Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду
консультация

Последовательность в работе по обучению детей дошкольного возраста грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_detey_k_obucheniyu_gramote.pptx244.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду

Слайд 2

Содержание История обучения чтению детей Понятия подготовки Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению Этапы обучения

Слайд 3

Основная цель подготовки детей к обучению грамоте: формирование у детей нового отношения к устной речи.

Слайд 4

Основные задачи подготовки детей к обучению грамоте Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, развитие осознанного отношения к языку и речи

Слайд 5

Грамотность – определенная степень владения человеком навыков чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Обучение грамоте – процесс овладения навыками чтения и письма родной речи Виды речевой деятельности : чтение – воссоздание звуковой формы слова на основе его графического изображения с целью освоения смысла информации Письмо – процесс кодирования устной речи путем перевода её в графическую (буквенную), знаковую модель

Слайд 6

Фонематический слух – способность четко отличать одни звуки от других. Фонематическое восприятие – умение вычленять все звуки в слове, определять их количество и порядок, т.е. совершать анализ слова. Показатели уровня готовности к обучению грамоте . Сформирована устная речь, развит фонематический слух и восприятие, произвольность психических процессов, мыслительных операций (анализ, синтез), пространственное восприятие, развитие мелкой моторики Сущность подготовки к обучению грамоте : — подготовленность фонематического восприятия и слуха детей к овладению навыков чтения и письма, — формирование речевой рефлексии, — сформированность нового отношения к устной речи.

Слайд 7

В результате обучения грамоте обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Слайд 8

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению Этому методу обучения уже больше 150 лет. В середине XIX века педагоги обучали детей с помощью буквослагательного метода. Вспомните, как назывались буквы в древне-русском языке: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть, и т.д. И детям надо было выучить все эти буквы, а затем выучить слоги. Конечно, понять ребенку, что буквы Добро и Аз читаются «да» было очень трудно. Поэтому и обучение грамоте было очень трудным делом и длилось долго, не один год.

Слайд 9

Со временем, русские педагоги стали искать замену этому трудоемкому методу обучения. К.Д.Ушинский предложил звуковой метод обучения грамоте, заимствованный из Германии. Обучение строилось на выделении отдельных звуков, а затем образование из них слова. И сейчас, несмотря на множество новых методов обучения, традиционное обучение основывается на звуковом методе обучения чтению . Педагоги и психологи обосновали целесообразность такого обучения чтению и внесли некоторые корректировки. Так возник звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению, разработанный профессором Д.Б. Элькониным .

Слайд 10

Основные принципы аналитико — синтетического метода принцип формирования личности: обучение грамоте носит развивающий характер, обеспечивает умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтезе, через речевые упражнения;

Слайд 11

принцип психолого -лингвистический: за основу аналитико — синтетической работы берётся звук; главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звука, развитию речевого слуха; за единицу чтения берется слог; особое внимание уделяется слоговой работе: произношению слогов, использованию слоговых таблиц; слогозвуковой анализ: выделение звука, количество звуков, последовательность, связь между звуками.

Слайд 12

Принцип организационный: определённая последовательность изучения звуков и букв; систематическое введение элементов грамматики, словообразования, орфографии (на практической основе).

Слайд 13

Принцип приёмов обучения: дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся; введение элементов моделирования; использование моделей слогов, слов, предложений.

Слайд 14

Основа метода — изучение живого произношения слова Это анализ и синтез. Анализ последовательности звуков в словах, подсчёт их количества, определение характера связи между ними, слогового состава является началом фонематического разбора. При использовании звукового анализа ставится задача помочь детям осознать звуковой состав слова и последовательность звуков в словах.

Слайд 15

Процесс обучения грамоте разделяется на два периода: подготовительный и основной. Подготовительный период проходит в дошкольном учреждении и также делится на несколько этапов.

Слайд 16

1 этап Даем понятие звук. Учим детей выделять звуки в словах. Даем пример, правило. «Чтобы выделить звук, его надо выделить голосом (пропеть, долго произнести и т.д.) Используем картинки. (Серия из пособия Дуровой , Журовой .) Используем демонстрационный и раздаточный материал. Используем синие кружки для обозначения звука.

Слайд 18

2 этап Вводим новое понятие: гласный звук (поется, ничего ему не мешает при его произнесении) и согласный звук (при произнесении ему что-нибудь мешает) Вводим при анализе красный и синий цвета. Продолжаем составлять схему слова.

Слайд 19

Вводим понятие твердый и мягкий согласный звук. При анализе звуков в слове добавляем фишки зеленого цвета. И даем детям карточки с рисунками, где есть мягкие согласные.

Слайд 20

Важно. Сначала даем для разбора слова с открытыми слогами. Параллельно даем детям понятие слово и предложение, слог. Игра «Живые слова». Учим составлять схемы предложения. Даем подсказки, как определить сколько в слове слогов.

Слайд 21

Даем понятие слияние и примыкание. Учим составлять схему слияний и примыканий.

Слайд 22

3 этап Даем детям понятие буква. «Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем» Знакомим детей с гласными А О У Ы Э

Слайд 23

Гласные А О У Ы Э делают согласные твердыми

Слайд 24

4 этап Йотированные гласные Знакомим детей с гласными «второго ряда» А О У Э Ы _________________________ Я Ё Ю Е И J A J О J У J Э И

Слайд 25

Гласные Я Ё Ю Е И делают согласные мягкими. М я м ё м ю м е м и , М А , М О , М У , М Э , М И

Слайд 26

важно Разбирая слово по звукам, произносим тот звук, который слышим. Например, поезд П о j э с т

Слайд 27

5 этап Вводим при разборе слова согласные буквы. Проводим анализ звуков и букв. 4 звука Ю Л А 3 буквы 2 слияния/слога J У ЛА

Слайд 28

4 звука о л е н ь 5 букв 2 примыкания. 1 слияние о , Л Э , Н

Слайд 29

Игры

Слайд 30

Ударение Выделяем ударную гласную черной фишкой. Даем несколько вариантов постановки ударения. Например, з а мок и зам о к

Слайд 31

Работа над предложением . Начинаем с игры «Живые слова» Составляем схему предложения. Предлагаем детям составлять предложения. Добавляем «маленькие слова». Учим увеличивать количество слов в предложении за счет придумывания к каждому слову других. Например. «Кошка пьет молоко». Учим произносить предложения с разным выражением. (предложение повествовательное, вопросительное, восклицательное)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте в детском саду»

«Подготовка к обучению грамоте в детском саду»...

Подготовка к обучению грамоте в детском саду.

    Обучение грамоте в детском саду преследует одну цель:- Формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте и развитие фонетического слуха....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

         Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....

Обучение грамоте в детском саду Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.

В книге освещается опыт экспериментальной разработки нового метода обучения грамоте дошкольников, даны подробные методические указания для использования этого метода в практической работе. Книга адрес...