Тренинг коммуникативных способностей (для педагогов)
статья

Панферова Наталья Геннадьевна

Современным направлением формирования коммуникативной компетентности педагога ДОУ считается создание в образовательном процессе коммуникативных ситуаций, которые бы запускали механизмы развития личности. Речь в этом случае идет об интерактивном обучении: расширении видов совместной работы педагогов, их коммуникативного опыта, прежде всего в совместной деятельности; возможности задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества; включение в процесс обучения «целостного человека» и обеспечение комплексного личностного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_kommunikativnyh_sposobnostey.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг коммуникативных способностей

Цель: развитие и отработка коммуникативных умений и навыков педагогов.

Задачи:

- расширение представлений педагогов о техниках эффективного взаимодействия;  

- отработка техник эффективного взаимодействия.

План-конспект:

  1. Игра-приветствие. (15 мин)

Цель – снятие эмоционального напряжения участников, сплочение группы, отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогам в их повседневной работе.

Содержание.

Все участники сидят в кругу. Каждой получает ручку лист бумаги. Первый участник приветствует группу «Здравствуйте. Я сегодня вот такая (показывает свое эмоциональное состояние мимикой, жестами)». Затем листок передают по кругу, каждый педагог пишет какое эмоциональное состояние, по его мнению, пытался передать участник, загибает свою запись и передает листок следующему участнику. Игра продолжается пока не представятся все участники. Затем каждый читает «про себя» ответы других и высказывается в процессе обсуждения.

Обсуждение.

Насколько вам удалось передать свое эмоциональное состояние с помощью невербальных средств общения? Почему? Удалось ли Вам угадать эмоциональное состояние других? Какие эмоции, ощущения вызвала игра?

Материалы. 10 ручек, 10 тетрадных листов.

  1. Упражнение «Эффективность общения». (30 мин)

Цель – определить умения и навыки, важнейшие для эффективного общения. Определить некоторые причины неэффективного взаимодействия. Отработка навыков эффективного взаимодействия в группе.

Содержание.

Участники делятся на 2 группы и получают задание выделить 5-6 умений, навыков, качеств, наиболее важных для эффективного взаимодействия. Оформить их на листе, выступить с докладом. При этом каждый из участников получает «подпольное задание» - роль, которую он должен играть в процессе обсуждения. На работу в группе дается 10 мин.

Список ролей:

«Генератор идей» - ваша задача с самого начала захватить инициативу, выдвинуть как можно больше предложений и попытаться с помощью аргументов и эмоционального напора склонить большинство группы к поддержке вашей позиции.

«Спорщик» - вы должны в штыки встречать выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения.

«Соглашатель» - вы должны выражать согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания, выделяя в них нечто рациональное и поддерживая эти моменты.

«Организатор» - вы должны обеспечить выявление позиций всех участников, побуждаете всех высказаться, задаете уточняющие вопросы, демонстрируете заинтересованность ходом обсуждения, подводите промежуточные итоги дискуссии.

«Сторонний наблюдатель» - ваша задача наблюдать за поведением членов группы как бы со стороны, стараясь как можно меньше вмешиваться в процесс обсуждения.

После работы в группе участники выступают с докладами (приходят к общему знаменателю). – 10 мин.

Обсуждение:

Легко ли было работать в группе, что мешало эффективной работе? Догадались ли вы, какие роли играли ваши коллеги?  Какие позиции коллег помогали работе группы, какие мешали? Как вы справились с ролью, какая роль, по-вашему, вам наиболее близка? Ваши эмоции по поводу упражнения.

Материалы: 2 маркера, 2 чистых листа А3, 2 набора карточек с «подпольными» ролями.

  1. Упражнение «Мудрый слушатель». (30 мин)

Цель – уточнение понятий активное и пассивное слушание, отработка техник активного и пассивного слушания.

Содержание.

Первая часть – мозговой штурм на тему «что такое активное и пассивное слушание»

(при активном слушании, на первый план выступает отражение информации, пассивное слушание – внимательное слушание, с минимальной обратной связью).

Перед вами список приемов слушания. Вам необходимо определить, какие из них относятся  к техникам активного, а какие к техникам пассивного слушания.

- Поддакивание («ага», «угу», да-да, ну, кивание подбородком).

- «Эхо-реакция» - повторение последнего слова собеседника.

- «Зеркало»  - повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.

- «Парафраз» - передача содержания высказывания партнера другими словами.

- Побуждение – (Ну и... И что дальше?)

- Уточняющие вопросы (Правильно ли я поняла, что..? Что ты имел в виду, говоря...?)

- Резюмирование  - подытоживание, выделение основных идей говорящего (Таким образом, ты хочешь сказать…).

Время – 10 мин.

Вторая часть – работа в парах. Один выполняет роль слушателя, другой рассказывает о каком либо самом, интересном, увлекательном событии в своей жизни. Сначала партнер выполняет роль пассивного слушателя, затем, по сигналу ведущего, роль активного слушателя, используя вышеуказанные приемы. Затем партнеры меняются местами. Задача рассказчика поделится какой либо проблемой в своей жизни, задача слушателя – та же.

На это задание дается 10 минут.

Обсуждение:

Участники высказываются по поводу своих ощущений, которые они испытывали как  в роли говорящего, так и в роли слушателя. Какой слушатель вызвал большую симпатию – активный или пассивный? Как вы считаете, в каких ситуациях, какая техника наиболее приемлема?

(Активное слушание незаменимо в деловых беседах, в ситуациях, где ваш партнер по общению равен вам, в конфликтных ситуациях. Техника «Зеркало» полезна в беседе с не слишком разговорчивым слушателем, она будет возвращать его к сказанному и побуждать к добавлению дополнительных деталей. Перефразирование полезно тогда, когда мы не уверены, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование помогает в беседе с многословными родителями, позволяет продвигаться в разговоре более быстрыми темпами. Пассивное слушание эффективно, когда партнер находится в состоянии эмоционального аффекта, возбуждения. А также в тех случаях, когда родитель сообщает важную инфо и перебивать его нецелесообразно.)

Материалы:

Лист ватмана с приемами слушания, чистый лист ватмана, маркер.

  1. Упражнение «Эффективные техники речевого общения»

Цель - отработка навыков построения Я-высказывания.

Мини-лекция.

Я-высказывания – это конструктивный способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях, альтернатива Ты-высказыванию (высказывание оценки в адрес другого, перекладывание ответственности на него).

Схема построения Я-высказывания:

1. описание ситуации, вызвавшей напряжение (Когда я вижу, что ты… Когда я сталкиваюсь с тем, что…)

2. точное называние своего чувства в этой ситуации (Я чувствую… Я не знаю как реагировать…  У меня возникла проблема…)

3. называние причин этого чувства.

Сейчас вам необходимо снова разделится по парам. Один – родитель, другой – воспитатель. Воспитателю необходимо сообщить родителю негативную информацию о ребенке 2 разными способами: использя Ты-высказывание для обвинений, использует Я-высказывание по схеме. Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Каждая пара показывает группе сою ситуацию и варианты решений. Группа анализирует правильность использования Я-высказывания.

Обсуждение:

Ваши ощущения, когда вам отвечали разными способами.

Цель – отработка техники использования стилей «адвокат» и «прокурор».

Позиция «адвокат»

- Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.

- Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

Позиция «прокурор»

- В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.

- Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.

Сейчас мы с вами попробуем использовать стиль адвокат на практике. Опять делимся на пары: родитель-воспитатель, родитель приходит к воспитателю со своей проблемой, воспитатель пытается выяснить, что же происходит.

Например, родитель приходит к учителю и жалуется: «Мой ребенок не имеет в классе друзей, поэтому он не хочет учиться». В ответ на это учитель может сказать: «Я считаю, что он плохо учится по другой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя на уроках?» — это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между учителем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить." «Я тоже считаю, что ваш ребенок может учиться лучше. Спасибо, что вы пришли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не может реализовать свои способности? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т. д.».

Обсуждение.

В процессе обсуждения тренер предлагает участникам ответить на следующие вопросы: удалось ли использовать стиль «адвокат»? какие трудности возникли при выполнении данного упражнения? сколько времени уходило на то, чтобы сформулировать вопрос?

Коммуникативный тренинг

- формирование профессиональных практических навыков  в области управления стрессовыми состояниями и конфликтами, возникающими в коммуникативных ситуациях;

- обучение навыкам профилактики, анализа, арбитража и разрешения как внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

1. «Эмпатия»

Цель: освоение методик эмпатического общения (активное слушание, перифраз, вхождение в раппорт и др.), позволяющих точнее понять эмоциональное состояние собеседника и смысл его сообщения, избавить собеседника от коммуникативного стресса, предотвратить возможный конфликт с ним. Расширение эмоционального опыта, формирование толерантности к личности другого, как собственного антистрессорного «щита».

Процедура:

- Упражнение «Пантерлоги»

Участники играют в испорченный видеотелефон, по цепочке демонстрируя «соседу справа» позу и жест, показанные «соседом слева». В момент общения каждой пары все остальные участники от нее отворачиваются. Когда «цепь» замкнется, автор невербального сообщения должен оцень степень соответствия ему того, что дошло до него в итоге.

- Упражнение «Протеже»

Участники работают в парах: № 1 из кажой пары должен поведать партнеру некую персональную информацию о себе, которую затем № 2 перескаже всей группе своими словами, стараясь при этом не исказить смысл сообщения и его эмоциональный фон: № 1 должен оценить, насколько № 2 это удалось.

- Упражнение «Маугли»: «мы с тобой одной крови – ты и я»

№ 2 из каждой пары называет (пишет) для № 1 пять своих отрицательных качеств. Задача № 1 так рассказать об этих качествах (в чем они проявляются и почему нежелательны), как бы они были его собственными. № 2 должен оценить, насколько партнеру удалось влезть в его шкуру, насколько они оказались «одной крови».

  1. «Арт-терапия стресса»

Процедура:

Участники получают листы бумаги и цветные мелки, садятся за круглый стол. Задание: нарисовать себя на данном этапе жизненного пути (в любом жанре, при этом мастерство художника в этом случае значения не имеет) и 4 своих проводников (кого и что угодно), дать название своему рисунку и показать их всем с необходимыми комментариями. Руководитель и участники группы могут высказывать свои ассоциации.

3. «Эйфория»

Цель: снятие стрессового напряжения, развитие эмпатии.

Процедура: участники группы работают в парах. По очереди каждый называет партнеру итуацию, неизменно вызывающую у него яркие положительные эмоции. Задача партнера – вербально живописать предложенную ситуацию так, чтобы слушающий мог ощутить эйфорию, на время рассказа (2,5-3 мин.) полностью погрузившись в воображаемое.

4. Красный стул

Цель: получение поощрительного заряда положительных эмоций, приобретение навыка «держать удар» лести, комплимента, заслуженной похвалы (как фактора стресса), отработка полезных коммуникативных навыков.

Процедура: доброволец садится на стул в  центре круга. Остальные по очереди дают отчет в форме «Я-сообщение» о своем впечатлении от тех или иных достоинств сидящего на «красном стуле» (о внешности, манере, стиле поведения и общения, таланте и т.д.). Сидящий может сохранять молчание или реагировать на реплики. По окончании ему предлагается поделиться своими впечатлениями и обсудить их.

5. Сказкотерапия конфликтного поведения

Цель: развитие навыков анализа и альтернативного разрешения конфликтных ситуаций русской народной сказки «По щучьему велению».

Процедура: участники группы (один продолжая другого) припоминают сюжет известной сказки, определяют предмет (что?) и стороны (кто?) каждого конфликта (их минимум 12), анализируют более типичные по схеме:

  1. Почему? (причина конфликта)
  2. Как? (стратегия и тактика конфликтного поведения сторон)
  3. Зачем? (цели, интересы, выгода/исходы сторон).

Затем участники предлагают и инсценируют наиболее остроумные альтернативные способы разрешения этих конфликтов.

6. «Консенсус»

Цель: выявление стратегий поведения в процессе выработки командного решения, формирование методов убеждения и достижения консенсуса в деловой игре – виртуальной стрессогенной ситуации, чреватой конфликтами.

Процедура: руководитель делит участников на «экипажи» по 5-6 чел. и предлагает ситуацию: «Ваш корабль потерпел крушение в Тихом океане, в 1000 милях от берега. Судно вот пойдет ко дну, а вашей команде нужно перетащить в резиновую лодку столько, сколько успеете, из 15 уцелевших предметов (выдается список). Кроме них у каждого экипажа найдутся: пачка сигарет, коробок спичек, 5 долларов бумажками. Время дорого, нужно начать загрузку резиновой лодки с самого необходимого, чтобы в случае, если вы не успеете, ко дну пошло наименее ценное!»

Задание:

1. за 10 минут составьте индивидуальный (каждый человек отдельно)список вещей по степени убывания их необходимости (№1 – самая нужная вещь, № 15 – самая бесполезная);

2. за следующие 15 мин выработайте единый командный список, при этом запрещается проводить голосование, нужно, чтобы каждый член команды искренне согласился с принятым ранжированием предметов, расположение предметов в списке должно быть мотивировано;

3. предстоит обсуждение итоговых списков, представителю команды придется объяснять, почему одни вещи предпочли другим.

Рекомендации для вырабатывающих командное решение:

1. Слушайте чужое мнение.

2. поддержите то мнение, с которым вы согласны хотя бы отчасти.

3. Избегайте принуждения и торга.

4. имейте в виду, что расхождение во мнениях способствует принятию решения!

В каждой команде может быть один наблюдатель, не участвующий в обсуждении списка, его впечатления от происходившего будут важны при общегрупповом обсуждении упражнения. В процессе наблюдения ему стоит обращать внимание на:

- слушают ли чужое мнение?

- искренне ли соглашаются с чужим мнением?

- как настаивают на своем (аргументируют, кричат, используют давление, торг, обман).

7. «Арбитраж»

Цель: получение опыта конструктивного противодействия и арбитража; исследование различных стратегий ведения дискуссии.

Процедура: участники разбиваются на тройки и инсценируют конфликт (желательно, чтобы предмет конфликта был реальным). Двое поочередно изображают конфликтующие стороны (то себя, то своего реального оппонента), третий становится арбитром. Важно, чтобы каждый попробовал обе роли: авторитарного и самоуверенного нападающего и оправдывающегося пассивного манипулятора. Необходимо групповое обсуждение итогов ролевой игры.

8. «Прощание»

Цель: вербальное подведение итогов тренинга, выражение эмоционального отношения участников группы друг к другу и к руководителю.

Процедура: участники группы по кругу имеют возможность высказать мнение, насколько эффективным им показался тренинг, насколько он оправдал их ожидания, что нового открыл в области мотивации человеческого поведения и в межличностных отношениях, оказал ли влияние на субъективный уровень стресса конкретного участника.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы, проведенной в данной работе показал, коммуникативный компонент является неотъемлемой и необходимой частью профессиональной компетентности педагогов. В связи с этим важное значение для профессионально-педагогического образования имеет формирование у будущих педагогов таких профессионально важных качеств, которые сделают его способным выступать эффективным участником межкультурной коммуникации.

Комуникативно - речевые умениярассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Особое положение в характеристике личности педагога занимает коммуникативная компетентность, которая имеет две составляющие. Первая, профессиональная Комуникативно - речевые уменияявляется ядром деятельности педагога и состоит из сложных педагогических знаний, умений и навыков, которые реализуются в процессе педагогического общения. Вторая - развитые коммуникативные качества как часть социальной компетентности, так как только педагог с развитым социальным интеллектом сможет решать те задачи, которые предъявляет ему общество и государство.

Особое значение Комуникативно - речевые уменияимеет для педагогов ДОУ. В общении воспитателю необходимо умение найти правильное слово, правильный тон, верную «пристройку» к партнеру, чтобы стремление убедить в чем-либо достигало необходимой цели. Особенно это важно в ситуации общения с ребенком.

Комуникативно - речевые умения- сложное социально-психологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнозировать межличностные события, выбирать и осуществлять адекватные способы обращения с окружающими и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия с ними. Она включает адекватную самооценку, развитые перцептивные возможности, арсенал необходимых техник общения, усвоенные нормы ролевого поведения и навыки рефлексии и управления собственными эмоциями. Комуникативно - речевые уменияличности складывается из следующих способностей:

1) давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2) социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3) «вживаться» в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации;

4) осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Современным направлением формирования коммуникативной компетентности педагога ДОУ считается создание в образовательном процессе коммуникативных ситуаций, которые бы запускали механизмы развития личности. Речь в этом случае идет об интерактивном обучении: расширении видов совместной работы педагогов, их коммуникативного опыта, прежде всего в совместной деятельности; возможности задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества; включение в процесс обучения «целостного человека» и обеспечение комплексного личностного развития.

Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать становлению коммуникативной компетентности педагогов ДОУ.

Литература

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебноепособ. для студентов вузов /Г.С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2010. -325с.

2. Алтунина, И. Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей [Текст]: теория развития мотивов и мотивации социального поведения детей : учеб.-метод. пособие / И. Р. Алтунина. - М. :Моск. психолого-социальный ин-т, 2005. - 224 с.

3. Андреева, Г. Н. Социальная педагогика [Текст] /Г.Н. Андреева. - М.: Просвещение,2009.

4. Батракова, С.Н. Основы профессионально-педагогического общения[Текст] /С.Н. Батракова. - Ярославль, 2009.

5. Березовин, Н.А. Проблемы педагогического общения [Текст] / Н.А. Березин. - Минск, 2010.

6. Введение в педагогическую деятельность[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева и др.; под ред. А. С. Роботовой. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 208 с.

7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2008.

8. Голикова О.Ю. Практикум по развитию общения педагогов [Текст] / О.Ю. Голикова, Н.К. Елизарова: Дошкольная педагогика.- 2008. - № 8 (49). - С.53-58.

9. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровина. -М.: Просвещение,2011.

10. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении [Текст]/ В.К. Дьяченко. -М., Просвещение,2010.

11. Емельянов Ю.Н. Активные методы социального обучения [Текст] /Ю.Н. Емельянов. -СПб.: Питер, 2011 -159с.

12. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении[Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская .- М.: ТЦ «Сфера», 2009.

13. Ильин, Е.Н. Искусство общения [Текст] / Е.Н. Ильин. - М.: Просвещение,2007.

14. Кан - Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст]/ В.А. Кан -Калик. -М.: Просвещение, 2009.

15. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. - Дисканд псих наук. - Л. 1981.-215.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"

Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....

Конспект тренинга для дошкольников старшей группы «Развитие коммуникативных способностей»

Конспект тренинга для дошкольников старшей группы «Развитие коммуникативных способностей»Цель: развитие коммуникативных навыков.Задачи:— Обучение детей умению понимать друг друга не только словесно, н...

тренинг для воспитателей "Развитие коммуникативных способностей"

 Познакомить педагогов со способами правильного, эффективного общения, развития  в себе умения оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами обще...

Тренинг (коммуникативная игра) "Здоровый педагог-здоровый ребенок"

Психологические перегрузки, которые испытывают педагоги, нарушают их личностный баланс. Как результат дисбаланса: ухудшается самочувствие, снижается работоспособность, ослабевает состояние физического...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"

Традиционные собрания не могут в достаточной степени создать условия для полной вовлеченности родителей в педагогический процесс.  Назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей...