Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей Программы
учебно-методический материал
Музыкальность – комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.
Цель: изучение особенностей проявления у детей музыкальных способностей и формирования элементов музыкальной культуры в процессе проведения диагностики. В основе большинства концепций музыкального развития ребенка лежит убеждение в том, что каждый ребенок не только имеет право заниматься музыкой, но и обладает для этого достаточными музыкальными способностями. Но чтобы правильно организовать процесс развития музыкальных способностей ребенка, необходимо знать исходный уровень его музыкального развития. В этой связи актуализируется проблема мониторинга. Мониторинг детского развития по музыкальному воспитанию дошкольников проводится 2 раза в год (в сентябре с 1-15, мае с 15-31). В проведении мониторинга участвует музыкальный руководитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_monitoringa_dostizheniya_detmi.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения рабочей Программы.
Музыкальность – комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.
Цель: изучение особенностей проявления у детей музыкальных способностей и формирования элементов музыкальной культуры в процессе проведения диагностики. В основе большинства концепций музыкального развития ребенка лежит убеждение в том, что каждый ребенок не только имеет право заниматься музыкой, но и обладает для этого достаточными музыкальными способностями. Но чтобы правильно организовать процесс развития музыкальных способностей ребенка, необходимо знать исходный уровень его музыкального развития. В этой связи актуализируется проблема мониторинга. Мониторинг детского развития по музыкальному воспитанию дошкольников проводится 2 раза в год (в сентябре с 1-15, мае с 15-31). В проведении мониторинга участвует музыкальный руководитель.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы по музыкальному воспитанию дошкольников и влияние образовательного процесса на развитие музыкальных и творческих способностей детей.
Мониторинг образовательного процесса по музыкальному воспитанию
Мониторинг проводится на основе использования Комплексной диагностики уровней освоения программы примерной инновационной общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2021 год.
Мониторинг образовательного процесса программы (мониторинг освоения образовательной программы по музыкальному воспитанию) проводится музыкальным руководителем. Он основан на анализе достижений детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом виде музыкальной деятельности дошкольников данной образовательной программы.
Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка во всех видах его музыкальной деятельности:
-слушание музыки;
-пение;
-музыкально
-ритмические движения;
-развитие танцевально-игрового творчества;
-игра на детских музыкальных инструментах.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту в рамках образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса по музыкальному воспитанию детей детского сада. В рамках Рабочей программы диагностика проводится по трем основным параметрам:
1.Ладовое чувство.
2.Музыкально - слуховые представления
3.Чувство ритма.
Форма проведения: групповая и индивидуальная.
Оценка уровня развития (по трехбалльной системе):
3 балла – высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием);
2 балла – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого);
1 балл – низкий уровень (ребенок не справляется с заданием).
Для индивидуального обследования необходимо заранее подобрать музыкальные произведения и разработать задания для детей. При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Дети 3-4 года | Дети 4-5 лет |
| |
- внимание -просьба повторить -знание любимых произведений -узнавание знакомой мелодии -высказывания о характере музыки (двухчастная форма) -узнавание знакомой мелодии по фрагменту -определение окончания мелодии (для детей средней группы) - определение правильности интонации в пении у себя и у других (для детей средней группы) | -просьба повторить, наличие любимых произведений - эмоциональная активность во время звучания музыки -высказывания о музыке с контрастными частями (использование образных сравнений, «словаря эмоций») -узнавание знакомой мелодии по фрагменту -определение окончания мелодии -окончание на тонике начатой мелодии |
| |
- пение (подпевание) знакомой мелодии с сопровождением - выразительное подпевание - воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне (для детей средней группы) | - пение малознакомой мелодии без сопровождения - подбор по слуху на металлофоне хорошо знакомой попевки - подбор по слуху мало знакомой попевки. |
| |
- воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии - соответствие эмоциональной окраски и ритма движений характеру и ритму музыки с контрастными частями | - воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах) - выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями - соответствие ритма движений ритму музыки |
Промежуточные результаты освоения программы | |
- слушают музыкальные произведения до конца - - знают знакомые песни - различают звуки по высоте (октава) - замечают динамические изменения (громко - тихо) - поют, не отставая друг от друга - выполняют танцевальные движения в парах - двигаются под музыку с предметом. | -слушают музыкальное произведение, чувствуют его характер - узнают песни, мелодии - различают звуки по высоте (секста-септима) - поют протяжно, четко поизносят слова - выполняют движения в соответствии с характером музыки - инсценируют (вместе с педагогом) песни, хороводы - играют на металлофоне простейшие мелодии на 1 звуке. |
Дети 5-6 лет | Дети 6-7 лет |
1. Ладовое чувство: | |
- внимание - просьба повторить - высказывания о музыке с контрастными частями - узнавание знакомой мелодии по фрагменту -наличие любимых произведений | внимание - просьба повторить, - наличие любимых произведений - эмоциональная активность во время звучания музыки - высказывания о музыке с контрастными частями (использование образных сравнений, «словаря эмоций») - узнавание знакомой мелодии по фрагменту - определение окончания мелодии - окончание на тонике начатой мелодии - определение, закончилась ли музыка |
2. Музыкально-слуховые представления: | |
- подпевание знакомой мелодии с сопровождением | - подпевание знакомой мелодии с сопровождением |
пение знакомой мелодии без сопровождения - подбор по слуху знакомой попевки на металлофоне | пение малознакомой мелодии (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением -пение малознакомой мелодии без сопровождения - подбор по слуху на металлофоне хорошо знакомой попевки - подбор по слуху мало знакомой попевки |
| |
- воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах) - соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями - соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма) | - воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах) - выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями - соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма) |
Промежуточные результаты освоения программы | |
- различают жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка) - различают высокие и низкие звуки (в пределах квинты) - петь без напряжения, плавно, легким звуком - отчетливо произносить слова - своевременно начинать и заканчивать песню - петь в сопровождении музыкального инструмента - ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки - выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног в перед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте с продвижением в перед и в кружении- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов - действовать не подражая друг другу - играть мелодию на металлофоне по одному и небольшими группами | - узнают мелодию Государственного гимна Российской Федерации - определяют жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент на котором оно исполняется - определяют общее настроение, характер музыкального настроения - различают части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев) -могут петь песни в удобном диапазоне, исполнив их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая, и ослабляя звучание) - могут петь индивидуально и в коллективе с сопровождением и без него - умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, передавать не сложный музыкальный ритмический рисунок - умеют выполнять танцевальное движение (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг) - инсценируют игровые песни, придумывают варианты образных движений в играх и хороводах - исполняют сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских инструментах не сложные песни и мелодии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Данная презентация содержит определения мониторинга, цель педагогического мониторинга и его функции, а так же определения методов и форм мониторинга. ...
Программа экспериментальной деятельности "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения"
В программе представлены этапы работы по реализации программы, деятельность педагогов по реализации программы на каждом этапе. План реализации программы расчитан на 3 года....
Система мониторинга достижения детьми планируемого результата освоения программы
Представлена система мониторинга с соответствии с ФГТ. Основная задача мониторинга – определить степень освоения дошкольником образовательной программы и влияние учебно - воспитательного п...
Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения образовательной программы ДОУ.
«Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоенияОбразовательной программы ДОУ»(из опыта работы МДОБУ детский сад № 1 с.Инзер МР Белорецкий район РБ )Система монитори...
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в областях «Физическая культура» и «Здоровье»
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТЯХ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ЗДОРОВЬЕ»ЧЕРНЫШОВА Т.В., ЮДЕНКОВА Н.А.МБДОУ ЦРР д/с №5...
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ
Цель: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, замысел, способность проявить творчество детей 5-6 лет....
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ
Цель: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, умения планировать работу по реализации замысла, способность проявлять творчество....