Консультация "Создание психологического комфорта в группах детского сада"
консультация

Ткачева Екатерина Леонидовна

Консультация для воспитателей, педагогическое просвещение, подготовка к семинару практикуму на тему "Создание психолого - педагогических условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Муниципальное образование «Бичурский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Полянка».

Утверждено

Заведующей МБДОУ

_______________О.П. Афанасьева

От «____»_____________ 20_____

Консультация для воспитателей

«Создание психологического комфорта в группах детского сада».

Подготовила:

Старший воспитатель

Ткачева Е.Л.

2024 г.

Последствиями психологического дискомфорта для детей является появление страхов, тревожности, повышенной агрессивности, фобий.

Большую часть времени дети проводят в детском саду, вопросы психоло-гического комфорта прежде всего адресованы к педагогам. Воспитатель, компетентный в общении, создает атмосферу доверия и принятия, в которой можно преодолеть любые проблемы.

Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется :

• отношениями между воспитателем и детьми;

• отношениями между самими детьми.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.

Педагог в группе создает условия для развития личности ребенка, «включение» собственных механизмов саморазвития ребенка через организацию развивающей среды, личностно ориентированного общения с ребенком, предоставления ему свободы выбора деятельности, ощущения психологи-ческой защищенности.

Для обеспечения условий эмоционального благополучия, должны быть созданы :

• предметно-развивающая среда,

• стиль общения воспитателя с ребенком,

• стиль общения воспитателей между собой и с помощником,

• стиль общения воспитателя с родителями,

• наблюдать, как общаются дети между собой.

Педагог-психолог предоставляет для воспитателей диагностический инструментарий для оценки психологического климата в группе детского сада. Это выполнение ребенком рисунка «Я в своей группе детского сада», цветовая диагностика «Домики». Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию используя анкету «Атмосфера в моей группе».

Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо иногда устраи-вать себе психологический душ, который поможет снять излишнее эмоциональное напряжение.

Вот некоторые упражнения:

1. Положив ладонь на грудь«Я на свете всех умней»вытяну в руки над головой«Не боюсь я никого»напрячь ягодицы«Чудо как я хороша»расслабить ягодицы«Проживу теперь сто лет».

2. Потирая ладонь о ладонь, повторить«Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

3. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить«Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

4. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить«Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».

5. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом- левым, повторить«Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

6. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить«Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить«Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна!»

8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить«Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».

9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох«Вселенная мне улыбает-ся»глубокий выдох«И все у меня получается».

10. Сжав кулаки, делая вращения кулаками«На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо!»

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо :

• Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

• В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

• В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-то вместо него.

• Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:

• Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

• В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает.

• Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к низкой самооценке и повышению тревожности воспитанников.

• Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональ-ной помощи, как и отъявленный драчун.

Очень хорошо на развитие детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

Психологические речевые настройки

Цель речевых настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы защищенности.

Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг держась за руки. При воспроизведении речевых настроек голос воспитателя и мимика должны передавать доброжелательность, радость встречи и т. д.

Вам предлагаются примерные схемы речевых настроек:

- Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе!

Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

- Я рада видеть всех деток в нашей группе здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Речевые настройки по вашему желанию коллеги могут варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР для воспитателей «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

На семинаре рассматриваются вопросы создания необходимых условий для благоприятного самочувствия детей в группах убразовательного учреждения; стили педагогического взаимодействия с детьми и рекомендац...

Семинар-практикум для педагогов "Создание психологического комфорта в группах детского сада"

Знакомство воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе....

Создание психологического комфорта в группах детского сада (семинар – практикум)

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Задачи:1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.2. Способствовать эффектному примене...

Создание психологического комфорта в группах детского сада

Презентация, для проведения семинара-практикума на тему  "Создание психологического комфорта в группах детского сада"...

Семинар - практикум Создание психологического комфорта в группах детского сада

Семинар - практикумСоздание психологического комфорта в группах детского сада...

Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин для этого множество, сюда можно отнести и неблагоприятную семейную ситуацию, индивидуальные особенности ребёнка. Таки...

Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада» презентация

Задачи: 1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. 2. Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных...