проект "Неделя толерантности"
проект
Современное российское общество характеризуется нарастающим количеством социально – экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Многие государства и различные международные организации объединяют свои усилия для решения данной проблемы.
В России проживают 146 миллионов 100 тысяч человек. Как нам услышать и понять друг друга? Что нужно сделать для этого? А нужно совсем немного - научиться принимать другого человека таким, какой он есть, и уметь быть терпимым по отношению к нему. Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_tolerantnosti.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско -взрослый проект «Неделя толерантности»
МБДОУ№21 «Золотой ключик» г.Канск
Современное российское общество характеризуется нарастающим количеством социально – экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Многие государства и различные международные организации объединяют свои усилия для решения данной проблемы.
В России проживают 146 миллионов 100 тысяч человек. Как нам услышать и понять друг друга? Что нужно сделать для этого? А нужно совсем немного - научиться принимать другого человека таким, какой он есть, и уметь быть терпимым по отношению к нему. Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
В законе «Об образовании» РФ говорится: «Гуманистический характер образования - приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). В Государственной концепции дошкольного воспитания прописаны аналогичные задачи: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям».
Дошкольное образование неразрывно связанно с социальными процессами и культурой общества. Важность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что дети замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности - еще недостаточен.
Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты». Из этого вытекает, что требования Стандарта подводят педагогических работников дошкольного образования к необходимости формировать основы толерантности у детей. Поэтому, воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.
Помимо этого, исторически так сложилось, что Красноярский край - огромный полиэтничный регион, заселенный представителями разных национальностей: это русские, украинцы, белорусы, грузины, ханты и манси, армяне, чеченцы, немцы, татары, дети от смешанных браков, которые впитали культуру нескольких народов и др. Представители различных народов привносят в социум свою культуру, обычаи, взгляды на жизненные идеалы, обогащая тем самым, друг друга, формируя общечеловеческие ценности. Практически любое образовательное учреждение нашего города поликультурно, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей.
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
В детском саду воспитание толерантного отношения детей друг к другу формируется средствами социально-культурной деятельности, через ознакомление дошкольников с культурой народа той местности, в которой они проживают, с традициями и обычаями других народов.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей и дети с ограниченными возможностями здоровья. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Несколько лет назад в нашем саду родился проект проведения «Недели толерантности» в старшем дошкольном возрасте. Неделя толерантности проводится в ноябре — перед международным Днём толерантности (16 ноября).
Гипотеза состоит в том, что формирование толерантности у детей дошкольного возраста целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
Цель проекта – Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально - культурной деятельности
Задачи:
• Формировать толерантное отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, людям с ограниченными возможностями;
• Формировать основы позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой и умения выходить из конфликтных ситуаций;
• Знакомить детей с понятием «толерантность», «толерантный человек»;
•Обогатить предметно-развивающую среду в группах, отвечающую принципам культуросообразности, индивидуальности;
• Приобщить дошкольников к музейной культуре, познакомить с историей, обычаями, достопримечательностями родного края, города посредством экскурсий в музей;
• Применить в работе с детьми педагогические технологии, ориентированные на развитие толерантности;
• Проводить работу по профилактике терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;
• Создать условия для совместного сотрудничества детей и их родителей.
Задачи для родителей: Активизировать родителей, вовлечь в воспитательный процесс, путем включения в проект, а именно:
-участие в совместных мероприятиях
-разработать комплекс практических рекомендаций для родителей.
-взаимодействовать с родителей детей по вопросам воспитания толерантности.
-подготовка презентации рассказа (совместно с ребенком) о своей национальности, об обычаях, национальном костюме, национальных блюдах.
Реализация проекта.
Первый этап – подготовительный:
- консультация для педагогов «Организация недели толерантности в детском саду»
- разработка «Календаря недели толерантности»
- подборка художественной литературы, мультфильмов
- разработка презентаций и конспектов мероприятий с детьми, родителями и педагогами
- оформление материалов для родителей по данной тематике.
Второй этап – организационно-практический:
- проведение бесед о дружбе, добре, взаимопомощи.
- проведение занятий на тему «Поговорим о толерантности», «Толерантность начинается с дружбы» и т.п.
- беседы и рассказы о разных национальностях, проживающих на территории г.Канска, с приглашением представителей этих национальностей (родители, сотрудники детского сада)
- просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы по данной тематике
- проведение -Акция «Река мира и добра», Акция «Улыбка дня»
- коллективное творчество в группах, изготовление плакатов и творческих работ по теме толерантности, организация выставки.
- семейные творческие работы «Эмблема толерантности», организация выставки
- совместное творчество детей, педагогов и родителей «Толерантные сказки», создание групповых книг
- «творческие мастерские» в группах по изготовлению подарков для друзей, для семьи
- дети готовили сообщения для группы о традициях в своей семье (а также показали фотографии, интересные предметы быта).
- взаимопосещение групп воспитанников, вручение подарков
- прослушивание композиций, разучивание народных песен
- просмотр выступлений народных ансамблей (видеозаписи), обучение характерным движениям национального танца
- развлечение «День толерантности».
Третий этап – заключительный:
- анализ результатов, подведение итогов
- вручение благодарственных писем активным участникам реализации проекта: воспитанникам, родителям, педагогам
- подготовка фотоотчёта о проекте
Каждый день имел свой девиз и нес определенные воспитательные задачи. Каждое утро в группе начиналось с «Утреннего круга»(Собрались все дети в круг. Я-твой друг и ты – мой друг.). Для достижения поставленной цели использовались различные формы работы: акции, выставка, фотовыставка, презентация. На этой неделе мы приглашали родителей, детей, педагогов принять участие в Акции «Река мира и добра», целью которой, было формировать у взрослых и детей стремление совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, желание изменить мир к лучшему, воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, ведь доброта, милосердие, радость переживания за других людей создают основу человеческого счастья и дружбы между народами. Эта акция позволила почувствовать всех единым целым, вызывая неподдельный интерес к теме толерантность. Данная акция отлично подошла для начала «Недели толерантности», задавая ей живой и праздничный настрой.
Неделя толерантности закончилась итоговым мероприятием – развлечением «День толерантности». Основная цель данного мероприятия - создать условия для активного участия и художественного самовыражения детей в радостной обстановке общенародного праздника; знакомство детей с разными национальностями, их обычаями, традициями, культурой; воспитание уважения к обычаям, взглядам и традициям других людей. На этом празднике дети вместе с родителями в национальных костюмах познакомили в доступной форме с традициями, обычаями и национальными блюдами: немцев, татар, таджиков, армян, русских. Играли все вместе в игры разных народов. Праздник закончился чаепитием с русскими сушками, армянской пахловой, татарским чак-чаком, таджикским чегалдаком, немецкими пряниками либкухен.
Перспективы развития проекта
Данный проект могут использовать все дошкольные учреждения для знакомства детей с понятием «толерантность» и для формирования и внедрения социальных норм толерантности.
Каким окажется будущее нашей страны и планеты в целом — зависит от нас, от того, как мы воспитаем подрастающее поколение. Современные дети живут в мире, границы которого подвижны и часто оказываются условными. Мир настоящего интересен и прекрасен, а может стать ещё лучше. Воспитание толерантности у дошкольников — сохранение в их сердцах добра. Занятия по толерантности в ДОУ помогают воспитанникам увидеть в ближнем прежде всего личные качества, а не внешнюю оболочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся.
Воспитание гумманых чувств к людм другой национальности...
О Толерантности. Час общения в 7 классе на тему: "Толерантность и мы"
О толерантности. Час общения в 7 классе на тему: ...
«Развитие коммуникативных навыков и толерантности через реализацию проекта «Дружба и толерантность»
Основная цель проекта - рививать зачатки толерантности, вызывать желание дружить с детьми с разными физическими возможностями...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ Пётр Алексеевич Кропоткин – толерантность в действии
Сравнивая двух русских гениев, французский писатель Ромен Роллан писал:«Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплот...
Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)
Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...
Развлечение ко Дню Толерантности в старшей группе "Планета толерантности!"
На сегодняшний день воспитания толерантной культуры личности дошкольника является актуальной проблемой в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг н...
Влияние толерантных установок родителей на толерантность детей.
На сегодняшний день особую актуальность приобретает вопрос толерантности к людям, которые принадлежащим к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время этот вопрос приобрел, по...