Семинар - практикум для воспитателей "Лего-конструктор в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Маркелова Наталья Александровна

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

 

В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования — из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов ЛЕГО представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.

Применение ЛЕГО способствует:

  • развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета
  • развитию и совершенствованию высших психических функций — памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение
  • тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму
  • сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego.docx22.02 КБ
Файл lego.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Лего-конструктор в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования — из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов ЛЕГО представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.

Применение ЛЕГО способствует:

  • развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета
  • развитию и совершенствованию высших психических функций — памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение
  • тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму
  • сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Освоение ЛЕГО- конструктора ведётся последовательно от простого к сложному.

Первая часть освоения ЛЕГО – это упражнение на развитие логического мышления.

Её цель – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами этого этапа являются:

  • Совершенствование навыков классификации
  • Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
  • Активизация памяти и внимания.
  • Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
  • Развитие комбинаторных способностей.
  • Закрепление навыков ориентирования в пространстве

Вторая часть — конструирование.

Цель второй части — развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи второго этапа:

  • Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
  • Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
  • Ознакомление с окружающей действительностью педагога
  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
  • Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть — обыгрывание построек.

Можно выделить особенности организации и проведения занятий и совместной деятельности в разных возрастных группах.

В младшей и средней группах применимы следующие виды организации совместной деятельности:

  • по образцу
  • по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО
  • по собственному замыслу.

Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий — низкий», «широкий — узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров.

В средней группе основой при организации работы с ЛЕГО- конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО ДАКТА  – конструирование по – замыслу.

Дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом. Образец может быть дан и в начале, а затем он убирается. Примерами тем занятий могут быть: «В леса – чудеса мы поедем с тобой «Моделирование персонажей по сказке Колобок» и др.

 В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы — «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по- замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом.

При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками.

Проблемные ситуации создаются такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.

Формы организации НОД самые разные: конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям.

Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации НОД – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу. Темы занятий — «Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха, «Моделирование бабочки по картинке», «Конструирование космических кораблей» и др.

Актуальность ЛЕГО- конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

Являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация)

Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре)

Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества

Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Игра – важнейший спутник детства. «LEGO» позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Приглашаю всех друзей
«LEGO» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В «LEGO» поиграть полезно!

(практическая часть)

Создание макета детского сада из конструктора Lego;

Сбор моделей роботов «Вентилятор» и «Движущийся спутник» из конструктора LEGO wedo 2.0.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательно учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «парус» г. Урень Нижегородской области Семинар – практикум «Лего-конструктор в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста» Подготовили: Маркелова Н.А. Соколова Е.В. 2023 год

Слайд 2

Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу» . А. Р. Лурия .

Слайд 3

В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов ЛЕГО представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.

Слайд 4

Применение ЛЕГО способствует: развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета развитию и совершенствованию высших психических функций - памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Слайд 5

Освоение ЛЕГО - конструктора ведётся последовательно от простого к сложному.

Слайд 6

Первая часть освоения ЛЕГО – это упражнение на развитие логического мышления. Цель – развитие элементов логического мышления . Основными задачами этого этапа являются: Совершенствование навыков классификации; Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа; Активизация памяти и внимания; Ознакомление с множествами и принципами симметрии; Развитие комбинаторных способностей; Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Слайд 7

Вторая часть - конструирование. Цель второй части - развитие способностей к наглядному моделированию. Основные задачи второго этапа: Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением; Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта; Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме; Ознакомление с окружающей действительностью педагога; Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО; Развитие речи и коммуникативных способностей.

Слайд 8

Третья часть - обыгрывание построек . Можно выделить особенности организации образовательной деятельности в разных возрастных группах . В младшей и средней группах : -по образцу; -по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО; -по собственному замыслу.

Слайд 9

В средней группе основой при организации работы с ЛЕГО - конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО D АСТА – конструирование по – замыслу.

Слайд 10

В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы - «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по- замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом. При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками. Проблемные ситуации создаются такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.

Слайд 11

Актуальность ЛЕГО- конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как: -Являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей; -Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); -Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества; -Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Слайд 12

Игра – важнейший спутник детства. « LEGO» позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Приглашаем всех друзей « LEGO » собирать скорей! Там и взрослым интересно В « LEGO » поиграть полезно!

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ.

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. С...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования музыкальной культуры детей

Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. •Слушание•Пение•Песенное творчество•Музыкально – ритмические движения•Музыка...

Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить ...