Направления коррекционно-развивающей работы согласно ФОП ДО
статья

Султашева Виктория Александровна

Федеральная образовательная программа определяет объем обязательной части образовательных программ детских садов. Данный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей. Также разработчики описали в нем вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы и особенности образовательной деятельности и культурных практик. В качестве отдельных пунктов в содержательный раздел включили способы, как поддерживать детскую инициативу, направления, по которым нужно взаимодействовать с родителями, коррекционно-развивающую работу и федеральную рабочую программу воспитания. Всего в содержательном разделе ФОП ДО семь пунктов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krr.docx253.55 КБ

Предварительный просмотр:

Направления коррекционно-развивающей работы согласно ФОП ДО

Федеральная образовательная программа определяет объем обязательной части образовательных программ детских садов. Данный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей. Также разработчики описали в нем вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы и особенности образовательной деятельности и культурных практик. В качестве отдельных пунктов в содержательный раздел включили способы, как поддерживать детскую инициативу, направления, по которым нужно взаимодействовать с родителями, коррекционно-развивающую работу и федеральную рабочую программу воспитания. Всего в содержательном разделе ФОП ДО семь пунктов.
Задачи и содержание обучения и воспитания по образовательным областям. ФОП ДО предусматривает те же образовательные области, что и ФГОС, – здесь нет никаких изменений. Но содержание образовательной деятельности по областям разработчики описали для детей от 2 месяцев до 7 лет. Кроме задач и содержания образовательной деятельности, в каждой образовательной области теперь еще есть задачи воспитания.
Формы, способы, методы, средства реализации ФОП ДО. Педагоги вправе выбирать их самостоятельно. Главное, чтобы они соответствовали возрасту и индивидуальным особенностям детей, целям и задачам образовательной деятельности.
Образовательная деятельность и культурные практики. В этом пункте разработчики определили понятие «занятие», указали на потенциал игры для разностороннего развития детей. Обозначили возможности культурных практик.
Поддержка детской инициативы. Во ФГОС ДО поддержка инициативы детей в различных видах деятельности – один из основных принципов. Теперь в федеральной программе – это отдельный пункт в содержательном разделе.
Взаимодействие с родителями. Этот пункт содержит основные направления и формы взаимодействия с семьей. Также разработчики сделали акцент на принципах, которым должны следовать педагоги в работе с родителями.
Коррекционно-развивающая работа. Согласно ФОП ДО коррекционно-развивающая работа предусматривает: коррекцию нарушений развития детей, квалифицированную помощь в освоении программы, разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и их социальную адаптацию. Коррекционно-развивающая работа охватывает различные категории воспитанников, в том числе детей с ООП, с ОВЗ, детей-инвалидов.
Важно остановиться на последнем пункте. Анализ причин недостаточной неуспеваемости детей с теми или иными нарушениями зрения в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст. Нарушение процессов письма и счета является одним из проявлений недостаточной сформированности механизмов ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения в дошкольном возрасте, а также недостаточном развитии ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения. Поэтому коррекционно-развивающее обучение, направленное на развитие ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения, является основным направлением работы тифлопедагогов, дефектологов и педагогов.
Прежде всего, необходимо дать определение понятия коррекционно-развивающей работы.
По мнению Л.А. Дружининой под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации, преодолению отклонений в их развитии. Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
Принципы проведения коррекционно-развивающей работы:
- Коррекционно-развивающая работа со слабовидящими детьми, являясь практической областью, должна опираться на глубокое понимание предмета, а также иметь под собой методологические основания.
- Так как тифлопедагогика взаимосвязана с множеством различных наук, ее первым принципом является принцип комплексности заимствования форм, методов, средств, инструментария смежных наук. 
- Содержание любой коррекционной программы должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи.
Кроме того, при разработке образовательных программ следует учитывать принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики.
В основе концепции коррекционной работы лежит возможность:
- Ранней диагностики и динамического наблюдения тех или иных отклонений в развитии слабовидящих детей,
- Комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической и коррекционной работе,
- Вариативного набора разноуровневых программ (по срокам обучения) для детей с учетом их личностных особенностей,
- Интеграции детей с нарушениями зрения в условиях коррекционных групп для максимальной адаптации.
Кроме того, необходимо помнить, что полноценная коррекционная работа по развитию ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, а также без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.
Планирование коррекционного направления в ДОУ включает три этапа:
Психолого-педагогический мониторинг. Задача исследования — определить нарушения в развитии детей с ОВЗ.
Развивающие уроки, которые направлены на коррекцию нарушений. Включите в план групповые и индивидуальные мероприятия.
Контроль динамики разностороннего развития. Задача — выявить, насколько эффективной была система работы педагога.
При организации коррекционно-развивающей работы в ДОУ придерживайтесь таких общих положений:
Дошкольное учреждение может разработать авторскую программу. При планировании учитывайте требования ФГОС ДО.
Педагоги самостоятельно выбирают методику проведения занятий и образовательные технологии.
На уроках с детьми, у которых ОВЗ и инвалидность, ориентируйтесь на ФАОП ДО.
При организации воспитательно-образовательной деятельности учитывайте запросы родителей и педагогов, а также результаты психолого-педагогического мониторинга.
Содержание занятий определяйте исходя из особых потребностей в обучении.
Перед планированием программы необходимо изучить особенности и возможности ребенка. Мониторинг включает такие этапы:

  1. беседы с родителями;
  2. ознакомление с медицинской документацией;
  3. исследование физических и психических особенностей;
  4. изучение познавательных процессов и речевого развития.

На основании полученных результатов психолог ДОО составляет индивидуальные карточки, в которых отражает систему коррекционных мероприятий.
Внедрение коррекционно-развивающей программы будет эффективным, когда все участники образовательно-воспитательного процесса задействованы в совместной деятельности.
Психолог выполняет обязанности:
Организует сотрудничество воспитателей и других педагогов.
Разрабатывает содержание мероприятий, которые направлены на личностную коррекцию.
Проводит диагностику и профилактику психических нарушений.
Проводит занятия с группой риска.
Ведет просветительскую деятельность с коллегами
Консультирует родителей.
Задачи логопеда:
Определяет речевой уровень — экспрессивный и импрессивный.
Разрабатывает систему занятий, которые направлены на развитие речевых способностей.
Объясняет коллегам и родителям, как применять на практике логопедические технологии и методики.
Также логопед проводит занятия с воспитанниками, на которых учит их правильному речевому дыханию и произношению звуков. Содержание мероприятий зависит от индивидуальных особенностей дошкольников.
Музыкальный руководитель выполняет такие задачи:
Формирует эстетическую сферу и музыкальный вкус.
На уроках применяет технологии психосоматической регуляции, например, музыкотерапию.
Инструктор по физкультуре на занятиях:
Укрепляет здоровье воспитанников.
Развивает психомоторные способности.
Воспитатель подбирает содержание мероприятий по разным направлениям:
Организует уроки по лепке, изобразительному искусству, конструированию.
Учит выполнять совместные и индивидуальные задания.
Проводит упражнения на становление общей и мелкой моторики.
Прививает культурные и гигиенические навыки.
Проводит индивидуальные мероприятия с воспитанниками с учетом советов логопеда и психолога.
Внедряет здоровьесберегающие методики.
Создает благоприятную атмосферу в группе.
Консультирует семьи по вопросам обучения и воспитания.
Работа няни включает:
Поддержку малышей при одевании и обувании.
При необходимости оказание первой медицинской помощи.
Сопровождение на прогулках.
Создание условий для полноценного отдыха.
Медицинские работники отвечают за организацию оздоровительных и профилактических мероприятий. Контролируют состояние здоровья и соблюдение требований санитарно-эпидемиологической службы.
При планировании системы коррекционных занятий подбирайте дидактические материалы с учетом физических возможностей ребенка. Например, если у него проблемы со зрением, обратите внимание на размеры и оттенки предметов.
За организацию коррекционно-развивающих мероприятий отвечают старший воспитатель и заведующий. Программу рассматривают на заседании педагогического совета и утверждают его решением. Она должна быть готова к началу нового учебного года.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной-развивающей работы по формированию импрессивной речи в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Импрессивная (от лат. imprtssio - впечатление), или пассивная. речь - восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков.Устная импрессивная речь (ч...

Сводная таблица соответствия направлений коррекционно - развивающей работы результатам психолого-педагогической диагностики детей на логопункте ДОУ

Результаты диагностикиНаправления коррекционно-развивающей работы1.Де­фекты звукопроизношенияУстранение де­фектов звукопроизношения 1. Артикуляционная гимнастика2. Постановка звука3. Автом...

Принципы и направления коррекционно-развивающей работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с задержкой психического развития 4-5 лет.

Принципы и  направления коррекционно-развивающей работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с задержкой психического развития 4-5 лет....

Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ: работа с детьми с ТНР

Цели и задачи в реализации коррекционной работы психолога с детьми с ТНР. Основные направления коррекционно - развивающей работы с детьми с ТНР в соответствии ФГОС. Основные формы взаимодействия с с...

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Направления коррекционно-развивающей работы согласно ФОП ДО

Федеральная образовательная программа определяет объем обязательной части образовательных программ детских садов. Данный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по к...