Методические рекомендации "Развивающая предметно – пространственная среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности"
учебно-методический материал

Попова Марина Евгеньевна

Методические рекомендации

 

"Развивающая предметно – пространственная среда, как условие развития интереса детей
к театрализованной деятельности"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №109»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Старший воспитатель Попова М.Е.

Методические рекомендации

Развивающая предметно – пространственная среда, как условие развития интереса детей
к театрализованной деятельности

 

В дошкольный период игра является основным видом деятельности ребенка. Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка. Она всесторонне обобщает опыт ребенка, активизирует его интерес к искусству, общению с ним, развивает способности.

Ввиду особого значения театрализованной режиссерской игры в развитии всесторонней личности дошкольника, представляется актуальной проблема повышения интереса к ней.

Интерес может поддерживаться разными условиями: эмоциональными, познавательными и материальными.

Одним из материальных условий в контексте театрализованной игры являются новые атрибуты (декорации, герои, игрушки), а,  следовательно, вся развивающая предметно- пространственная среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности.

Развивающая среда группы может являться средством воспитания у детей интереса к театрализованным играм, стимулятором самостоятельности и активности детей.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем развивающая предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать основные принципы предметно-развивающей среды ДОУ (М.Н. Полякова).

Модель оптимальной развивающей среды по театрализованной деятельности детей.

1.Принцип уважения к проблемам и нуждам ребенка

Учитывая данный принцип, театрализованная зона должна обязательно присутствовать в группе детского сада, т.к. театрализованная  деятельность оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка. Данная зона должна быть доступна ребенку, а материалы уголка соответствовать возрасту детей.

 

 2.  Принцип гибкого зонирования

Учитывая данный принцип, уголок театрализованной деятельности не должен быть изолирован от уголка художественной деятельности. Он должен быть интегративен с читательским уголком, музыкальным, изобразительным  уголками.  Для того, чтобы отделить режиссерскую (спокойную) игру и игру-драматизацию (более динамичную) при одномоментной игре детей,  можно использовать для трансформации помещения разнообразные ширмы, подвижные перегородки, модули.

3. Принцип уважения мнения ребенка

Следуя этому принципу, ребенок сам может расставить материалы в театральном уголке, предложить сюжет, костюм, атрибут  для театрализованной игры, принести игру или какой-либо атрибут для театрализованной игры из дома, отказаться от роли или, наоборот, сыграть задуманного им героя.

         4. Принцип опережающего характера содержания образования

Этот принцип относится и к театрализованной деятельности детей. В развивающей среде театрального уголка находятся материалы по возрасту детей, но и материалы (15%) для детей более старшего возраста. Например, в играх,  атрибутах,  костюмах появляются  герои сказок, которые  еще не знакомы детям (король, петрушка, фея).

5.Принцип динамичности - статичности среды

В театрализованном уголке, помимо сцены, которая остается неизменной, должны присутствовать различные переносные ширмы, пуфики, модули, вешалки, мебель на колесиках (например, столик),  которые ребенок может расположить по своему усмотрению в пространстве группы. И, конечно, материалы не должны залеживаться на полках, а меняться с течением времени, расти с малышом.

6.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

С точки зрения данного принципа, театральный уголок должен располагаться ближе к шумным уголкам (например, к музыкальному уголку), но режиссерская игра требует близости спокойной зоны (читательского уголка). Поэтому ребенок может взять игру и поиграть в нее в том месте, где ему удобнее и комфортнее. Равенство позиций детей и взрослых  («глаза в глаза») достигается в данной зоне наличием сцены, которая возвышается над остальной площадью.

7.Принцип детской активности, самостоятельности, творчества.

 Чтобы соответствовать данному принципу, пособия театрального уголка должны постоянно меняться. Они могут быть изготовляться детьми самостоятельно или вариативно использоваться. Материалы должны быть разнообразными (разные виды театра). Содержать стимулы для ребенка, которые способствуют знакомству детей с музыкальным театром, кукольным театром, пантомимой, драматическим театром и пр.

8.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

Пособия, костюмы, атрибуты, реквизит, игры в театральном уголке должны быть эстетичными, прочными, красивыми, вызывать у детей положительные эмоции,  интерес и  желание поиграть с ними. Театральный уголок требует уюта, чистоты  и комфорта. Чтобы ребенок формировал образ «Я», необходимо в уголке иметь зеркала и разнообразные альбомы, в которых были фотографии ребенка и его родителей, его рисунки, рассказы и т.д.

9.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Театральный уголок может сочетать в себе классические игрушки или самодельные игрушки, где герои сказок выполнены в разных техниках и жанрах:  из природного, бросового материала, оригами, бисера и пр. Для зрителей в зрительном зале могут быть поставлены стульчики, а могут быть и пуфики, модули и пр.

10.Принцип открытости-закрытости среды

- открытость культуре

В  театральном уголке группы могут быть представлены – национальные народные костюмы, народная игрушка России и разных стран мира, образцы театрального мастерства (книги о выдающихся театрах города, страны, мира), иллюстрации к сказкам знаменитых художников, рисунки (эскизы) костюмов).  Литературная основа игр и постановок может быть разнообразной, но должна являться культурным образцом той или иной страны.

- открытость обществу

 В постановке спектакля могут принимать участие не только дети, воспитатели, педагоги ДОУ, но и родители,  и другие родственники детей. Они могут принять на себя не только роль зрителей, но и артистов, декораторов, костюмеров, режиссера и пр.

- открытость своего «Я»

 В театральном уголке могут лежать альбомы с фотографиями детей и родителей, афиши, билеты или программки спектаклей, на которые ребенок ходил с семьей, рисунки детей, высказывания о постановках и пр., что важно для самого ребенка. Обязательно наличие зеркала.

11.Принцип учета гендерных и возрастных различий детей

Учитывая данный принцип, в театральном  уголке можно вывесить костюмы по половому признаку  (сарафаны - девочкам, косоворотки – мальчикам), подобрать атрибуты (платочки – девочкам, кепки – мальчикам), подобрать игрушки (солдатики – мальчикам, матрешки – девочкам) и т.д. Сказки и книжки тоже могут различаться для девочек и мальчиков.

Учитывая принципы конструирования развивающей предметно-пространственной среды, можно создать оптимальной предметно-развивающую среду для театрального уголка группы.

Театральный уголок группы может располагаться в зоне художественно-эстетического развития. В эту зону входят: уголок чтения, уголок эмоций, книжный уголок, уголок рисования и искусства, театральный уголок.

Театральный уголок построен по законам театра и имеет сцену (возвышение), занавес, задник, зрительный зал с местами для зрителей, состоящих из трех рядов стульев разного размера.

Следующая зона уголка – «кладовая кукол», где на стеллажах располагаются разные виды театра и театральные куклы, различные ширмы для режиссерских театрализованных игр.

Еще одна зона предназначена для репетиций и обсуждений, которая оформляется мягкой мебелью, стоящей на ковре напротив зеркала; здесь же можно расположить тумбу с мультимедийными средствами, фонотекой, видеотекой, альбомами с фотографиями детских постановок, альбомами и книгами театральной тематики.

«Гримерная»: небольшой столик перед зеркалом, рядом с которым расположена тумбочка с гримерными принадлежностями, на стене могут быть размещены фотографии артистов и детей, загримированных для роли.

В зоне художественно-эстетического развития должно существовать место для хранения, а по возможности и изготовления костюмов и декораций, часть материалов хранится на стеллажах в коробках, другие в открытом доступе на вешалках.

Материалы уголка и оборудование,  подобраны в соответствии с возрастом детей, доступны и привлекательны для ребенка. Они содержат:

§  Сцена с театральным занавесом и задником

§  Стулья (в «зрительном зале») 3 размеров

§  Стеллаж

§  Тумба

§  Стол и 4 стула для настольного театра

§  Ящик с предметами-заместителями среднего размера

§  Ящик с мелкими предметами-заместителями

§  Настольная ширма-театр

§  Настольные ширмочки-задники и макет сцены с занавесом для режиссерских театрализованных игр  (5-6 шт. разной тематики)

§  Набор мягкой мебели (диван, кресла и пуфики-подушки)

§  Ковер (2х3 м)

§  Зеркальная стена (2х3 м)

§  Зеркало (50х50 см)

§  Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.) для моделирования пространства

§  Куски ковролина (разной конфигурации, цвета, размером от 50 до 100 см.) для моделирования ландшафтного макета пространства

§  Мультимедиа: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, проектор

§  Разные виды театров(По 4-5 набора разных театров по рассказам, сказкам о животных и волшебным сказкам):

- настольный (плоские и объемные; стоящие и раскладывающиеся);

- стендовый (плоские);

 - на ширме (куклы-пальчики, варежки, перчатки, ложки);

- напольный (куклы-марионетки);

- игрушки-самоделки для театров, выполненные в разной технике     (папье-маше, оригами, конструирование из бумаги, бросовых и природных материалов и др.)

§  Разнообразные маски, полумаски, медальоны, театральные костюмы и их элементы

§  Гримерные принадлежности (грим, парики, аксессуары и пр.)

§  Разного вида декорации для спектаклей (объемные и плоскостные)

§  Аудиокассеты, видеокассеты с записью театральных постановок

§  Фотоальбом «Мы – артисты» с отзывами о постановках самих детей и зрителей

§  Видеокассеты с  записью театральных постановок детей детского сада

§  Альбомы и книги театральной тематики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ для физического развития детей в соответствии с ФГОС»

Примерные условия для реализацииОО "Физическое развитие"в группе  раннего возраста, младший дошкольный возраст, физкультурный зал   Условия расположения в группе;Рекомендуемый перечень ...

"Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития коммуникативности и самостоятельности"

Детский сад является первым институтом социализации ребенка  и представляет мини-социум, который  становится основой для построения его отношений с социальным окружением.  Здесь ...

Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития индивидуальных способностей детей средней группы"

Данная презентация рассказывает об  элементах среды в группе, которые влияют на индивидуальные способности детей....

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОССеменоваИ.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды как ус...

Развивающая предметно-пространственная среда по теме «Развитие речи детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности.»

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.РЕЧЕВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА,как часть о...