Самообразование «Развитие психических процессов и мыслительных операций»
методическая разработка

Стенина Кристина Николаевна

Цель самообразования: Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_2023-2024.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

Ф.И.О. педагога: Стенина Кристина Николаевна

Тема самообразования: «Развитие психических процессов и мыслительных операций»

Цель самообразования: Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация).

№ п/п

Этапы деятельности

Форма деятельности

Сроки проведения

Форма представления деятельности

1

1 этап – организационно-ознакомительный

1.Консультация по теме самообразования

2.Работа с ИКТ: оформление картотеки развивающих игр блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Математический планшет».

 подбор детских познавательных фильмов, компьютерных игр

3.Разработка плана работы деятельности педагога, родителей и детей по теме.

4.Определение перспективности и практической значимости использования логических блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Математический планшет».

для развития математических представлений у детей. 5.Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом возрастных особенностей.

Сентябрь - Октябрь

1.Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

2.Обзор в Интернете информации по теме.

3.Показ новых форм, методов, средств, в процессе обучения и воспитания.

2

2 этап - основной

1.Подбор программно – методического обеспечения образовательного процесса. (сентябрь – октябрь).

2.Отбор и выделение более эффективных методов, игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности.

сентябрь -октябрь

Выставка картотеки игр с логическими блоками Дьенеша и счетными палочками Кюизинера

3.Работа с родителями:

Организация работы по оформлению развивающих игр с логическими блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Математический планшет».

Ноябрь – Февраль

1.Участие в конкурсах в сети Интернет.

2.Доклад, фотоотчет, презентация

3. Консультация для родителей: «Влияние игровой деятельности на самостоятельность детей».

3

3 этап – заключительный

Папка – передвижка «Развитие математических представлений у детей с использованием блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Математический планшет». Выставка – презентация развивающих игр.

Самореализация

Участие в системе методической работы в ДОУ.

Подготовка открытого мероприятия – как форма подведения общей деятельности.

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме. Подготовка обобщенных материалов, планирование работы на перспективу.

Отчет по проделанной работе по плану самообразования

1.Конспект открытого мероприятия, памятки.

2.Презентация развивающих игр с логическими блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Математический планшет».

Март -Май

1.Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

2. Подведение итогов. 3.Оформление результатов работы по теме самообразования. 

 

Приложение

Диагностический комплекс

I. Классификация геометрических фигур, множеств, предметов.

1. «Найди отличие» (дидактическое упражнение)

Цель: выяснить, умеет ли ребенок сопоставлять предметы между собой, находить в них отличное, подобное.

Предложить ребенку рассмотреть изображение предметов и сказать, чем они отличаются.

2. «Что лишнее?» (дидактическое упражнение)

Цель: выяснить, умеет ли ребенок находить общие и отличительные признаки предметов, объединять предметы в группы по одному из них.

3. «Столько - сколько» (дидактическое упражнение)

Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять одинаковые по количеству множества.

Материал: морковки из картона.

Скажите ребенку, что зайчиха решила вырастить для своих зайчат морковь. Вскопали грядку и посеяли - растет морковка. Зайчонок тоже взялся хозяйничать. Но не знает, как сделать, чтобы у него было столько же морковок, как у мамы. Предложите помочь зайчонку. Пусть подумает: если у мамы - зайчихи на огороде вот столько морковок (положите перед ребенком определенное количество их), то сколько семян должен посеять зайчик?

4. «Заполни клеточки»  (дидактическое упражнение)

Цель: выяснить, умеет ли ребенок раскладывать множество на подмножества.

Материал: различные по величине и цвету геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) условные обозначения:  цвет (голубой, желтый, красный) маленький и большой дома - величина (большой, маленький).

Сначала необходимо выяснить, понимает ли ребенок условные

обозначения. Предложите ему подобрать фигуры к одной из них, например, к маленькому домику. Затем загадайте заполнить пустые клетки карты.

5. «Я вижу то, чего ты не видишь» (дидактическое упражнение)

Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять форму предметов с помощью геометрической фигуры как эталона.

Предложите рассмотреть окружающие предметы и угадать: «Что я вижу круглое - такое, чего ты не видишь?» И т.д.

II. Сопоставление по величине, массе, объему, размещению в пространстве, времени.

1. «Найди картинку» (дидактическое упражнение)

Цель: выяснить, умеет ли ребенок сопоставлять сразу по двум качественным соотношениями.

Материал: карточка с изображением группы предметов разной величины.

Предложите ребенку найти картинку, где мячик больше, чем утенок, и меньше, чем корзина.

2. «Числовые карты» (дидактическая задача)

Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять сразу два качественных соотношения между упорядоченными множествами и осознает взаимообратные отношения между числами в натуральном ряду.

Материал: числовые карточки, цифры.

Предложите ребенку разложить последовательно цифры и подобрать к каждой соответствующую числовую карточку. Спросите: сколько предметов изображено на пятой карте? Какое количество предметов изображено на следующей карте? На предыдущей? Какое число больше - 5 или 6, 4 или 5? Что можно сказать о числе 5?

3. «Математическое ожерелье» (дидактическое упражнение)

Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять числа в натуральном ряду

чисел.

Материал: карточки с изображением ожерелья с цифрами, цифры.

Обратите внимание ребенка на ожерелье. Попросите найти пропущенные цифры - бусины и «нанизать» их там, где они должны быть.

4. «Репка» (дидактическое упражнение)

Цель: выяснить, умеет ли ребенок различать объекты по размещению в пространстве и по удаленности друг от друга.

Материал: фланелеграф, набор персонажей к сказке «Репка».

Разместите на фланелеграфе репку, а затем одного за другим всех персонажей сказки. Попросите ребенка рассказать: кто первый хотел вырвать репку? Кто первый помог дедушке? Кто последний пришел на помощь? Кто был ближе к репке? Кто дальше? Еще дальше? Дальше всех?

5.  «Дни недели» (дидактическое упражнение)

Цель: выяснить, знает ли ребенок названия дней недели, понимает ли последовательность событий: вчера, сегодня, завтра.

Материал: фланелеграф, семь карточек с кружочками (от одного до семи).

Выложите на фланелеграфе в один ряд карточки: с одним кружочком - понедельник, с двумя - вторник и т.д. Дав указание: «Закрой глаза!», Уберите одну карточку. По второму указанию: «Открой глаза» - ребенок определяет, какой карточки нет. Затем называет, какой день был вчера, какой будет завтра.

III. Исчисление и измерение количества, расстояния, длины, ширины, высоты, объема, массы, времени.

1. «Помоги Незнайке» (дидактическое упражнение)

Цель: выяснить, понимает ли ребенок разницу между количественным и порядковым счетом, умеет ли ребенок считать в обратном порядке,

называть числа последовательно от какого - либо числа.

Материал: изображение двух башенок из 10 колечек. В первой - красное колечко-четвёртое, во второй - восьмое, остальные колечки в обоих башенках-синие.

Попросите ребенка помочь Незнайке определить, чем отличаются башенки. Когда он назовет порядковым числительным размещение красного колечка, предложите назвать количество всех колечек и посчитать их по порядку.

2. «Слепим снеговика» (дидактическое упражнение)

Цель: выяснить, знает ли ребенок состав числа из двух меньших чисел.

Материал: карточка с изображением нескольких снеговиков.

Обратите внимание ребенка на то, что у всех снеговиков не соединенная нижняя часть туловища. Предложите рассмотреть каждого и «слепить» снеговиков (присоединить стрелками нужны нижние шары).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие познавательных процессов и мыслительных операций

в картотеке представлены игры на развитие памяти, внимания, мышления, которые можно использовать в образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной и подгрупповой деятельности детей в ...

Развитие у дошкольников с ОНР психических процессов и мыслительной деятельности.

Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста  с ОНР является важнейшей составной частью его общего психического развития.  Сенсорное развитие детей с про...

Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков "Марбле" для развития мелкой моторики и мыслительных операций

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре....

Презентации " Развитие коммуникативных навыков и мыслительных операций"

В презентации представлены слайды с логическими играми на развитие памяти, воображения, мышления для детей старшего дошкольного возраста....

Использование стеклянных камушков "Марблс" для развития мелкой моторики и мыслительных операций

Камешками МАРБЛС можно не только украсить интерьер гостиной или наполнить аквариум, их с успехом можно применить в логопедической работе с детьми, т. к. они приятны на ощупь и малыши от них просто в в...

План самообразования "Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических настольно-печатных игр".

quot;В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которо...

Буклет для родителей "Развитие у дошкольников с ОНР психических процессов и мыслительной деятельности"

В буклете кратко представлены практические приемы и игры для развития психических функций...