Семинар «Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
консультация
Профессиональное становление педагогов является одним из обязательных средств повышения качества дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovka_k_slaydam.docx | 34.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Бикбулатова Наталья Сергеевна, я являюсь старшим воспитателем МАДОУ №10 и сегодня я расскажу вам о том, что такое профессиональное становление педагогов и почему оно является одним из обязательных средств повышения качества дошкольного образования.
Как мы все уже знаем, проблема качества дошкольного образования на сегодняшний день является актуальной по современным меркам Российской образовательной системы.
Слайд 2 Основными условиями, которые обеспечивают качество дошкольного образования, являются:
-качественная образовательная программа ДОО и ее высокая программно-методическая обеспеченность, что позволяет воспитателям выстраивать образовательный процесс в соответствии с современными условиями и требованиями развития образования;
-обеспечение безопасности, применение технологий здоровьесбережения, позволяющие организовать образовательный процесс так, чтобы предотвратить физическое и психическое перенапряжение, которое негативно сказывается на здоровье ребенка;
-психолого-педагогические условия;
-пополнение предметно-пространственной среды, которая позволяет ребенку саморазвиваться;
-материально-техническое обеспечение;
-информационно-технологическое обеспечение деятельности ДОУ;
-социальное партнерство с учреждениями образования, досуга, культуры и спорта;
-взаимодействие с семьей;
-непрерывное профессиональное становление педагога, высокий уровень его профессионального развития, его инициативности, самостоятельности, творческой активности и ответственного выполнения своих обязанностей.
Слайд 3 Что мы понимаем под понятием «профессиональное становление»? Профессиональное становление рассматривается как возникновение, образование профессиональных качеств, необходимых для данной профессии.
По определению Петра Ивановича Третьякова профессиональное становление педагога - профессионализация человека (раскрытие его сущностных сил в профессии) в ходе формирующих субъектных воздействий, характеризующаяся системностью и динамичностью личностных и деятельностных преобразований субъекта труда. То есть своими словами – непрерывный рост профессиональных качеств человека под воздействием внутренних (желание педагога расти и развиваться), либо внешних факторов (коллектив, наставничество, методист и т.д.) Согласитесь, что это очень важно, ведь если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети.
Слайд 4 Так какие же существуют пути профессионального становления педагогов? А они следующие, это:
- Школа молодого педагога.
- Наставничество, шефство стажистов над молодыми педагогами.
- Система повышения квалификации.
- Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
- Самообразование педагогов.
- Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.
- Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
- Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
- Участие в конкурсах профессионального мастерства, исследовательских работах.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.
Слайд 5 Особую значимость для профессионального становления педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования.
Задачи методической работы в общем виде можно сформулировать следующим образом:
- повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;
- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
- изучение новых образовательных программ, образовательных государственных стандартов;
- изучение нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании;
- помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.
Слайд 6 Для повышения эффективности методической работы по профессиональному становлению, педагогический коллектив нашего детского сада разделен на группы по принципу качественных результатов их деятельности для более эффективного воздействия на каждого из них (в соответствии с Положением о системе внутренней оценки качества образования в МАДОУ №10):
Первая группа. Педагоги обладают высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. В работе с ними важно помочь реализовать творческие педагогические резервы, предотвратить профессиональный застой. Из таких педагогов формируются рабочие и творческие группы: работа над ОП ДО, разработка положений, экспертная работа (мониторинг, аттестация). Им оказывается помощь в обобщении опыта, создании авторских разработок, программ.
Вторая группа. Педагоги, совершенствующие педагогическое мастерство, они знают, понимают и умеют использовать на практике основные методы и приёмы дидактики, способны понять ребёнка, но им свойственно противоречие между устойчивой мотивацией к обновлению знаний и неумением критически оценивать учебный материал, средства обучения и творчески их использовать. Для этих педагогов важно сформировать свою педагогическую позицию, почерк, на первый план выходит помощь в творческом освоении передового опыта. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам.
Третья группа. Педагоги на этапе становления педагогического мастерства. Группу составляют молодые педагоги. Начинающие педагоги проявляют большой интерес к детям и стойкое желание с ними работать, но у педагогов наблюдается заниженная самооценка ресурсов. Поэтому важно оказывать им эмоциональную поддержку, укреплять веру в себя, помогать в подготовке занятий, планировании, проводить совместный анализ проблемных педагогических ситуаций. Для работы с ними организовано наставничество и школа молодого педагога.
Слайд 7 Школа молодого педагога содействует повышению профессионального мастерства начинающих педагогов. В состав школы входят: руководитель, который выбирается из числа опытных педагогов из группы 1 и молодые педагоги (только пришедшие из учебного заведения в детский сад).
Школа молодого педагога осуществляет следующие функции:
1. Обсуждает и утверждает план работы Школы на учебный год.
2. Изучает образовательные программы дошкольного образования, нормативные документы, Санитарные правила, методическую литературу по вопросам образования.
3. Оказывает консультативную помощь через семинары, тренинги, консультации специалистов, практические занятия, взаимопосещение.
4. Определяет соответствие предметно-развивающей среды и образовательного процесса возрастным, индивидуальным особенностям воспитанников, требованиям общеобразовательной программы дошкольного образования.
По положению Школы, она создается, если в сад поступило не менее трех молодых педагогов, если же их меньше, то в таком случае, за каждым молодым специалистом закрепляется опытный педагог-наставник из первой группы.
Слайд 8 Закрепление за молодым педагогом наставника позволяет ему получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя при этом разнообразные формы взаимодействия друг с другом. Наставник закрепляется за педагогом по приказу заведующего на 1 год (в случае необходимости может быть и дольше). Молодой специалист может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы.
Для наставника данный опыт тоже является полезным - он развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Ведь, как говорил римский философ Луций Сенека: «Уча других, мы учимся сами».
Слайд 9 Хотя педагоги из первой группы и обладают высокими педагогическими способностями, им также необходимо расти и развиваться профессионально. Данных педагогов мы включаем в творческую группу, которая ежегодно переизбирается на установочном педсовете. Как правило, педагоги первой группы – это главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. Далее – по слайду…
Таким образом, воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма, получают дополнительную возможность для самореализации.
Слайд 10 Для того чтобы способствовать профессиональному становлению педагогов, в нашем саду ведется работа по выявлению их профессиональных затруднений и оказанию своевременной помощи.
В начале учебного года каждый педагог заполняет карту затруднений и потребностей педагогического работника. На основании данной карты мною проводится анализ трудностей педагогов (желтый цвет – требуется помощь коллег и методиста, зеленый – обучение на КПК, синий – проведение мастер-класса для коллег), в связи с чем, затем мною разрабатывается план профессионального развития педагогов на учебный год, где предусматривается:
-какая методическая помощь, кому и какими силами, в какой форме будет оказана (взаимопосещения, консультации, курсы повышения квалификации и т.д.);
-у кого из воспитателей, и какой опыт будет изучаться и обобщаться.
Слайд 11 Профессиональное развитие и становление педагога невозможно без грамотно построенного самообразовательного процесса.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – самосознание. Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения. Происходит формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях.
2 этап – планирование. Выбирается тема по самообразованию. Выбор тематики напрямую зависит от интересов педагога, уровня его профессиональной подготовки, личного опыта и должен быть нацелен на достижение определенного результата.
Педагог ставит цель, задачи, прогнозирует результаты своей работы, устанавливает сроки. Темы самообразования педагога обязательно включаются в годовой план работы дошкольной организации и имеют логическую взаимосвязь. Разрабатывается план самообразования в начале учебного года. Он может быть рассчитан на один год или на несколько лет, после его выполнения педагог составляет новый проект, наполняя его наиболее актуальными темами, требующими внимания.
3 этап – теория. Изучается проблема (знакомство с предметом, технологией, методикой, выборочное изучение, анализ, самооценка результатов). Происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.
4 этап – практика. На данном этапе отрабатываются технологии, осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования, реализация запланированных мероприятий.
5 этап – самоконтроль, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Слайд 12 Примерная структура плана самообразования педагога:
- Формулировка выбранной темы.
- Цели и задачи ее изучения.
- Ожидаемый результат.
- Основные этапы работы.
- Сроки выполнения каждого отрезка.
- Перечень мероприятий, проводимых в рамках изучения темы.
- Демонстрация полученных результатов и итоговый отчет.
Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ оформляется в конце учебного года либо после окончания работы над темой, он должен заканчиваться анализом проделанной работы. Это позволит оценить не только эффективность решения задач по устранению той или иной проблемы, но и степень повышения квалификации педагога.
В какой форме должен быть предоставлен отчет воспитателя по самообразованию? Конечно же педагог может выбрать сам, но требования руководителя ДОУ будут являться приоритетными в этом вопросе.
Отчитаться о проведенной работе по самообразованию педагог, помимо составления отчета, может таким образом:
- выступая с докладом на педсовете, ММО ГГО;
- проведя открытые просмотры в ДОУ;
- составив презентацию по созданной им в группе развивающей среде и педагогическим наработкам;
- опубликовав статью на сайте ДОУ, образовательных порталах.
Слайд 13 С целью профессионального становления педагогов, в МАДОУ №10 также как и в других садах города, существует непрерывная система повышения квалификации педагогических кадров через использование новых форм сетевых коммуникаций (дистанционная система повышения квалификации и переподготовки, электронные методические библиотеки, виртуальные методические объединения и сетевые сообщества, профессиональные сайты, прослушивание вебинаров, онлайн-конференций, форумов и т.п.). Их существует довольно много, но на слайде отображены ссылки на проверенные нами порталы. Кстати, на портале ВШДА не только относительно недорогие КПК, но и бесплатные конкурсы для детей (как участие, так и подтверждающие электронные документы)
Сетевое педагогическое сообщество - это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов в таких социальных сетях, как ВК и Одноклассники.
Слайд 14 Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современный детский сад. Информатизация образовательной среды позволяет повысить эффективность образовательного процесса, способствует совершенствованию профессиональной компетентности педагогов. Современный педагог:
- умеет создавать текстовые и графические документы;
- использует компьютер как педагогическое техническое средство;
- умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
- знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.
Про ИКТ-компетентность педагогов уже много сказано, поэтому я не буду вдаваться в подробности, а хочу остановиться на возможности дистанционного обучения владению ИКТ. Дело в том, что на сайте Университета непрерывного образования и инноваций Ивановской области периодически проходят бесплатные онлайн-марафоны «Педагоги России. Инновации в образовании», которые уделяют внимание внедрению электронного обучения в образовательные организации. В конце августа педагогов обучали возможностям Телеграмм-канала, а незадолго до этого – созданию собственных интерактивных ресурсов, работе с сервисами и приложениями, созданию электронных дидактических игр и диалоговых тренажеров, дидактических шаблонов и работе с ними. Во время обучения педагогам предоставляется вполне доступная пониманию видеоинструкция, а затем дается возможность выполнить увиденное на практике. По результатам марафона участникам выдаются бесплатные сертификаты. Поэтому, если кому-то данная информация интересна - ссылка на слайде.
Слайд 15,16 Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, утратили свое значение из-за низкой их эффективности для профессионального развития педагогов и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Поэтому мы стараемся использовать такие интерактивные формы работы с педагогами как: семинары, деловые игры, педагогические ринги, игровые практикумы, мастер-классы, тренинги, подготовленные воспитателями. Что-то проводится на педчасах, что-то – на педсоветах. Воспитатель самостоятельно изучает информацию о новой технологии, готовит и проводит мероприятие, затем совместно с другими педагогами анализирует, выясняет что получилось, что нет, делает вывод о перспективах использования технологии в условиях ДОУ.
Востребованы в ДОУ и такие формы, как разработка методических рекомендаций, сборников дидактического материала для игр и занятий, перечней оборудования для центров развития, презентаций-отчётов, помогающие педагогам проявить не только профессиональные, но и личностные качества (самостоятельность, креативность, амбициозность).
Слайд 17 Очень важным для профессионального становления педагога является и участие в конкурсах профессионального мастерства, выступлениях на ММО. Бывает такое, что воспитатель – сам по себе человек творческий, грамотный, но недооценивает своих возможностей, боится выходить на муниципальный и региональный уровень с опытом своей работы. И, только преодолев робость, неуверенность, понимает, как это круто, когда твои профессиональные и творческие идеи зажигают сердца других педагогов.
Слайд 18 Профессиональное становление и мастерство во многом зависит не только от методической службы, но и от самого педагога - от его желания творить, не бояться смотреть вперед, любить детей, внедрять в свою практику новые идеи, инновации, а главное - самосовершенствоваться.
Слайд 19 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...
педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Цель педсовета: в игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогов ДОУ.Задачи педсовета:· Уточнить теоретические понятия ...
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Улучшение системы качества образования в ДОО является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой. Только активная жизненная позиция педагога, повышение его профессио...
Сообщение "Профессиональное становление педагогов, как средство повышения качества дошкольного образования"
Сообщение для педагогов...
Педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Профессиональное становление рассматривается / по сл. Ожегова/ как возникновение, образование профессиональных качеств, необходимых для данной профессии. И вот сегодня, мы с вами и проверим...
"Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования"
Педагог для ребенка - значимая фигура, на него возлагается ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессионал...
«Модель повышения профессиональной компетентности педагога как средство управления качеством дошкольного образования»
Новые требования, предъявляемые сегодня к деятельности дошкольной образовательной организации в условиях модернизации, ориентируют руководителей на поиск новых, эффективных путей управления....