Годовой отчёт за 2021-2022 учебный год
материал
На 2021 – 2022 учебный год были поставлены следующие задачи:
- Проведение комплексной диагностики речи;
- Выявление и устранение речевых нарушений у детей;
- Формирование артикуляционной и мелкой моторики рук, речевого дыхания;
- Развитие высших психических функций;
- Пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_otchet_2021-2022.docx | 46.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск»
Отчёт
о работе логопедического пункта
за 2021 – 2022 учебный год
Учитель-логопед
Абдукаримова Г.М.
Май 2022 г.
На 2021 – 2022 учебный год были поставлены следующие задачи:
- Проведение комплексной диагностики речи;
- Выявление и устранение речевых нарушений у детей;
- Формирование артикуляционной и мелкой моторики рук, речевого дыхания;
- Развитие высших психических функций;
- Пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов ДОУ.
Деятельность логопедического пункта осуществлялась планомерно и в соответствии с нормативными документами.
В августе-сентябре 2021 г. с целью выявления речевых нарушений у воспитанников было проведено логопедическое обследование детей старшей-подготовительной к школе группы «Непоседы», группы комбинированной направленности «Почемучки», младшей-средней группы «Малышок».
Всего обследовано 46 детей. Из них выявлено:
- нормальное речевое развитие – у 6 детей;
- фонетическое недоразвитие речи – у 9 детей;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи – у 16 детей;
- общее недоразвитие речи – у 15 детей.
В список учёта детей, ожидающих зачисления на коррекционные логопедические занятия, включены 13 воспитанников.
В течение учебного года на коррекционные занятия при логопедическом пункте зачислено 29 детей, имеющих различные речевые нарушения:
- фонетическое недоразвитие речи – 4 детей – 14%;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 12 детей – 41%;
- общее недоразвитие речи – 13 детей – 45%, из них с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – 7 детей.
На всех детей оформлены необходимые документы – речевые карты, листы зачисления и ожидания, листы динамического наблюдения. На детей с ОВЗ создана программа индивидуального логопедического сопровождения.
На протяжении всего учебного года логопедическую помощь регулярно получали все зачисленные на логопункт дети. Проводилась работа по формированию всех компонентов устной речи:
- звукопроизносительной стороны;
- лексико-грамматического строя языка;
- связной речи.
Особое внимание уделялось развитию фонематического восприятия и фонематического слуха.
В результате систематической коррекционной работы по устранению речевых нарушений у всех детей наблюдается положительная динамика.
В результате: к концу учебного года:
с нормой речи выписано 9 детей, что составило 31%;
значительное улучшение отмечено у 17 детей - 59%;
незначительное улучшение наблюдается у 3 детей (дети с ОВЗ) – 10%., динамика улучшения менее значительна ввиду индивидуальных особенностей психологического развития, соматической ослабленности, частых пропусков, ограниченных возможностей здоровья. По причине имеющихся индивидуальных особенностей психического развития следует отметить: эти дети испытывают существенные трудности в усвоении логопедических задач. Несмотря на вышеизложенные причины, у этих воспитанников также отмечается положительная динамика коррекционной логопедической работы.
Для продолжения коррекционной логопедической деятельности в условиях логопункта ДОУ оставлены 10 воспитанников, в школьный логопункт переведены 9 детей. Преемственность с учителем-логопедом начальной школы осуществляется, информация по детям передана.
В итоге проведённого мониторинга результатов коррекционной деятельности получены следующие данные: значительно понизились количественные показатели детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с 45% до 24%, часть из них вышли на уровень фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР), а некоторые даже на уровень фонетического недоразвития речи (ФНР), показатели с заключением «речевое развитие в норме» составили 31%.
В апреле - мае текущего учебного года в подготовительной к школе группах «Непоседы» и «Почемучки» проведён фронтальный контроль и обследование с целью выявления уровня речевого развития детей.
Были подведены итоги, и полученные результаты диагностики доказывают, что в учебном году уровень коммуникативных способностей детей значительно вырос и показатели поднялись до 98%, что указывает на высокий уровень освоения программы «Образовательная область «Речевое развитие».
Работа с родителями:
В работе с родителями большое значение уделялось выполнению заданий с ребёнком дома. Регулярно (еженедельно) предлагались домашние задания для ребёнка с целью повторения и закрепления материала. Большое значение уделялось заданиям по профилактике нарушения письменной речи и подготовки руки к письму, а также памяти и воображению.
Вниманию родителей предложен информационный материал в форме папок-передвижек по темам: : «Развитие фонематических процессов у детей с ТНР»; «Звуковой анализ слова»; «Фонематический слух - основа правильной речи»; «Как расширить словарный запас ребенка»; «Наши пальчики играют», консультация для родителей группы раннего возраста младших дошкольников «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»; консультация для родителей детей старшей и подготовительной к школе групп «Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников»; «Готовим руку к письму» (развитие графомоторных навыков)», «Грамматически правильная речь-залог успешного обучения в школе»; «Чем и как развивать речь ребёнка летом»;
Был подготовлен и размещен дистанционно, семинар-практикум для родителей детей, посещающих логопункт на тему: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"; речевое развлечение для родителей на тему: "Мы идём играть"
Также на сайте ДОУ размещён информационный материал по темам: консультация для размещения на сайте детского сада «Артикуляционная гимнастика»; консультация для размещения на сайте детского сада «Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет (рекомендации для родителей)»
Регулярно проводились консультации по возникающим вопросам, по обращениям, предлагались практические занятия с ребёнком. В период пандемии и карантина, задания и рекомендации для детей, отправлялись в групповые или личные сообщения родителям, через социальные сети.
Работа с педагогами.
С воспитателями групп налажено взаимодействие, регулярно давались рекомендации для закрепления материала.
В феврале 2022 г. для педагогов ДОУ была предоставлена консультация по теме: «Играя, развиваем фонематический слух». В апреле был подготовлен и предоставлен дистанционно, мастер-класс на тему: «Кинезеологический калейдоскоп» для педагогов.
В ноябре 2021г., в мае 2022г. своевременно и качественно была подготовлена документация по представлению детей на психолого-медико-педагогическую комиссию.
В апреле-мае текущего учебного года в старшей - подготовительной к школе группах «Почемучки» и «Непоседы» проведён фронтальный контроль и обследование с целью выявления овладения детьми программы «Образовательная область «Речевое развитие».
Полученные результаты показывают:
- Развитие фонематических процессов составляет 94%;
- Развитие грамматического строя языка – 99%;
- Развитие лексического строя языка – 97%;
- Развитие связной речи – 99%
Таким образом, в 2021 - 2022 учебном году речевое развитие детей в старшей - подготовительной к школе группах в среднем составило 98% выполнения программы, что указывает на высокий уровень освоения программы «Образовательная область «Речевое развитие».
Преемственность с МБОУ ХМР НОШ:
- Взаимодействие с учителем-логопедом начальной школы по вопросу перевода выпускников ДОУ с нарушенным речевым развитием в школьный логопункт для продолжения ведения коррекционной логопедической деятельности с детьми.
- 28.10.2022г. – посещение семинара - практикума на тему «Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе»;
Профессиональная компетентность педагога.
Воспитанники, получающие логопедическую помощь, стали победителями Всероссийской детской интернет-олимпиады «Солнечный свет» для дошкольников, по темам: «по русскому языку для дошкольников» (Тишкина Виктория, 1 место), «Правила вежливости» (Сливочкина Полина, 1 место), «Раз словечко, два словечко» (Гасанбегов Имир,1 место), «Развитие речи» (Бурнашова Анна и Губанова Дарья, занявшие 1 место), по мультфильму «Гуси-лебеди» (Чиков Ратмир, 1 место) под руководством учителя-логопеда.
В текущем учебном году принимала участие и стала победителем Международный образовательный портал «Солнечный свет» интернет-олимпиада по логопедии на тему: «Занятие у логопеда» (1 место), «Термины и определения» (1 место), «Секреты правильной речи» (1 место), «Основные понятия» (1 место), «Я логопед» (1 место), «Моя профессия логопед» (1 место).
Задачи на новый 2022-2023 учебный год:
- Проведение комплексного обследования речи дошкольников средней, старшей и подготовительных групп;
- Развитие у детей всех компонентов устной речи (произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах и формах детской деятельности;
- Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников старшей и подготовительной групп;
- Развитие высших психических функций, процессов: мышления, памяти, внимания, мелкой моторики рук и т.д.;
- Формирование у воспитанников свободного общения с взрослыми и детьми;
- Практическое овладение воспитанниками нормами устной речи;
- Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;
- Осуществление взаимодействия с педагогами по вопросам развития речи дошкольников;
- Пропаганда специальных знаний по логопедии среди родителей и педагогов;
- Пополнение логопедического пункта наглядным дидактическим материалом по формированию устной речи дошкольников;
- Внедрение современных коррекционных технологий в работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Вывод. Подведённые итоги деятельности логопедического пункта за 2021 – 2022 учебный год показывают, что результат логопедического воздействия имеет положительную характеристику у всех детей в разной степени усвоения: 31% - N речи, 59% - динамика улучшения. Большинство родителей выражают желание способствовать более быстрому устранению речевых нарушений у своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план на 2021-2022 учебный год
План работы...
Годовой план на 2021/2022 учебный год
Годовой план поможет старшему воспитателю в системе выстроить методическую работу...
Годовой план на 2021-2022 учебный год
Здесь представлен план работы детского сада на год...
Годовой отчёт за 2021 – 2022 учебный год
Годовой отчёт воспитателя второй младшей группы «Улыбка»Терентьевой Любовь Викторовны о проделанной работеза 2021 – 2022 учебный год...
Годовой отчёт за 2021 - 2022 учебный год
В своей практике по музыкальному воспитанию работаю по следующим программам: программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, использую элем...
Презентация "Годовой отчёт за 2021-2022 уч.г."
Указаны цели и задачи, результативность коррекционной работы....
Презентация "Годовой отчёт за 2021-2022 уч.г."
Указаны цели и задачи года, результативность коррекционной работы...