Особенности организации, развивающей предметно-пространственной среды
статья

Фролова Полина Алексеевна

Особенности организации, развивающей предметно-пространственной среды    

 Вопрос организации предметно пространственной развивающей среды в ДОО, на сегодняшний день очень актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно пространственная среда.

     Предметно развивающая среда – это комплекс эстетических и психолого-педагогических условий, а также система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, для осуществления педагогического процесса рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

     При грамотно организованной среде дошкольник может активно участвовать в познавательной и творческой деятельности, развивается любознательность, воображение, художественные способности и коммуникативные навыки А самое главное - происходит развитие личности.

    В такой среде дети обретают уверенность в себе, могут использовать свои силы и применять их. Это способствует развитию способностей детей: стимулировать проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

В современном учреждении дошкольного образования предметно пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:

     Безопасность: означает, что все элементы предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по безопасности и надежности. При отборе материала необходимо выбирать безопасный, устойчивый и прочный материал, соответствующий гигиеническим требованиям.

 

     Насыщенность: должна соответствовать возрасту детей и уровню образования в дошкольных учреждениях. Предполагает оснащение образовательной среды необходимыми средствами и материалами, а также разнообразием игрового и спортивного оборудования, обеспечивающее развитие познавательной, творческой и двигательной активности воспитанников. Предметная среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста дает возможность развивать двигательные навыки, моторику, координацию, предметную и игровую деятельность.

     Трансформируемость: среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.

     Полифункциональность: подразумевает внедрение детками предметов, не владеющих жестко закрепленным методом употребления во многих видах ребяческой деятельности. Так, к примеру, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) интенсивно употребляются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, дары природы и семечки) в познавательной, игровой, художественной деятельности и др.

     Вариативность: среды предполагает наличие различных пространств, разнообразных материалов и оборудования для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей обеспечивающих свободный выбор детей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.

     Доступность: возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.

     При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории:

«СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других формах взаимодействия с взрослыми.

«ВЧЕРА». Уже известный исследованный материал, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.

«ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем.

     Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

     При организации предметно-пространственной развивающей среды необходимо руководствоваться современными требованиями к организации образовательного процесса.

    Методические рекомендации содержат примерное наполнение предметно-пространственной развивающей среды в учреждении дошкольного образования.

 

Литература:

  1. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. - М.:Просвещение,2009. - №6.
  2. Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др.; науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Просвещение, 2011. - 156 с. 
  3. Слепцова И. Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие/ И. Ф. Слепцова. // Обруч. – №2. – 2015.
  4. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.
  5. Ходонович, Л. С. Развивающая предметно-пространственная среда в контексте качества дошкольного образования / Л. С. Ходонович, А. Л. Давидович, И. В. Валько // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сборник научных трудов [редколлегия Д. Н. Дубинина (ответственный редактор) и др.]. – Минск : БГПУ, 2007. С.73–77.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации, развивающей предметно-пространственной среды

Вопрос организации предметно пространственной развивающей среды в ДОО, на сегодняшний день очень актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно пространственная среда.

Предметно развивающая среда – это комплекс эстетических и психолого-педагогических условий, а также система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, для осуществления педагогического процесса рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

При грамотно организованной среде дошкольник может активно участвовать в познавательной и творческой деятельности, развивается любознательность, воображение, художественные способности и коммуникативные навыки А самое главное - происходит развитие личности.

В такой среде дети обретают уверенность в себе, могут использовать свои силы и применять их. Это способствует развитию способностей детей: стимулировать проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

В современном учреждении дошкольного образования предметно пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:

Безопасность: означает, что все элементы предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по безопасности и надежности. При отборе материала необходимо выбирать безопасный, устойчивый и прочный материал, соответствующий гигиеническим требованиям.

Насыщенность: должна соответствовать возрасту детей и уровню образования в дошкольных учреждениях. Предполагает оснащение образовательной среды необходимыми средствами и материалами, а также разнообразием игрового и спортивного оборудования, обеспечивающее развитие познавательной, творческой и двигательной активности воспитанников. Предметная среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста дает возможность развивать двигательные навыки, моторику, координацию, предметную и игровую деятельность.

Трансформируемость: среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.

Полифункциональность: подразумевает внедрение детками предметов, не владеющих жестко закрепленным методом употребления во многих видах ребяческой деятельности. Так, к примеру, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) интенсивно употребляются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, дары природы и семечки) в познавательной, игровой, художественной деятельности и др.

Вариативность: среды предполагает наличие различных пространств, разнообразных материалов и оборудования для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей обеспечивающих свободный выбор детей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.

Доступность: возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.

При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории:

«СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других формах взаимодействия с взрослыми.

«ВЧЕРА». Уже известный исследованный материал, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.

«ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем.

Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

При организации предметно-пространственной развивающей среды необходимо руководствоваться современными требованиями к организации образовательного процесса.

Методические рекомендации содержат примерное наполнение предметно-пространственной развивающей среды в учреждении дошкольного образования.

Литература:

  1. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. - М.:Просвещение,2009. - №6.
  2. Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др.; науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Просвещение, 2011. - 156 с.
  3. Слепцова И. Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие/ И. Ф. Слепцова. // Обруч. – №2. – 2015.
  4. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.
  5. Ходонович, Л. С. Развивающая предметно-пространственная среда в контексте качества дошкольного образования / Л. С. Ходонович, А. Л. Давидович, И. В. Валько // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сборник научных трудов [редколлегия Д. Н. Дубинина (ответственный редактор) и др.]. – Минск : БГПУ, 2007. С.73–77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ

Вопрос организации предметно - развивающей среды  в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ввведением  Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС). П...

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для развития познавательной деятельности воспитанников» (ФГОС ДО).

Материал из опыта работы по созданию в д/саду предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС дошкольного образования....

Из опыта работы "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ".

С введением ФГОС дошкольного образования мы проанализировали существующие условия в учреждении. И пришли к выводу, что в детском саду развивающая предметно-пространственная и образовательная среда обе...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ по ФГОС...

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении» (в соответствии с ФГОС ДО)

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении»  (в соответствии с ФГОС ДО...

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды»

Данная работа посвященна предметно-пространственной среде в группах детского сада.  Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, этим и обусловлен...