Выступление на педагогическом совете
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Здоровье и движение – два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, привычки, черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.
В нашем дошкольном учреждении осуществляется дифференцированный подход к физическому воспитанию детей в зависимости от пола.
Система физического воспитания в ДОУ строится на следующих принципах (В.А. Шишкина, Н.В.Мащенко):
Принцип разностороннего развития личности. Любое физкультурное мероприятие активизирует мыслительную деятельность, создает условия, в которых ребенок сам ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановке и оборудования, эмоционально воспринимает ритм, музыку;
Принцип гуманизации и демократизации. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка;
Принцип индивидуализации. Обеспечение здорового образа жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья, развития, интересов и т.д.
Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется планированием, которое обеспечивает высокие конечные результаты здоровья, физического и двигательного развития детей.
При разработке плана я учитывала:
Психофизиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста;
Особенности двигательной активности детей с учетом пола ребенка.
Сегодня физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и девочек. Педагоги дошкольных учреждений на протяжении последних нескольких лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода. Однако в большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей, как и все дошкольное воспитание, ориентировано на “условного” ребенка, а не на мальчика или девочку: те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.
Сегодня, основываясь на исследованиях в областях медицины, педагогики, физической культуры и др., организуя процесс физического воспитания детей, я не могла не учитывать их половые особенности.
С помощью систематических наблюдений, анализа, сравнений и, конечно же, опыта работы с детьми разного возраста, изменялась программа движений, которую диктовали сами дети, как бы “подсказывая”, в чем нужна им помощь для продолжения развития их природных двигательных задатков, в том числе и психофизиологических особенностей.
Начиная знакомить детей со всеми движениями с трехлетнего возраста, я убедилась, что к шести – семи годам каждый ребенок находит свои интересы и проявляет способности в каком либо виде спорта. Моя задача состоит в том, чтобы вовремя это заметить.
С этой целью было проведено исследование: провели опрос педагогов, анкетирование родителей, а также изучили количественный состав мальчиков и девочек в группах нашего дошкольного учреждения. Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. В то же время такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени. В связи с этим я организую физкультурные занятия мальчиков и девочек следующим образом:
Совместные занятия, на которых дети занимаются по единой программе. Учитывается характер движений и физическая нагрузка.
Часть занятия проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание).
Занятия проводятся отдельно.
На этих занятиях девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).
Каждое физкультурное занятие несет в себе определенную “оздоровительную дозу” в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно называть оптимальной, т.е. физиологически обоснованной. Для обеспечения оптимальной физической нагрузки следует запрограммировать ее объем и распределение в ходе занятия с учетом возраста и пола детей, их здоровья, физической подготовленности.
Занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, т.к. имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учёт половых особенностей позволяет мне, организующему их деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.
Я убеждена, что в результате организации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста с учётом пола ребёнка нам удаётся воспитать здоровое, физически подготовленное подрастающее поколение. Это и является жизненно необходимой и основной задачей родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....
Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...
Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".
Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...