Особенности организации, развивающей предметно-пространственной среды
статья
Особенности организации, развивающей предметно-пространственной среды
Вопрос организации предметно пространственной развивающей среды в ДОО, на сегодняшний день очень актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно пространственная среда.
Предметно развивающая среда – это комплекс эстетических и психолого-педагогических условий, а также система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, для осуществления педагогического процесса рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.
При грамотно организованной среде дошкольник может активно участвовать в познавательной и творческой деятельности, развивается любознательность, воображение, художественные способности и коммуникативные навыки А самое главное - происходит развитие личности.
В такой среде дети обретают уверенность в себе, могут использовать свои силы и применять их. Это способствует развитию способностей детей: стимулировать проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
В современном учреждении дошкольного образования предметно пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
Безопасность: означает, что все элементы предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по безопасности и надежности. При отборе материала необходимо выбирать безопасный, устойчивый и прочный материал, соответствующий гигиеническим требованиям.
Насыщенность: должна соответствовать возрасту детей и уровню образования в дошкольных учреждениях. Предполагает оснащение образовательной среды необходимыми средствами и материалами, а также разнообразием игрового и спортивного оборудования, обеспечивающее развитие познавательной, творческой и двигательной активности воспитанников. Предметная среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста дает возможность развивать двигательные навыки, моторику, координацию, предметную и игровую деятельность.
Трансформируемость: среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
Полифункциональность: подразумевает внедрение детками предметов, не владеющих жестко закрепленным методом употребления во многих видах ребяческой деятельности. Так, к примеру, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) интенсивно употребляются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, дары природы и семечки) в познавательной, игровой, художественной деятельности и др.
Вариативность: среды предполагает наличие различных пространств, разнообразных материалов и оборудования для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей обеспечивающих свободный выбор детей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
Доступность: возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории:
«СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других формах взаимодействия с взрослыми.
«ВЧЕРА». Уже известный исследованный материал, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.
«ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем.
Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
При организации предметно-пространственной развивающей среды необходимо руководствоваться современными требованиями к организации образовательного процесса.
Методические рекомендации содержат примерное наполнение предметно-пространственной развивающей среды в учреждении дошкольного образования.
Литература:
- Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. - М.:Просвещение,2009. - №6.
- Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др.; науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Просвещение, 2011. - 156 с.
- Слепцова И. Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие/ И. Ф. Слепцова. // Обруч. – №2. – 2015.
- Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.
- Ходонович, Л. С. Развивающая предметно-пространственная среда в контексте качества дошкольного образования / Л. С. Ходонович, А. Л. Давидович, И. В. Валько // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сборник научных трудов [редколлегия Д. Н. Дубинина (ответственный редактор) и др.]. – Минск : БГПУ, 2007. С.73–77.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации, развивающей предметно-пространственной среды
Вопрос организации предметно пространственной развивающей среды в ДОО, на сегодняшний день очень актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно пространственная среда.
Предметно развивающая среда – это комплекс эстетических и психолого-педагогических условий, а также система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, для осуществления педагогического процесса рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.
При грамотно организованной среде дошкольник может активно участвовать в познавательной и творческой деятельности, развивается любознательность, воображение, художественные способности и коммуникативные навыки А самое главное - происходит развитие личности.
В такой среде дети обретают уверенность в себе, могут использовать свои силы и применять их. Это способствует развитию способностей детей: стимулировать проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
В современном учреждении дошкольного образования предметно пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
Безопасность: означает, что все элементы предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по безопасности и надежности. При отборе материала необходимо выбирать безопасный, устойчивый и прочный материал, соответствующий гигиеническим требованиям.
Насыщенность: должна соответствовать возрасту детей и уровню образования в дошкольных учреждениях. Предполагает оснащение образовательной среды необходимыми средствами и материалами, а также разнообразием игрового и спортивного оборудования, обеспечивающее развитие познавательной, творческой и двигательной активности воспитанников. Предметная среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста дает возможность развивать двигательные навыки, моторику, координацию, предметную и игровую деятельность.
Трансформируемость: среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
Полифункциональность: подразумевает внедрение детками предметов, не владеющих жестко закрепленным методом употребления во многих видах ребяческой деятельности. Так, к примеру, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) интенсивно употребляются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, дары природы и семечки) в познавательной, игровой, художественной деятельности и др.
Вариативность: среды предполагает наличие различных пространств, разнообразных материалов и оборудования для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей обеспечивающих свободный выбор детей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
Доступность: возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории:
«СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других формах взаимодействия с взрослыми.
«ВЧЕРА». Уже известный исследованный материал, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.
«ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем.
Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
При организации предметно-пространственной развивающей среды необходимо руководствоваться современными требованиями к организации образовательного процесса.
Методические рекомендации содержат примерное наполнение предметно-пространственной развивающей среды в учреждении дошкольного образования.
Литература:
- Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. - М.:Просвещение,2009. - №6.
- Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др.; науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Просвещение, 2011. - 156 с.
- Слепцова И. Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие/ И. Ф. Слепцова. // Обруч. – №2. – 2015.
- Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.
- Ходонович, Л. С. Развивающая предметно-пространственная среда в контексте качества дошкольного образования / Л. С. Ходонович, А. Л. Давидович, И. В. Валько // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сборник научных трудов [редколлегия Д. Н. Дубинина (ответственный редактор) и др.]. – Минск : БГПУ, 2007. С.73–77.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ
Вопрос организации предметно - развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ввведением Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС). П...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для развития познавательной деятельности воспитанников» (ФГОС ДО).
Материал из опыта работы по созданию в д/саду предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС дошкольного образования....
Из опыта работы "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ".
С введением ФГОС дошкольного образования мы проанализировали существующие условия в учреждении. И пришли к выводу, что в детском саду развивающая предметно-пространственная и образовательная среда обе...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ по ФГОС...
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении» (в соответствии с ФГОС ДО)
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении» (в соответствии с ФГОС ДО...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды»
Данная работа посвященна предметно-пространственной среде в группах детского сада. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, этим и обусловлен...