Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ"
консультация по психологии
Самый лучший учитель для ребенка тот, кто,
духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,
и видит в своем ученике друга, единомышленника.
В. А. Сухомлинский
Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека, как душевные. Так и телесные. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnv_s_detmi_ovz.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ
Выполнила:
педагог-психолог
Тян Анна Валентиновна
г. Улан-Удэ
Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ
Самый лучший учитель для ребенка тот, кто,
духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,
и видит в своем ученике друга, единомышленника.
В. А. Сухомлинский
Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека, как душевные. Так и телесные. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Ни для кого не секрет, что большинство родителей заботится о материальной стороне, в первую очередь, что естественно отодвигает на задний план проблемы духовные. Такие понятия, как гражданственность и патриотизм, утратили свою приоритетность, поэтому вся работа по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся падает на педагогов.
По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:
- нравственных чувств — долга, совести, веры, гражданской ответственности, патриотизма;
- нравственного облика — терпения, милосердия, незлобивости;
- нравственной позиции —различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний;
нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли, проявления духовной рассудительности.
Эта тема актуальна для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью.
У детей ОВЗ не развито чувство ответственности за себя, своих близких, а значит за свою Родину. У них отсутствует заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудности адаптации в социокультурном пространстве. Такие дети нуждаются в создании специальных условий для усвоения основных социальных знаний, приобретения нравственных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни в обществе
Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со слабостью усвоения ими общих закономерностей и понятий, со свойственной им неразвитостью мышления, сравнительно поздно начинают разбираться в понятиях нравственного воспитания. Довольно поверхностный характер носят их представления о том, что хорошо и что плохо.
И именно поэтому немаловажная роль в духовно-нравственном воспитании в детском саду с детьми ОВЗ проводится на занятиях через сказки, песни, театрализованную деятельность.
Почему именно через сказки ведется работа по НПВ с детьми ОВЗ?
- Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с РЕБЕНКОМ анализ сказочных ситуаций (ХОРОШО-ПЛОХО), и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях, с частым повторением и проигрыванием ситуций. Занятия, связанные со сказками, становятся уроками духовности и патриотизма.
- Сказка является одним из важных социально-педагогических средств развития личности, и дети с ОВЗ воспринимают информацию по НПВ через сказку-доступнее, чем либо через другой процесс обучения. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию. И именно побуждение несет для детей с ОВЗ неотъемлемый толчок в процессе развития дальнейшего миллиметрового продвижения вперед. Содержание сказок вызывает интерес у ребенка с ОВЗ, так как НАГЛЯДНО в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Наибольшее воздействие сказка оказывает на развитие нравственных представлений о корысти и бескорыстии, справедливости и несправедливости, храбрости и трусости. Почти все сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из поступков героев
Не забываем о том, что
«Да, нас это не коснется…»
Нравственный мир ребенка с ОВЗ сложен и изменчив, находится в развитии. Задача воспитателя и специалистов состоит в том, чтобы постоянно следить за духовно-нравственным ростом ребенка с ОВЗ, сформировать гражданина своей страны, способного к оценке своего мнения, как имеющего право на полноправную жизнь в обществе. Пусть это долгий, трудный путь, но он преодолим , если эта работа ведется как в коллективе, так и индивидуально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ
Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗСамый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,и видит в своем уч...
Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ
Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,и видит в своем ученике друга, единомышленника. В. А. СухомлинскийДетство - это то время, когда обр...
Презентация для педагогов Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ
полноценной духовной жизнью.У детей ОВЗ не развито чувство ответственности за себя, своих близких, а значит за свою Родину. У них отсутствует заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудност...
Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, нор...
Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, нор...