Методические рекомендации для воспитателей по методике проведения народных подвижных игр
консультация

Торопчина Ирина Александровна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 77

Консультация для педагогов на тему:

«МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила

Марандидис Валентина Михайловна инструктор по физической культуре

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский.

(сл. 3)Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил, направлена на решение двигательной задачи. Главная задача педагога заключается в необходимости научить детей играть активно и само- стоятельно, в формировании широкого круга игровых действий, воспитании нрав- ственно - волевых черт личности, укреплении здоровья детей, закаливании организма, а также в необходимости обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка.

В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лаза- ние, прыжки, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц.

В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, ко- ординированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке.

(сл. 4) Значение подвижных игр для ребенка сложно переоценить, поскольку это за- мечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует на девочек и мальчиков на фи- зическом, умственном, социальном и эмоциональном уровне. Кроме того, правильно выбранная игра под руководством доброжелательного и внимательного педагога поз- воляет одновременно проводить нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. И самое интересное, что дети не замечают специального воздействия, а, следовательно, и не сопротивляются усвоению новых навыков.

Медики считают, что активные естественные физические движения способствуют благотворным физиологическим процессам в организме и улучшению работы всех внутренних органов и систем. Такие дети быстрее развиваются физически, меньше подвержены сезонным простудным заболеваниям и аллергиям. Они растут сильными, ловкими и уверенными в своих способностях. В результате систематического прове- дения игр и правильного руководства у детей развиваются важнейшие волевые каче- ства: выдержка, дисциплинированность, умение регулировать свои действия, своё по- ведение. Для того чтобы в каждой группе эта работа была систематической, чтобы ни один ребенок не выпал из поля внимания, подвижные игры должны быть предусмот- рены в перспективном плане воспитательной работы, а также в плане работы на каж- дый день.

Психологи уверены, что дети, регулярно принимающие участие в подвижных за- нятиях, получают положительные эмоции. Это позволяет ребёнку избавиться от тре- вог и становиться более общительным. Важно, что в игре любой ребёнок получает шанс раскрепоститься и без опасений попробовать что-то новое для себя, особенно, если педагог уделяет равное внимание каждому участнику игры.

Психологи не сомневаются, что подвижные игры позволяют детям отлично "раз- рядиться" и быть более спокойными и благоразумными. Радостное настроение сопро- вождается физиологическими изменениями в организме: повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата. Сила и искренность переживаний детей во время иг-

ры делают её эффективным средством воспитания, поэтому воспитатель должен про- водить игру живо, интересно, непринужденно, эмоционально.

Не стоит также забывать, что именно в игре можно неожиданно для ребёнка со- здать ситуацию, которая потребует инициативы. А это, как известно, позволяет нена- вязчиво проводить обучение на самые разные темы. Залог успеха при этом кроется в том, что ребёнок одновременно изучает теорию и осваивает практику нового для себя вопроса. Поэтому он лучше усваивает учебный материал, при этом, не только осваи- вая общепринятые приёмы, но и придумывая свои. Именно благодаря подвижным коллективным играм среди малышей проявляются лидеры, "светлые головы" и иници- аторы.

(сл. 5) Существует различная педагогическая классификация игр, в основе которой имеются разные признаки.

(сл. 6) Независимо от вида подвижной игры, сложности и возрастной принадлежно- сти, её развитие проходит по одним закономерным этапам:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ:

  1. Выбор игры        (сл.7)

Зависит от:

  • от подготовленности детей (освоение основных движений, восприятие образов игры),
  • от возраста,
  • от особенностей группы,
  • от квалификации воспитателя (изучить содержание игры, подготовить атрибуты, разметить площадку).

Включая в план ту или иную игру, педагог должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить с её помощью: в одной игре преобладает бег, а в другой

- метание, в одной от детей требуется выдержка, а в другой - ловкость и т. д.

При подборе игр педагог учитывает особенности детей данной группы, их интересы и подготовленность. Кроме того, ему приходится принимать во внимание время года, состояние погоды, температуру воздуха. Например, в зимнее время, намечая игры для проведения на участке, воспитатель должен выбирать такие, в которых активно участ- вуют все дети (например, «Поезд», «Мы весёлые ребята»). Поочерёдное участие детей в игре приводит к тому, что они зябнут и теряют интерес к игре. Движения в зимних играх должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и возможного последующего охлаждения.

  1. Создание интереса детей к игре   (к сл.6)

Младший возраст: начать с несколькими детьми, другие присоединяются; показ игрушки; художественное слово. Педагог вызывает у детей заинтересованное отноше- ние к игре или упражнению и тем, что красочно рассказывает придуманный им про- стой и краткий сюжет задания, подчеркивая интонацией голоса и жестами наиболее сложные движения.

Старший возраст: теже, + если одна команда из двух быстрее соберётся – получит 2 очка; когда я свисну в свисток, вам надо собраться в спортивной площадке; показ ат- рибутов, участие в изготовлении.

  1. Сбор на игру (сл.8)

Для сбора детей старшего возраста на игру и создания интереса можно догово- рится о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазыва- лок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть»); поручить отдельным детям

собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит ме- лодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы- задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся ска- калкой. Собирать детей надо быстро (1-2 мин.), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

  1. Организация играющих

Формы организации детей в игре различны. Во всех возрастных группах игры мо- гут быть проведены со всеми детьми или с частью группы, т. е. с небольшой подгруп- пой. Это зависит от характера игры и от тех задач, которые ставит педагог при прове- дении данной игры. В некоторых играх с лазанием не могут участвовать одновремен- но все дети, так как они не поместятся на приборах для лазания, и воспитателю трудно уследить за каждым ребёнком. То же относится к играм с метанием.

Иногда взрослый проводит игру, рассчитанную на всю группу, только с неболь- шой группой детей. Это целесообразно в тех случаях, когда ставится задача включить в игру малоактивных детей, чтобы они не зябли на прогулке, или проводит игру с детьми, которые отстают в каком-нибудь виде движения и им надо поупражняться. Детей младшей группы, особенно в первое время пребывания их в детском саду, мож- но включать в игру не одновременно, а поочерёдно: одну часть группы, затем другую. Детям легче ориентироваться в небольшом коллективе, они скорее находят свои места и лучше усваивают правила. В некоторых играх подгруппы детей участвуют пооче- рёдно, как, например, в игре «Горелки», в других - одновременно, например «Чьё зве- но скорее соберётся».

  1. Объяснение правил игры (сл. 9)

В младшем возрасте - никаких предварительных объяснений до начала игры де- тям не предлагается, т. к. в этом возрасте преобладает наглядно-действенное мышле- ние. Детям понятно и интересно только тогда, когда они находятся в действии. Начи- нает игру с сюрпризного момента или интересного детям действия: пришёл котик и хочет с ними поиграть.

В старшем возрасте – объясняя игру важно правильно разместить детей. Воспита- тель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в ше- ренгу или полукругом; рядом с ними если дети собраны в круг).

Предварительное объяснение правил игры происходит с учётом возрастных психо- логических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципи- ально важной является последовательность объяснений: назвать игру и её замысел, кратко изложить её содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила игры. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали. Объяснение содержания и правил игры должно быть крат- ким, точным и эмоциональным. О нарушении правил говорится перед повторным проведением.

  1. Распределение ролей: (сл. 10)

Во время игры дети 3 лет выполняют одинаковые роли и движения. В игру не вводит- ся несколько разных образов. Выделяется лишь одна ответственная роль, которую вначале выполняет воспитатель, а затем назначенный им ребенок.

При этом он учитывает степень активности детей, умение быстро бегать, лазать.

В средней группе педагог добивается того, чтобы все дети умели выполнять разные роли в подвижных играх. Во второй половине года при распределении ролей следует использовать считалку: вначале в тех играх, которые педагог проводит с детьми, в дальнейшем - при самостоятельной организации ими игры. Считалка дает возмож- ность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств.

Роль водящего вначале следует поручать детям, которые заведомо с ней справятся, иначе ребенок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к актив- ному действию. Педагог добивается того, чтобы все дети умели выполнять разные ро- ли в подвижных играх. Во второй половине года при распределении ролей следует ис- пользовать считалку: вначале в тех играх, которые педагог проводит с детьми, в даль- нейшем - при самостоятельной организации ими игры. Считалка дает возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и дру- гих отрицательных качеств.

В старшей и подготовительной группе воспитатель вначале рассказывает детям, как играть, кто что должен делать, а затем уже распределяются роли. Роли опреде- ляют поведение детей в игре. Важно учитывать особенности детей: застенчивые, ма- лоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели исполнять эти роли.

Существует несколько способов выбора водящего:

  • назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор,
  • с помощью считалки (предупреждают конфликты),
  • при помощи «волшебной палочки»,
  • с помощью жеребьёвки,
  • водящий может выбрать себе замену.

Все названные приёмы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил.

  1. Разметка площадки

В младшем возрасте воспитатель готовит площадку до игры, создавая игровую ситу- ацию, атрибуты для каждого игрока.

  1. Раздача инвентаря и атрибутов:

В младшем возрасте воспитатель раздаёт атрибуты в момент обозначения ролей (во- робышки надевают шапочки и заходят в свои гнездышки, контролируя равномерное распределение детей на площадке.

до игры, во время объяснения, после объяснения.

  1. Сигнал на начало игры

В младшем возрасте сигналы в игре подаются в характере сюжета, действия воспита- тель выполняет вместе с детьми, поясняя их. У детей нет скорости выполнения движе- ний, т. к. пока реакция внимания затруднена. Особым образом должен подаваться сиг- нал на окончание игровых действий в новой игре: желательно, чтобы он проходил в три этапа.

Первый - уточнение изменения действий (кот проснулся); Второй – как необходимо отреагировать (убегайте);

Третий – непосредственно звуковой сигнал (Мяу).

  1. Проведение игры        (сл.11) Педагог руководит игрой: - подача сигналов,
  • контроль за выполнением основных движений,
  • за выполнением правил игры,
  • наблюдать за взаимоотношениями детей,
  • регулировать нагрузку (игры большой подвижности 3-5-раз, средней 4-6-раз),

Для воспитания ребенка 3-го года жизни особое значение имеет постоянный кон- такт со взрослыми. Малыши с удовольствием играют, когда взрослые активны, эмоци- ональны, проявляют интерес к играм и сами в них участвуют. Веселый, ласковый тон воспитателя, его заинтересованность увлекает малышей, им передается это радостное настроение. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к педагогу, вы- полняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.

Взрослому приходится часто совмещать руководство игрой с выполнением ответ- ственной роли в ней, так как дети 2-3 лет не могут хорошо справляться с этими обя- занностями. Малышей не смущает, что воспитатель, выполняя ответственную роль, подсказывает им, как надо играть. Очень важно, чтобы педагог, участвуя в игре, давал образец движений, подсказывал ход игры.

Объяснение игры - ответственный момент, влияющий на ее ход. Объяснять малышам игру надо эмоционально, интонациями голоса подчеркивая характерные черты каждо- го персонажа. Так, о резвящихся зайчиках педагог говорит ласково, а про медведя, ко- торый хочет их поймать, - низким голосом, с оттенком угрозы подчеркивая опасность.

При объяснении игр необходимо четко выделять сигналы, по которым детям при- дется менять свои действия. Если сигналом служит последняя фраза текста, она выде- ляется интонацией, произносится громче.

Действие моторного характера ребенок выполняет лучше, если взрослый сопровожда- ет его пояснением, подсказкой: «Осторожно, не спеши, попадешь в воду, промочишь ноги. Вот молодец, сейчас ты хорошо идешь, прямо по камушкам. А теперь сделай шаг пошире, чтобы попасть на бережок». Постоянное словесное общение со взрослы- ми доставляет малышам радость и приносит большую пользу в развитии речи и вооб- ражения, обогащает представления. Дети всегда с большим вниманием прислушива- ются к речи воспитателя, даже те, кто не участвует в игре.

  1. Сигнал на окончание игры

Сигналы на начало и конец игры должны быть обязательно разные. После объясне- ния обязательно следует закрепить эти сигналы. Например:

  • когда «ловишка»        начинает ловить детей,
  • по какому сигналу «ловишка» прекращает ловить игроков.
  1. Педагогический анализ игры        (сл. 12)

Младший возраст – общая, индивидуальная положительная оценка. Не менее важ- но организовать подвижную игру таким образом, чтобы каждый малыш, независимо от физических возможностей, оказался в позиции выигрыша. Если на окончание игры ребёнок не отреагировал (не прячется в свой домик, воспитатель в одну руку берёт иг- рушку (Кота, другой берёт руку малыша и, сохраняя дистанцию между игрушкой и ребёнком, заводит малыша в игровой домик. Сразу озвучивая похвалу: «Молодцы де- ти: все убежали от Кота! »

Средний возраст - педагогическая оценка по окончании игры - только положитель- ная. В процессе игры воспитатель отмечает успехи детей, обращает на них внимание

товарищей, вселяет чувство уверенности! «Вот какой ловкий был медведь, многих ре- бят поймал!»

Старший возраст – конкретная оценка, кто из детей хорошо выполнял основное движение, правила, кто помогал другим детям, был внимательным, а так же, кто хит- рил, был невнимательным. Педагогический анализ игры проводится сразу после окончания, вам необходимо задать вопросы детям, например:

  • Какой ловишка был самым ловким? Почему вы так считаете?
  •         Кто из игроков может считаться самым ловким в сегодняшней игре? (Тот, кто не попался ни одному ловишке.)

И применить одну из нематериальных наград: аплодисменты всех игроков или фраза воспитателя – «Молодцы! Вы сегодня самые ловкие игроки!», произнесённая торжественным и радостным голосом.

(сл.13) Методика проведения подвижной игры включает неограниченные воз- можности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование физического развития, личности ребёнка, умелое педагогическое руко- водство ею.

Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества но- вых игр, а на повторение и усложнение их, на то, чтобы дети усвоили, и полюбили проводимые с ними игры. Без подкрепления, без упражнений навыки угасают. Поэто- му одни и те же игры необходимо систематически повторять: только тогда у детей бу- дут закрепляться положительные качества, двигательные и другие навыки.

В младшем возрасте у детей меньше опыта, образование временных связей идёт медленно, дети медленно усваивают игры и овладевают навыками, поэтому воспита- тель чаще повторяет с детьми одну и ту же игру (примерно в течение 3- 4 занятий). В средней и старшей группах новую игру можно проводить в течение 2-3 занятий, затем повторить ранее проведённые игры и снова вернуться к той же игре.

При повторении игры нужно постепенно усложнять её и пользоваться различны- ми вариантами игр, чтобы дети умели применять приобретённые ими навыки в изме- няющихся условиях. Усложнением может быть увеличение правил в игре (например, в игре «Поезд» вводится бег между рельсами, выложенными из кубиков, шишек, палок, ходьба по «мостику» - по доске и т. д.). Можно увеличить расстояние для бега, прыж- ков, увеличить число ловишек (двоих вместо одного), увеличивается число детей в каждой подгруппе, например, в игре «Чьё звено скорее соберётся» и др., изменяется темп движения (в игре «Поезд»), увеличивается количество предметов, вводимых в игру (в игре «Передача мяча» сначала передаётся) один мяч, затем два мяча; в игре

«Кто ушёл?» увеличивается количество детей, которых надо запомнить, изменяется способ построения детей в игре. К составлению новых вариантов игры можно привле- кать и детей, но преимущественно старшей группы. Однако воспитатель должен к та- ким вариантам относиться осторожно, так как не всякую игру можно и надо изменять и не всякая выдумка детей может быть удачна.

В смешанной группе игры проводятся обычно отдельно со старшими и отдельно с младшими детьми. Время от времени дети объединяются в одной игре, более простой, не очень подвижной, доступной детям младшего возраста. Ответственные роли в та- ких играх обычно поручаются старшим детям.

Особенности методики проведения подвижных игр в младших группах

(сл. 14) Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица хорошо известны ребенку из повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц).

Большое место в этой возрастной группе занимают игровые упражнения. В них вклю- чаются простые двигательные задания: принести флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч и др. Движения эти известны и доступны детям (ходьба, бег, и прочее). Повторение в играх, разученных на занятиях движений, обуславливает их совершен- ствование и закрепление.

В одних играх дети должны уметь двигаться друг за другом или в определенном направлении, начинать и заканчивать движения по определенному сигналу («Поезд»), в других - соразмерять свои движения в парных действиях («Лошадка»), в третьих - самостоятельно строиться в круг, подравниваться или находить свое место по сигналу («Пузырь», «Птички в гнездышках»). Таким образом, одно и тоже движение выполня- ется при разном построении, в разных ситуациях. Это имеет большое значение для развития у детей координации движений, умения ориентироваться в пространстве, способствует воспитанию активности и самостоятельности.

В играх с небольшим художественным текстом слова и ритм речи подсказывают детям движения и заменяют привила игры («Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч»). Не беда, если кто-либо из малышей, участвуя в такой игре, молчит и не произносит слов со всеми вместе. Позднее в индивидуальном общении с воспитателем он это сделает с удовольствием.

Подготовка к проведению игр. Предварительное знакомство с условиями проведе- ния игр и упражнений, с предметами, которые будут в них использоваться, необходи- мо. Предварительная настроенность на выполнение действий обеспечивает радостное и активное отношение ребенка к выполнению задания, так как малыш лучше понимает его смысл и основные правила. Это оказывает существенное влияние на процесс фор- мирования двигательных навыков и умений.

(сл. 15) Для того чтобы игра прошла хорошо, педагог должен тщательно подготовить- ся к ней; подобрать пособия и мелкие предметы, продумать, где будут домики, гнез- дышки, кого из детей привлечь на ведущую роль и прочее; он должен хорошо знать содержание игры, ее ход, правила, сопроводительный текст.

Выполнение правил игры способствует развитию у ребенка организованности, дисциплинированности, воспитанию умений подчинять свои действия общим для кол- лектива задачам, сдерживать их, действовать осмысленно. Основные требования к де- тям этого возраста: действовать по сигналу (разрешению, указанию, хлопку, удару в бубен), передвигаться друг за другом; выполнив задание, возвращаться на места. Кро- ме того, в игре ребенок должен действовать чаще всего определенным способом (ползти на четвереньках, бросать мяч двумя руками и пр.) и соблюдать его хотя бы в общих чертах. Маленькие дети довольно медленно усваивают все тонкости игры и овладевают необходимыми навыками. Поэтому воспитатель может часто проводить одну и ту же игру, не опасаясь, что она им наскучит.

Целесообразно повторить игру 2-3 раза подряд, далее предложить детям новую или из числа разученных ранее, а затем снова вернуться к первой игре. В процессе иг- ры важно следить за тем, чтобы малыши не переутомлялись, не возбуждались.

Как и на занятиях, при сочетании нескольких подвижных игр и упражнений важ- но предусматривать постепенное увеличение физической нагрузки. Начинать нужно с несложной игры или игрового упражнения, а затем привлекать всех детей к активным действиям. По мере накопления детьми двигательного опыта, усвоения правил, со- держание игр и упражнений усложняется, увеличивается количество их повторений и интенсивность действий детей возрастает и моторная плотность игр.

Организуя повторение подвижных игр, педагог должен принимать во внимание степень подвижности каждого ребенка и регулировать ее (вовремя остановить одного, активизировать другого, подобрать третьему подходящую роль и т.д.) надо стремиться к тому, чтобы дети полюбили подвижные игры.

Особенности методики проведения подвижных игр в средней группе

(сл. 16) В результате воспитательной работы, проведенной в предыдущих группах, движения детей становятся более координированными. В играх, рекомендуемых для детей средней и старшей групп, увеличивается расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья; подобран ряд игр, упражняющих в ловкости, смелости, вы- держке. Детей 5 лет уже интересует результат произведенных действий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т. д. В то же время они по-прежнему любят сюжетные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Самолеты» и др., с удовольствием выполняя те или иные роли (гуси стараются убежать от волка, пчелы -- прогнать медведя, кошка -- поймать мыш- ку и т. д.). В процессе игры внимание воспитателя должно быть направлено на совер- шенствование бега, прыжков, лазанья, поэтому, игры даются с постепенным усложне- нием движения. Так, в игре «Мыши в кладовой» дети бегают в одном направлении, а в таких, как «Карусель», - по кругу; в играх «Самолеты», «У медведя во бору» дети упражняются в быстром беге и ловле, а в игре «Медведи и пчелы» - в быстром лазанье и т. д. Но следует помнить, что нельзя давать в игре лазанье, если дети еще не научи- лись хорошо этого делать: обучать детей тому или иному движению надо на занятии, а затем уже использовать игру, включающую это движение.

Помимо сюжетных игр, в этих группах используются игры, построенные на определенном задании: «Найди себе пару», «Найди свой цвет», «Пробеги тихо»,

«Школа мяча» и др. Эти игры могут проводиться и со всей группой, и с несколькими детьми.

Есть игры, которые нельзя организовать с большим числом детей, но они очень полез- ны. Это в основном игры с предметами, с игрушками (мячи, скакалки, обручи, флажки и т. п.). Во время пребывания детей на воздухе необходимо несколько раз привлекать детей к подвижным играм, выбирая для них подходящие моменты.

(сл. 17) Ребенок 5-го жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений. У детей возникает потреб- ность в двигательных импровизациях. Они берутся за выполнение любой двигатель- ной задачи, но еще не умеют соразмерять свои силы, учитывать свои реальные воз- можности. Убедившись в непосильности выполнения двигательного действия, ребенок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения. Но при этом он ис- кренне убежден в том, что выполнил движение полностью. Растущее двигательное во- ображение становится в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики детей разнообразными способами действий.

Внимание ребенка среднего дошкольного возраста приобретает все более устой- чивый характер; совершенствуются зрительное, слуховое и осязательное восприятия, развиваются преднамеренное запоминание и припоминание.

Хорошо регулируется нагрузка, если бег, прыжки чередуются с отдыхом - ходьбой, произнесением текста, например в игре «Хитрая лиса». При правильной нагрузке уча- щённое дыхание приходит и норму через 1-2 минуты.

Соблюдая дозировку для всех детей, нужно, кроме того, иметь в виду ослабленных де- тей (пришедших после болезни или имеющих некоторые отклонения от нормы по со- стоянию сердца, лёгких). Не следует их выключать из игры, подчёркивать их болез- ненное состояние: надо найти им подходящую роль, чтобы они чувствовали себя чле- нами общего коллектива, например, поручить им роль сторожа, назначить их раскла- дывать флажки, держать обручи, в которые пролезают дети, и т. д.

Не следует за один раз давать больше двух игр, при этом они должны быть различны по характеру движения, по построению: одна игра может быть более подвижной, а другая более спокойной.

Особенности методики проведения подвижных игр в старшей группе (сл.18) Двигательная деятельность ребенка становятся все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов. Возрастают проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий, их ком- бинаций и вариантов. Начинают создаваться небольшие группировки по интересу к тому или иному виду упражнений. На 6-м году жизни ребенка его движения становят- ся все более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную взрослым, самостоятельно выполнять указания педа- гога.

(сл. 19) В старшей группе увеличивается количество игр, в которых нет образов: да- ются разного рода «ловишки», игры с мячом и т. д.

Игры детей этого возраста также построены на основных движениях - беге, прыжках, метании, лазаний, но к детям предъявляются большие требования в отноше- нии качества движений, правильности и точности их выполнения. Например, нужно идти по кругу, не нарушая формы круга, легко бегать («Мышеловка»).

Правила в старшей группе усложняются. Выполнение правил требует от детей тор- можения, выдержки, сосредоточенности внимания, наблюдательности, ловкости. Де- ти этого возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы ре- зультатом игры, поэтому в игры включается коллективные соревнования.

(сл. 20) Ознакомление с новой игрой должно проходить чётко, лаконично, образ- но, эмоционально в течение 2-3 минут, включая объяснение игровых правил. Лучше, если перед объяснением дети уже расположатся так, как следует встать для начала иг- ровых действий.

Объясняя несюжетную игру («Ловишки»,        «Мы        весёлые         ребята»         и т.д.) необходимо раскрыть:

  • последовательность игровых действий: сначала игроки встают в круг и догова- риваются о правилах, затем выбирают ловишку и звучит сигнал на начало игры, по сигналу на окончание игры все снова встают в круг. Тот, кого поймал ловишка, отхо- дит на одно проигрывание в правый угол площадки.
  • игровые правила: на сигнал «Раз, два, три – лови!» ловишка начинает ловить иг- роков. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» игроки возвращаются в круг. Все игроки бегают в разных направлениях, избегая столкновений друг с другом. За пределы игровой площадки убегать нельзя.
  • сигналы на начало и конец игры (сигналы должны быть обязательно разные). После объяснения обязательно следует закрепить эти правила. Например:
  • когда «ловишка» начинает ловить детей,
  • по какому сигналу «ловишка» прекращает ловить игроков.

Или что делает играющий, стоящий вторым, если к их паре присоединил- ся «убегающий» (игра «Третий лишний»).

Недопустимы вопросы типа «Вам понятно?». В таких случаях дети дадут утверди- тельный ответ независимо от понимания действий и правил.

Объяснение сюжетной игры («Зайцы и волк», «Волк во рву», «Пожарные на уче- нии» и т.д.) проводится по подобию не сюжетной, отличие – уточнение до начала иг- ры действий игроков, соответствующих сюжету.

Важно накануне провести ознакомлению с окружающим по предполагаемому иг- рой сюжету.

ИГРА "ЛОХМАТЫЙ ПЁС" (2 МЛАДШАЯ ГРУППА)

Слышен стук в дверь.

Воспитатель - "Кто там? " Вносит игрушку лохматого щенка. "Посмотрите, дети кто к нам пришёл. Какой весёлый и лохматый! Посмотрите, какие добрые у него глазки, мягкая шерсть. Его зовут Дружок. Хотите поиграть с Дружком? - этапы №№ 2, 3, 4, 5, 10

Тогда заходите в домик (берёт шнур, с завязанными бантиками - на расстоянии 50 см и раскладывает на одной стороне комнаты. Дети встают - каждый сзади бантика) Мо- лодцы! -этапы №№ 5, 6, 7, 10.

А Дружок пошёл к себе в домик (переходит в противоположную часть комнаты на расстояние 2, 5 м, ставит стул и сажает щенка на стул. Переходит к домику детей). Выходите дети из домика.

«Вот сидит лохматый пёс, в лапы свой уткнувши нос. Очень тихо он сидит: не то дремлет, не то спит. Подойдём к нему, разбудим, и посмотрим что-то будет» (воспита- тель в это время мелкими шагами двигается в сторону собаки, активизируя жестами и мимикой детей на такие же действия) - этапы №№ 5, 9, 10. Посмотрите, Дружок проснулся (1 этап сигнала на окончание игры! Убегайте (2 этап сигнала на окончание игры! Гав-гав-гав (3 этап сигнала на окончание игры) - этапы №№ 5 и 11.

(дети бегут в свой домик, воспитатель имитирует ловлю) Молодцы ВСЕ ДЕТИ УБЕ- ЖАЛИ ОТ ДРУЖКА! " - этапы №№ 5 и 11.

Воспитатель - "Хотите ещё поиграть с нашим Дружком? " Игра повторяется ещё 3-4 раза в таком же варианте.

Проведение знакомой подвижной игры

Проведение знакомой детям подвижной игры (средний и старший дошколь- ный возраст) организуется иначе.

Детям называются несколько игр, к которым вы приготовили оборудование. Предлагается выбрать одну из них.

После выбора игры вы:

  • задаёте детям вопросы о сигналах на начало и конец игры (лучше, если это будут хоровые сигналы, например, «Раз, два, три – лови!» или «Раз, два, три

– в круг скорей беги»);

  • договариваетесь о новых правилах, которые могут сделать игру интереснее, например: теперь тот, кого поймали, не будет уходить в сторону, а станет вы- полнять роль ловишки.

Для этого придумываются действия ловишки и того ребёнка, которого "оса- лили". Ловишка – касается рукой плеча пойманного ребёнка и говорит громко:

«поймал». Ребёнок, которого поймал ловишка, быстро поднимает вверх одну руку и выкрикивает: «я ловишка!» и сразу начинает ловить игроков. После этих дей- ствий дети убегают уже от этого ловишки.

С каждым пойманным игроком ситуация повторяется.

  • Затем дети самостоятельно готовят игровую площадку.
  • Предлагаете детям самостоятельно выбрать водящего (приёмы: «флюгер», считалка и т.д.).
  •         Контролируете распределение детей на игровой площадке, лучше, если включаетесь в игру сами.
  • Педагогический анализ игры проводите так же, как и при разучивании новой игры.

ПОМНИТЕ: гланый методический приём – ваше личное участие в   подвиж- ных играх детей.

Участие может быть прямым: вы являетесь игроком или выполняете ведущую роль и косвенным: вы находитесь на игровой площадке и короткими указаниями под- держиваете интерес детей к игре: громче говори «поймал», бегаем в одном направ- лении и т.д.

Методические приёмы, используемые при разучивании подвижной игры «Зайцы и волк» с детьми средней группы

  1. С целью создания интереса к игре
  • привлечь детей к созданию масок зайцев и волка: раскрасить глаза, уши, нос и т.д.;
  • загадать загадки о зайцах или волке: их повадках, внешнем виде, способе питания и т.д.
  1. Предложить детям вместе с воспитателем подготовить площадку: отделить домик зайцев цветным шнуром, поставить стул для домика волка напротив домика зайцев. Распределить между детьми  обязанности.
  2. Задать вопрос детям: Как можно определить, кто из них может быть волком? Предложить, использовать считалку конкретному ребёнку, уточнить, как опреде- лить ребёнка, получившего роль: тот, на котором закончилась считалка или тот, кто является следующим после окончания считалки.
  3. Рассказать правила игры и задать вопросы:
  • Когда зайцы выпрыгивают на полянку? (после слов воспитателя или ведущего - «зайцы вышли на полянку»)
  • Какие движения выполняют зайцы, пока звучат стихи:

«Зайцы скачут скок да скок , на зелёный на лужок

Травку щиплют, кушают, осторожно слушают »? ( прыгают на двух ногах с про- движением вперёд)

  • Когда волк начинает ловить зайцев? (после слов - Не идёт ли волк!)
  • Кто из зайцев считается выигравшим? (тот, кто успел убежать от волка и спрятаться в домик).
  1. После первого сигнала воспитателя «Зайцы вышли на полянку» похвалить тех                детей,        которые сразу выпрыгнули из «домика».
  2. После первого чтения стихов:

«Зайцы скачут скок да скок, на зелёный на лужок

Травку щиплют, кушают, осторожно слушают» воспитатель хвалит тех детей, которые   прыгали   ритмичными   прыжками с   сильными   толчками   носками ног и  повторяет стихи еще раз.

  1. Выделить голосом слова: «Не идёт ли волк!» и похвалить того, кто выпол- няя роль волка, сразу выскочил из своего домика и начал ловить зайцев
  2. После того, как все зайцы забежали в домик спросить детей:
  • «Ловким ли был волк?» (Ловким, если поймал, хотя бы, одного зайца);
  • «Какие зайцы оказались ловкими?» (Те, кто успели забежать в домик).
  1. Похвалить всех детей за то, что они старались выполнять правила иг- ры и предложить повторить её ещё раз.

(сл. 21) В год рекомендуется для младшей группы не больше 10 игр, в средней - 12 игр, в старшей - не более 14 игр, при условии, что в средней группе повторяются игры младшей группы, а в старшей - младшей и средней групп.

Средняя продолжительность игры 5 - 6 минут в младшей группе, 6 - 8 минут - в сред- ней и 8 - 10 минут - в старшей. Общая продолжительность игры считается с того мо- мента, как дети собрались на игру и воспитатель начал её объяснение.

Беседа о восприятии победы и поражения

В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в кото- рых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. При этом, с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «лучше, чем все». Стремление

«быть» как развитие детей, потребность в признании «быть лучше, чем все» проявля- ется в желании выиграть.

В своём стремлении выиграть дети могут столкнуться с трудностями и неудачами. Это приведёт к разочарованию, вызовет отрицательные эмоции. Поэтому целесообразно провести с дошкольниками несколько бесед на тему «Сегодня – побеждённый, завтра

– победитель». Цель таких бесед – подвести детей к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!». Можно рассказать о некоторых спортсменах и знаменитых лю- дях, которые, прежде чем прославиться, испытали горечь поражений.

Создание ситуации успеха

Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для достижения успеха, од- ним из условий развития воли и способности осознавать свои достоинства и недостат- ки. Чтобы повысить уровень детских притязаний, иногда необходимо прибегнуть к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый мо- жет выиграть. Это позволит обрести уверенность в себе и стать более активным в дея- тельности и в общении.

Успехи дошкольников в подвижных играх имеют для них большое значение, что под- тверждают многие педагоги. «Успех окрыляет ребёнка, способствует выработке у него инициативы... обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы» (Ю.Е. Лукоянов).

МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ

Сбор детей на

игру

младший возраст

средний

дошкольный возраст

старший

дошкольный возраст

  • Сюрпризный момент;
  • внесение атри- бута к игре;
  • художественное слово;
  • переход от сов- местной ролевой игры.

  • Отгадывание загадок;
  • сбор по условному сигна- лу;
  • напоминание игры;
  • сбор по предварительной договоренности.
  • Беседа;
  • поручить сбор кому-то из детей;
  • договорится о месте и о сиг- нале сбора до начала игры,
  • собрать при помощи зазыва- лок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть»);
  • использовать звуковые и зрительные ориентиры;
  • использовать сюрпризы- задания

Объясне- ние правил

  • В ходе игры;
  • при помощи об- разного рассказа;
  • слова заучивают в ходе игры;
  • приём подгова- ривания.

Новая игра

  • Объяснение правил до

начала игры;

  • зрительная ориентация;
  • вопросы на закрепление правил;
  • слова заучи- вают заранее.

Знакомая

- Напом- нить

правила игры вопросами.

 Новая игра

  • Объяснение правил до

начала игры;

  • зрительная ориентация;
  • пробный ход схемы.

  Знакомая

-Дети расска- зывают пра- вила;

- самостоя- тельно при- думать новый ход игры.

Выбор водящего

  • По желанию де- тей;
  • по выбору вос- питателя;
  • в новой игре главную роль бе- рет воспитатель.
  • По желанию детей;
  • по выбору воспитателя;
  • по считалке;
  • в качестве поощрения.
  • По желанию детей;
  • по выбору воспитателя;
  • по считалке;
  • по жребию;
  • водящий может выбрать себе замену;
  • «флюгер» или волшебная па- лочка.

На роль водящего не выбирают проигравшего

Руко- водство ходом игры

  • Сигнал к началу игры;
  • подсказывание правил в ходе игры;
  • показ движений.
  • Совет, напоминание;
  • сигнал к началу игры;
  • при нарушении правил напомнить правила игры.
  • Совет, напоминание;
  • сигнал к началу игры;
  • подсказать, как выиграть;
  • помощь в решении конфлик- та.

Итог игры

- Положительная оценка после

каждого тура игры.

  • Положительная оценка в конце игры и похвала по ходу;
  • выделить, кто играл луч- ше всего.
  • Обсудить, что поменять, как можно поиграть в следу- ющий раз ;
  • анализ детьми, по вопросам воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика проведения народных подвижных игр

В статье представлены материалы по теории и методике проведения народных подвижных игр....

Методика проведения народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста

В данной консультации педагог знакомит с методикой проведения народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста...

Методика проведения народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Подготовка к проведению игр.Подготовка к игре состоит из нескольких важных моментов.Первый момент- предварительное ознакомление воспитателя с содержанием  народной подвижной игры. Хорошее знание ...

Методика проведения народных подвижных игр и возможности их использования в работе воспитателя

Статья на тему "Методика проведения народных подвижных игр и возможности их использования в работе воспитателя" с указанием использованной литературой...

Консультация для воспитателей на тему: «Проведение народных подвижных игр с дошкольниками »

   Вы все знаете, что игра – вид деятельности, являющимся ведущим у детей дошкольного возраста. Также  это средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деяте...