Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
методическая разработка
Организация ППРС в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_razvivayushchey_predmetno-prostranstvennoy_sredy.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учёт возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает
соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности
и безопасности их использования.
Организация предметно-пространственной развивающей среды
МБДОУ № 187
возраст | Спокойная зона | Зона средней активности | Зона насыщенного движения |
2-3 года | «Центр познания» «Уголок уединения» «Центр книги» «Центр природы» | «Центр конструирования» «Цент воды и песка» «Центр социально-эмоционального развития» «Центр ИЗО -деятельности» | «Центр двигательной активности» «Цент ряженья» «Центр музыки» «Центр театра» «Центр игры» |
3-4 года | «Центр познания» «Уголок уединения» «Центр книги» «Центр природы» | «Центр конструирования» «Лаборатория» «Центр социально-эмоционального развития» «Центр ИЗО-деятельности» | «Центр двигательной активности» «Центр ряженья» «Центр музыки» «Центр театра» «Центр игры» |
4-5 лет | «Центр познания» «Уголок уединения» «Цент книги» «Цент природы» «Центр патриотического воспитания» «Центр занимательной математики» | «Центр конструирования» «Лаборатория» «Центр социально-эмоционального развития» «Центр творчества» | «Центр двигательной активности» «Центр музыки» Центр театра» «Центр игры» «Цент дежурства» |
5-6 лет | «Центр познания» «Уголок уединения» «Центр книги» «Цент природы» «Центр патриотического воспитания» «Центр занимательной математики» | «Центр конструирования» «Центр экспериментирования» «Центр социально-эмоционального развития» «Центр творчества» «Центр безопасности» | «Центр двигательной активности» «Центр музыки» Центр театра» «Центр игры» «Центр дежурства» |
6-7 лет | «Центр познания» «Уголок уединения» «Цент книги» «Цент природы» «Центр патриотического воспитания» «Центр занимательной математики» | «Центр конструирования» «Центр экспериментирования» «Центр социально-эмоционального развития» «Центр творчества» «Центр безопасности» | «Центр двигательной активности» «Центр музыки» Центр театра» «Центр игры» «Центр дежурства» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ
Вопрос организации предметно - развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ввведением Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС). П...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для развития познавательной деятельности воспитанников» (ФГОС ДО).
Материал из опыта работы по созданию в д/саду предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС дошкольного образования....
Из опыта работы "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ".
С введением ФГОС дошкольного образования мы проанализировали существующие условия в учреждении. И пришли к выводу, что в детском саду развивающая предметно-пространственная и образовательная среда обе...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ по ФГОС...
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении» (в соответствии с ФГОС ДО)
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении» (в соответствии с ФГОС ДО...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды»
Данная работа посвященна предметно-пространственной среде в группах детского сада. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, этим и обусловлен...