Годовой отчёт за 2021-2022 учебный год
материал

На 2021 – 2022 учебный год были поставлены следующие задачи:

  • Проведение комплексной диагностики речи;
  • Выявление и устранение речевых нарушений у детей;
  • Формирование артикуляционной и мелкой моторики рук, речевого дыхания;
  • Развитие высших психических функций;
  • Пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchet_2021-2022.docx46.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск»

Отчёт

о  работе логопедического пункта

за 2021 – 2022 учебный год

Учитель-логопед

Абдукаримова Г.М.

Май 2022 г.

На 2021 – 2022 учебный год были поставлены следующие задачи:

  • Проведение комплексной диагностики речи;
  • Выявление и устранение речевых нарушений у детей;
  • Формирование артикуляционной и мелкой моторики рук, речевого дыхания;
  • Развитие высших психических функций;
  • Пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов ДОУ.

Деятельность логопедического пункта осуществлялась планомерно и в соответствии с нормативными документами.

В августе-сентябре 2021 г. с целью выявления речевых нарушений у воспитанников было проведено логопедическое обследование детей старшей-подготовительной к школе группы «Непоседы», группы комбинированной направленности «Почемучки», младшей-средней группы «Малышок».

Всего обследовано  46 детей. Из них выявлено:

  • нормальное речевое развитие – у 6 детей;
  • фонетическое недоразвитие речи – у 9 детей;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи – у 16 детей;
  • общее недоразвитие речи – у 15 детей.

В список учёта детей, ожидающих зачисления на коррекционные логопедические занятия, включены 13 воспитанников.

В течение учебного года на коррекционные занятия при логопедическом пункте зачислено 29 детей, имеющих различные речевые нарушения:

  • фонетическое недоразвитие речи – 4 детей –   14%;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 12 детей –   41%;
  • общее недоразвитие речи – 13 детей –   45%, из них с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – 7 детей.

На всех детей оформлены необходимые документы – речевые карты, листы зачисления и ожидания, листы динамического наблюдения. На детей с ОВЗ создана программа индивидуального логопедического сопровождения.

На протяжении всего учебного года логопедическую помощь регулярно получали все зачисленные на логопункт дети. Проводилась работа по формированию всех компонентов устной речи:

  • звукопроизносительной стороны;
  • лексико-грамматического строя языка;
  • связной речи.

Особое внимание уделялось развитию фонематического восприятия и фонематического слуха.

В результате систематической коррекционной работы по устранению речевых нарушений у всех детей наблюдается положительная динамика.

 В результате: к концу учебного года:

с нормой речи выписано 9 детей, что составило    31%;

значительное улучшение отмечено у 17 детей - 59%;

незначительное улучшение наблюдается у  3 детей (дети с ОВЗ) –  10%., динамика улучшения менее значительна ввиду индивидуальных особенностей психологического развития, соматической ослабленности, частых пропусков, ограниченных возможностей здоровья. По причине имеющихся индивидуальных особенностей психического развития следует отметить: эти дети испытывают существенные трудности в усвоении логопедических задач. Несмотря на вышеизложенные причины, у этих воспитанников также отмечается положительная динамика коррекционной логопедической работы.

Для продолжения коррекционной логопедической деятельности в условиях логопункта ДОУ оставлены 10 воспитанников, в школьный логопункт переведены 9 детей. Преемственность с учителем-логопедом начальной школы осуществляется, информация по детям передана.

В итоге проведённого мониторинга результатов коррекционной деятельности получены следующие данные: значительно понизились количественные показатели детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с 45% до 24%, часть из них вышли на уровень фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР), а некоторые даже на уровень фонетического недоразвития речи (ФНР), показатели с заключением «речевое развитие в норме» составили 31%.

В апреле - мае текущего учебного года в подготовительной к школе группах «Непоседы» и «Почемучки»  проведён фронтальный контроль и обследование с целью выявления уровня речевого развития детей.

Были подведены итоги, и полученные результаты диагностики доказывают, что в учебном году уровень коммуникативных способностей детей значительно вырос и показатели поднялись  до 98%, что указывает на высокий уровень освоения программы «Образовательная область «Речевое развитие».

Работа с родителями:


          В работе с родителями большое значение уделялось выполнению заданий с ребёнком дома. Регулярно (еженедельно) предлагались домашние задания для ребёнка с целью повторения и закрепления материала. Большое значение уделялось заданиям по профилактике нарушения письменной речи и подготовки руки к письму, а также памяти и воображению.

Вниманию родителей предложен информационный материал в форме папок-передвижек по темам: :  «Развитие фонематических процессов у детей с ТНР»; «Звуковой анализ слова»; «Фонематический слух - основа правильной речи»; «Как расширить словарный запас ребенка»; «Наши пальчики играют», консультация для родителей группы раннего возраста младших дошкольников  «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»; консультация для родителей детей старшей и подготовительной к школе групп «Рекомендации логопеда  родителям  будущих  первоклассников»; «Готовим руку к письму» (развитие графомоторных навыков)», «Грамматически правильная речь-залог успешного обучения в школе»; «Чем и как развивать речь ребёнка летом»;

Был подготовлен и размещен дистанционно, семинар-практикум  для родителей детей, посещающих логопункт на тему: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"; речевое развлечение для родителей на тему: "Мы идём играть"

Также на сайте ДОУ размещён информационный материал по темам:  консультация для размещения на сайте детского сада «Артикуляционная гимнастика»; консультация для размещения на сайте детского сада «Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет (рекомендации для родителей)»

        Регулярно проводились консультации по возникающим вопросам, по обращениям, предлагались практические занятия с ребёнком. В период пандемии и карантина, задания и рекомендации для детей, отправлялись в групповые или личные сообщения родителям, через социальные сети.

Работа с педагогами.

С воспитателями групп налажено взаимодействие, регулярно давались рекомендации для закрепления материала.

В феврале 2022 г. для педагогов ДОУ была предоставлена консультация по теме: «Играя, развиваем фонематический слух». В апреле был подготовлен и предоставлен дистанционно, мастер-класс на тему: «Кинезеологический калейдоскоп» для педагогов.

В ноябре 2021г., в мае 2022г. своевременно и качественно была подготовлена документация по представлению детей на психолого-медико-педагогическую комиссию.

        В апреле-мае текущего учебного года в старшей - подготовительной к школе группах «Почемучки» и «Непоседы» проведён фронтальный контроль и обследование с целью выявления овладения детьми программы «Образовательная область «Речевое развитие».

       Полученные результаты показывают:

  • Развитие фонематических процессов составляет 94%;
  • Развитие грамматического строя языка – 99%;
  • Развитие лексического строя языка – 97%;
  • Развитие связной речи – 99%

Таким образом, в 2021 - 2022 учебном году речевое развитие детей в старшей - подготовительной к школе группах в среднем составило 98% выполнения программы, что указывает на высокий уровень освоения программы «Образовательная область «Речевое развитие».

Преемственность с МБОУ ХМР НОШ:

  • Взаимодействие с учителем-логопедом начальной школы по вопросу перевода выпускников ДОУ с нарушенным речевым развитием в школьный логопункт для продолжения ведения коррекционной логопедической деятельности с детьми.
  • 28.10.2022г. – посещение семинара - практикума на тему «Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе»;

Профессиональная компетентность педагога.

Воспитанники, получающие логопедическую помощь, стали победителями Всероссийской детской интернет-олимпиады «Солнечный свет» для дошкольников, по темам: «по русскому языку для дошкольников» (Тишкина Виктория, 1 место), «Правила вежливости» (Сливочкина Полина, 1 место), «Раз словечко, два словечко» (Гасанбегов Имир,1 место), «Развитие речи» (Бурнашова Анна и Губанова Дарья, занявшие 1 место), по мультфильму «Гуси-лебеди» (Чиков Ратмир, 1 место) под руководством учителя-логопеда.

         В текущем учебном году принимала участие и стала победителем Международный образовательный портал «Солнечный свет» интернет-олимпиада по логопедии на тему: «Занятие у логопеда» (1 место), «Термины и определения» (1 место), «Секреты правильной речи» (1 место), «Основные понятия» (1 место), «Я логопед» (1 место), «Моя профессия логопед» (1 место).

Задачи на новый 2022-2023 учебный год:

  • Проведение комплексного обследования речи дошкольников средней, старшей и подготовительных групп;
  • Развитие у детей всех компонентов устной речи (произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах и формах детской деятельности;
  • Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников старшей и подготовительной групп;
  • Развитие высших психических функций, процессов: мышления, памяти, внимания, мелкой моторики рук и т.д.;
  • Формирование у воспитанников свободного общения с взрослыми и детьми;
  • Практическое овладение воспитанниками нормами устной речи;
  • Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;
  • Осуществление взаимодействия с педагогами по вопросам развития речи дошкольников;
  • Пропаганда специальных знаний по логопедии среди родителей и педагогов;
  • Пополнение логопедического пункта наглядным дидактическим материалом по формированию устной речи дошкольников;
  • Внедрение современных коррекционных технологий в работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья.       

Вывод. Подведённые итоги деятельности логопедического пункта за 2021 – 2022 учебный год показывают, что результат логопедического воздействия имеет положительную характеристику у всех детей в разной степени усвоения: 31% - N речи, 59% - динамика улучшения. Большинство родителей выражают желание способствовать более быстрому устранению речевых нарушений у своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план на 2021/2022 учебный год

Годовой план поможет старшему воспитателю в системе выстроить методическую работу...

Годовой план на 2021-2022 учебный год

Здесь представлен план работы  детского сада на год...

Годовой отчёт за 2021 – 2022 учебный год

Годовой отчёт воспитателя второй младшей группы «Улыбка»Терентьевой Любовь Викторовны о проделанной работеза 2021 – 2022 учебный год...

Годовой отчёт за 2021 - 2022 учебный год

В своей практике по музыкальному воспитанию работаю по следующим программам:  программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, использую элем...

Презентация "Годовой отчёт за 2021-2022 уч.г."

Указаны цели и задачи, результативность коррекционной работы....

Презентация "Годовой отчёт за 2021-2022 уч.г."

Указаны цели и задачи года, результативность коррекционной работы...