Доклад о необходимости сбора портфолио педагога ДОУ
консультация
Профессия педагога, несомненно, предполагает совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности, способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности совместно с учащимися и для учащихся. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. В этом ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_pedagoga.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад о необходимости сбора портфолио педагога ДОУ
Профессия педагога, несомненно, предполагает совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности, способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности совместно с учащимися и для учащихся. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. В этом ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста.
Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы, накоплены его личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио удобно использовать для оценки уровня профессионализма работника при его аттестации. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение педагога предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.
С помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучающегося и педагога как современного человека XXI века.
Наиболее значимые и востребованные компетенции:
- информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).
Главное назначение портфолио – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции. Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Портфолио воспитателя детского сада должно соответствовать определённым требованиям.
Положение о портфолио педагога детского сада, наполнение видами материалов его содержания разрабатывается педагогическим коллективом в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации и принимается на педагогическом совете.
Основная цель ведения Портфолио – стимулирование роста профессиональной компетентности педагогов.
- Обобщенная цель – отслеживание и определение квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности, фиксация ее
- характерных особенностей, профессионального роста педагогов детского сада.
- Стратегическая цель – конструктивное изменение отношения педагогов ДОУ к собственной педагогической деятельности, к себе, как субъекту профессиональной деятельности.
- Тактическая цель – использование Портфолио педагога ДОУ как современной формы аттестации и механизма профессионального саморазвития.
- Задачи создания, формирования и ведения Портфолио:
- определить методологические основания для создания и использования Портфолио как формы аттестации педагога ДОУ;
- установить единые подходы к определению сущности, структуры, параметров оценки деятельности педагога ДОУ в Портфолио;
- определить процедуры оценки результатов педагогической деятельности педагога ДОУ;
- создать модель способов фиксации достижений педагогов ДОУ.
В зависимости от оформления портфолио воспитателя детского сада могут быть:
- Бумажное портфолио - представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.) . Это наиболее привычный вид портфолио.
- Портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода -визитка педагога.
- Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)
- Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.
Основным следует считать электронный вид, т. к. сформировав его, можно получить остальные три:
распечатав на бумаге,
используя собранный материал для создания презентации;
и разместив портфолио в Интернете.
Основными подходами к разработке и ведению Портфолио являются:
1. Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);
2. Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательнообразовательной, здоровьесберегающей , методиской инновационной, педагогической);
3.Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений).
Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются
1. Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);
2. Принцип диагностикопрогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);
3. Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);
4. Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);
5. Принцип индивидуально - дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности педагогам ДОУ).
Требования к оформлению портфолио
- систематичность и регулярность самомониторинга (сбор и наполнение материалов в соответствии с разделами Портфолио осуществляет работник в течение всей своей деятельности.);
- аккуратность и эстетичность оформления;
- целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
- собранные материалы датируются, разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются.
Существуют различные подходы к построению портфолио педагогов. Предлагаем наиболее оптимальную структуру
Как правило, в структуре портфолио воспитателя детского сада, выделяют несколько разделов:
1. Визитная карточка воспитателя.
В разделе обязательно содержится такая информация о воспитателе, как:
- фамилия, имя, отчество воспитателя, год рождения – фото;
- сведения об образовании (копии дипломов об окончании учебных заведений);
- данные о трудовом и педагогическом стаже;
- копия аттестационного листа о присвоении категории.
2. Портрет.
В этом разделе:
- характеризуются профессиональные и деловые качества воспитателя, возможности повышения профессионального уровня, активное участие в жизни детского сада);
3. Профессиональные достижения.
В зависимости от вида портфолио в данный раздел обязательно включаются такие материалы, как:
- конспекты открытых просмотров непосредственно-образовательной деятельности (НОД), праздников, развлечений, выставок, КВНов и других видов деятельности;
- индивидуальный план по самообразованию с описанием темы, содержания, списка литературы для изучения, этапов и сроков осуществления;
- творческие отчёты об опыте работы в виде рефератов, докладов, сообщений, презентаций и т.д.;
- тематические и перспективные планы воспитательно-образовательной работы;
- тексты сообщений и других материалов, которые подтверждают участие воспитателя в ГМО, семинарах и т.д.; статьи, опубликованные в периодической печати, в сети Интернет (с указанием названия издания, сайта);
- тема и описание проектной деятельности, изготовленные дидактические пособия и материалы;
- разработки планов работы с семьёй, анкетирование родителей и другие формы взаимодействия;
- фотографии, аудиоматериалы и видеозаписи различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми.
* Для аттестационного портфолио воспитателя детского сада подбирают материал за период 1-5 лет.
4. Достижения воспитанников.
К материалам настоящего раздела можно отнести:
- данные диагностики уровня развития детей (в сравнении);
- копии грамот за призовые места воспитанников и копии сертификатов об участии воспитанников в конкурсах, спортивных и других творческих мероприятиях (с указанием уровня мероприятия);
- результаты продуктивной деятельности детей.
5. Подтверждающие документы.
Здесь воспитатель размещает:
- сведения о курсах повышения квалификации, профессиональной переподготовке или дополнительном образовании (копии документов);
- копии все полученных наград, грамот, благодарственных писем;
- сертификаты об участии в различных профессиональных и творческих конкурсах;
- справка, которая подтверждает использование современных образовательных технологий воспитателем (заверенная заведующим ДОУ).
6. Экспертные оценки, отзывы, рекомендации.
В данном разделе помещают результаты аттестаций, отзывы родителей о работе воспитателя, отзывы и рекомендации коллег.
Таким образом, портфолио педагога - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих, уровень профессионализма педагога, уровень подготовленности педагога, уровень его активности, как на работе, так и в общественной жизни образовательного учреждения, города и т.д.
Достойное портфолио педагога - это показатель его профессиональной компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"
Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Доклад на тему: «Портфолио дошкольника как современная образовательная технология»
Концепция общероссийской системы оценки качества образования (2007) определила в основных положениях объекты оценки в системе образования, которые представлены тремя основными элементами: образов...
Доклад по теме: "Портфолио дошкольника"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад «Алёнушка» с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республика Тыва Доклад по теме:"Портфоли...
Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....
Доклад "Образовательная технология «WEB - Портфолио педагога» в условиях реализации ФГОС ДО"
Концепция модернизации российского образования: «Дошкольное образовательное учреждение должно владеть технологиями, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самоп...
Доклад "Необходимые условия для развития познавательно-речевых процессов"
Выступление на педагогическом совете...