Педсовет «Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольника»
методическая разработка

Задачи:

 1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2.Повышать методический уровень педагогов по организации  сюжетно-ролевой игры.

3.Составить памятку по теоретическим основам сюжетно-ролевой игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspect.docx104.82 КБ

Предварительный просмотр:


ПЕДСОВЕТ № 4

«Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольника»

Задачи:

 1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2.Повышать методический уровень педагогов по организации  сюжетно-ролевой игры.

3.Составить памятку по теоретическим основам сюжетно-ролевой игры.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Слайд 2.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося мира.

И ФГОС ДО говорит, как это делать, – создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. А установление доброжелательных отношений в группе детей и за ее границами (между педагогами и родителями) обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, овладение культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательных инициатив семьи в развитии культурных практик совместного познания, чтения, продуктивной деятельности, игры.

     Взрослый (педагог, родитель) – посредник между детьми и культурой – способен поддержать самоопределение ребенка. Сотрудничество детей и взрослых происходит в игре, продуктивной деятельности, общении и других ситуациях. Ребенок как субъект любого вида деятельности по своей инициативе проявляет избирательный интерес к объекту (предмету или явлению действительности) и желание действовать с ним. Инициативность трансформируется в собственно деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Слайд 3.

     «Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав.»     Я. Корчак

Слайд 4.

    Наш семинар построен на интерактивную работу в командах, и предлагаю установить общие правила:

Мнение каждого важно;

Не критиковать, все имеют право на ошибку;

Мыслью по дереву не растекаться;

Когда один говорит, все слушают.

      Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка  инициативы  детей в различных видах деятельности.

Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Слайд 5. Что же такое детская инициативность?

Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор»

У каждого участника находится две карточки – красная и зеленая. Условимся, что красная означает несогласие, зеленая - согласны. Я озвучиваю  разные качества ребенка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности.

     Если представим ребенка как цветок, то пронаблюдаем, как он распустится, если в нем есть инициативные качества.

Слайд 6.

Текст: 

    Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Слайд 7.   Иначе говоря, дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.

Слайд 8. В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбрать дело по своему желанию, подключиться к разговору, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко входит в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого знания, полученные из разных источников.    Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.

     Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является ИГРА. В играх с правилами дети четко придерживаются порядка игры. Предлагаю рассмотреть сюжетно-ролевую игру, где инициатива ребенка , даже самого застенчивого, очень хорошо прослеживается. Но если Вы думаете, что игра самостоятельная детская деятельность и воспитатель не должен обращать внимание на игровой процесс, то Вы глубоко ошибаетесь, потому что ИГРА – ЭТО СЕРЬЕЗНО!.

Слайд 9.

     Воспитатель как профессионал должен четко знать теоретические основы методики проведения сюжетно-ролевой игры, он как организатор, партнер, направляет детскую игру в нужном направлении, развивая и поддерживая детскую инициативу.

     Предлагаю поиграть в сюжетно-ролевую игру «Риелторская контора», где каждая команда –это отдельная  риелторская фирма. Предлагаю названия «Домострой», «Золотой ключик», «Кристалл», «Жилсервис».

  Ваша задача заселить новый монолитный трехэтажный дом с четырьмя подъездами. Но в каждую квартиру нужно заселить именно нужного по всем критериям жильца.

А критериями являются возрастные категории детей . А так же этапы сюжетно-ролевой игры, построение сюжета, умения детей, действия педагога.

В конце игры у Вас получится памятка для воспитателя по теме

«Теоретические основы проведения сюжетно-ролевой игры»

Далее Слайды с 10 – 16   проверяем правильность заселения дома  (таблицы) приложение 1.

Благодарим риелторов, которые грамотно и рассудительно заполнили все квартиры в новом доме.

        Возвращаемся на семинар и подводим итоги нашей встречи.

Слайд 17-18

  1. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер»)
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства
  3. На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.

Резюме:

На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Слайд 19.Наш семинар проходил в интерактивной игре, для того, чтобы все участники активно работали и запомнили весь материал. Ведь как говорил мудрец:

Скажи мне, и я забуду

Покажи мне, и я запомню

Позволь мне сделать

и это станет моим навсегда!

Спасибо за внимание!

Приложение 1.   Таблицы для воспитателей

Этапы

Характеристика

Действия педагога

Работа с детьми

Поисковый

Предполагает подготовку  педагога к  осуществлению  плана проекта

Постановка проблемы

Подбор  материала  по  проблеме  для  воспитателя

Обогащение  предметно-развивающей  среды

Подбор  материала  для  родителей

Выбор темы вместе с детьми.

Что может послужить темой проекта?

Беседа, тематическая дата, интересный вопрос ребенка, интересное событие.

Аналити-

ческий

Предполагает  проанализировать  уровень  знаний  воспитателя и детей.

Анализ педагогом своих    профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений

Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта

Составление плана реализации проекта

Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:

  • Что мы знаем? (информация, которой владеют дети)
  • Что мы хотим узнать? (Цель проекта)
  • Что сделать, чтобы узнать? (Составление плана проекта, поиск средств и источников)

Практический

 

Реализация  мероприятий проекта

Проведение совместных  мероприятий  с  детьми и родителями

Поэтапная оценка (подведение итогов)

 -проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),

 -даёт домашние задания родителям и детям;

-поощряет самостоятельные творческие  работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

   Презента-

       ционный

Представление результатов   работы над проектом.

Проведение  отчетной  работы  по  итогам  проекта.

Составление презентации.

-организует презентацию проекта (праздник,  занятие, досуг),составляет книгу, альбом совместно с детьми;

-подводит итоги(выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

2. Шаблон для воспитателей

Этапы

Характеристика

Действия педагога

Работа с детьми

Поисковый

Аналитический

Практический

 

 

   Презента-

       ционный

                   

ЭТАПЫ  СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

2 – 3 года - СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА (формирование условных игровых действий)

3 – 5 года - НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ (формирование ролевого поведения)

5-7 ЛЕТ - ХОРОШО РАЗВИТАЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА (формирование умений строить сложные сюжеты)

ЭТАПЫ  СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

2 – 3 года - «Однотемные», «одноперсонажные» сюжеты игры как смысловая цепочка действий

3 – 5 года - «Многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими

5-7 ЛЕТ - Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов

УРОВНИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ  В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Действия  воспитателей

2-3 года

Играя с ребенком, комментирует свои действия, поясняет их смысл и предполагает смысл действий ребенка.

На короткое время подключается к действию ребенка, поддерживая комментариями условно-игровое действие, возникшее у малыша, помогая ему тем самым осознать смысл собственного действия

В совместной игре делает акцент на словесном обозначении для малыша смысла игровой ситуации и действий с предметами.

3-5 лет

Играя с детьми, всегда обозначает словом принимаемую на себя роль и роль партнера. Стимулирует ребенка к таковому обозначению. Переходя к новой роли, акцентирует этот момент.

Выделяет в игре специфику ролевых действий, направляя основное внимание партнеров на общий смысл роли и ролевого взаимодействия через активное использование ролевого диалога.

Выделяет в игре специфику ролевых действий, направляя основное внимание партнеров на общий смысл роли и ролевого взаимодействия через активное использование ролевого диалога.

5-7 лет

  Использует такие формы и типы игр, где согласованное развертывание нового сюжета осуществляется в чисто речевом плане.

Участвует вместе с детьми в предварительном периоде их самостоятельной игры, предлагая каждому высказать свои предложения по поводу развития сюжета. Предоставляет детям возможность использовать в качестве основы игры намеченные ранее события.

Учит согласовывать замыслы в процессе игры в небольшой  подгруппе; акцентирует внимание на комбинирование и согласование разнообразных сюжетных событий.

ЭТАПЫ  СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА (формирование условных игровых действий)

ХОРОШО РАЗВИТАЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА (формирование умений строить сложные сюжеты)

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ (формирование ролевого поведения)

ЭТАПЫ  СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов

 «Многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими

«Однотемные», «одноперсонажные» сюжеты игры как смысловая цепочка действий

Действия  воспитателей

Играя с ребенком, комментирует свои действия, поясняет их смысл и предполагает смысл действий ребенка.

На короткое время подключается к действию ребенка, поддерживая комментариями условно-игровое действие, возникшее у малыша, помогая ему тем самым осознать смысл собственного действия

В совместной игре делает акцент на словесном обозначении для малыша смысла игровой ситуации и действий с предметами.

Играя с детьми, всегда обозначает словом принимаемую на себя роль и роль партнера. Стимулирует ребенка к таковому обозначению. Переходя к новой роли, акцентирует этот момент.

Выделяет в игре специфику ролевых действий, направляя основное внимание партнеров на общий смысл роли и ролевого взаимодействия через активное использование ролевого диалога.

Выделяет в игре специфику ролевых действий, направляя основное внимание партнеров на общий смысл роли и ролевого взаимодействия через активное использование ролевого диалога.

  Использует такие формы и типы игр, где согласованное развертывание нового сюжета осуществляется в чисто речевом плане.

Участвует вместе с детьми в предварительном периоде их самостоятельной игры, предлагая каждому высказать свои предложения по поводу развития сюжета. Предоставляет детям возможность использовать в качестве основы игры намеченные ранее события.

Учит согласовывать замыслы в процессе игры в небольшой  подгруппе; акцентирует внимание на комбинирование и согласование разнообразных сюжетных событий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской инициативы в игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО

Развивающая предметно- пространственная среда  не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к до...

«Развитие детской инициативы в игровой деятельности»

Позволим детям упиваться радостью утра и верить.Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени насказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, ...

Условия психолого-педагогической поддержки детской инициативы в игровой деятельности

В данной статье описывается организация предметно-пространственной, предметно-игровой и предметно-развивающей среды....

Доклад по теме: "Условия для развития детской инициативы через игровую деятельность"

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.Инициативно...

Семинар-практикум на тему «Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольника»

Задачи:  1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.2.Повышать методический уровень педагогов по организации  сюжетно-ролевой игры.3.Составить памятку по теоретическим ос...

«Поддержка детской инициативы в игровой деятельности»

Перспективный план по развитию самостоятельности и инициативности у детей среднего возраста в творческой деятельности.Тема: «Скоро лето»...

СТАТЬЯ «Развитие детской инициативы в игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative,...