Мастер-класс для педагогов "Где казак, там и слава"
материал

Иванова Елена Юрьевна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_ivanova_e.yu_.docx245.62 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Лена\Desktop\новая аттестация 23\аттестация Лена 24г\открытые оод\казак.jpg

Мастер-класс   "Где казак, там и слава"

 по изготовлению подсолнуха в технике «оригами».

Казачество – « это часть нашей культуры, причем не просто часть культуры, а очень яркая часть нашей культуры. Я имею в виду сейчас даже не только песни и танцы казаков, а я имею в виду, в том числе и их хорошо известный традиционный патриотизм. И он как раз не носит архаического характера. Патриотизм сегодняшний очень важен для продвижения идей государственности в сознание нашего народа вообще. В этом смысле казаки играют уникальную и весьма позитивную роль».

Президент РФ   В.В. Путин

Российскому казачеству сейчас принадлежит главная роль в сохранении и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     формировании традиций воспитания в духе патриотизма и гуманизма в российском государстве.

Нынешнее казачество представляется в новом качестве, продолжая сохранять значимость в развитии государства, в сохранении и развитии традиций патриотического воспитания подрастающего поколения.

История казачества на Сахалине и Курилах началась несколько веков назад — именно казаки-первопроходцы осваивали дальневосточные земли еще в 16 веке, защищая рубежи страны, выполняя государственные задачи, распространяли высокие нравственные идеалы. 22 января 2021 года в Сахалинской области отмечали 30-летие с начала возрождения казачества на островах. За эти годы казаки не только восстанавливали собственные традиции и культуру, но и активно включились в общественную жизнь региона.  Для  сохранения казачьих традиций в различных районах Сахалина созданы и действуют казачьи отряды. Они занимаются возрождением быта и культуры казачьего народа.

Жизнь казаков, образ героя-казака и традиции казачьего народа отображались во многих произведениях литературы, включая баллады (думы), эпистолы (письма запорожских казаков турецкому султану), легенды и сказки.  Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень любил казачество и относился к нему с благоговением. Произведение «Казаки» приближает нас к быту казаков, к их характеру и мировоззрению.

 События XX века, период Гражданской войны ярко отражены в произведениях Михаила Александровича Шолохова «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина».  Также на страницах романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» мы знакомимся с  бытом  и нравом донского казачества, отношением к труду, связью с природным миром, культом стариков, обрядами, песнями. Видеоролик кадры из фильма «Тихий дон»1

В правительстве Сахалинской области уверены, что казачество способно стать той силой, которая может консолидировать общество и укрепить традиционный для России уклад жизни, поскольку столетия назад именно казаки осваивали территории Дальнего Востока. И в современных реалиях казачество необходимо и дальше вовлекать в работу по укреплению государственности, культурных традиций и духовности в регионе.

 Казачество – это часть русского народа, которая, наряду с общими чертами, присущему всему великому народу, имеет и свои уникальные черты и особенности, связанные с историческим прошлым, с неповторимой культурой и своеобразными обычаями. Воспитание в человеке этнокультуры становится важной задачей современного образования. В настоящее время проводится большая работа по возрождению казачьих традиций в ДОУ.

Поэтому и возникла необходимость более глубокого знакомства дошкольников с культурой и обычаями казаков.

Мы ознакомились с проектом программы дошкольного образования для групп казачьей направленности, разработанной институтом развития образования Сахалинской области. С целью  создания условий для формирования нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к истории, природе и культуре своей Родины и родного края, воспитания чувства гордости за свою малую Родину, развития толерантности, на основе исторических культурных традиций казачества, укладу жизни, мы решили, на базе МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г.Макарова» реализовать  инновационный проект «Знакомство дошкольников с традициями и бытом  казачества».

Сроки реализации проекта планируем на  2022- 2023 учебный год для дошкольников 6-7 лет.

Задачи проекта:

- формировать интерес к своей малой Родине, ее достопримечательностям, историческому прошлому Сахалинской области и людям, ее прославившими;

- расширять представления детей о географическом положении, социально-экономической значимости родного края, района, города, роли казачества в освоении Дальнего Востока в целом и территории Сахалинской области в частности;

- знакомить с культурой, бытом и традициями казаков, казачьими праздниками;

- формировать традиционное для казаков уважительное и доброжелательное отношение к своей семье, к обществу;

-  развивать коммуникативные качества детей посредством традиционных для казачества игр, танцев, забав.

Основные направления воспитания в реализации проекта

Духовно-нравственное направление ориентировано на сознательное усвоение и принятие детьми дошкольного возраста традиционных ценностей и идеалов, норм поведения казачьей семьи, Православия, российского гражданского общества, многонационального народа Российской Федерации, человечества.

Патриотическое направление ориентировано на формирование главных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отображающих специфику развития нашего общества. Поэтому в данном направления рассматриваются определения «любовь» и «преданность» своему Отечеству, «гордость» за принадлежность к своему народу, изучение национальных святынь и символов.

Трудовое направление направлено на формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также приобщения ребенка к труду.

Содержание Проекта построено в соответствии с возрастной психологией и дошкольной педагогики, выстроено в соответствии культурно-историческим и системно - деятельностным подходами к развитию ребенка.

При реализации Проекта используются следующие формы организации образовательной деятельности:

  • подгрупповая;
  • индивидуальная;
  • коллективная;
  • фронтальная;
  • сетевая.

Формы и методы образовательной деятельности в рамках реализации Проекта:

  • игры дидактические, театрализованные, подвижные, хороводные, сюжетно-ролевые, музыкальные и др.;
  • просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;
  • чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг;
  • беседы с социально-нравственным содержанием,
  • наблюдения за сезонными изменениями, трудом взрослых;
  • организация познавательно-исследовательской деятельности, создание коллекций, атрибутов для игр, сувениров, украшений к праздникам, выставок детского творчества;
  • оформление выставок репродукций художников, произведений живописи, работ народных умельцев – мастеров и пр.;
  • инсценирование знакомых сказок, разучивание стихотворений;
  • продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд),
  • слушание, обсуждение и пение казачьих песен,
  • физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические с использованием средств подвижных игр казачества, ориентированных на приобщение воспитанников к традиционным казачьим культурным ценностям.

Для реализации Проекта необходимо обязательное взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников, которые также являются равноправным участником образовательного процесса.

Педагогическая культура родителей  в области казачества по духовно-нравственному воспитанию ребенка опирается на принципы:

  • обязательное вовлечение родителей  в воспитательный процесс, в организацию и проведение событий по воспитанию и социализации дошкольников;
  • повышение уровня духовно-нравственного развития родителей в процессе развития духовно-нравственного воспитания их ребенка;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  • педагогическое внимание, признание и строгость к родителям;

включение опыта родителей (духовного, казачьего, жизненного) в содержание воспитания детей дошкольников.

 Планируемые результаты Проекта

  • ребенок обладает знаниями из истории Древней Руси, своей «малой родины», географическому положению, исторического прошлого и настоящего родного края, многонациональности, главных исторических событиях и чувством гордости своей принадлежности, символике;
  • ребенок обладает установкой уважительного отношения к семье, обычаям, традициям воспитания, народным промыслам народа, профессиям;
  • ребенок обладает устойчивым интересом к традициям, праздникам, фольклоре, играм, сказаниям, казачьей песне.
  • ребенок обладает общечеловеческими ценностями, нормами - как основой православной традицией нашей Родины;
  • ребенок обладает установкой к здоровому образу жизни, его сохранении, потребности к занятиям спортом и физической культурой.

Вывод: Казаки – этническая группа «исконно русских корней и православной веры», создавшая «за многие столетия своего существования самобытную культуру. Как у каждого народа,  так и у казаков есть свои традиции, обычаи, обрядовые атрибуты. Когда мы слышим слово «казаки», сразу представляем, как скачут кони, широкую степь,  море цветов и травы, которые колышет ветер, открытые просторы, где изредка виднеются кустарники, широкие поля подсолнухов.

Казаки всегда с уважением относились к подсолнуху, как обрядовому растению. Красивый солнечный цветок для каждого казака ассоциировался не только с теплом родного очага, но был символом настоящей богатырской силы, столь необходимой настоящему защитнику Отечества.

Этот цветок - растение сеяли в каждом дворе. Ухаживали за ним.

 И сегодня вряд ли можно представить хоть один казачий дом без подсолнуха.

Мастера декоративно - прикладного искусства часто используют этот цветок в своих работах. Они не могут обойти его стороной - подсолнух отражает дух казака: сильный, крепкий, выносливый. Как этот цветок верен солнцу, так и казак верен своей земле и дому.

 Предлагаю вам выполнить своими руками цветок подсолнуха в технике «оригами». Следуя фотографиям, и представив подсолнух, вы легко справитесь с работой.

 Квадраты желтого цвета размером 5х5 см складываем  по диагонали.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60633-1600084128.jpg

Раскрываем наш квадрат, складываем правый и левый углы к намеченной линии. https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60633-1600084149.jpg

Далее уголочек складываем, как показано на фото.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60633-1600084169.jpg

Теперь этот уголочек загибаем в другую сторону.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60633-1600084189.jpg

Далее сгибаем одну сторону как показано на фото.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60633-1600084222.jpg

Лепесточек подсолнуха готов.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60633-1600084239.jpg

Склеиваем заготовки между собой как показано на фото.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60633-1600084262.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60633-1600084286.jpg

Из бумаги чёрного цвета вырезаем серединку цветка.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60633-1600084304.jpg

 Два  квадрата зеленого цвета размером 10х10 см складываем  по диагонали.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60633-1600084347.jpg

Затем раскрываем его и складываем правую и левую сторону к намеченной линии.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60633-1600084370.jpg

Затем еще раз складываем эти уголочки.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60633-1600084393.jpg

Приклеиваем к  стебельку цветок и  листьяhttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60633-1600084476.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60633-1600084451.jpg

Объёмная аппликация в технике оригами готова.

Значение подсолнухов напрямую связано с солнцем - звездой, которая дает нам жизнь и тепло

Я предлагаю вам подарить подсолнухи друг другу с пожеланиями.

Видеоролик кадры из фильма «Тихий дон» 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс в подготовительной группе Экскурсия к памятникам Боевой славы

Программные задачи:   1. Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым Родного края. 2. Знать, для чего делают памятники, обелиски, монументы. 3.Воспитывать чувство гордости за воинов-з...

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...