Способы и направления поддержки детской инициативы согласно ФОП ДО
статья
Личность 21 века - человек активный, ответственный, способный принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Об этом говорит Закон «Об образовании РФ» и, конечно, ФОП ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_podderzhki_initsiativy_detey.docx | 183.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы и направления поддержки детской инициативы согласно ФОП ДО
Личность 21 века - человек активный, ответственный, способный принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Об этом говорит Закон «Об образовании РФ» и, конечно, ФОП ДО.
В соответствии с частью 65 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541), пунктом 1 и подпунктом 4.2.62 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343; 2022, № 46, ст. 8024), приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 утверждена новая федеральная образовательная программа дошкольного образования.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – ФОП ДО) определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад.
ФОП ДО вместе с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в детском саду.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФОП ДО) нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося мира. И это принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.
Способы и направления поддержки инициативы.
Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей.
1. Развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию.
2. Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.
3. В группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми.
4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
5. Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.
Эффективные формы поддержки детской инициативы
1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
2. Проектная деятельность.
3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование.
4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования рукотворного мира и живой природы.
5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов.
6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада может осуществляться с помощью:
• создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) - обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Проблема проявления инициативы не нова. Л.С. Выготский в «Детской психологии» отмечал, что: «Проблема формирования детской инициативности является крайне актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане».
Г.А. Цукерман отмечает, что важным показателем познавательной активности является способность ребенка сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, необходимую для успешного действия. Инициатива способствует успешной социализации ребенка. Социальная активность и инициатива накладывают отпечаток на взаимоотношения ребенка с окружающим миром.
По мнению А.В. Усовой, оптимальным условием для развития детской инициативы и социальной активности является демократический стиль общения. А подавление воли ребенка со стороны взрослого и снижение эмоционального равновесия препятствует развитию детской инициативы.
Жан Пиаже и Эрик Эриксон выявили, что развитие детской инициативы - одно из направлений развития личности, основой которой являются ее социально-значимые качества:
— Стремление к самореализации.
— Познавательная активность.
— Развитая эмоционально-волевая среда.
— Самостоятельность.
— Произвольность поведения.
— Общительность и коммуникативность
— Творческий подход к деятельности
В изучении свойств личности психологи установили, что целесообразность формирования на этапе дошкольного детства у детей самостоятельности и инициативности является основным принципом развивающего обучения и воспитания ребенка.
Так как, педагог - ключевая фигура в реформировании образования, задача современной образовательной системы помочь педагогам сориентироваться в новейших образовательных технологиях, поощряя и активизируя инициативу и самостоятельность каждого из них.
Таким образом, сутью развития детской инициативы в ДОУ, является поддержка начинаний ребенка в рамках образовательного процесса и сложившихся социальных условий. Поддерживая детскую инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует ребенок-дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить интересы и способности, все те прекрасные возможности, которые даны ему природой.
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это: игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.
Для развития детской инициативности нужно:
1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать интересные задания или где есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу.
Способы поддержки детской инициативы:
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация о разных видах образовательной деятельности, способах и направлениях поддержки детской инициативы В МДОУ д/с «Черемушки» города Балашова Саратовской области
Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на п...
Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в образовательную программу каждого дошкольного образовательного учреждения должен быть включён раздел "Поддержка детской ин...
Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников
Развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в образовательной деятельности, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми...
Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО
В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».
Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...
Способы и направления поддержки детской инициативы согласно ФОП ДО
Личность 21 века - человек активный, ответственный, способный принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Сейча...