Мастер-класс для педагогов "Где казак, там и слава"
материал
Предварительный просмотр:
Мастер-класс "Где казак, там и слава"
по изготовлению подсолнуха в технике «оригами».
Казачество – « это часть нашей культуры, причем не просто часть культуры, а очень яркая часть нашей культуры. Я имею в виду сейчас даже не только песни и танцы казаков, а я имею в виду, в том числе и их хорошо известный традиционный патриотизм. И он как раз не носит архаического характера. Патриотизм сегодняшний очень важен для продвижения идей государственности в сознание нашего народа вообще. В этом смысле казаки играют уникальную и весьма позитивную роль».
Президент РФ В.В. Путин
Российскому казачеству сейчас принадлежит главная роль в сохранении и формировании традиций воспитания в духе патриотизма и гуманизма в российском государстве.
Нынешнее казачество представляется в новом качестве, продолжая сохранять значимость в развитии государства, в сохранении и развитии традиций патриотического воспитания подрастающего поколения.
История казачества на Сахалине и Курилах началась несколько веков назад — именно казаки-первопроходцы осваивали дальневосточные земли еще в 16 веке, защищая рубежи страны, выполняя государственные задачи, распространяли высокие нравственные идеалы. 22 января 2021 года в Сахалинской области отмечали 30-летие с начала возрождения казачества на островах. За эти годы казаки не только восстанавливали собственные традиции и культуру, но и активно включились в общественную жизнь региона. Для сохранения казачьих традиций в различных районах Сахалина созданы и действуют казачьи отряды. Они занимаются возрождением быта и культуры казачьего народа.
Жизнь казаков, образ героя-казака и традиции казачьего народа отображались во многих произведениях литературы, включая баллады (думы), эпистолы (письма запорожских казаков турецкому султану), легенды и сказки. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень любил казачество и относился к нему с благоговением. Произведение «Казаки» приближает нас к быту казаков, к их характеру и мировоззрению.
События XX века, период Гражданской войны ярко отражены в произведениях Михаила Александровича Шолохова «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина». Также на страницах романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» мы знакомимся с бытом и нравом донского казачества, отношением к труду, связью с природным миром, культом стариков, обрядами, песнями. Видеоролик кадры из фильма «Тихий дон»1
В правительстве Сахалинской области уверены, что казачество способно стать той силой, которая может консолидировать общество и укрепить традиционный для России уклад жизни, поскольку столетия назад именно казаки осваивали территории Дальнего Востока. И в современных реалиях казачество необходимо и дальше вовлекать в работу по укреплению государственности, культурных традиций и духовности в регионе.
Казачество – это часть русского народа, которая, наряду с общими чертами, присущему всему великому народу, имеет и свои уникальные черты и особенности, связанные с историческим прошлым, с неповторимой культурой и своеобразными обычаями. Воспитание в человеке этнокультуры становится важной задачей современного образования. В настоящее время проводится большая работа по возрождению казачьих традиций в ДОУ.
Поэтому и возникла необходимость более глубокого знакомства дошкольников с культурой и обычаями казаков.
Мы ознакомились с проектом программы дошкольного образования для групп казачьей направленности, разработанной институтом развития образования Сахалинской области. С целью создания условий для формирования нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к истории, природе и культуре своей Родины и родного края, воспитания чувства гордости за свою малую Родину, развития толерантности, на основе исторических культурных традиций казачества, укладу жизни, мы решили, на базе МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г.Макарова» реализовать инновационный проект «Знакомство дошкольников с традициями и бытом казачества».
Сроки реализации проекта планируем на 2022- 2023 учебный год для дошкольников 6-7 лет.
Задачи проекта:
- формировать интерес к своей малой Родине, ее достопримечательностям, историческому прошлому Сахалинской области и людям, ее прославившими;
- расширять представления детей о географическом положении, социально-экономической значимости родного края, района, города, роли казачества в освоении Дальнего Востока в целом и территории Сахалинской области в частности;
- знакомить с культурой, бытом и традициями казаков, казачьими праздниками;
- формировать традиционное для казаков уважительное и доброжелательное отношение к своей семье, к обществу;
- развивать коммуникативные качества детей посредством традиционных для казачества игр, танцев, забав.
Основные направления воспитания в реализации проекта
Духовно-нравственное направление ориентировано на сознательное усвоение и принятие детьми дошкольного возраста традиционных ценностей и идеалов, норм поведения казачьей семьи, Православия, российского гражданского общества, многонационального народа Российской Федерации, человечества.
Патриотическое направление ориентировано на формирование главных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отображающих специфику развития нашего общества. Поэтому в данном направления рассматриваются определения «любовь» и «преданность» своему Отечеству, «гордость» за принадлежность к своему народу, изучение национальных святынь и символов.
Трудовое направление направлено на формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также приобщения ребенка к труду.
Содержание Проекта построено в соответствии с возрастной психологией и дошкольной педагогики, выстроено в соответствии культурно-историческим и системно - деятельностным подходами к развитию ребенка.
При реализации Проекта используются следующие формы организации образовательной деятельности:
- подгрупповая;
- индивидуальная;
- коллективная;
- фронтальная;
- сетевая.
Формы и методы образовательной деятельности в рамках реализации Проекта:
- игры дидактические, театрализованные, подвижные, хороводные, сюжетно-ролевые, музыкальные и др.;
- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;
- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг;
- беседы с социально-нравственным содержанием,
- наблюдения за сезонными изменениями, трудом взрослых;
- организация познавательно-исследовательской деятельности, создание коллекций, атрибутов для игр, сувениров, украшений к праздникам, выставок детского творчества;
- оформление выставок репродукций художников, произведений живописи, работ народных умельцев – мастеров и пр.;
- инсценирование знакомых сказок, разучивание стихотворений;
- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд),
- слушание, обсуждение и пение казачьих песен,
- физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические с использованием средств подвижных игр казачества, ориентированных на приобщение воспитанников к традиционным казачьим культурным ценностям.
Для реализации Проекта необходимо обязательное взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников, которые также являются равноправным участником образовательного процесса.
Педагогическая культура родителей в области казачества по духовно-нравственному воспитанию ребенка опирается на принципы:
- обязательное вовлечение родителей в воспитательный процесс, в организацию и проведение событий по воспитанию и социализации дошкольников;
- повышение уровня духовно-нравственного развития родителей в процессе развития духовно-нравственного воспитания их ребенка;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, признание и строгость к родителям;
включение опыта родителей (духовного, казачьего, жизненного) в содержание воспитания детей дошкольников.
Планируемые результаты Проекта
- ребенок обладает знаниями из истории Древней Руси, своей «малой родины», географическому положению, исторического прошлого и настоящего родного края, многонациональности, главных исторических событиях и чувством гордости своей принадлежности, символике;
- ребенок обладает установкой уважительного отношения к семье, обычаям, традициям воспитания, народным промыслам народа, профессиям;
- ребенок обладает устойчивым интересом к традициям, праздникам, фольклоре, играм, сказаниям, казачьей песне.
- ребенок обладает общечеловеческими ценностями, нормами - как основой православной традицией нашей Родины;
- ребенок обладает установкой к здоровому образу жизни, его сохранении, потребности к занятиям спортом и физической культурой.
Вывод: Казаки – этническая группа «исконно русских корней и православной веры», создавшая «за многие столетия своего существования самобытную культуру. Как у каждого народа, так и у казаков есть свои традиции, обычаи, обрядовые атрибуты. Когда мы слышим слово «казаки», сразу представляем, как скачут кони, широкую степь, море цветов и травы, которые колышет ветер, открытые просторы, где изредка виднеются кустарники, широкие поля подсолнухов.
Казаки всегда с уважением относились к подсолнуху, как обрядовому растению. Красивый солнечный цветок для каждого казака ассоциировался не только с теплом родного очага, но был символом настоящей богатырской силы, столь необходимой настоящему защитнику Отечества.
Этот цветок - растение сеяли в каждом дворе. Ухаживали за ним.
И сегодня вряд ли можно представить хоть один казачий дом без подсолнуха.
Мастера декоративно - прикладного искусства часто используют этот цветок в своих работах. Они не могут обойти его стороной - подсолнух отражает дух казака: сильный, крепкий, выносливый. Как этот цветок верен солнцу, так и казак верен своей земле и дому.
Предлагаю вам выполнить своими руками цветок подсолнуха в технике «оригами». Следуя фотографиям, и представив подсолнух, вы легко справитесь с работой.
Квадраты желтого цвета размером 5х5 см складываем по диагонали.
Раскрываем наш квадрат, складываем правый и левый углы к намеченной линии.
Далее уголочек складываем, как показано на фото.
Теперь этот уголочек загибаем в другую сторону.
Далее сгибаем одну сторону как показано на фото.
Лепесточек подсолнуха готов.
Склеиваем заготовки между собой как показано на фото.
Из бумаги чёрного цвета вырезаем серединку цветка.
Два квадрата зеленого цвета размером 10х10 см складываем по диагонали.
Затем раскрываем его и складываем правую и левую сторону к намеченной линии.
Затем еще раз складываем эти уголочки.
Приклеиваем к стебельку цветок и листья
Объёмная аппликация в технике оригами готова.
Значение подсолнухов напрямую связано с солнцем - звездой, которая дает нам жизнь и тепло
Я предлагаю вам подарить подсолнухи друг другу с пожеланиями.
Видеоролик кадры из фильма «Тихий дон» 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс в подготовительной группе Экскурсия к памятникам Боевой славы
Программные задачи: 1. Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым Родного края. 2. Знать, для чего делают памятники, обелиски, монументы. 3.Воспитывать чувство гордости за воинов-з...
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...