газета о ценностях и традициях семейного воспитания "Это моя семья!" (к 2024 году - Году семьи), выпуск №5 (май)

Уважаемые родители!!!Семья – это главное богатство человека. Это родные люди, которые всегда готовы поддержать и помочь в любых ситуациях. Если вдруг случиться что-то, близкие готовы протян...

Информационно-познавательная газета о ценностях и традициях семейного воспитания "Это моя семья!" (к 2024 году - Году семьи), выпуск №6 (июнь)

Уважаемые родители!Семья - это союз родственников, в основе которого лежит эмоциональное чувство - любовь. Семья - это большая ценность, иметь семью - большое счастье! Предлагаем В...