Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду
консультация
Последовательность в работе по обучению детей дошкольного возраста грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_detey_k_obucheniyu_gramote.pptx | 244.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание История обучения чтению детей Понятия подготовки Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению Этапы обучения
Основная цель подготовки детей к обучению грамоте: формирование у детей нового отношения к устной речи.
Основные задачи подготовки детей к обучению грамоте Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, развитие осознанного отношения к языку и речи
Грамотность – определенная степень владения человеком навыков чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Обучение грамоте – процесс овладения навыками чтения и письма родной речи Виды речевой деятельности : чтение – воссоздание звуковой формы слова на основе его графического изображения с целью освоения смысла информации Письмо – процесс кодирования устной речи путем перевода её в графическую (буквенную), знаковую модель
Фонематический слух – способность четко отличать одни звуки от других. Фонематическое восприятие – умение вычленять все звуки в слове, определять их количество и порядок, т.е. совершать анализ слова. Показатели уровня готовности к обучению грамоте . Сформирована устная речь, развит фонематический слух и восприятие, произвольность психических процессов, мыслительных операций (анализ, синтез), пространственное восприятие, развитие мелкой моторики Сущность подготовки к обучению грамоте : — подготовленность фонематического восприятия и слуха детей к овладению навыков чтения и письма, — формирование речевой рефлексии, — сформированность нового отношения к устной речи.
В результате обучения грамоте обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.
Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению Этому методу обучения уже больше 150 лет. В середине XIX века педагоги обучали детей с помощью буквослагательного метода. Вспомните, как назывались буквы в древне-русском языке: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть, и т.д. И детям надо было выучить все эти буквы, а затем выучить слоги. Конечно, понять ребенку, что буквы Добро и Аз читаются «да» было очень трудно. Поэтому и обучение грамоте было очень трудным делом и длилось долго, не один год.
Со временем, русские педагоги стали искать замену этому трудоемкому методу обучения. К.Д.Ушинский предложил звуковой метод обучения грамоте, заимствованный из Германии. Обучение строилось на выделении отдельных звуков, а затем образование из них слова. И сейчас, несмотря на множество новых методов обучения, традиционное обучение основывается на звуковом методе обучения чтению . Педагоги и психологи обосновали целесообразность такого обучения чтению и внесли некоторые корректировки. Так возник звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению, разработанный профессором Д.Б. Элькониным .
Основные принципы аналитико — синтетического метода принцип формирования личности: обучение грамоте носит развивающий характер, обеспечивает умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтезе, через речевые упражнения;
принцип психолого -лингвистический: за основу аналитико — синтетической работы берётся звук; главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звука, развитию речевого слуха; за единицу чтения берется слог; особое внимание уделяется слоговой работе: произношению слогов, использованию слоговых таблиц; слогозвуковой анализ: выделение звука, количество звуков, последовательность, связь между звуками.
Принцип организационный: определённая последовательность изучения звуков и букв; систематическое введение элементов грамматики, словообразования, орфографии (на практической основе).
Принцип приёмов обучения: дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся; введение элементов моделирования; использование моделей слогов, слов, предложений.
Основа метода — изучение живого произношения слова Это анализ и синтез. Анализ последовательности звуков в словах, подсчёт их количества, определение характера связи между ними, слогового состава является началом фонематического разбора. При использовании звукового анализа ставится задача помочь детям осознать звуковой состав слова и последовательность звуков в словах.
Процесс обучения грамоте разделяется на два периода: подготовительный и основной. Подготовительный период проходит в дошкольном учреждении и также делится на несколько этапов.
1 этап Даем понятие звук. Учим детей выделять звуки в словах. Даем пример, правило. «Чтобы выделить звук, его надо выделить голосом (пропеть, долго произнести и т.д.) Используем картинки. (Серия из пособия Дуровой , Журовой .) Используем демонстрационный и раздаточный материал. Используем синие кружки для обозначения звука.
2 этап Вводим новое понятие: гласный звук (поется, ничего ему не мешает при его произнесении) и согласный звук (при произнесении ему что-нибудь мешает) Вводим при анализе красный и синий цвета. Продолжаем составлять схему слова.
Вводим понятие твердый и мягкий согласный звук. При анализе звуков в слове добавляем фишки зеленого цвета. И даем детям карточки с рисунками, где есть мягкие согласные.
Важно. Сначала даем для разбора слова с открытыми слогами. Параллельно даем детям понятие слово и предложение, слог. Игра «Живые слова». Учим составлять схемы предложения. Даем подсказки, как определить сколько в слове слогов.
Даем понятие слияние и примыкание. Учим составлять схему слияний и примыканий.
3 этап Даем детям понятие буква. «Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем» Знакомим детей с гласными А О У Ы Э
Гласные А О У Ы Э делают согласные твердыми
4 этап Йотированные гласные Знакомим детей с гласными «второго ряда» А О У Э Ы _________________________ Я Ё Ю Е И J A J О J У J Э И
Гласные Я Ё Ю Е И делают согласные мягкими. М я м ё м ю м е м и , М А , М О , М У , М Э , М И
важно Разбирая слово по звукам, произносим тот звук, который слышим. Например, поезд П о j э с т
5 этап Вводим при разборе слова согласные буквы. Проводим анализ звуков и букв. 4 звука Ю Л А 3 буквы 2 слияния/слога J У ЛА
4 звука о л е н ь 5 букв 2 примыкания. 1 слияние о , Л Э , Н
Игры
Ударение Выделяем ударную гласную черной фишкой. Даем несколько вариантов постановки ударения. Например, з а мок и зам о к
Работа над предложением . Начинаем с игры «Живые слова» Составляем схему предложения. Предлагаем детям составлять предложения. Добавляем «маленькие слова». Учим увеличивать количество слов в предложении за счет придумывания к каждому слову других. Например. «Кошка пьет молоко». Учим произносить предложения с разным выражением. (предложение повествовательное, вопросительное, восклицательное)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.
В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....
Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.
В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....
Подготовка к обучению грамоте в детском саду
Консультация для родителей...
Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте в детском саду»
«Подготовка к обучению грамоте в детском саду»...
Подготовка к обучению грамоте в детском саду.
Обучение грамоте в детском саду преследует одну цель:- Формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте и развитие фонетического слуха....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»
Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....
Обучение грамоте в детском саду Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
В книге освещается опыт экспериментальной разработки нового метода обучения грамоте дошкольников, даны подробные методические указания для использования этого метода в практической работе. Книга адрес...