Опыт работы педагогического коллектива детского сада «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста»
статья

Бабакова Евгения Юрьевна

Одна из главных задач дошкольного образования на современном этапе – это создание благоприятных условий для развития личности ребенка, становления его самостоятельности, целеустремленности, инициативы, ответственности. Поэтому на первый план выходит задача для дошкольного образовательного учреждения – организовать психолого-педагогические, материально-технические, кадровые условия для развития социально-коммуникативных компетенций воспитанников.

В поручении президента Российской Федерации Пр–2440, п.3 от 2 декабря 2017 г. четко поставлена задача: «…достижение к 2021 г. 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет». В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из важнейших направлений определяется создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Важной задачей современных дошкольных образовательных организаций  является создание социокультурной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя. Образовательная среда понимается при этом как значимая часть социокультурной среды, поэтому с полным правом может позиционироваться как социокультурная по своей сути. В условиях социокультурной образовательной среды достигаются цели и смыслы современного образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_-_kopiya.docx502.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста»

Цель: обмен опытом деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках участия в федеральной сетевой инновационной площадке, по использованию нетрадиционных подходов, методов и приёмов, обеспечивающих решение актуальных задач дошкольного образования.

Задачи:

  • продемонстрировать коллегам опыт работы педагогического коллектива по созданию вариативной модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста в ДОО;
  • повысить уровень профессиональной компетентности участников методического объединения.

Добрый день, уважаемые коллеги!

МБДОУ ДС «Алёнушка» г.Волгодонска является участником федеральной сетевой инновационной площадки ФГБНУ «ИХОиК РАО» «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста» на основании приказа ФГБНУ «ИХОиК РАО» №148 от 02.10.2020г. «О включении в состав участников сетевой инновационной площадки «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста», руководителями которой являются доктор педагогических наук, заместитель директора по инновационной деятельности И.А.Лыкова и кандидат педагогических наук, главный методист В.В.Кожевникова. Инновационная деятельность, направленна на разработку и внедрение вариативной модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста в ДОО в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования, заданными федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования  и подходами к оценке качества дошкольного образования.

Цель инновационной деятельности: Организация качественного образования детей младенческого и раннего возраста в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ФОП ДО и другими актуальными нормативно-правовыми документами в условиях вариативного дошкольного образования.

В период август 2020 – август 2021 года педагоги учреждения участвовали в реализации подготовительного этапа в деятельности инновационной площадки, предусматривающий анализ условий, подготовку кадров, ознакомление с программно-методическим комплексом «Теремок». С сентября 2021 – май 2024 года мы участвуем в реализации основного этапа деятельности инновационной площадки, предполагающий создание эффективных условий для качественного воспитания и развития детей от двух месяцев до трех лет в образовательной среде на основе вариативных моделей социокультурной образовательной среды. За этот период наши педагоги приняли участие в онлайн-семинарах «Модель развития взаимоотношений педагога с детьми в социокультурной образовательной среде (взаимосвязь социализации и индивидуализации)», «Организация «ансамбля деятельностей» и культурных практик детей раннего возраста на основе вариативных технологий планирования», «Социокультурные модели образовательной среды для детей раннего возраста: от научной концепции к вариативной практике», во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященная 145-летию со дня основания Белгородского учительского института «Проблемы развития детей раннего возраста в современном образовательном пространстве» и других мероприятиях.

Одна из главных задач дошкольного образования на современном этапе – это создание благоприятных условий для развития личности ребенка, становления его самостоятельности, целеустремленности, инициативы, ответственности. Поэтому на первый план выходит задача для дошкольного образовательного учреждения – организовать психолого-педагогические, материально-технические, кадровые условия для развития социально-коммуникативных компетенций воспитанников.

В поручении президента Российской Федерации Пр–2440, п.3 от 2 декабря 2017 г. четко поставлена задача: «…достижение к 2021 г. 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет». В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из важнейших направлений определяется создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Важной задачей современных дошкольных образовательных организаций  является создание социокультурной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя. Образовательная среда понимается при этом как значимая часть социокультурной среды, поэтому с полным правом может позиционироваться как социокультурная по своей сути. В условиях социокультурной образовательной среды достигаются цели и смыслы современного образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного.

Современная модель образовательной среды должна быть вариативной и иметь гибкую структуру; педагогический потенциал модели определяется вектором амплификации развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи; целевые ориентиры развития детей раннего возраста должны иметь культуросообразный и природосообразный характер.

Моделирование социокультурной образовательной среды в условиях вариативного образования предполагает, с одной стороны, стратегическое целеполагание, связанное с амплификацией социокультурного опыта детей (инкультурацию), а с другой – адаптацию образовательной среды под возрастные и индивидуальные возможности детей с учетом образовательного запроса семьи.

Ключевым условием гуманизации современного образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного, является осмысление и мотивированное принятие педагогами позиции: «образовательная среда для ребенка, а не ребенок для образовательной среды».

В настоящее время культура и образование рассматриваются как две взаимосвязанные системы, при этом одна из них (образование) входит в состав другой (культуры), но взаимодействие между ними носит более сложный характер, что можно выразить двумя тезисами:

1) образование порождается культурой, необходимость в нем появляется лишь тогда, когда культура сформировалась и достигла достаточно высокого уровня своего развития;

2) культура транслируется, сохраняется и даже отчасти развивается через образование. Вне культуры образование не может появиться, поскольку в нем не будет необходимости. Без образования культура не будет воспроизводиться и рано или поздно исчезнет.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, важной задачей современных дошкольных образовательных организаций является создание среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя.

Развивающая предметно-пространственная среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда развития предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, С.Л. Новоселова, Л.А Парамонова, Н.Н. Поддьяков, А.М. Фонарев и др.).

Образовательная среда позиционируется в настоящее время как:

1) часть социокультурной среды, в условиях которой достигаются цели и смыслы образования (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Н.Б. Крылова и др.);

2) система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития (А.М. Новиков);

3) целенаправленно созданная система взаимовлияний и взаимодействия окружения (социального и пространственно-предметного) с субъектом, в рамках которого происходит формирование личности и открываются возможности для ее развития (В.А. Козырев, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.).

Образовательная среда включает три взаимосвязанных компонента:

1) пространственно-предметный (мир вещей),

2) социальный (мир отношений),

3) деятельностный (система способов активного освоения и преобразования мира в процессе взаимодействия ребенка с другими людьми).

В современном образовании назрела острая необходимость в осмыслении социокультурного характера образовательной среды.

«Социокультурная среда – это совокупность культурных ценностей, общепринятых норм, законов, правил, научных данных и технологий («ноу-хау»), которыми располагает социум и человек в социуме для эффективных действий и взаимодействий со всеми компонентами своей жизненной среды, прежде всего, природным, техногенным, информационным и социальным» (Л.Г. Ионин).

Модель социокультурной образовательной среды для развития детей младенческого и раннего возраста в условиях вариативного образования (см. рисунок), разработанная В.В. Кожевниковой и И.А. Лыковой, включает следующие компоненты:

1) ребенок (субъект);

2) социокультурный опыт как целевой ориентир образования;

3) взрослые (родители и педагоги) как трансляторы социокультурного опыта;

4) «умные» предметы в пространстве (игрушки, бытовые предметы,  вещи, различные материалы, дидактические пособия и др.);

5) культуросообразные способы разных видов деятельности; дополнительные ресурсы;

6) социокультурная ситуация развития; система взаимодействия с другими субъектами и объектами в образовательной среде (в графической модели векторы коммуникации обозначены стрелками).

Рисунок Модель социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста (В.В. Кожевникова)

Эти компоненты рассматриваются как необходимые и достаточные для моделирования образовательной среды на основе дидактических принципов антропоцентризма, вариативности, инициирования субъектности, интеграции, культуросообразности и природосообразности.

Образовательная среда рассматривается как гибкая система специально организованных в пространстве и времени условий взаимодействия субъектов образования, направленных на трансляцию социокультурного опыта ребенку с учетом его индивидуальных особенностей и запросов семьи (общества).

Организация образовательной среды строится на интегративной основе системы принципов, выделенных для построения вариативных моделей образовательной среды:

• диалектического единства интеграции и дифференциации;

• анропоцентризма;

• культуросообразности;

• природосообразности.

Эти принципы применимы к построению и функционированию модели образовательной среды: с одной стороны, они обеспечивают ее целостность, с другой – позволяют отдельным ее компонентам функционировать. Целесообразность использования данных принципов при моделировании образовательной среды обусловлена целостностью (единством, синкретичностью) сознания ребенка раннего и дошкольного возраста. Сложная образовательная система, состоящая из множества разрозненных элементов, воспринимается им как нечто изначально и принципиально целостное. Знание ребенка о мире и его отношение к этому миру, сформированное в процессе культуросообразного образования, также целостно и гармонично.

Наш педагогический коллектив с 2020 года изучает и внедряет в работу образовательной организации создание оптимальных условий для амплификации психофизического и социокультурного развития ребёнка раннего возраста с учётом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи. Руководители инновационной площадки предлагают педагогам профессиональные «инструменты»:

  • вариативную модель образовательной среды по вектору амплификации развития ребенка;
  • модель развития взаимоотношений педагога с детьми;
  • технологию выявления и поддержки индивидуальности ребенка.

Одной из приоритетных задач, которые поставили перед собой педагоги нашего детского сада, стало создание социокультурной предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей специфике раннего развития и возрастным особенностям детей.

Первым шагом для осуществления поставленной задачи стал анализ опыта организации предметно-пространственной среды в существующих группах для детей от 1,5 до 3 лет. Анализ выявил основные проблемы организации образовательной среды:

  • необходимость увеличения свободного пространства за счет использования трансформируемой мебели;
  • возможность создания условий для уединения, обеспечивающих комфортное длительное пребывание детей среди большого количества сверстников.

Вторым шагом стала разработка концепции образовательного дизайна с учетом выявленных проблем. В основу образовательного дизайна легли ключевые принципы обустройства образовательного пространства для детей раннего возраста.

• Принцип целостности, предполагающий проектирование образовательного пространства как целостного по своему содержанию и структуре: трансформируемая мебель, организационные элементы среды для двигательной активности.

• Многофункциональность и безопасность помещений и оборудования.

• Развивающий характер предметной наполняемости групп.

• Использование современного здоровьесберегающего оборудования.

Третий шаг – разработка «Модели предметно-пространственной развивающей среды в группе для детей третьего года жизни». Основными компонентами Модели являются:

• социальный (основан на особенностях социальной ситуации развития) подразумевает процессуальную составляющую – развитие через процесс восприятия окружающей обстановки, формирования эмоций, включения адаптивных функций;

• предметно-пространственный (основан на особенностях физического и психического развития детей третьего года жизни) подразумевает активную составляющую – развитие через взаимодействие с предметами, восприятие явлений и т.д.;

• дидактический (основан на решении образовательных задач) подразумевает ресурсную составляющую – развитие через приобщение детей к социально-культурному опыту в рамках реализации образовательных траекторий).

Каждый компонент модели является взаимопроникающим и существует в тесной связи, определяющей результат влияния предметно-пространственной среды на ребенка.

Наиболее значимым компонентом образовательной среды для детей в раннем возрасте остается предметно-пространственный. При формировании предметной среды основное внимание было направлено на соблюдение общих принципов развивающего обучения, безопасности и многофункциональности игрового оборудования. Ниже приведен примерный перечень игрового оборудования для детей третьего года жизни.

1. «Мозаика», сортер-пирамида, комплекты шнуровок, развивающая игрушка – сортер с молоточком, развивающий модуль «Бизиборд», набор «Стучалка Малышка», набор «Грибочки», набор «Сортировщик», пирамидки, вкладыши, игры со шнуровками и липучками, тактильный короб, геометрические фигуры на стержнях, сортировщик «Цвет, форма, счет», стучалка с шарами, пирамида «Великан», лабиринт «Горка», логический теремок, набор кубиков, юла-карусель, вкладыши, пазлы, игрушки, матрешки.

2. Комплекты мячей, мячики массажные, дорожки массажные, коврики массажные; набор кеглей, «Игровой парашют» и т.д.

3. Набор животных, игра «Кто где живёт», наборы «Домашние животные» и «Животные леса».

4. Комплект детской посуды, куклы, коляска для кукол, набор «Фрукты-овощи», Карапуз – девочка, куклы, набор детской посуды с подносом, кроватка кукольная, плита игровая, пупс «Малыши и малышки», «Торговая лавка» с тележкой и с аксессуарами, детский кухонный набор, игровой набор «Доктор», набор с аксессуарами и утюжком, тележка «Супермаркет».

5. Игровой набор мини-машинки «Спецтехника», «Веселый трек», автомобили, самосвал.

6. Качалка-каталка, набор каталок на палочке, автомобиль для девочек, мотоцикл «Моторбайк».

7. Набор мягких кубиков LEGO, конструкторы,  ящик для игрушек на колесиках, напольная мозаика, напольная мозаика-пазл, Гигантская мозаика.

8. Набор «Персонажи сказок» (в кор.), игрушки резиновые, ширма для кукольного театра настольная, подставка для кукольного театра, сказки для кукольного театра; набор сказочных героев для пальчикового театра.

9. Колокольчики, Неваляшка малая, музыкальный набор: маракас, бубен, трещетка, барабан, металлофон, ложки деревянные.

10. Стол «песок-вода», набор «Водный мир», песочная мельница с основанием, набор для песочницы.

Действия ребёнка с отдельными предметами, играми и игрушками помогают ему познать и понять отношения вещей и предметов, осознать себя и свои возможности.

В нашем арсенале огромное разнообразие оборудования, пособий и игрушек.

Это и крупные мягкие модули, большие игровые арки. Лёгкие и устойчивые элементы основных цветов позволяют знакомить детей с эталонными геометрическими формами.

Качалки и каталки способствуют двигательной активности малышей, развитию вестибулярного аппарата.

Сухой бассейн для тренировки крупной моторики.

Дидактические пособия и игрушки для схватывания, нанизывания, группировки предметов различных форм, цветов и величины. Для прокатывания и проталкивания предметов, развития пальчиков и совершенствования движений рук. Манипулируя предметами, ребёнок учится соотносить форму предмета с формой отверстия, координировать действия. Разнообразные «стучалки» предназначены для развития орудийных действий Игрушки-забавы вызывают яркие эмоции, радостное удивление и желание повторить игру, способствуют развитию любознательности.

Игрушки-шнуровки, игрушки-липучки и тому подобные способствуют развитию кистей рук и пальцев, координации движений рук и глаз.

Звучащие и музыкальные игрушки помогают развивать слух, чувства ритма, умение распознавать звуки и эмоционально откликаться на мелодию.

В раннем возрасте важны разнообразные действия с игрушками, имеющими звуковые, цветовые, световые, тактильные и двигательные эффекты. Они поддерживают и развивают интерес малышей к познанию. Игрушки различной тематической направленности помогут ребёнку выбрать тему и найти интересное содержание для игры в том случае, если они находятся непосредственно в поле зрения малыша.

Следует учесть, что одно и то же пространство воспринимается взрослым и ребёнком совершенно по-разному. Разный уровень обзора, разная фокусировка на объектах. Чтобы поддержать детскую активность и интерес, игровой материал педагоги размещают на уровне глаз детей. В группах множество открытых полок, а игрушки находятся в пределах комфортной доступности. Важно отметить, что педагоги стараются обеспечить постепенную сменяемость игрового материала, чтобы поддерживать интерес малышей. Для этого в арсенале педагогов, как правило, имеется несколько вариантов (разновидностей) одной игры.

Воспитатели стараются обеспечить гибкость, трансформируемость пространства и его предметного наполнения, так как это одно из условий создания вариативной образовательной среды.

Педагоги, учавствующие в работе инновационной площадки, разработали комплексно – тематические и перспективные планы. По содержанию каждой тематической недели разрабатываются методические кейсы содержащие: тематические альбомы, демонстрационный материал, конспекты бесед, развлечений, рекомендаций родителям и многое другое. Одним из важных составляющих организации образовательного процесса являются дидактические игры. На сегодняшний день имеется огромное разнообразие дидактических игр для детей раннего возраста от традиционных сортёров и пирамидок, до авторских технологий, таких как: блоки Дьёныша или палочки Кьюзера. Однако в ходе планирования и организации работы, в рамках реализации задач инновационной площадки, педагоги столкнулись с проблемой нехватки или отсутствия дидактических игр, которые способствовали бы амплификации ребенка в рамках тематических недель, дидактических игр, учитывающих специфику региональных особенностей, дидактических игр, которые можно было бы рекомендовать для изготовления и использования родителям дома. То есть дидактические игры, которые просты в изготовлении, многофункциональны и могут быть изготовлены из подручного материала. Поэтому, совместно с родителями (законными представителями) был разработан и изготовлен ряд дидактических игр по всем 5 образовательным областям.

В группах есть выполненные из разнообразных материалов бизиборды и сенсорные панно. Они имеют множество съёмных элементов и вариантов их крепления: на липучки, пуговицы, застёжки, замки, молнии и т.п. В самостоятельных детских играх они призваны обогатить сенсорный опыт малышей, тренировать их моторные функции. Знакомят малышей с действием вращения и передвижения по заданной траектории. Но в специально организованных образовательных ситуациях эти пособия помогают решать и иные задачи, в том числе области социально-коммуникативного развития.

Дидактический материал также составляет часть предметно-пространственной среды. Педагоги включают игры с дидактическим материалом в содержание игр-занятий с детьми раннего возраста. Здесь разнообразные игровые действия малышей сопровождаются вопросами, указаниями, объяснениями воспитателя, показом способов действий. В своей работе они используют всевозможные мозаики. Например, такую крупную мозаику с деталями 4х основных цветов, разной формы: круглой, квадратной, треугольной. Данное пособие мобильно и воспитатель может размещать его согласно собственному замыслу. Например, разместив поле с сотами горизонтально и подобрав необходимые игрушки, педагог тренирует детей выкладывать ровные дорожки в ходе образовательных ситуаций «Поможем ежам», «Дорожки для машин». По противоположным сторонам игрового поля размещаются элементы. На начальном этапе необходимо выложить дорожку для одного ежа или машинки. Постепенно увеличиваем их количество. Для таких игровых ситуаций может использоваться почти любая мозаика, которая есть в группе. Нужно только подобрать подходящих персонажей (животных и людей), которым нужна помощь, сочувствие, забота, ласка.

Среди всего разнообразия игрушек и пособий Кукла – самая близкая игрушка для малышей. А для нас с вами кукла – это универсальный инструмент, позволяющей решать задачи любой области развития. В образовательной си-туации «Поможем куклам одеться правильно» воспитатель закрепляет знания цветов и последовательность действий в одевании и раздевании, а также побу-ждает детей к переносу игровых действий в самостоятельные игры в группе и на прогулке. Здесь детям важно не только помочь куклам подобрать правильные по цвету атрибуты, но и поделиться собственным опытом: «Мы тоже одеваемся тепло» - говорят ребята. «Мы закроем шарфом рот и нос, чтобы куклы не простудились». Это показывает насколько взаимосвязаны и неразрывны задачи образовательных областей в раннем возрасте.

Формировать первоначальные представления социального характера, знакомить с правилами и нормами поведения в обществе также позволяют игровые ситуации с куклой. В ситуациях «Встретим Катю и проведём по дорожке», «Пригласим Катю на чай», «Уложим Катю спать» педагог создаёт предпосылки формирования у малышей начального представления о гостеприимстве, предпосылки формирования понятия «Уют», способствует формированию положительного восприятия режима дня.

Создавая подобные образовательные ситуации, педагоги следуют одному из принципов создания социокультурной образовательной среды для детей раннего возраста - принцип связи образования с жизнью. Они выбирают формы и методы, которые позволяют малышам «открывать» жизненный смысл понятий, умений, способов действий.

Выявления и поддержки индивидуальности ребенка

В положениях ФГОС раскрыты основные принципы, направленные

на развитие индивидуализации дошкольного образования. Один из них  

В положениях ФГОС ДО раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. Один из них: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей  каждого  ребенка,  при  котором  сам  ребенок  становится активным в  выборе содержания своего  образования,  становиться  субъектом образования.

 Согласно этому принципу, выделяются задачи:

-  создание  благоприятных  условий  развития детей в  соответствии  с их возрастными  и  индивидуальными особенностями  и  склонностями, развитие  способностей  и  творческого  потенциала  каждого  ребёнка  как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование  социокультурной  среды,  соответствующей возрастным,  индивидуальным,  психологическим  и  физиологическим особенностям детей.

 Одна из потребностей ребёнка раннего возраста – потребность в проявлении своих умений. Чтобы ребёнок мог проявить себя, своё владение различными способами действий и навыками коммуникации, важно не только оснастить предметно-пространственную среду, но и создать благоприятные, психологически комфортные для него условия.

Мягкая доброжелательная интонация, спокойный тон, эмоциональная отзывчивость взрослого в сочетании с мягкими невербальными характеристиками формируют у ребёнка чувство безопасности и доверия к окружающему пространству.

Индивидуализация  образовательного  процесса  детей  раннего возраста  включает  в  себя  индивидуализацию  обучения  и  воспитания, индивидуализацию  предметно  пространственной  среды  и индивидуализацию взаимодействия с семьями воспитанников.

При  индивидуализации  образования  с  детьми  раннего  возраста педагоги опираются  на  ряд методов: метод  гибкости,  метод  отбора  материала,  метод наблюдения, метод «строительных лесов».

Индивидуализация  обучения  и  воспитания  невозможна  без  оценки ситуации и перспектив развития ребенка. Методом  получения  информации  о  развитии  ребенка  является педагогическое наблюдение. Педагогами проводится  диагностика  по  картам  нервно  –  психического  развития, которые обеспечивают прослеживание динамики развития воспитанника.

Не  все  дети  одинаково  развиваются  и  при  выполнении  определенных операций  испытывают  трудности.  Педагоги должны проявлять  гибкость (индивидуальный  подход)  в  инициированной  деятельности. Сущность этого метода состоит в помощи педагога тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции. Одному он поможет словесными указаниями, другого подбодрит, третьему окажет практическую помощь. Например, при проведении занятия по рисованию воспитатель одному ребёнку помогает словесными указаниями, другого подбодрит, третьему поможет правильно держать кисточку (карандаш).

Эффективным  методом  индивидуализации  является  метод «строительных лесов».   В основе этого метода идеи Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития - границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Суть данного метода заключается в том, что педагог, в результате наблюдений за ребёнком, вовремя создаёт такие условия (моделирует ситуацию), которые помогают дошкольнику самостоятельно сделать следующий шаг в своём развитии, перейти на более сложный функциональный уровень. Педагог как будто создаёт «строительные леса», по которым ребёнок поднимается выше. Задача взрослого вовремя увидеть приближение нужного момента и предложить (показать) более сложный или принципиально новый вариант исполнения того или иного действия (рисунка, постройки и т.д.). Какое-то время педагог не вмешивается в действия ребёнка, предоставляя ему действовать путём проб и ошибок, далее - повторяет процесс прямой или косвенной помощи. Например, ребёнок создаёт постройку из нескольких кубиков, составляя их друг на друга. Воспитатель, понаблюдав за ним, ненавязчиво предлагает ещё несколько деталей, показывает, как можно усложнить постройку, сделать по-другому. Ребёнок реагирует на подсказку, начинает пробовать новый вариант или возвращается к первоначальному. (Выбор за ребенком повторить или проигнорировать).  В таком случае педагог пробует новые варианты или ждёт более подходящего момента.

Игрушки  и  игровые  пособия  в  группе  отвечают  методу  отбора материалов. В группе есть как игры, относящиеся к менее гибким – пазлы, разрезные  картинки,  игры  на  печатной  основе.  Так  и  более  гибкие (разноуровневые  по  степени  сложности)  –  пластилин,  различные конструкторы  и  строительные  материалы,  а  также  неоформленный  и бросовый материал. Например: работая с пазлами, ребёнок может выбрать сюжет или уровень сложности картинки, однако способ использования деталей будет одним и тем же – складывание. Таким образом, пазлы относятся к менее гибким материалам. В то же время пластилин, песок, строительный набор или конструктор ЛЕГО, бросовый материал обладают большей гибкостью; дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности.

Индивидуализация предметно – пространственной среды.

Среда  группы  организована  в  виде  разграниченных  центров,  которая позволяет  выбирать  детям  интересные  для  себя  занятия,  чередовать  их  в течение дня. В  помещении  для  приёма  детей  есть  место  для  экспозиции индивидуальных  и  выполненных вместе с  воспитателем  рисунков,  поделок. Экспонируются и работы, выполненные ребенком вместе с родителями.

Индивидуализация  детей  раннего  возраста  невозможна  без взаимодействия с семьями воспитанников. Через построение сотрудничества с родителями можно многое узнать об особенностях, склонностях, интересах ребенка. Осуществить это возможно с помощью индивидуальной беседы, ящика «Вопрос – ответ», а также заполняя анкету «Давайте с вами познакомимся».

Кроме этого воспитатели рассказывают родителям о том, что происходило в течение дня, каковы позитивные стороны личности малыша, какие достижения или трудности были у него. По возможности сообщают о малыше в личной переписке в WhatsApp и Сферум, в социальной сети ВКонтакте. Также родители получают информацию о жизни детского сада с помощью сайта ДОО.

Как средство индивидуализации образовательного процесса в группах созданы совместно с родителями и детьми дидактические игры самоделки, игрушки самоделки, книжки малышки на различные тематики.

Для того чтобы у детей раскрывались природные таланты, приобретались полезные для жизни умения и навыки, стимулировалась творческая инициатива, повышался статус семьи, совместно с детьми проводятся досуги, праздники, выставки творчества и оформляются стенгазеты.

Таким образом, индивидуализация детей раннего возраста является ценностью этого периода жизни ребёнка, важностью качества раннего образования для развития личности, формирования инициативности, познавательной активности.

Следующий инструмент – это Модель развития взаимоотношений педагога с детьми в образовательном пространстве, включающая в себя 3 этапа: воздействие, содействие и сотворчество.

Специфика каждого этапа раскрывается через характер потребности ребенка в освоении нового социокультурного опыта и форму взаимодействия с близким взрослым.

Вектором перерастания одной формы в другую выступает обогащение культурного опыта, или амплификация. Вектор амплификации понимается руководителями площадки как ведущая педагогическая линия, интегрирующая основные направления развития ребенка в образовательной среде и связанная с расширением социокультурного опыта детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и образовательного запроса его семьи.

В совместной деятельности с ребенком педагог выполняет сразу несколько функций:

— дает ребенку смысл действий с предметами;

— организует действия и движения ребенка;

— через поощрения, контролирует ход выполнения, действий ребенка.

Первый этап - воздействие (от англ. impact – «столкновение, толчок, импульс, влияние») – это инициирование процессов освоения социокультурного опыта, т.е. возникновение потребности в освоении нового социокультурного опыта.

Педагог создает условия и выступает проводником ребенка в мир природы и человеческой культуры, знакомит детей с культурными нормами, эталонами, действиями, способами воздействия на что-то или с кем-то, для использования чего-то.

Второй этап — содействие (от англ. promotion – «стимулирование, поощ-рение, продвижение») — это формирование специфических познавательных мотиваций и «умных эмоций», изменение и расширение способов освоения со-циокультурного опыта.

Под содействием в образовательной среде принято понимать форму детско-взрослых взаимоотношений, содержанием которых является открытие окружающего мира через познание различных объектов (материалов, предметов, явлений), «открытие» их внешних свойств и освоение действий (функций), обусловленных данными свойствами.

Третий этап — сотворчество (от англ. co-creation – «созидание, творение») — это расширение перспектив детского развития, присвоение социокультурного опыта и получение возможностей применения его в других ситуациях.

Сотворчество понимается в настоящее время как форма деятельности людей, целью которой является совместное создание итогового продукта в каком-либо виде деятельности (художественно-эстетической, социально-коммуникативной, познавательной, исследовательской и других) и в различных формах презентации этого продукта (коллаж, панно, инсталляция, театральная постановка, художественная выставка, портфолио и другие). В сотворчестве реализация человека как уникальной личности осуществляется в коллективном продукте.

Приведем пример на предмете-амплификаторе — ложке.

На первом этапе взрослый вводит в поле внимания и пространственно-бытовую жизнь ребенка ложку и начинает ложкой кормить ребенка. Ребенок осваивает ложку, и то, что с помощью ложки можно кушать. Педагогу необходимо создавать условия, чтобы ребенок сам захотел научиться пользоваться ложкой.

Переход на этап содействие. Для взрослого это создание условий с поддержанием инициативы, самостоятельности ребенка. Для этого необходима поддержка культурных практик. Культурные практики — это многократные повседневные способы актуализации опыта, когда взрослый уже познакомил ребенка с культурным эталоном, нормой и создает условия, чтобы дети активно применяли его самостоятельно.

Культурная практика осваивается ребенком столько времени, сколько ему необходимо. Взрослый помогает ребенку на первых этапах освоения культурной нормы. Культурная практика не бесконечна. Когда ребенок научился пользоваться ложкой, знает, для чего она нужна, умеет аккуратно кушать, то это говорит о том, что культурная практика перешла в культурную норму. Тогда взрослыми создаются условия для других культурных практик (например, пользоваться вилкой). Если взрослыми не будут организованы условия для культурных практик, то перехода ко 2 и 3 этапу взаимоотношений – содействию и творчеству не произойдет.

Переход от содействия к сотворчеству возможен только тогда, когда созданы условия для перехода и переноса освоенного опыта из одних ситуаций, смысловых контекстов в другие. Педагог расширяет социокультурный опыт детей: ложка является не только столовым прибором, но и предметом искусства (расписные ложки, ложка – музыкальный инструмент, ложкой можно показывать спектакль), атрибутом игры (ложкой можно покормить куклу).

Развитие взаимоотношений педагога с детьми является сложным процессом, который имеет свои определенные цели, мотивы, содержание, формы, способы, смыслы взаимодействия. Результатом содействия педагога с детьми выступает актуализация культурного опыта каждого ребенка как уникальной личности. Результатом сотворчества является самоактуализация каждого участника образовательных отношений (детей, их родителей и педагогов).

Обязательным периодом в жизни ребенка посещающего группу раннего возраста является адаптация к условиям дошкольного учреждения. Малыш пришел первый раз в детский сад, у него очень сложный период — адаптация. Поэтому, главная наша задача состоит в том, чтобы помочь каждому малышу быстрее адаптироваться к непривычной для него обстановке. Это в наших силах создать в группе радостную и доброжелательную, доверительную атмосферу, завоевать доверие ребенка. Понятие «социокультурная адаптация» детей раннего возраста понимается нами так:

— мы должны научить детей общению со сверстниками, потому что ребенок в силу своего возраста не только не умеет общаться, он еще и не умеет говорить;

— научить детей играть и действовать с предметами, игрушками, окружающими их,

— а также научить ребенка не бояться взрослого, который находится рядом, в группе, попробовать стать ему не просто человеком, который его чему-то учит, но и постараться стать его другом.

Со всеми этими этапами педагогу поможет справиться модель создания вариативной социокультурной среды в группе. Наша задача ‒ стать для детей не только источником, «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами, игрушками.

С целью использования образовательных возможностей социокультурного пространства в ДОУ в развитии, воспитании и образовании детей раннего возраста, развитие воспитательного потенциала детского сада и семьи, разработаны и реализуются образовательные социокультурные проекты:

- проект «Развитие речи в группе раннего возраста посредством русского народного фольклора»;

- проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»;

- проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Крошки – матрешки»;

- проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки»;

- проект по художественно – эстетическому развитию «Всё новое нам по душе, рисуют дети в тишине…» и т.д.

В рамках реализации методики «Приобщение малышей к народной культуре» - созданы методические разработки познавательно – игровых мероприятий для детей: «В гостях у бабушки», «Кисонька – Мурысонька», «Посиделки для малышей» и др., в которых дети, не в форме занятия, а в самой настоящей игровой форме, являясь активными участниками действия и героями события, находясь на эмоционально положительном настрое, формируют знания и свой жизненный опыт через народную культуру.

Руководители инновационной площадки уделяют особое внимание использованию арт-методик для развития малышей. Применяя арт-методики, мы помогаем детям насладиться самим процессом, а не результатом, поддерживаем самостоятельность и детское творчество.

Арт-методика «Яркие следы» позволяет детям увидеть и ощутить мир красок. Дает возможность для творческой деятельности, способствует экспериментированию, использованию приемов нетрадиционной техники рисования различными материалами

Арт-методика «Рисование на песке (манке)» развивает у малышей эмоциональную отзывчивость, творческое воображение

Арт-методика «Театр на столе» развивает воображение и речь ребенка, поддерживает проявление фантазии и активности детей в элементарной театрализованной деятельности; поддерживает желание выражать эмоции.

Творческий подход педагогов, обратная связь и отклик со стороны родителей, а также направленность образовательного процесса по направлению «от воздействия к содействию и совместному творчеству» - позволяет надеяться, что результаты и опыт работы инновационной площадки в нашем детском саду, помогут достигнуть главной цели качественного образования детей раннего возраста.

Варианты поддержки индивидуальности и инициативы детей раннего возраста в образовательной деятельности:

-уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

-не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

-формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;

-приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

-знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

-поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

-обращаться к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения;

-поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу;

-обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

-поощрение в процессе деятельности активности, похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);

-обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;

-положительная оценка как итогового, так и промежуточного результата;

-проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;

-косвенная помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);

-отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);

-создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);

-обеспечение выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой;

-обеспечение сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада...

Опыт работы педагогического коллектива по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных проблем российского образования. Три компонента понятия «здоровье»- физическое, душевное, социальное благ...