Программа «Уроки здоровья»
материал
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка………………………………………………………2
Цели, задачи…………………………………………………………………..4
Способы достижения цели и решения задачи…………………………….4
Формы взаимодействия педагогов и родителей……………………………5
Техническое оснащение……………………………………………………………5
Ожидаемый результат……………………………………………………...5
План спортивно-массовых мероприятий с детьми и родителями………...6
Работа с родителями………………………………………………………….7
Литература…………………………………………………………………….11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Здоровье - это один из источников счастья и радости каждого человека и вместе с тем достояние целого общества. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей. Мы убеждены в том, что потребность заботиться о своем здоровье в человеке надо воспитать. Это происходит в семье, в детском саду и в школе. Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
Актуальность. Однако в силу сложившихся экономических причин, занятости на работе современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов. Но только при тесной поддержке родителей ДОУ может достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка.
Проблема воспитания здорового ребенка была и остается наиболее актуальной в практике общественного и семейного и чаще дошкольного воспитания, и требует нового поиска эффективных средств для ее решения. Наиболее приемлемой формой взаимодействия с семьей является организация клуба выходного дня. И таким образом для организации работы с семьей по пропаганде здорового образа жизни был организован клуб «Растишка».
Программа объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни воспитанников, их родителей и педагогов, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены, закаливания, борьбы с вредными привычками, безопасной жизнедеятельности детей, их досуга и нацелена на формирование соответствующих навыков. В программе используются разнообразные методы и формы работы. Материал соответствует возрастным особенностям детей, проводятся практические занятия (тренинги, оздоровительные минутки, пальчиковые игры, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения и пр.). Программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение.
Цель:
- Пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей;
- Привлечь родителей к совместной активной деятельности в вопросах физического воспитания.
Задачи:
- Изучить интересы, мнения родителей, их хобби и привлечь к организации физкультурных досугов детей;
- Организовать консультации и обмен опыта между родителями;
- Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению физического здоровья детей.
Программа основана на принципах:
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Способы достижения цели и решения задачи
Данная программа рассчитана на воспитанников дошкольных образовательных учреждений возрастом 4-7 лет, родителей, педагогов ДОУ.
Мероприятия :
Демонстрация слайд-шоу- инновационная форма нашей работы, содержащая в себе полную и раскрытую информацию о пропаганде здорового образа жизни.
Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительские собрания, дискуссии, «Круглый стол», консультации, практические занятия, семинары- практикумы, диагностики, анкетирования, тренинги, печать в СМИ.
Досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, походы, игровые программы, физкультурные праздники и развлечения, утренники).
Техническое оснащение: аудиокассеты, видеокассеты, диски (спортивные праздники, ритмическая гимнастика, фильмы о вреде курения и т.д. Из за спрашиваемых средств гранта)
ТСО- телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, DVD, мультимедиа- проектор.
Спортивное оборудование: массажные коврики, массажеры, лыжи, мячи, мячи гимнастические, мячи массажные, скакалки, гантели, обручи.
Ожидаемый результат:
Информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по физическому воспитанию, вызовут интерес к данному вопросу. Родители получат необходимые теоретические знания об уровне физического развития своих детей, а также облегчит общение родителей и педагогов ДОУ. Обеспечит преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и детском саду, а значит, повысит эффективность работы по оздоровлению детей.
Объекты программы
1. Дети дошкольного образовательного учреждения.
2. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
3. Педагогический коллектив образовательного учреждения.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании» и Закон РК.
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой
- Программа Лазарева М.Л. «Здравствуй», Змановского Ю.Ф. «Здоровый дошкольник»
- СанПиН 2.4.1.2660-10
- Конвенция о правах ребенка.
- Устав образовательного учреждения
План спортивно-массовых мероприятий с детьми и родителями
№№ пп | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственное лицо | Ожидаемый результат | |||
1 | Спортивное развлечение на природе «Морское путешествие» (выход на море) | сентябрь | Воспитатели Физ.иннструктор | Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, установить эмоционально-тактильный контакт, способствовать пропаганде здорового образа жизни. | |||
2 | Практическое занятие «Будь здоров!» | сентябрь. | Физ.иннструктор | Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, развитие у детей двигательных умений и навыков, развитие координации движений | |||
3 | Физкультурный досуг спартакиада «Малышок» | сентябрь | Воспитатели Физ.иннструктор | Закреплять двигательные навыки, развивать физические качества и способности | |||
4 | Спортивный досуг «Цирк зажигает огни» | октябрь | Воспитатели Физ.иннструктор | Привлечение внимания родителей к спортивным формам семейного досуга | |||
5 | «День здоровья» Занятия с использованием спортивного оборудования: велотренажера, беговой дорожки, батута, гантель, массажных ковриков, массажеров и т.д. | 2 раза в месяц сентябрь/декабрь | Воспитатели Физ.иннструктор | Формировать у детей потребность в активной двигательной активности, развивать физические качества – быстроту, ловкость; способствовать проявлению выносливости и силы во время выполнения упражнений. Подготовка детей к спортивным соревнованиям. | |||
6 | Физкультурный досуг «Богатырские состязания» | октябрь | Воспитатели Физ.иннструктор | Способствовать созданию благоприятного психологического климата в семье, развивать выдержку, внимание, дисциплинированность и организованность | |||
7 | Поход в осенний лес | октябрь | Воспитатели, родители | Упражнять в умении ориентироваться на местности, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью | |||
8 | Физкультурное развлечение «Мой веселый звонкий мяч» | ноябрь | Воспитатели Физ.иннструктор | Научить родителей играть со своими детьми в мяч | |||
9 | Физкультурный праздник «Семейные старты» | ноябрь | Воспитатели Физ.иннструктор Родители | Привлечение внимания родителей к спортивным формам семейного досуга | |||
10 | «Быстрые, ловкие, смелые» | ноябрь | Воспитатели , учитель начальной школы | Способствовать накоплению двигательного опыта; формировать потребность в занятиях физической культурой, спортом. | |||
11 | Практическое занятие «Мы растем здоровыми» | ноябрь | Воспитатели | Воспитание у детей ловкости, точности движения, двигательной самостоятельности, дружелюбия, любви к спорту | |||
12 | Физкультурное развлечение «Олимпийцы среди нас» | декабрь | Воспитатели Физ.иннструктор Родители | Организация активного отдыха, создание условий для хорошего настроения | |||
13 | Спортивный праздник с участием родителей «Зимние забавы» | декабрь | Воспитатели Физ.иннструктор Родители | Улучшать взаимоотношения родителей и детей, повышать интерес к занятиям физкультурой и спортом | |||
14 | Спортивный досуг «На лыжню всей семьей» | декабрь | Воспитатели Физ.иннструктор Родители | Пропаганда здорового образа жизни, оздоровление организма детей, упражнение в ходьбе на лыжах |
Работа с родителями
сроки | мероприятия | цели |
Сентябрь | Родительское собрание «Здоровье с детства». Анкетирование «Здоровый образ жизни», «Воздух в вашей квартире». Наглядный материал на стенде «Режим дня в детском саду и дома» (фотографии, статья о значении режима, рассказы родителей о режиме в семье). Консультация-практикум «Что такое ЗОЖ». Памятка «Что такое здоровье». Информационный лист «Физкультура и здоровье». Папка-передвижка «Физическое воспитание». Просмотр презентаций «Здоровьесберегающие технологии», «Физическое развитие. Взаимосвязь физического развития и здоровья», «Физическое развитие и формирование ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования» (используются электронная почта, WhatsApp). | Повышение педагогической культуры родителей, их компетентности по вопросам ЗОЖ, заинтересованности в укреплении здоровья детей. Содействие становлению культуры здоровья. Информирование родителей о факторах, влияющих на здоровье ребенка. Выявление отношения родителей к ЗОЖ, а также его реального осуществления в семье. Совершенствование знаний родителей о необходимости соблюдения режима дня дома. Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников. Пропаганда здорового образа жизни. Стимулирование повышения внимания родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности. Просвещение родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Ориентировать на совместные с ребенком занятия физкультурой дома. Консультативная поддержка родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей. С помощью специально подобранных материалов помочь родителям целенаправленно найти ответы на разнообразные вопросы, касающиеся физического воспитания детей. Обеспечение открытости дошкольного образования. Просвещение родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. |
октябрь | Папка-ширма «Формирование представлений о человеке у детей старшей группы». Консультация «Правильное питание ребенка». Папки-передвижки «Питание детей», «Мама-повар». Памятка «Как составить меню для ребенка-дошкольника». Беседы «Организация детского питания в семье». | Координация подходов к обучению и воспитанию в условиях детского сада и семьи. Содействие просвещению родителей в вопросах здоровьесбережения (рациональное питание). Помочь организовать сбалансированное питание детей дома. Сориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к здоровому образу жизни. Обмен мнениями по вопросам организации питания. Оказание помощи родителям, повышение чувства ответственности за здоровье детей. |
ноябрь | Памятка «Утренняя гимнастика». Картотека «Комплексы утренней гимнастики». Просмотр родителями утренней гимнастики в детском саду. Деловая игра «Обсуждение педагогических ситуаций по физическому воспитанию детей». | Информирование родителей об актуальных задачах физического воспитания. Реализация единого воспитательного подхода. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Информирование о разнообразных формах двигательной деятельности. Обеспечение единства подходов к двигательной активности в детском саду и семье |
декабрь | Консультация «Игры и спортивные развлечения зимой». Консультации: «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни». | Ориентирование родителей на формирование у детей положительного отношения к физической культуре. Просвещение родителей по вопросам организации оптимального для детей двигательного режима Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, мобилизация взрослых на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья детей. |
январь | Консультация: «Формирование правильной осанки – одна из важнейших задач физического воспитания детей». Папка-ширма «Зимние забавы и развлечения». Картотеки «Пальчиковая гимнастика», «Гимнастика для глаз». | Информирование об актуальных задачах физического воспитания на разных возрастных этапах. Привлечение внимания родителей к вопросам ЗОЖ. Реализация единого подхода детского сада и семьи к вопросам укрепления здоровья детей. Оказание помощи |
февраль | Беседы: «Здоровье ребенка в наших руках», «Личный пример родителей как главный метод воспитания ребенка в семье». Фотовыставка «Зимние забавы и развлечения». Мастерская детей, родителей и педагогов «Зимние виды спорта». | Агитировать родителей вести здоровый образ жизни. Установка на совместную работу с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка. Обеспечение дифференцированного подхода к разным группам семей. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, улучшение детско-родительских отношений. Использование лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди родителей. Объединение родителей и детей общей деятельностью. Вовлечение семей в образовательную деятельность. |
март | Организация совместных дел – изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования. | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Содействовать повышению компетентности родителей в вопросах охраны здоровья детей. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности беречь свое здоровье. |
апрель | Анкетирование «Формирование двигательных навыков в семье». Выставка (фотографии и предметы) «Пособия для развития движений». Рекомендации родителям «Интенсифицируем двигательную активность детей», «Спортивный уголок дома». Выставка фотографий «Домашний уголок для занятий физкультуры». Консультация «Закаливание детей». | Выявление отношения родителей к формированию двигательных навыков. Ориентировать родителей на развитие у детей потребности в двигательной активности. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания. Информирование родителей о факторах, влияющих на здоровье детей. Вовлечение родителей в активный педагогический процесс. |
май | Просмотр физкультурного занятия «Поход». Семинар-практикум «Организация ЗОЖ в семье и дошкольном учреждении». Папка-ширма «Организация игр и упражнений летом на прогулке для развития движений». Мастерская детей, родителей, педагогов «Летние виды спорта». Консультация «Летние развлечения». | Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Обеспечить открытость дошкольного образования. Вовлечение родителей в активный педагогический процесс, участие родителей в образовательной деятельности ДОУ. Ориентировать на создание семейных традиций, связанных с соблюдением здорового образа жизни. Объединение родителей, педагогов и детей общей деятельностью. Обогащение знаний родителей о формах активного отдыха летом, рациональном использовании свободного времени для укрепления здоровья. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи. |
Литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой ; М: Мозаика-Синтез 2009
2. «Здравствуй!» Лазарев М.Л. М: Мнемозина, 2004 г.
3. «Двигательная активность ребенка в детском саду», М.А. Рунова, М.: Мозаика-Синтез, 2004г.
4. «Педагогика здоровья» В.Н. Касаткина, М.: Линка-Пресс, 2000г.
5. «Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях», С.А. Соловей, М.: Педагогическое общество России, 2004г.
6. «Игры, которые лечат. Для детей от 2 до 7 лет», А.С. Таланов, М.: Педагогическое общество России, 2005г.
7. «Сценарии оздоровительных досугов. Для детей 4-7 лет» М.Ю. Картушина, М.: Сфера, 2004г.
8. Программа «Здоровый дошкольник (социально-оздоровительная технология 21 века)», Ю.Ф. Змановский, М.: АРКТИ, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар для воспитателей: "Уроки здоровья, воспитание полезных качеств и приобретение привычек для сохранения здоровья"
Основная задача ДОУ - охрана жизни, психического и психологического здоровья детей. Охрана жизни - это создание безопасных условий пребывания ребенка в детском саду. Психическое здоровье - не только о...
Отчет о проведении Всероссийского Урока «Здоровые дети - в здоровой семье».
Всероссийский Урок «Здоровые дети - в здоровой семье» в МБДОУ детский сад №27 «Колосок» проходил в форме «Дня здоровья».Цель проведения Дня здоровья – повышение интереса к физической культуре и ...
Проведение всероссийского урока «Здоровые дети – в здоровой семье» «Олимпийские символы»
Музыкально – спортивное развлечение с родителями«Олимпийские символы »Младшая группа.В веселой игровой форме познакомить детей с цветовым значение олимпийских колец, воспитывать чувства коллекти...
Отчет Урока Здоровья на тему: «Здоровые дети в здоровой семье»
Отчет Урока Здоровья на тему: «Здоровые дети в здоровой семье»...
Программа дополнительного образования " Уроки здоровья"
Данная образователбная программа направлена на формирование здорового образа жизни, научить детей жить в гормонии с собой и окружающим миром....
Рецензия на программу «Уроки здоровья», редакция Всероссийского издания СМИ «Портал педагога»
Рецензия на программу...
Экспертное заключение на образовательную программу «Уроки здоровья», МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г.Макарова»
Экспертное заключение на образовательную программу...