принципам развивающего обучения педагогов
методическая разработка

Альбах Марина Сергеевна

принципам развивающего обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snezhnyy_kom_i_dr.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

13. МЕТОД ЗАНЯТИЯ ПО ПРИНЦИПУ «СНЕЖНОГО КОМА»

Снежный ком - это образное название метода проведения учебного занятия, которое начинается с того, что студентам дается индивидуальное время на размышление. Затем начинается обсуждение в группах по два, четыре, восемь человек и так до тех пор пока в обсуждении не примет участия вся группа.

Метод преследует цель дать возможность каждому члену группы высказать свою точку зрения и, используя те знания и опыт, которые имеются у всей группы, предложить богатую смесь из информации и комментариев. Для отработки этого метода понадобится какое-то время прежде, чем исчезнут первоначальные признаки неуверенности и хаоса и вся группа начнет работать вместе.

Часто свои сомнения проще высказать двум коллегам или небольшой группе, чем большой группе. Работа с маленькими группами снижает опасность доминирующей роли такого члена группы, который хотел бы монополизировать всеобщее внимание и подавить собой менее уверенного в своих силах члена группы.

Преимуществом использования метода снежного кома на учебном занятии является возможность меньшими усилиями сгладить различия в способностях членов группы.

 Игровые методы подразделяют на деловые (операциональные) и ролевые, выделяют и ролевые деловые игры, так как часто границы  их смыты. Самыми ранними в генезисе являются ролевые  и спортивные игры.

           Деловые игры были впервые разработаны и применены как способ решения производственных задач и метод обучения студентов и производственного персонала в нашей стране в 1930-ые годы. В настоящее время деловая игра интенсивно используется в профессиональном обучении как одна из наиболее продуктивных игровых технологий. Специфической особенностью деловой игры, в отличие от других технологий коллективного взаимодействия, является её двуплановость. С  одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, связанную с решением конкретных учебных задач, с другой - данная деятельность носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью, быть достаточно раскованным, выступая в определённой роли и снимая те психологические зажимы, которые мешают проявлять свои способности и возможности. Именно такая двуплановость игры обеспечивает её развивающий характер и делает игровую учебную деятельность эмоционально привлекательной для участвующих в ней.

 

  Преимущества деловых игр перед традиционными методами раскрываются в следующем:

  1. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречия между абстрактным характером учебного процесса и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежностям разным дисциплинам.
  2. Игровая форма соответствует логике деятельности, готовит к профессиональному общению и социальному взаимодействию.
  3. Игровой настрой способствует большей вовлечённости обучаемых.
  4. Деловая игра насыщена интенсивной обратной связью.
  5. В игре легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка участников.
  6. Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре  же проявляется вся личность.

           Деловая игра – это средство моделирования человеческой деятельности. Через неё можно воспроизвести как любой вид профессиональной деятельности, так и схему принятия решения в этой деятельности. Сюжетом игры может стать заседание родительского комитета, педсовета, совета директоров и т.п. В деловой игре участники играют роль, но цель её - решение задачи, а не следование роли.

          Деловая игра требует тщательной  подготовки со стороны старшего воспитателя. Проведение деловой игры можно разделить на несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. В нём намечается план игры, изучается рекомендованная литература, функциональные обязанности должностных лиц, посещаются занятия т.д..

Второй этап – ознакомительный. Участники готовят и выступают с сообщениями по обмену опытом и встретившимися трудностями, делают доклады о функциональных обязанностях и направлениях работы.

Третий этап – проведение деловой игры. Состоит в имитации деловой ситуации (проведение занятия, беседы с родителями, заседания педсовета и т.д.). На втором и третьем этапах можно использовать формы «Круглого стола», дискуссии.

Четвёртый этап – заключительный, на котором проводится разбор деловой игры по общим и частным вопросам: актуальность темы деловой игры, точность моделирования ситуации, объём мероприятий, проведённых в ходе игры, новое в её проведении, принятие решения, оценка действий участников, учёт положительных и неудачных моментов для дальнейшего проведения игр, рекомендации по устранению вскрытых недостатков, заключительное слово руководителя игры.

 На этапе подготовки деловой игры старший воспитатель выполняет  ведущую роль в проектировании и разработке игры, при необходимости консультирует участников. В ходе самой игры может занимать три позиции:

  • быть руководителем (игротехником);
  • выступать в одной из ролей (игровая позиция) или в роли помощника и консультанта (фасилитатора);
  • наблюдать и оценивать действия участников игры по её окончании (позиция эксперта).

Общие требования организации и проведения деловых игр:

  1. Тема игры должна представлять значимый практический и учебный интерес.
  2. Каждая деловая игра должна иметь цель и конкретные задачи, например, умение выделять педагогические факты, аргументировать, делать выводы.
  3. Деловые игры должны быть систематическими, поэтому они предварительно планируются. Планирование предусматривает их необходимое количество, последовательность, нарастание степени сложности.
  4. В игре должен быть динамизм в воспроизведении реальности.
  5. Нужна непрерывность их проведения. Большой перерыв ломает процесс становления умений и навыков, а вхождение в ритм сопряжено с потерей времени и трудностями.
  6. Необходимо установит достаточное число упражнений для закрепления того или иного умения, так как большое число упражнений снижает активность.
  7. Нельзя превращать игру в самоцель: важно не столько получить правильное решение, сколько понять ход действий, поступков участников игры, уметь их анализировать, обобщать, делать правильные выводы.
  8. Необходима фрагментарность структуры игры (блочность по независимым задачам и функциям), позволяющая комбинировать блоки для составления других игр. Она даёт возможность обеспечить различные варианты игр в зависимости от контингента играющих и отводимого времени для игры.
  9. Перед началом игры необходимо давать инструктаж, в котором определяются цель игры, её задачи, условия. Желательно, чтобы участники сами определяли , какие умения помогает сформировать эта игра.
  10. Для успеха игры требуется подготовка её участников, состязательность, гласность, управляемость.

В процессе проведения педсоветов часто прибегаю к таким игровым  методам, как деловая игра

          Ролевая игра направлена на имитацию ролевого поведения, воспроизводство соответствующих отношений, установок типичного поведения. Необходимое условие игры – добровольное и заинтересованное участие в ней всех членов группы.

 Использование игр даёт простор мыслительной активности, формирует умение общаться, спорить, размышлять и делать выводы, находить нестандартные решения. Таким образом, налицо развивающая и обучающая функции игры. Исполнение положительных ролей помогает осознать и закрепить социально ценные качества личности, - в этом прослеживается воспитательная функция ролевой игры. Ролевая игра формирует у участников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнёра по общению. Она ориентирует на планирование собственного поведения и поведения собеседника. Развивает умения контролировать свои поступки и давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию. Обеспечивая осуществление желаний играющих, игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

 В структуре ролевой игры  принято выделять следующие компоненты: роли, исходную ситуацию и ролевые действия.

 Роль, которую играет участник, является одновременно социальной и его межличностной ролью. Социальная роль обусловлена её местом в системе объективных общественных отношений (профессиональная, половая, возрастная) и приписывает исполнителю определённые нормы и правила поведения. Межличностная роль отражает индивидуальность исполнителя, его понимание и принятие роли социальной. Для большего развивающего эффекта желательно давать те роли, которыми они не владеют в полной мере.

           Второй компонент ролевой игры – исходная ситуация – выступает как способ её организации. При её создании необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения участников.

           Третий компонент ролевой игры – ролевые действия, которые выполняют играющие.

           Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью – главным компонентом ролевых игр и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.

«Мозговая атака»

         В «Мозговой атаке» участники делятся на две группы: «генераторов идей» и «критиков».

На первом этапе действуют «генераторы идей», предлагая всевозможные варианты решения поставленной проблемы. Все предложения, даже фантастические фиксируются «критиками», которым разрешается на данном этапе задавать лишь уточняющие вопросы.

На втором этапе в активную работу включаются «критики». Они анализируют предложения, выносят критические замечания, сортируют их, обобщают.

На третьем этапе, предполагающем принятие решения, к дискуссии подключаются все участники для более всестороннего рассмотрения альтернатив и выдвижения наиболее приемлемого варианта решения проблемы.

          Форма «мозговой атаки» требует полного раскрепощения воображения и мыслей, но есть и правила её проведения:

  1. Запрещаются критические высказывания на первом этапе работы в любом их проявлении.
  2. Приветствуются все дополнения и уточнения.
  3. Разрешается задавать вопросы, не содержащие оценочных суждений.
  4. Следует формировать умения чётко и коротко формулировать свои мысли.
  5. Если трудно решить проблему в целом, можно разбить её на составные части и поразмыслить над ними в отдельности.

Например: Как определить уровень профессионального мастерства практического психолога?

          Форма «Круглого стола» используется при изучении различных проблем. В данном случае высказываются все, в дискуссии высвечивается проблема и возможные пути её решения.

Например, можно обсудить следующую проблему:

Мы говорим о воспитании как о решающем факторе развития личности. Почему же влияние «улицы» оказывается часто сильнее воздействия семьи и детского сада?

  Для обучения участию в дискуссиях и активизации познавательной деятельности можно использовать метод синтетики-соединения несоединимого. Из группы педагогов выделяются несколько человек, которые являются «затравщиками» дискуссии. Их задача сформулировать крайние взгляды на решение поставленной проблемы. Они выступают первыми  и обнажают противоречия в различных подходах к проблеме. Участники видят крайности в решении проблемы, стремятся их сгладить, завязывается продуктивное обсуждение, дискуссия, ведущая к принятию оптимального, на их взгляд решения.

«Педагогический  ринг»

         При «Педагогическом ринге» аудитория разбивается на несколько групп.

Всем даётся одна проблема и отводится определённое время для её решения.

Например:

А) Назовите три проблемы, которые вы считаете главными в перестройке народного образования.

В) Назовите 5 наиболее значимых качеств специалиста дошкольного образования.

  Группы записывают своё мнение, выделенное путём коллективного обсуждения, затем формулируют положения при всех и аргументируют свой выбор. Старший воспитатель фиксирует их на доске. Далее участники вместе со старшим воспитателем анализируют положения, обобщают и выбирают наиболее значимые.

  Вторым туром можно продолжить обсуждение проблемы, обозначив конкретные пути её решения.

Например:

А) Назовите 3 наиболее эффективные пути решения каждой проблемы.

В) Найдите пути закрепления и привлечения таких специалистов в наше учреждение.

  Выделенные группами пути решения проблемы также анализируются и обобщаются. Победителем в ринге считается команда, наиболее глубоко проникшая в суть проблемы

 

«Педагогическая рыбалка»

Цель: стимулировать интерес к педагогическому поиску, повышать педагогическую компетентность воспитателей по вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

           Педагогическая рыбалка проводится в три этапа:

        1 этап. Педагогам предлагается принять участие в «рыбалке». Каждый педагог с помощью «удочки» вылавливает для себя задание на трафарете рыбки.

        2 этап.  Используя метод «игрового моделирования» педагогам предлагается объединить свой «улов», ориентируясь на задания – фрагменты, напечатанные на трафаретах рыбок.

        3 этап. Разработка и реклама «рыбного блюда» в форме творческой импровизации

Синквейн («Пять строчек по правилам»)

Материал: 3 листа А3, фломастеры

Цель: активизировать мыслительную деятельность участников, способствовать сплочению команд.

Слово «Синквейн» произошло от французского числительного «пять». Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам.

Ознакомимся с правилами написания синквейна.

1 строчка – это название темы одним словом. Существительное.

2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях.

3 строчка – это три глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строчка – фраза из четырёх слов, показывающая ваше отношение к данной теме.

5 строчка – завершение темы. Как правило – это синоним первого слова. Выраженный любой частью речи.

Задание: составить Синквейн можно на любую тему:  «Детский сад», «Воспитатель», «Дети», «Адаптация» и т.д.

Творческая лаборатория

        Цель: Стимулировать интерес к педагогическому поиску, совершенствовать методы и приемы развития речи детей.

Ход занятия

        Педагоги разбиваются на 3 группы, выбирая для себя «лабораторное оборудование»: трафареты – колбы, лупы, весы.

        Педагоги, выбравшие «методические колбы», объединяются в одну группу и выполняют задания по наполнению «методических колб» дидактическими играми по развитию ЗКР, связной речи, грамматически правильной речи, словаря дошкольников.

        Педагоги, выбравшие «методические лупы», занимаются отбором нетрадиционных методов и приемов по развитию речи детей.

        Педагоги, выбравшие «методические весы», анализируют разные виды занятий, выделяя элементы развивающего обучения.

        В заключении, ведущие – лаборанты знакомят всех присутствующих с результатами лабораторных исследований.

        Оценка деятельности «творческой лаборатории» проводится с использованием игрового приема «деловой термометр»».

        Критерии оценки:

        температура кипения  - хочу изучить подробно;

        температура плавления – материал интересен, беру на вооружение;

        температура замерзания – предложенный материал не несет новизны.

Тренинг

          Тренинг – это особая форма активного обучения взрослых, отличающаяся быстрым  и эффективным  формированием новых навыков в ходе индивидуальной работы с каждым участником; активизацией и развитием профессионального потенциала; обобщением уже накопленного опыта и знаний.

          Свободное общение, принятое  в тренинге, позволяет участникам менять тактику подхода к другому, наблюдая действия и реакцию окружающих. Тренинг способен решать следующие задачи:

  • повышение уровня психологической и педагогической культуры;
  • развития способности эффективного взаимодействия с окружающими;
  • формирования активной социальной позиции личности;
  •  развития способности адекватного и более полного познания себя и других людей;
  • диагностики и коррекции личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих продуктивным действиям.

Тренинг отвечает следующим основным принципам его проведения:

  • конфиденциальности (неразглашения содержания общения)
  • добровольности участия, открытости и доверительности участников, что создаёт атмосферу взаимодействия;
  • «здесь и сейчас» провозглашает сиюминутность проживания опыта, его непосредственность;
  • обратной связи: рефлексия всего происходящего необходима, она спонтанна, замечания могут быть как позитивного, так и негативного характера. Как правило, преобладают позитивные ощущения и высказывания.

         Тренинги в методической работе старшего воспитателя являются неотъемлемой частью работы по  повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.

Подведение итогов.

Вернёмся к принципам развивающего обучения взрослых. Какие  были реализованы сегодня? Докажите, (раздаю по два принципа каждой команде).

«ДРЕВО ПОЗНАНИЯ»

Уважаемые педагоги, помогите  оценить наш семинар. Для этого необходимо  разместить свои ягоды на древе познания, оставив на ягоде только одно оценивающее высказывание.

Наше древо познания имеет три уровня:

  1. Зрелые плоды. Я получил информацию в полном объёме, смогу применить на практике.
  1. Нежные бутоны. Я заинтересовался полученной информацией, но имеются пробелы, необходимо уточнить некоторые данные.
  1. Падалица. Это для меня не актуально. Я не владею информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип развивающего обучения по правилам дорожного движения

Ознакомить и раширить представление педагогов о проектной деятельности по ПДД. Дать  рекомендации по созданию в группе развивающеей среды по ПДД, организация учебной деятельности используя пробле...

«Теоретико – методологические основы принципа развивающего обучения»

Контрольная по учебной дисциплине«Педагогика среднего специального образования» Тема: «Теоретико – методологические основы принципа развивающего обучения»...

Шесть принципов развивающего обучения Орф-Шульверка

Набор техник и приемов Орф-Шульверка настолько обширен, но при этом прост и доступен, что с его помощью закладываются основы музыкального воспитания, понимание музыки, как системы, и любовь к музыке, ...

Шесть принципов развивающего обучения Орф-Шульверка

Набор техник и приемов Орф-Шульверка настолько обширен, но при этом прост и доступен, что с его помощью закладываются основы музыкального воспитания, понимание музыки, как системы, и любовь к музыке, ...

«Психолого – педагогические принципы развивающего обучения детей дошкольного возраста»

«Психолого  – педагогические  принципы развивающего обучения детей дошкольного возраста»...

Общие методические принципы развивающего обучения

По Л.Г. Выготскому, обучение создает зоны ближайшего развития, где в общении и сотрудничестве со взрослыми и товарищами происходит развитие психических функций ребенка от коллективной к индивидуально ...