Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
презентация

Бадуненко Елена Анатольевна

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранением национального достояния всех народов России. Именно в период дошкольного возраста происходит бурное накопление жизненного опыта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2023.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ясли-сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

Презентация педагогических находок для педагогов
«Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ»

               Подготовила:

                                           Бадуненко Е. А. - воспитатель
                                                      высшей квалификационной категории

                         

Г. Алчевск
2023

Сегодня нет человека, который остался бы равнодушным к проблемам духовно- нравственного воспитания детей. Воспитание и формирование нравственных и этических качеств ребенка начинается с дошкольного детства.

У подрастающего поколения искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранением национального достояния всех народов России. Именно в период дошкольного возраста происходит бурное накопление жизненного опыта. Закладывается система духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру, к его близкому окружению и к обществу в целом.

Поэтому на современном этапе развития дошкольного образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Актуальность этой задачи отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Систематическое привитие ребенку положительных качеств поведения с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Тема нравственного воспитания детей актуальна и чрезвычайно трудна даже тогда, когда речь идет о здоровых детях, разумеется, все оказывается особенно сложным, если речь идет о воспитании нравственных качеств у детей с отклонениями в развитии. По собственному опыту знаю, что эта работа кропотлива и требует много времени, терпения, выдержки, знаний и применения особых технологий.

Учитывая всю проблематику развития старших дошкольников с ТНР в нашей группе, мы определили нравственно-патриотическое воспитание как важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный и исторический компоненты.

У детей с ОВЗ не сформирована эмоционально-волевая, мотивационная сфера, затруднено осознание себя, недостаточное взаимодействие с окружающим миром, низкая социальная адаптация. Им трудно усваивать что-либо новое, удерживать полученные знания в своей памяти. Нарушено нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, процессов обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих детей характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении.

Учитывая всю проблематику развития старших дошкольников с ТНР в нашей группе, мы определили нравственно-патриотическое воспитание как важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный и исторический компоненты.

Поэтому стараемся создать необходимые особые педагогические условия, находим новые формы, варианты работы по развитию духовно-нравственных ценностей у воспитанников с ОВЗ.

В нашей группе компенсирующей направленности разработана адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (далее АООП). Одной из задач АООП является расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил поведения через организацию игровой, проектной, трудовой, художественно-эстетической деятельности, а также вовлечение родителей в процесс духовно-нравственного воспитания. При создании особых педагогических условий для развития духовно-нравственного воспитания я использую также индивидуальный подход.  Поэтому мною учитываются индивидуальные особенности и особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Обязательным условием всей работы по данной теме является учет ведущего вида деятельности дошкольников – это игровая деятельность. Для детей с ОВЗ очень важно иметь видимый (ощущаемый, осязаемый) результат своего труда.

В связи с этим мы вместе с педагогами и узкими специалистами попыталась создать необходимые условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной жизни, быть причастным к истории своей родины.

Так как дети с нарушениями речи обладают преимущественно наглядно-образным мышлением, необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими детям более точно представить то, о чём им говорят.

В группе создана развивающая предметно - пространственная среда, содержащая материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой (герб, флаг, гимн, портрет президента России, историческим прошлым России, художественная литература по фольклору – сказки, былины, предания).

Выделение нравственного аспекта проходит во всех зонах деятельности детей. Оформлены уголки: «Здравствуйте, я пришел», «Правила нашей группы», «Поздравляем», и др.

В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, и произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.), т.к. именно они вмещают в себя все ценности родного языка. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Наиболее понятной и близкой деятельностью для дошкольника является игра, так как она является основным видом деятельности в детском саду, значение которой в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника очень велико.

В работе с детьми используем как индивидуальные, так и коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решаются самые разные коррекционные задачи.

В своей работе мы широко используем коммуникативные игры, игровые ситуации, психогимнастики, мы поощряем сотрудничество и взаимопомощь, стремление детей высказывать свои мысли и чувства, не замыкаться, договариваться, если возникли проблемы.

Обращаемся к игре, как к современной, так и к народной. Играем в русские народные игры: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната» и др.

Развитие воображения, развитие мимики и жестов, звукоподражательных навыков, формирования интересов к совместным играм со взрослыми и сверстниками, создают положительный эмоциональный настрой

Невозможно не сказать о прогулках. Наблюдения за птицами, растениями, насекомыми, за трудом взрослых людей учат детей эмоционально откликаться, быть нетерпимыми к людям, в случае нарушения ими правил общения с природой.

Эти виды деятельности позволяют детям добыть новые знания об окружающем, о человеке, как органичной части природы. Укрепляется желание детей охранять природу, оберегать ее. У детей формируются проявления разумности и гуманности.

В нашей работе немаловажную роль играют этические беседы, направленные на формирование интереса к общению с взрослым, создание нравственных основ личности ребенка к себе как к формирующей личности.

В беседах обязательно учитывается личный опыт детей, что делает общение более понятным, содержательным. Темы личного общения могут быть самыми разнообразными. Желательно, чтобы они были связаны с реальными событиями из жизни ребенка, с его интересами и опытом общения с другими людьми. Главное, чтобы разговор шел о людях, поступках, отношениях.

Цель бесед – способствовать нравственному развития ребенка путем формирования представлений у него о добре, милосердии, дружбе, культуре общения; моделировать проблемные ситуации и их решение; формировать интерес к общению со взрослыми, создавать нравственные основы личности ребенка, пробудить интерес к себе как формирующейся личности.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: «День матери»; «Защитники Отечества», «Масленица»; «Никто не забыт и ничто не забыто»; «Пасха» и др. Знакомя с культурным наследием нашей страны, педагоги приобщают детей к изготовлению поделок и других предметов, где дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать что-то своими руками.

 И ещё хочется сказать об одной проблеме. Предпринятые на сегодняшний день наши попытки воспитания духовно-нравственной личности дошкольников показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому нам педагогам необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, прабабушками и прадедушками и что именно родители ответственны в первую очередь за воспитание детей. Эти виды деятельности позволяют детям добыть новые знания об окружающем, о человеке, как органичной части природы. Укрепляется желание детей охранять природу, оберегать ее. У детей формируются проявления разумности и гуманности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по нравственному воспитанию детей - дошкольников с ОВЗ должна вестись ежедневно во всех видах детской деятельности и в совместной деятельности ребенка и взрослого.

В практической работе по нравственному воспитанию детей с ОВЗ считаю нужно видеть, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. Ведь детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь.
Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, знать историю и традиции своего народа.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.

Литература:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
  2. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие : практическое пособие / Р. С. Буре. – Москва : Мозаика-Синтез, 2011.
    (3–7 лет).
  3. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.
  4. Лисина М.И. «Формирование личности ребёнка в общении». – СПб, 2006. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.
  5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4–7 лет» Редактор: Дорофеева А. Издательство: Мозаика-Синтез, 2012 г.
  6. Феоктистова Т. К. Шестякова Н. П. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» : Издательство «ВЛАДОС» 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗСамый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,и видит в своем уч...

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,и видит в своем ученике друга, единомышленника. В. А. СухомлинскийДетство - это то время, когда обр...

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ"

Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,и видит в своем ученике друга, единомышленника. В. А. СухомлинскийДетство - это то время, когда обр...

Презентация для педагогов Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

полноценной духовной жизнью.У детей ОВЗ не развито чувство ответственности за себя, своих близких, а значит за свою Родину. У них отсутствует заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудност...

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, нор...