Доклад о необходимости сбора портфолио педагога ДОУ
консультация

Щербатых Наталья Михайловна

         Профессия педагога, несомненно, предполагает совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности, способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности совместно с учащимися и для учащихся. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. В этом ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_pedagoga.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  о необходимости сбора портфолио педагога ДОУ

         Профессия педагога, несомненно, предполагает совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности, способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности совместно с учащимися и для учащихся. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. В этом ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста.

         Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы, накоплены его личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.  Портфолио удобно использовать для оценки уровня профессионализма работника при его аттестации. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение педагога предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.

С помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучающегося и педагога как современного человека XXI века.

Наиболее значимые и востребованные компетенции:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

Главное назначение портфолио – продемонстрировать наиболее значимые результаты  практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции. Портфолио позволяет педагогу проанализировать,  обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Портфолио воспитателя детского сада должно соответствовать определённым требованиям.

Положение о портфолио педагога детского сада, наполнение видами материалов его содержания разрабатывается педагогическим коллективом в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации и принимается на педагогическом совете.

Основная    цель   ведения    Портфолио    –  стимулирование   роста   профессиональной    компетентности    педагогов.   

  • Обобщенная    цель    –    отслеживание    и    определение    квалификационного    уровня   и    качества    профессиональной    деятельности,    фиксация   ее   
  •  характерных    особенностей,    профессионального    роста   педагогов    детского    сада.
  • Стратегическая    цель    –    конструктивное    изменение   отношения    педагогов    ДОУ   к    собственной    педагогической    деятельности,    к    себе,    как   субъекту    профессиональной    деятельности.
  • Тактическая    цель    –    использование    Портфолио   педагога    ДОУ    как   современной    формы    аттестации    и    механизма    профессионального    саморазвития.
  • Задачи    создания,   формирования    и    ведения   Портфолио:   

-      определить    методологические    основания   для    создания    и    использования    Портфолио   как    формы    аттестации    педагога    ДОУ;

-      установить   единые    подходы    к    определению    сущности,   структуры,    параметров    оценки   деятельности    педагога    ДОУ   в    Портфолио;   

-      определить   процедуры    оценки    результатов    педагогической    деятельности    педагога   ДОУ;

-      создать   модель    способов    фиксации   достижений    педагогов    ДОУ.

В зависимости от оформления портфолио воспитателя детского сада могут быть:

  • Бумажное портфолио - представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.) . Это наиболее привычный вид портфолио.
  • Портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода -визитка педагога.
  • Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)
  • Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.

Основным следует считать электронный вид, т. к. сформировав его, можно получить остальные три:

распечатав на бумаге,

используя собранный материал для создания презентации;

и разместив портфолио в Интернете.

Основными подходами  к  разработке и  ведению  Портфолио являются:

1.  Компетентностный  подход (оценка  по  результатам реализации  педагогом  основных профессиональных  функций  и  компетенций);

2.  Деятельностный  подход (оценка  по  выполнению основных  видов  деятельности: воспитательнообразовательной,  здоровьесберегающей , методиской  инновационной,  педагогической);

3.Системный подход  (оценка  уровня совокупности  профессиональных  достижений).  

 

Основными принципами  формирования  и  ведения  Портфолио являются

1.  Принцип непрерывности  (постоянное  систематичное и  последовательное  пополнение Портфолио);

2. Принцип диагностикопрогностической  направленности  (отражение состояния  профессионального  роста, наличие  параметров  профессиональной  деятельности);

3.  Принцип интеракции  (обеспечение  эффективной обратной  связи  с  субъектами  образовательного  пространства);

4.  Принцип научности  (обоснование  целесообразности  построения Портфолио  на  основе компетентностного,  деятельностного,  системного подходов);

5. Принцип индивидуально - дифференцированной  направленности  (оценку  профессионализма  в  соответствии с  требованиями  результативности  педагогам ДОУ).

Требования к оформлению портфолио

- систематичность и регулярность самомониторинга (сбор и наполнение материалов в соответствии с разделами Портфолио осуществляет работник в течение всей своей деятельности.);

- аккуратность и эстетичность оформления;

- целостность, тематическая завершенность представленных материалов;

- собранные материалы датируются, разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются.

Существуют различные подходы к построению портфолио педагогов. Предлагаем наиболее оптимальную структуру

Как правило, в структуре портфолио воспитателя детского сада, выделяют несколько разделов:

1. Визитная карточка воспитателя.

В разделе обязательно содержится такая информация о воспитателе, как:

  • фамилия, имя, отчество воспитателя, год рождения – фото;
  • сведения об образовании (копии дипломов об окончании учебных заведений);
  • данные о трудовом и педагогическом стаже;
  • копия аттестационного листа о присвоении категории.

2. Портрет.

В этом разделе:

  • характеризуются профессиональные и деловые качества воспитателя, возможности повышения профессионального уровня, активное участие в жизни детского сада);

3. Профессиональные достижения.

В зависимости от вида портфолио в данный раздел обязательно включаются такие материалы, как:

  • конспекты открытых просмотров непосредственно-образовательной деятельности (НОД), праздников, развлечений, выставок, КВНов и других видов деятельности;
  • индивидуальный план по самообразованию с описанием темы, содержания, списка литературы для изучения, этапов и сроков осуществления;
  • творческие отчёты об опыте работы в виде рефератов, докладов, сообщений, презентаций и т.д.;
  • тематические и перспективные планы воспитательно-образовательной работы;
  • тексты сообщений и других материалов, которые подтверждают участие воспитателя в ГМО, семинарах и т.д.; статьи, опубликованные в периодической печати, в сети Интернет (с указанием названия издания, сайта);
  • тема и описание проектной деятельности, изготовленные дидактические пособия и материалы;
  • разработки планов работы с семьёй, анкетирование родителей и другие формы взаимодействия;
  • фотографии, аудиоматериалы и видеозаписи различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми.

* Для аттестационного портфолио воспитателя детского сада подбирают материал за период 1-5 лет.


4. Достижения воспитанников.

К материалам настоящего раздела можно отнести:

  • данные диагностики уровня развития детей (в сравнении);
  • копии грамот за призовые места воспитанников и копии сертификатов об участии воспитанников в конкурсах, спортивных и других творческих мероприятиях (с указанием уровня мероприятия);
  • результаты продуктивной деятельности детей.

5. Подтверждающие документы.

Здесь воспитатель размещает:

  • сведения о курсах повышения квалификации, профессиональной переподготовке или дополнительном образовании (копии документов);
  • копии все полученных наград, грамот, благодарственных писем;
  • сертификаты об участии в различных профессиональных и творческих конкурсах;
  • справка, которая подтверждает использование современных образовательных технологий воспитателем (заверенная заведующим ДОУ).

6. Экспертные оценки, отзывы, рекомендации.

В данном разделе помещают результаты аттестаций, отзывы родителей о работе воспитателя, отзывы и рекомендации коллег.

Таким образом, портфолио педагога  - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих, уровень профессионализма педагога, уровень подготовленности педагога, уровень его активности, как на работе, так и в общественной жизни образовательного учреждения, города и т.д.

Достойное портфолио педагога - это показатель его профессиональной компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"

Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Доклад на тему: «Портфолио дошкольника как современная образовательная технология»

Концепция общероссийской системы оценки качества об­разования (2007) определила в основных положениях объекты оценки в системе образования, которые представлены тремя основными элементами: образов...

Доклад по теме: "Портфолио дошкольника"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад «Алёнушка» с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республика Тыва   Доклад по теме:"Портфоли...

Доклад "Образовательная технология «WEB - Портфолио педагога» в условиях реализации ФГОС ДО"

Концепция модернизации российского образования: «Дошкольное образовательное учреждение должно владеть технологиями, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самоп...

А). Электронное портфолио педагога. (интернет-портфолио)

Информация о деятельности воспитателя , формы работы , приёмы, достижения...