Методические рекомендации для проведения диагностики по театрализованной деятельности
учебно-методический материал
Методические рекомендации для проведения диагностики по театрализованной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_provedeniyu_diagnostiki.docx | 47.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №109»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Методические рекомендации по проведению диагностики театрализованной деятельности.
Основным видом деятельности у дошкольников является игра. Игры у детей можно рассматриваться как импровизированные театральные постановки. А ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. Поэтому особое значение в детских садах отводится театрально-игровой деятельности, как способу развития творческих способностей детей, а самое главное социализации ребенка.
Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста последствием театрализованных игр необходимо
- чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей
- педагогическое сопровождение должно быть построено с учетом постепенного нарастания самостоятельности ребенка
- театрально-игровая среда должна быть динамично-изменяющейся (от элементарного к более сложному).
Так в младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных игр (куколки, матрешки, звери и другие мелкие образные игрушки).
А в средней группе должны уже создаваться условия для коллективных режиссерских игр. Кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки), который способствует развитию воображения, а педагог занимает позицию помощника.
Старший дошкольный возраст является периодом расцвета театральной игры, которая становится полноценной совместной деятельностью: «ребенок-воспитатель», «ребенок-ребенок».
Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков позволяет говорить о развитии творческих способностей ребенка.
В современной педагогике существует ряд различных диагностических методик, которые позволяют выявить творческий потенциал ребенка.
Вот некоторые из них.
Первый вариант диагностики основан на опросе родителей, где им предлагается, используя варианты ответов «да» или «нет», рассказать о творческих возможностях своего ребенка. А мы, педагоги, суммируя и анализируя результаты ответов, можем отнести его к той или иной группе:
либо это «режиссер»;
либо это «декоратор»;
либо это «актер»;
либо это «зритель»;
И еще можно соотнести эти результаты с результатами собеседования с ребенком.
Второй тип диагностики основывается на изучении игровых интересов и предпочтений старших дошкольников. Анализируя ответы детей, обращаем внимание на интересы ребенка и относим его к той или иной позиции в театрализованной игре.
Третий вид диагностики – это диагностика, основанная на базе творческих заданий. Задания могут быть самые разнообразные, такие как:
1. разыграть сказку, используя на выбор театры (настольный, кукольный и т.д.);
2. создание спектакля по сказке (подобрать персонажей, озвучить героев соответствующей интонацией и т.д.)
3. подобрать декорации к знакомой сказке.
Примеры диагностики
Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях
Примерные вопросы для собеседования с ребенком.
1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5. Любишь ли ты играть в «театр»?
6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?
Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора.
- Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях
Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.
Первая часть.
Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей.
Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками «+», «—», фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.
Графа «Замысел» имеет отношение к детям «режиссерского» типа, что проявляется в наличии таких умений, как:
• интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки;
• комбинирование замысла — соединение нескольких знакомых литературных сюжетов, придумывание нового для постановки, построение единой сюжетной линии, постепенное наращивание сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, описание образов предполагаемой постановки;
• планирование игры — организация спектакля.
ФИ ребенка | Структурные компоненты игры-драматизации | Ведущий Мотив Игры | ||||||||
Замысел | Роль | Восприятие | ||||||||
Интеграция | Комбинирование | Планирование | Принятие | Передача смысла образа | Импровизация | Внимание | Сопереживание | Воспроизведение впечатлений | ||
Графа «Роль» позволяет определить детей «актерского» типа, у котопых:
• принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом;
• передача образа происходит через использование средств выразительности (слова, действия), соответствующих атрибутов;
• возможна импровизация.
Графа «Восприятие» ориентирована на детей, относящихся к «зрительскому» типу.
Их основные характеристики:
• внимание — ребенок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле;
• сопереживание — ребенок сочувствует, сопереживает героям спектакля эмоционально реагирует на происходящие события, спектакль в целом;
• воспроизведение впечатлений — выражает свое эмоциональное состояние, настроение любыми доступными средствами детской художественной деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.).
Обратите внимание на ведущий мотив игры-драматизации. Если она возникает из-за замысла, то, очевидно, что ребенок — «режиссер», если из- за роли, то ребенок — «актер», если ведущий мотив — восприятие, то ребенок скорее «зритель». Возможно комбинирование позиций.
Дети, которых условно можно отнести к позиции «художнико-формитель», проявляются через графы «Замысел» и «Роль». Принципиальным в этом случае будет:
• интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки, выраженное детских рисунках;
• комбинирование замысла — создание декораций спектакля;
• передача смысла образа литературного персонажа через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов. С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.
Вторая часть
Вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений.
Этюды и упражнения на выявление актерских умений
1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:
♦ Чудо остров!
♦ Наша Таня громко плачет...
♦ Карабас-Барабас
♦ Первый снег! Ветер! Холодно!
2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».
3. Пантомимические этюды.
Котята :
• сладко спят;
• просыпаются, лапкой умываются;
• зовут маму;
• пытаются утащить сосиску;
• боятся собаки;
• охотятся.
Покажи :
√ как танцует добрая фея на балу у Золушки;
√ как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;
√ как удивляется черепашка-ниндзя;
√ как здоровается Снежная Королева;
√ как обижается Винни-Пух;
√ как радуется Бэтман.
4.Этюды на изменения тембра голоса.
Педагог. Киска, как тебя зовут?
Ребенок. Мяу! (Нежно)
Педагог. Стережешь ты мышку?
Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)
Педагог. Киска, хочешь молока?
Ребенок. Мяу! (Утвердительно)
Педагог. А в товарищи щенка?
Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...)
5. Интонационное прочтение стихов-диалогов.
6. Проговаривание скороговорок.
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли,
Резиновая Зина упала из корзины,
Резиновая Зина измазалась в грязи.
7. Ритмическое упражнение.
Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».
8. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».
Этюды и упражнения на выявление режиссерских умений.
1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен сочинить сценарий, организовать спектакль (распределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).
2. Моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с дошкольником.
Этюды и упражнения на выявление умений декоратора
1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит.
2. Обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником в контексте предлагаемых им декораций.
Беседа-игра на выявление зрительских умений
После просмотра спектакля, игры-драматизации проведите беседу:
- О чем рассказал спектакль? Что ты понял? (На понимание главной мысли произведения.)
- Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? (На понимание характера персонажей.)
- Что ты чувствовал, когда с героем происходили... события? (Конкретно по действию.)
- Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно?
- Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему?
- Нравится ли тебе смотреть спектакль? Почему?
- Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи полученных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас.
Проанализируйте умения детей в соответствии с критериями.
Актерские умения — понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характер выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
Режиссерские умения — понимание мотивов поступков героев; следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей, подготовка игровой среды; умение руководить сразу несколькими играющими.
Оформительские умения — художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите; подготовка игровой среды.
Зрительские умения — умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично); выражение мнения по поводу игры актеров.
Третья часть
Третья часть диагностики состоит из теста «ЗАРД» , предназначенного для педагогов и родителей.
Цель теста: изучить мнение родителей, воспитателей о предпочтениях ребенка при выборе игровых позиций.
Определение лидерских качеств.
Для выяснения позиции, которую занимает малыш в творческой группе, можно использовать тест «ЗАРД» («зритель» — предпочитает наблюдать, «актёр» — любит быть на виду, «режиссёр» — лидер, руководитель, «декоратор» — старается оставаться в тени, но сам факт участия в общем действе для него важен). Тест можно проводить как в начале учебного года, так и в конце.
Тест «ЗАРД»
Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет».
Утверждения:
1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею........................................................
2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения…..
3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения..................................................................
4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение.......
5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы..................................................................
6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении..
7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге»................................................................................................. …….
8. Ребенок может организовать игру с другими детьми................
9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому............
10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики.................................
11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации................................................................................
12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или не понравившихся персонажах...................................................................
13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям............................................................................................
14. Ребенок обладает лидерскими качествами.............................
15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью................................................................................
16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации......................................................
17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам......................
18. Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать неудачи, решать конфликты........................................
19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)..............................................................
20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности..........................................................
Оценка результатов.
Ответ «да» оценивается в 1 балл.
Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель):
• позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
• позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
• позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
• позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность.
Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребенком.
3. Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
6. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации
Ход проведения.
1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
5. Показ спектакля гостям.
4.Оценка сформированности познавательных, психических и коммуникативных навыков (для воспитанников подготовительной группы)
Таблица 1
1. Основы театральной культуры | |||
| Высокий уровень: 3 балла | Средний уровень: 2 балла | Низкий уровень: 1 балл |
1. | Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре | Интересуется театральной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре |
2. | Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра |
2. Речевая культура | |||
1. | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения | Понимает содержание произведения |
2. | Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев |
3. | Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета |
4. | Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога |
3. Эмоционально-образное развитие | |||
1. | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения |
4. Навыки кукловождения | |||
1. | Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем | Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем | Владеет элементарными навыками кукловождения |
5. Музыкальное развитие | |||
1. | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки |
2. | Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета | Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом | Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом |
3. | Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле | С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец | Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю |
6. Основы изобразительно-оформительской деятельности | |||
1. | Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять | Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля | Создает рисунки на основные действия спектакля |
2. | Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе) | Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов | Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов |
7. Основы коллективной творческой деятельности | |||
1. | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
5.Методические рекомендации проведения диагностики по театрализованной деятельности.
1. Владеет выразительностью речи:
Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Задание №1.
Материал: скороговорка
Маша шла, шла, шла
И игрушку нашла:
Кошку, матрёшку, шишку, мартышку.
Мышку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушку,
- Кто потерял столько игрушек?
Методика проведения : предложить ребёнку повторить скороговорку.
Задание №2.
Методика проведения : исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка: Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитесь, отворитесь,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла…
Задание №3.
Методика проведения : предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Оценка результатов:
• 3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
• 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
• 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера.
Задание №1.
Методика проведения : Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде её носить с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
Задание №2.
Методика проведения : Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
Задание №3.
Методика проведения :
Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).
Задание №4.
Методика проведения :
На носочках я иду
Маму я не разбужу.
Ах, какой искристый лёд,
А по льду пингвин идёт.
Оценка результатов:
• 3 балла –ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
• 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
• 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.
3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
Задание №1. «Лисичка подслушивает».
Методика проведения : Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят. Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд. Выразительные движения :голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо, взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.
Задание №.2. «Вкусные конфеты».
Методика проведения : У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Мимика: жевательные движения, улыбка.
Задание №3. «Цветок».
Методика проведения : Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Оценка результатов:
• 3 балла –ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
• 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
• 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.
4. «Придумай рассказ»
Ход методики:
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.
Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.Анализ педагогической литературы, изучение о...
Методические рекомендации по проведению непосредственно организованной деятельности у дошкольников по английскому языку.Подготовительная группа (5-6 лет), первый год обучения иностранным языком, пройденные темы «Цвета», «Числа».
Методические рекомендации по проведению непосредственно организованной деятельности у дошкольников по английскому языку....
Методические рекомендации по проведению диагностики развития ребенка
общие положения...
Методические рекомендации по проведению театрализованных игр.
Методические рекомендации по проведению театрализованных игр....
Методические рекомендации проведения диагностики по театрализованной деятельности.
Методические рекомендации проведения диагностики по театрализованной деятельности....
Методические рекомендации по проведению театрализованных игр в детской мультстудии
Методические рекомендации...
"Методические рекомендации по проведению диагностики определения обученности детей дошкольного возраста калмыцкому языку в ДОО"
Методические рекомендации разработаны в соответствии дополнительной образовательной программы «Бичкдүдин садт хальмг кел дасхлһна көтлвр» под научным руководством В.К.Эрендженовой, к...