Тимбилдинг как эффективный метод профилактики конфликтов в педагогическом коллективе"
материал
Жить в коллективе необходимо каждому человеку. Именно в коллективе он может получить опыт жизни в обществе в целом, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих качеств, знаний, умений, способностей. В этом проявляется генетическая потребность людей к сотрудничеству, к объединению, сообществу.
От того, насколько дружен педагогический коллектив, зависит психологическое состояние каждого сотрудника. От степени сплоченности педагогов в коллективе, группе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы педагога с детьми и формирование личности каждого педагога.
Сплочение педагогического коллектива, группы происходит именно в совместной социально значимой деятельности. При этом важно помнить, чтобы каждый сотрудник ощущал себя нужным в общем деле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
timbilding_shulbaeva_yu.v.docx | 73.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 34 «Светлячок» г.Кызыла
Выступление на городском методическом объединении.
Тема «Тимбилдинг как эффективный метод профилактики конфликтов в педагогическом коллективе»
Составил:
Старший воспитатель МАДОУ № 34
Шулбаева Ю.В.
Кызыл 2023
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….……..3
Профилактика в педагогическом коллективе…………………………………………………3
Конфликтные ситуации...............................................................................................................5
Тактика поведения педагогов в служебном конфликте ..........................................................8
Тимбилдинг..................................................................................................................................8
Тимбилдинг командообразования “В темноте”…………………………………….......……10
Приложение № 1. Опросник “Взаимоотношения в педагогическом коллективе”..................................................................................................................................13
Введение
Цикл тренинг посвящен сплочению педагогического коллектива и развитию навыков взаимодействия в команде, группе, его можно проводить на разных этапах учебного года. Цель:
- Сплочение педагогического коллектива, построение эффективного командного взаимодействия.
- Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
Жить в коллективе необходимо каждому человеку. Именно в коллективе он может получить опыт жизни в обществе в целом, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих качеств, знаний, умений, способностей. В этом проявляется генетическая потребность людей к сотрудничеству, к объединению, сообществу.
От того, насколько дружен педагогический коллектив, зависит психологическое состояние каждого сотрудника. От степени сплоченности педагогов в коллективе, группе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы педагога с детьми и формирование личности каждого педагога.
Сплочение педагогического коллектива, группы происходит именно в совместной социально значимой деятельности. При этом важно помнить, чтобы каждый сотрудник ощущал себя нужным в общем деле.
Задачи:
- Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы.
- Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач.
- Осознание себя «командой».
Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
1. Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.
Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.
Конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление. Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент — женщины. Данный факт оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов.
Участниками конфликта могут быть:
- Администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, старший воспитатель).
- Педагоги (воспитатели, воспитатели со специализацией, специалисты (учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.)).
- Родители.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:
1. Воспитатель — воспитатель
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.
2. Старший воспитатель — воспитатель
Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.
3. Заведующий — старший воспитатель
Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.
4. Администрация — воспитатель
Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
5. Воспитатель — родитель
Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.
6. Родитель — Администрация
Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.
Любой из перечисленных конфликтов может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.
Говоря о прогнозировании конфликтов в ДОУ, следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателя.
Конфликтные ситуации между сотрудниками ДОУ.:
Ситуация 1
В ДОУ на должность педагога дополнительного образования была принята женщина, имеющая высокую квалификацию и большой профессиональный опыт. Воспитатель одной из групп увидела в новой сотруднице конкурентку и начала вмешиваться в ее работу. Когда педагог дополнительного образования занималась постановкой детского праздника, воспитатель стала проявлять инициативу, пыталась самостоятельно распределять роли между детьми, навязывала свои советы. Педагог дополнительного образования игнорировала ее рекомендации. Тогда воспитатель пошла на конфликт, стала делать резкие замечания в адрес новой коллеги. В результате педагог дополнительного образования решила отказаться от работы с группой, что поставило под угрозу проведение детского праздника.
Пути решения:
1. Педагогу дополнительного образования и воспитателю следует провести беседу и разобраться в сложившейся ситуации.
2. Если беседа не помогла, то педагог дополнительного образования может обратиться за помощью к старшему воспитателю.
3. Старший воспитатель должен провести беседу и с воспитателем, и с педагогом дополнительного образования. Воспитателю напомнить о его должностных обязанностях, что не следует следить за работой педагога. Предложить проанализировать ситуацию со стороны педагога дополнительного образования.
Ситуация 2
В детском саду давно назревал конфликт между старшим воспитателем и молодым специалистом в детском саду - воспитателем одной из групп. На протяжении нескольких месяцев воспитатель работала неплохо: ее деятельность соответствовала образовательной программе, но отсутствовало стремление к применению инноваций. Старший воспитатель на основании объективной оценки деятельности педагога давала рекомендации по улучшению качества работы, делилась новыми разработками. Однако молодой специалист игнорировала все предложения старшего воспитателя, действовала строго по программе. В итоге между педагогами состоялся деловой разговор, который быстро перерос в выяснение отношений.
Пути решения:
1. Старший воспитатель может обратиться за помощью к напарнику (подменному воспитателю) молодого специалиста, чтобы та провела с ней беседу и помогла разрешить конфликт.
2. Так же старший воспитатель может обратиться за помощью к заведующей, объяснив ей всю ситуацию.
3. Заведующая должна будет провести беседу с молодым специалистом и со старшим воспитателем. Во время беседы необходимо говорить спокойно, без обвинений (задача - снизить эмоциональный накал и негативные переживания сотрудников).
В беседе со старшим воспитателем следует отметить положительные профессиональные и личностные качества молодого специалиста. Подсказать, каким образом старшему воспитателю следует давать рекомендации своим коллегам.
А в беседе с молодым специалистом сначала подчеркнуть плюсы ее работы, затем объяснить, что старший воспитатель является руководящим работником ДОУ и педагогом с большим стажем, поэтому все его предложения важны, к ним необходимо прислушиваться и применять в своей педагогической практике.
Ситуация 3
Заведующий ДОУ попросила педагога-психолога заменить заболевшего воспитателя. Педагог-психолог ответила, что у нее много своей работы. Заведующий не восприняла данные слова как отказ и решила, что ее просьба будет выполнена. На следующий день педагог-психолог в группу не пришла, а занималась в своем кабинете обработкой результатов проведенного ранее психологического тестирования. С группой пришлось работать старшему воспитателю. В конце дня информация дошла до заведующего. Она вызвала педагога-психолога к себе в кабинет для того, чтобы высказать свои претензии и прояснить сложившуюся ситуацию. По мнению заведующего, педагог-психолог вполне могла бы заменить заболевшего воспитателя, поскольку у нее есть педагогическое образование. Педагог-психолог придерживается своей первоначальной позиции.
Пути решения:
1. Заведующей следует вспомнить свой опыт участия в конфликтах с подчиненными (как позитивный, так и негативный) и попробовать применить его к данной ситуации.
2. Максимально объективно проанализировать конфликт, воздерживаясь от субъективных взглядов на проблему и личность педагога-психолога.
3. Составить план действий по урегулированию конфликта: создать доверительную атмосферу в общении с педагогом-психологом, не повышать голос и не переходить на «ты», проявлять навыки активного слушания и постараться понять точку зрения своего подчиненного; объяснить педагогу-психологу, что иногда возникают ситуации, когда ее помощь необходима для обеспечения непрерывности воспитательно-образовательного процесса; попросить педагога-психолога, чтобы в следующий раз она четко формулировала свой отказ. Это позволит выбрать иные способы разрешения проблемных ситуаций (в данном случае можно было бы договориться о переносе срока сдачи результатов психологического тестирования); снять возникшее во время беседы напряжение (лучшее средство - юмор).
Важно! Если возникают конфликтные ситуации в ДОУ, в которых заведующий действительно не прав, следует это признать, чтобы не затягивать конфликт. При разрешении конфликтной ситуации не стоит бояться идти на компромисс - это повысит авторитет руководителя в коллективе.
Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
С целью профилактики возникновения конфликтов в педагогическом коллективе нашего детского сада я использую следующие методы работы:
- Изучение педагогического коллектива. Использую следующие диагностические методики:
- Методику определения индекса групповой сплоченности коллектива (Сишора).
- Изучение психологического климата коллектива (карта-схема Лутошкина).
- Диагностика срабатываемости и совместимости.
- Методику определения стиля руководства трудовым коллективом.
По результатам диагностики составляю психологические портреты воспитателей, даю рекомендации по расстановке кадров (таким образом, можно исключить личную антипатию), разрабатываю методические рекомендации (администрации или воспитателю) для коррекции стиля общения с другими сотрудниками ДОУ, администрацией и родителями воспитанников, стиля педагогической деятельности. Для администрации детского сада это облегчает работу по координации действий сотрудников, контролю и делегированию полномочий.
- В зависимости от полученных результатов совместно со старшим воспитателем, выстраиваем направления дальнейшей деятельности в работе с педагогическим коллективом:
- Развитие сплоченности коллектива:
- совместные мероприятия;
- мобилизация сил членов коллектива на решение проблемы;
- тренинг.
- Работа с личностными проблемами:
- направление к специалисту;
- тренинговые занятия (развитие навыков ауторелаксации, коммун-ных навыков и т. д.);
- подключение администрации с разрешения.
И сейчас мы рассмотрим новый метод «Тимбилдинг»- Слово тимбилдинг (от англ. team — команда, building — строительство) переводится на русский как «командообразование». Это соревнования, тренинги и другие корпоративные мероприятия игрового формата, которые проводятся для сплочения коллектива. От обычного развлечения вроде праздничного корпоратива тимбилдинг отличается тем, что учит сотрудников решать нестандартные задачи и работать в команде.
Вот примеры развлекательных мероприятий для формирования команды тимбилдинга:
● Спортивные
Легко организовать, они популярны среди сотрудников, потому что дают возможность выплеснуть негативные эмоции и психологически разгрузиться. Важно, чтобы соревнования были командными, например: пейнтбол, «верёвочный курс», полосы препятствий. Эти состязания можно проводить как отдельные мероприятия или в рамках корпоративных спартакиад.
● Интеллектуальные
Можно проводить в любое время года и с любым количеством участников. Обычно для этого формата выбирают квизы или игры вроде «Что? Где? Когда?», «Мафия», «Сто к одному». Интеллектуальный тимбилдинг помогает проявить личные качества каждому участнику команды, выявить неформальных лидеров.
● Творческие
Это любые занятия, где человек может проявить свои способности, например, кулинарные мастер-классы. Творческие мероприятия нужны, чтобы сотрудники могли пообщаться в неформальной обстановке и при этом не соревноваться. Лучше всего такой тимбилдинг работает на сплочение команды.
Виды тимбилдинга
В теории существует много классификаций тимбилдинга — расскажу о самых популярных.
Тимбилдинг бывает:
- спортивный — командные игры на свежем воздухе, пейнтбол, прохождение полосы препятствий;
- психологический — мастер-классы и тренинги с экспертами;
- коучинговый — разборы личного опыта и сложных кейсов;
- тематический — исторические игры, квесты;
- творческий — кулинарные мастер-классы.
Командообразующие мероприятия могут проходить в разных форматах: онлайн, офлайн и смешанном.
Зачем нужен тимбилдинг
Сплотить команду. Тимбилдинг помогает донести миссию и ценности компании, а также объединить сотрудников единой целью.
Улучшить взаимодействие сотрудников. С помощью тимбилдинга можно прокачать коммуникацию в команде и укрепить взаимопонимание. На мероприятиях сотрудники учатся давать конструктивную обратную связь, замечать токсичность и манипуляции в общении, лучше доносить мысли.
Найти решение проблемы. Тимбилдинг может быть посвящен решению конфликта или разбору сложной ситуации, когда сотрудники столкнулись с нарушением зон ответственности или токсичным общением.
Выявить слабые места в коммуникации. Руководству может казаться, что сотрудники отлично понимают друг друга и никогда не ссорятся. Но это не повод отказываться от тимбилдинга. Простое мероприятие на сплочение может вскрыть проблемы, о которых никто не подозревал.
Когда необходим тимбилдинг
Часто тимбилдинг — превентивная мера, которая предупреждает сбои внутри команды. Но есть ситуации, когда такие мероприятия особенно нужны:
- Цели сотрудников и компании не совпадают.
- В команде часто вспыхивают конфликты.
- Сотрудники не доверяют друг другу.
- В команде нет взаимопонимания.
- Сотрудники не хотят высказывать свое мнение о рабочих процессах.
Не нужно думать, что один тимбилдинг укрепит команду и все проблемы чудесным образом исчезнут. Такие мероприятия — это обезболивающее, которое притупляет симптом болезни, но не лечит ее причину. Нередко за конфликтами сотрудников стоят смазанные зоны ответственности, а нежелание высказывать свое мнение обусловлено тем, что к фидбэку все равно никто не прислушается. Поэтому тимбилдинг не снимает ответственность с руководства, которое должно совершенствовать процессы, а не зацикливаться на организации активностей.
Тимбилдинг командообразования «В темноте»
Цель: Улучшить психологический климат в педагогическом составе, научить коллег эффективному общению, т.е. более эффективно решать коллективные задачи.
Задачи:
Получение участниками тренинга совместных позитивных эмоций и эффективного опыта слаженной командной работы, который в будущем помогает наладить межличностные отношения
Создание образа (примера) эффективной коллективной работы и коммуникации;
Улучшение взаимоотношений в коллективе и формирование понимания значимости каждого участника для командного результата;
Раскрытие лидерских, организаторских и творческих способностей сотрудников.
Реквизит:
Повязки на глаза
Разнообразные костюмы (пример: красной шапочки, снегурочки и тд.)
Горсть монет (наминал 1,2,5,10,25,1к,25к.)
5 замков и горсть ключей
Цветные карточки (красных, желтых и зеленых, где красные обозначают отличное прохождение испытаний, желтые- хорошо, зеленые – могло быть и лучше)
Музыкальное сопровождение обязательно!
Роли: Министр образования, министр культуры, министр финансов, министр юстиции, помощники команд.
Вводная часть:
Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на тренинге «В темноте», прошу посмотреть (Возможно рандомно, например предложить взять по карточке, где написана парная цифра). Единоразово приглашается принять участие в каждой команде по 5 человек.
На данном тренинге абсолютно будет отключен один из органов чувств- зрение. Обязательное правило в пределах этой комнаты - категорически запрещено снимать повязку с глаз. Включите фантазию, мечтайте и докажите, что именно вы лучшие напарники! Всем желаю удачи!
С завязанными глазами участники заходят в комнату, где играет спокойная музыка. Включается запись голоса:
Чудесный день не правда ли? Ощутите запах цветов, послушайте шум прибоя. Как все-таки прекрасно в нашем городе. Я рада чувствовать вас на нашей площади. Но собрала я вас не просто так, нашему мэру необходима помощь народа. Знаю, что горожане смогут покорить его своей сплоченностью, толерантностью, внимательностью Вы попали в город, где 4 министерства и абсолютная темнота, но как же здорово, что рядом с вами сейчас стоит человек, которому вы полностью можете доверять. В течении всего времени вас будут сопровождать помощники министров. Время ограничено, так не будем же его терять!
(Участники по командам разводятся по станциям и следуют по кругу с помощью министров)
1 станция министр образования
Здравствуйте, вы попали к министру образования. Мэр города попросил найти его любимые игрушки детства, он оставил послание, но одна я разгадать его не могу. Сейчас я буду вам повторять буквы, ваша задача запомнить всё, что вам скажут и понять что за слово.
1: РЗНВЙМЧ ЕИОЫЯ
2:АЛКУК
Итак, вы прослушали послание, теперь озвучьте друг другу, что вы услышали.
2 станция министр культуры
Рада вас видеть в театре, я министр культуры. У меня тут полный беспорядок! Пожалуйста, определитесь кто из вас костюмер, а кто актер. А теперь пройдемте в нашу костюмерку, ваша задача актера нарядить в костюм бабы Яги который состоит из…
После чего министр озвучивает получилось ли найти полноценный костюм или что-то всё же перепутали.
3 станция министр финансов
Добрый день, вы попали к министру финансов, нашу казну давно никто не пересчитывал. Надеюсь, вы с этим справитесь. Положите руки на стол, тут все наши сбережения. Время ограничено, можете приступать.
После чего участники озвучивают результат.
4 станция министр юстиции
Здравствуйте, я министр юстиции. Давным-давно все преступники в нашем городе были посажены. Пятеро исправились и ждут освобождения. Но вот незадача, все ключи перепутались!
Ваша задача открыть 5 замков. Все ключи на столе, приступайте.
После последней станции все участники снова встречаются на «главной площади города»
Уважаемые горожане, огромное спасибо за помощь, а теперь предлагаю посмотреть на наши карточки, тем самым наши министры выберут команду самых лучших напарников, которая эффективнее всех помогла мэру в решении непростых задач.
Награждение
Рефлексия
Дорогие коллеги, вы успешно справились с нашим тренингом. А теперь скажите, с какими проблемами вы столкнулись, выполняя задания, что показалось вам наиболее сложным? Что чувствовали? Что было уникального в вашей команде в решении задач? Какие моменты понравились, какие нет и почему? Какую оценку вы бы дали себе, почему? Может быть вы открыли какие-то новые стороны в себе/ в своем напарнике?
Заключение
Доверяйте, чувствуйте друг друга и умейте уступать!
Приложение № 1
ОПРОСНИК «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
(Тест представляет собой измененный вариант методички А. И. Крупнова. «Психологический комфорт в ДОУ: как его достичь» авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко, Волгоград: Учитель, 2009.)
- Отвечая на вопросы, выберите один из четырех возможных вариантов ответа.
1. Как бы вы оценили свою принадлежность к коллективу?
а) чувствую себя членом коллектива;
б) участвую в делах коллектива;
в) не чувствую себя членом коллектива;
г) предпочитаю работать отдельно от других членов коллектива.
2. Удовлетворены ли вы отношением к вам товарищей по работе?
а) полностью удовлетворен;
б) удовлетворен;
в) недостаточно удовлетворен;
г) совершенно не удовлетворен.
3. Если бы вам представилась возможность, перешли ли бы вы работать в другой коллектив?
а) однозначно «нет»;
б) скорее всего, остался бы в этом коллективе;
в) скорее перешел бы, чем остался;
г) охотно бы перешел работать в другой коллектив.
4. Какие взаимоотношения сложились в педагогическом коллективе вашего детского сада?
а) лучше, чем в большинстве других садах, как мне кажется;
б) вероятно, так же, как в большинстве других садах;
в) хуже, чем в других школах;
г) считаю, что значительно хуже, чем в большинстве других садах.
5. Как вы считаете, сложились ли в вашем коллективе традиции взаимной поддержки, взаимовыручки?
а) однозначно «да»;
б) скорее «да», чем «нет»;
в) скорее «нет», чем «да»;
г) однозначно «нет».
6. Как бы вы оценили свои отношения с администрацией?
а) полностью удовлетворен;
б) удовлетворен:
в) недостаточно удовлетворен;
г) совершенно не удовлетворен.
Обработка данных. Каждый ответ по варианту «а» оценивается в 4 балла, «б» - 3, «в» - 2, «г» - 1 балл.
Подсчитайте сумму баллов по выбранным вариантам ответов.
Возможный диапазон тестового балла — от 6 до 24.
Высший показатель суммы может свидетельствовать о хороших взаимоотношениях в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада
Конфликт- это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.Основная специ...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе"
Представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, способствовать сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения....
Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"
Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"...
Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ"
Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ" Цель: Дать представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, осо...
Рекомендации «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ».
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...
Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций...